Научная статья на тему 'Особенности реформирования ЖКХ муниципального образования на основе программно-целевого подхода'

Особенности реформирования ЖКХ муниципального образования на основе программно-целевого подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайбуллина Лейла Иркиновна

Рассматривается применение программно-целевого метода реформирования ЖКХ в муниципальных образованиях как инструмента повышения эффективности реформирования жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях. Содержит оригинальный подход в исследовании вопроса реформирования ЖКХ в муниципальных образованиях в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article application of programming-target method of housing and communal services reforming in municipal unions as tool of increase of efficiency of reforming of housing and communal services in municipal unions is considered. Contains the original approach in research of a question of housing and communal services reforming in municipal unions in long-term prospect.

Текст научной работы на тему «Особенности реформирования ЖКХ муниципального образования на основе программно-целевого подхода»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермишина, А.В. Конкурентоспособность региона: методика оценки потенциала кластеризации [Электронный ресурс] / А.В. Ермишина // Стратегическое планирование в городах и регионах России : [сервер для специалистов по территориальному стратегическому планированию, Санкт-Петербург]. — Режим доступа: http://www. citystrategy.leontief.net/?it=10401 18.09.2005

2. Мигранян, А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой [Текст] / А.А. Мигранян // Вестник КРСУ. — 2002. — № 3.

3. Четырбок, Н.П. Кластерная политика как метод активизации инновационных процессов в регионах [Текст] / Н.П. Четырбок // Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: матер. республ. науч.-практ. конф. (Гродно, 19—20 октября 2005 г.). — Мн.: ГУ «БелИСА», 2005. — 100 с.

4. A practical guide to cluster development [Text] : A Report to the Department of Trade and Industry and the English RDAs by Ecotec Research & Consulting. — London, 2004.

5. Fujigaki, Yuko. Concept Evolution in Science and Technology Policy [Text] / Yuko Fujigaki and Akiya Nagata : The process of change in relationship among university, industry, and government. — Science and Public Policy 25 (6): 387—395, 1998.

6. Oliver, A. Networking Network Studies [Text] / A. Oliver and M. Ebers: An Analysis of Conceptual Configurations in the Study of Interorganizational Relationships. — Organization Studies 19(4): 549—583, 1998.

7. Бабкин, А.В. Формирование инновационно-промышленного кластера на основе виртуального предприятия [Текст] / А.В. Бабкин, С. А. Уткина // Российский научный журнал. Экономика и управление. — 2012.- № 10 (84).

УДК 332.812.123

Л.И. Хайбуллина

ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ МУНИЦИПАЛЬНОГО О Б РАЗОВАН И Я НА ОС НО В Е П РОГРАМ М НО- Ц Е Л Е ВО ГО П ОДХОДА

В современных условиях комплексное социально-экономическое развитие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований невозможно без дальнейшего осуществления процесса модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), которое является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения населения и одной из социально значимых сфер российской экономики.

Существуют различные концепции проведения реформ в сфере ЖКХ. Одним из самых эффективных, по нашему мнению, является применение программно-целевого метода, т. е. определение параметров преобразований и порядка их проведения в рамках целевой программы. Основной целью данной статьи является изложение особенностей формирования целевой программы на основе определенной концепции, т. е. того, что должна содержать программа по реформированию ЖКХ.

Концепция муниципальной целевой программы развития жилищно-коммунального хозяйства должна содержать характеристику и прогноз развития сложившейся ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства субъекта РФ, обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом, цели и задачи областной целевой программы. Концепция областной целевой программы также определяет основные направления модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства субъекта РФ, сроки и этапы реализации, объемы и источники финансирования, раскрывает основные положения механизма реализации. Кроме того, приводится оценка ожидаемой эффективности реализации муниципальной целевой программы.

На стадии принятия решения о целевой программе развития жилищно-коммунального хозяйства главой муниципального обра-

зования издается соответствующее распоряжение, в котором указываются основные условия начала работ, структурное подразделения органа исполнительной власти муниципального образования, уполномоченного на выполнение функции заказчика, а также непосредственный разработчик программы (структурное подразделения органа исполнительной власти муниципального образования или сторонняя организация).

Подготовка муниципальной целевой программы развития жилищно-коммунального хозяйства, согласно концепции ее формирования, предполагает создание организационных структур с определением форм участия государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений. В органе исполнительной власти муниципального образования создается рабочая группа по подготовке проекта региональной целевой программы развития жилищно-коммунального хозяйства, в состав которой могут входить представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих структур, научно-исследовательских организаций, которые заинтересованы в обеспечении функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства региона.

Важным моментом на стадии разработки проекта муниципальной целевой программы развития жилищно-коммунального хозяйства является определение состава и содержания частей и элементов, образующих программу, т. е. особенности ее структурного построения.

Говоря о концепции целевой программы, необходимо различать содержательную (сущностную) и документальную структуру. Содержательная структура характеризует разделение программы на структурные элементы в соответствии с содержанием каждого из них и роль, которую они играют в осуществлении программы, т. е. реализуемые функции. Документальная структура определяет состав и содержание документов, образующих программу как единый сводный документ в официальном виде. Обе структуры находятся в определенной взаимосвязи, но далеко не идентичны, что не исключает

совпадение элементов той и другой структуры [1]. Такое деление структуры целевой программы имеет существенное теоретико-методологическое значение. Так, она поможет раскрыть форму и содержание концепции целевой программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Б.А. Райзберг и А.Г. Лобко представляют содержательную структуру программы в виде отдельных частей (блоков), на которые разделяется программа в соответствии с основной функцией, выполняемой каждой частью в осуществлении программно-целевого метода и достижении программных целей. Так, они выделяют целевой, функциональный, исполнительный, ресурсный, организационный блоки.

