Научная статья на тему 'Региональное телевидение в России накануне всеобщей дигитализации: «Болевые точки» развития'

Региональное телевидение в России накануне всеобщей дигитализации: «Болевые точки» развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3126
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / REGIONAL TV / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лизунова Ирина Владимировна

Статья посвящена современным проблемам регионального телевещания в России. Охарактеризованы наиболее успешные местные телекомпании Сибири и Дальнего Востока. Названы тенденции и перспективы развития регионального телевидения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TELEVISION IN RUSSIA ON THE EVE OF THE UNIVERSAL DIGITALIZATION: «PAIN POINTS» DEVELOPMENT

The article is devoted to contemporary problems of the regional broadcasting in Russia. Characterized the most successful local companies of Siberia and the Far East. Named tendencies and prospects of development of regional television.

Текст научной работы на тему «Региональное телевидение в России накануне всеобщей дигитализации: «Болевые точки» развития»

УДК 332

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В РОССИИ НАКАНУНЕ ВСЕОБЩЕЙ ДИГИТАЛИЗАЦИИ: «БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ» РАЗВИТИЯ

Ирина Владимировна Лизунова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат исторических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: 2004liv@ngs.ru

Статья посвящена современным проблемам регионального телевещания в России. Охарактеризованы наиболее успешные местные телекомпании Сибири и Дальнего Востока. Названы тенденции и перспективы развития регионального телевидения.

Ключевые слова: региональное телевидение, цифровизация.

REGIONAL TELEVISION IN RUSSIA ON THE EVE OF THE UNIVERSAL DIGITALIZATION: «PAIN POINTS» DEVELOPMENT

Irina V. Lizunova

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Prof. of Department Management and Entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: 2004liv@ngs.ru

The article is devoted to contemporary problems of the regional broadcasting in Russia. Characterized the most successful local companies of Siberia and the Far East. Named tendencies and prospects of development of regional television.

Key words: regional TV, digitalization.

Динамика и вектор эволюции современных электронных СМИ отражают как национальные, так и мировые тенденции. Покрывая огромную территорию, телевидение, по словам исследователей его общественных функций, «представляет собой широкое типологическое разнообразие видов и форм, сохраняет целостность всей системы средств массовой информации России, при этом само является вполне упорядоченной структурой» [1, c. 3].

Современная национальной телеиндустрия складывалась на протяжении двух постсоветских десятилетий, пройдя путь от централизованного государственного телевещания, реализовывающего, прежде всего, идеолого-воспитательные функции, до сложной диверсифицированной системы производства, агрегации и доставки аудиовизуального контента с различными функциональными задачами, организационными формами, техническими каналами и источниками финансирования [4, c. 10].

Вслед за ростом рекламного рынка наблюдалось быстрое развитие эфирного телевещания: расширялась география и охват телевизионным сигналом, шло формирование новых телекомпаний. Активизация платного неэфирного телевещания, образование многоканальной структуры телеиндустрии резко увеличили возможности формирования стратифицированного регионального телепространства. Так, по данным исследования АЦВИ «Телевидение глазами телезрителей» за десять лет XXI в. число телеканалов в административных центрах Сибири и Дальнего Востока значительно выросло, а в некоторых областных центрах - почти в четыре раза: с 6 до 25 [6, c. 24]. Однако на фоне расширения общероссийского медиапространства, роста предложений на телевизионном рынке, проникновения в регионы спутникового, кабельного, мобильного и

интернет-ТВ, сужается роль регионального телевидения, меняется его структура. И это несмотря на то, что за два постсоветских десятилетия региональное телевидение заняло ключевое место в общероссийской системе средств массовой информации, как по времени медиапотребления и охвату аудитории, так и по результативности воздействия на нее.

Современное телевидение можно классифицировать по различным признакам: по способу трансляции (эфирное, кабельное, спутниковое, интернет-ТВ, мобильное), по специфике деятельности (универсальное, специализированное), по форме собственности (государственное, частное, смешанное), а также по охвату вещания (географическому рынку). Последний признак позволяет выделить общенациональное (федеральное), ведущее трансляцию на всю страну и региональное (местное) телевидение, осуществляющее вещание на город (область, край, федеральный округ). По сути, под региональным телевидением подразумевается совокупность местных (городских и областных) телевещательных компаний (телеканалов), предлагающих зрителям контент, непосредственно затрагивающий проблемы и интересы жителей региона.

Напомним, что в начале 1990-е гг. Россия пережила бурный процесс создания регионального телевидения: на местах на один общенациональный канал приходились десятки независимых региональных телестудий. Однако уже во второй половине 1990-х гг. начавшаяся монополизация и концентрация медийных компаний привела к постепенной потере независимости отдельными телерадиовещательными предприятиями. На данную ситуацию повлияли многие факторы: приход многих центральных каналов буквально во все края и области Сибири и Дальнего Востока, завоевание местных рекламных телерынков федералами. В результате изменившихся «правил игры» и последовавшего за ним передела рекламного рынка, местные рекламодатели практически ушли с регионального телевидения. Ранее финансово самостоятельные сибирские телекомпании вынуждены были заключать партнерские соглашения с федералами, теряли самостоятельность, зачастую и частоту вещания, функционировали в виде врезок в блоки телеканала-партнера, либо попадали в зависимость от местной администрации, либо, не выдержав финансово-экономических трудностей, закрывались. В 2000-е гг. в стране начался обратный процесс - процесс сокращения регионального телевидения. В настоящее время продолжает сохраняться приоритет федеральных каналов, а вместе с тем и «зависимость региональных телекомпаний от региональных органов власти и бюджетных дотаций» [5, с. 15]. По этому поводу достаточно ясно высказалась генеральный директор крупнейшей региональной телекомпании Приморского края, практически полностью финансируемой из бюджета края КГБУ «Общественное телевидение Приморья» С. Доронина. Она отметила, что «до тех пор, пока существует придуманная в 90-е годы господином Лесиным и его фирмой «Видео Интернешнл» схема, то есть будут разрешены региональные рекламные врезки в рекламные блоки центральных каналов, частный бизнес в региональное телевидение не будет вкладывать ни копейки. .. .Если бы не местные бюджеты, регионального телевидения давно бы уже не было» [5, с. 10].

По данным TNS в начале 2010 г. в 29 городах России вещало 198 региональных телеканалов. Однако только 17 из них оставались самостоятельными каналами, обеспечивая программирование своего эфира в течение 18-24 часов в сутки и транслируя собственный контент (см. табл. 1) [2, с. 17]. Остальное подавляющее большинство региональных телеканалов вещало в партнерстве с общенациональными (федеральными) телеканалами и размещало собственные передачи в эфире 1-3 часа в сутки.

Среди самостоятельных телекомпаний наиболее успешными являлись: «Первое краевое ТВ» (Хабаровск), собирающее около 6% местной аудитории, «ТВ-2» (Томск, 5,3%), «Афонтово» (Красноярск, 4,9%), «Аист» (Иркутск, 3,5%), «Югра» (Тюмень, 1,1%), «ОТС» (Новосибирск, 0,7%) (табл. 1).

Таблица 1

Самостоятельные полновещающие региональные каналы

Город Канал Рейтинг, % Доля, %

1 Хабаровск 06: Первое краевое ТВ 1,0 5,9

2 Томск 05: ТВ-2 1,0 5,3

3 Красноярск 09: Афонтово-9 0,9 4,9

4 Нижний Новгород 07: Волга 0,7 4,0

5 Иркутск 11: Аист 0,6 3,5

6 Новосибирск 49: 49 Канал 0,6 2,9

7 Ярославль 43: НТМ 0,6 2,8

8 Уфа 08: БСТ 0,6 2,7

9 Санкт-Петербург 31: 100 ТВ 0,4 2,6

10 Екатеринбург 26: Четвертый канал 0,6 2,2

11 Челябинск 23: Восточный экспресс - 23 0,3 2,1

12 Казань 02: ТНВ 0,3 1,9

13 Челябинск 31: 31 Канал 0,3 1,7

14 Краснодар 41: НТК 0,3 1,7

15 Екатеринбург 24: ОТВ 0,2 1,5

16 Тюмень 31: Югра 0,2 1,1

17 Новосибирск 31: ОТС 0,1 0,7

Региональные телекомпании, вещающие на федеральном канале, имели разный рейтинг популярности, зависящий чаще всего от того, с какой сетью он сотрудничает и делит частоту вещания. Наибольшая популярность сохранялась у местных ГТРК - региональных партнеров «России 1», отмечалась у телеканала «Спектр» - компаньона НТВ в Барнауле и других местных телекомпаний, сотрудничавших с Рен-ТВ, СТС и ТНТ (табл. 2) [2, а 21].

Местные негосударственные телекомпании, возникнув в абсолютном большинстве краев и областей Сибири и Дальнего Востока, образовали уникальный и подчас парадоксальный симбиоз: развлекательные программы федерального канала дополняются в них информационными передачами местного (как, например, СТС и «Мир» в Новосибирске, ТНТ и «Антенна-7» в Омске, «ТВ-2» и Рен-ТВ в Томске). Нетрудно заметить и наличие в таких дуэтах разных идеологических подходов в отборе информации (как Рен-ТВ и его региональный партнер ОРТРК «12 канал» в Омске).

Таблица 2

Наиболее популярные региональные каналы и их партнеры

Город Канал Рейтинг регионального канала %

1 Казань 11: Рен-ТВ / Эфир 3,0

2 Красноярск 11: СТС / СТС-Прима 2,9

3 Красноярск 07: Рен-ТВ / 7 Канал 2,4

4 Нижний Новгород 12: Рен-ТВ / Рен-ТВ - Сети НН 2,4

5 Барнаул 12: ТНТ / ТНТ-Барнаул 2,3

6 Иркутск 06: Рен-ТВ / НТС 2,3

7 Красноярск 06: Домашний / ТВК 2,0

8 Новосибирск 10: СТС / СТС-Мир 1,0

9 Новосибирск 04: ТВ-3 / Регион ТВ 0,9

Первоначально в регионе практически в каждом областном (краевом) центре возникли телекомпании, ориентированные на максимальный охват аудитории и разнообразный тематический и жанровый контент. Прежде всего, к ним относятся местные телеканалы, входящие в сеть дочерних филиалов Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК). Помимо государственных телерадиокомпаний к так называемым «каналам общего интереса» относятся региональные телекомпании (ТК), ориентированные на все категории населения. Многие из них широко известны своим телепродуктом с разнообразными программами и передачами, ориентированными на самый широкий охват местной аудитории; командой профессиональных журналистов и высококвалифицированных управленцев. Конкуренция заставляет их искать новые форматы и завоевывать зрительские симпатии. На региональном уровне нужно особо выделить такие города, как Красноярск и Томск, известные своими ТК, работающими в широком контентном диапазоне, яркой концентрацией собственных программ, плеядой популярных журналистов, членов Российской академии телевидения.

Однако если говорить о местных филиалах государственных телерадиокомпаний, то необходимо заметить, что реформирование начала 2000-х гг. лишило местные ГТРК самостоятельности в формировании сетки вещания, урезав их во времени и в содержательности программ. Гендиректор крупнейшей телекомпании Дальнего Востока С. Доронина, утверждая, что производства регионального телевизионного продукта в виде телепрограмм в регионах уже практически не осталось (КГБУ «Общественное телевидение Приморья» является редким исключением), называет причины такого печального положения. Это финансовая и организационно-вещательная несамостоятельность местных ТК. Региональные ГТРК, превратившись в филиалы, лишились эфирного времени на канале «Россия 1», для них были оставлена возможность эфира в виде врезок в программы новостей [5, с. 14].

«Региональное телевидение выполняет в первую очередь информационную функцию и функцию социальной идентификации, помогая жителям городов России соотносить себя и свою жизнь с жизнью своего региона. Только местное телевидение может показать основные события, познакомить с историей, современными проблемами, лицами, событиями города, области, края. Ни один федеральный канал не поможет телезрителю осознать себя гражданином своего города, понять, чем его регион отличается от других, не расскажет о самых близких для него проблемах. Основная ниша региональных каналов - это освещение жизни в регионе» [3, с. 35].

Заключив договорные отношения с сетевым партнером общенациональным сетевиком, местные телекомпании поначалу теряют самостоятельность, затем индивидуальность и, в конечном итоге, зрительскую аудиторию. Существует точка зрения, что региональное телевидение и как самостоятельный бизнес, и как некая редакционная деятельность в России переживает не лучшие времена. Более того, некоторые аналитики считают, что «это не просто временный спад, а финальная конфигурация и много регионального телевидения в России не будет уже никогда» [7, с. 45].

Грядущая цифровизация ТВ беспокоит многих телевизионных деятелей, практиков и экспертов. По мнению многих, единственный выход из сложного положения для краевых и областных телекомпаний собственного вещания, вхождение с собственным сто процентным вещанием в первый общероссийский мультиплекс. «В ином случае все 86 регионов останутся без собственного краевого вещания, что, вообще-то, катастрофа... А для муниципальных каналов решения просто нет - серьезно никто этот вопрос не ставит и не озвучивает, хотя вопрос очень важный».

Финальную точку в процессе потери самостоятельности и независимости местными ТК и, в целом, существовании регионального телевидения, поставит предстоящая эфирная дигитализация 2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алпеева Н. Н. Социокультурная роль регионального телевидения России (анализ деятельности Западной Сибири). Автореф. ... канд. фил. наук. - СПб, 2003. 21 c.

2. Ивашкина О., Бузин В. Что такое региональное телевидение // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. - 2010. - №7. - С. 21.

3. Ивашкина О., Бузин В. Что такое региональное телевидение // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. - 2011. - №11. - С. 35.

4. Коломиец В.П., Полуэхтова И.А. Российское телевидение: индустрия и бизнес / Аналит. центр «Видео Интернешнл»; Под ред. В.П. Коломийца, И.А. Полуэхтовой. - М., 2010. - 300 с.

5. Маградзе Р. Региональное телевидение продолжает выживать // Теле-Спутник. -2012. - сентябрь. - С. 10-15.

6. Телевидение глазами телезрителей / Аналитический центр «Видео Интернешнл»; Под ред. Полуэхтовой И.А. - М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012. - 364 с.

7. Что происходит с региональным телевидением сегодня / Беседа с вице-президентом НАИ И. Мишиным // Телецентр. - 2007. - №4. - С. 41-45.

8. Карпик А. П., Ащеулов В. А. Государственная аккредитация академии -платформа для подготовки специалистов новой формации // Вестник СГГА. - 2013. -Вып. 2 (22). - C. 126-135.

9. Карпик А. П., Каленицкий А. И., Соловицкий А. Н. Новый этап развития геодезии - переход к изучению деформаций блоков земной коры в районах освоения угольных месторождений // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 3-10.

10. Лисицкий Д. В. Перспективы развития картографии: от системы «Цифровая земля» к системе виртуальной геореальности // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). -С. 8-17.

© И. B. Лизунова, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.