Целевой блок, согласно концепции, содержит характеристику главной цели программы и подцелей разных уровней, определяющих в совокупности целевую установку программы. Функциональный блок программы представляет совокупность согласованных по содержанию и увязанных во времени осуществления функциональных мероприятий, направленных на достижение целей программы. Исполнительный (адресный) блок программы формируется в целях увязки мероприятий программы с их исполнителями в лице разных институтов, органов управления, министерств, ведомств, государственных и негосударственных, коммерческих и общественных организаций разных форм собственности, тем или иным образом участвующих в осуществлении программы, включая ее финансирование. Ресурсный блок характеризует совокупность, количественные и качественные параметры ресурсного обеспечения программы, т. е. объемы и виды материальных, трудовых, информационных, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, и источники их получения. Организационный блок программы характеризует организацию ее разработки, состав и функции органов, участвующих в разработке, структуру, права и обязанности органов, управляющих осуществлением программы, особенности хозяйственного механизма управления разработкой и реализацией программы [1].

С позиции рассмотрения документальной структуры, определяющей согласно концептуальным основам программно-целевого реформирования виды и содержание документов и информационных материалов, которыми представлена целевая программа, выделяют следующие разделы:

— характеристика проблемы, на решение которой направлена программа;

— основные цели и задачи программы;

— сроки и этапы реализации программы;

— система программных мероприятий;

— ресурсное обеспечение программы;

— организация управления и механизм реализации программы;

— ожидаемые результаты реализации программы с указанием целевых индикаторов и показателей;

— оценка социально-экономической и экологической эффективности программы.

Согласно концепции своего формирования, муниципальная целевая программа развития жилищно-коммунального хозяйства должна иметь паспорт. В нем указываются: наименование программы; основание для разработки; должностное лицо, утвердившее программу; дата утверждения; наименование и номер соответствующего нормативного акта; заказчик программы; основные разработчики программы; цели и задачи программы; важнейшие целевые индикаторы и показатели программы; сроки и этапы реализации программы; характеристика программных мероприятий; объемы и источники финансирования программы; ожидаемые конечные результаты реализации программы; система организации и контроля за исполнением программы.

В целях контроля ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также анализа выполнения мероприятий по модернизации и реформированию, предусмотренных концепцией целевой программы, необходима эффективная организация мониторинга, включающего этапы сбора, обработки и анализа информации о состоянии объектов жилищно-коммунального хозяйства региона, а также о результатах проводимых преобразований.

По ежегодным результатам мониторинга осуществляется своевременное внесение изменений и дополнений в целевую программу, решение о которых принимается органами

исполнительной власти муниципального образования по итогам ежегодного рассмотрения отчета о ходе реализации программы или по представлению уполномоченных органов.

При выборе целевых индикаторов и показателей, используемых согласно концепции для определения результатов реализации региональной целевой программы развития жилищно-коммунального хозяйства, должны учитываться соответствующие аспекты эксплуатации жилищного фонда и систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Кроме того, следует руководствоваться следующими требованиями [2].

1. Однозначность — изменения целевых индикаторов региональной целевой программы должны однозначно характеризовать положительную или отрицательную динамику происходящих изменений состояния жилищно-коммунального хозяйства, а также не иметь различных толкований.

2. Измеримость — каждый целевой индикатор региональной целевой программы должен быть количественно измерен.

3 Доступность — наличие исходной информации для расчета значений индикаторов региональной целевой программы, отсутствие необходимости проведения дополнительных исследований и минимизация затрат времени и ресурсов для расчета значений.

4. Достижимость — целевые, значения индикаторов региональной целевой программы быть достижимы в срок и на основании ресурсов, предусматриваемых концепцией областной целевой программы.

Муниципальная целевая программа развития жилищно-коммунального хозяйства является базовым документом для разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, которые, в свою очередь, являются базовым документом для разработки инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса муниципального образования.

Таким образом, согласно рассмотренным в статье концептуальным основам формирования целевой программы по реформированию ЖКХ можно сделать вывод о многогранности и многозадачности данного процесса, требующих серьезной аналитической базы для принятия решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Райзберг, Б.А. Программно-целевое планирование и управление [Текст] : учебник / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. - М.: Инфра-М, 2000.

2. Хайбуллина, Л.И. Применение программно-

целевого метода к реформированию сферы ЖКХ в малых городах РФ [Текст] / Л.И. Хайбуллина // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2011. — № 5.

УДК 332

В.А. Рубан

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕ Р Р ИТО Р ИАЛ Ь Н О-ОТРАСЛ Е ВО Й ЭКО НО М И Ч Е С КО Й С И СТЕ М Ы

НА ОСНОВЕ ПАРТНЕРСТВА

Сегодня в ряде регионов и муниципальных образований остро ощущается дисбаланс в развитии социальной и экономических частей системы. Растет миграционный отток населения и бизнеса из регионов Сибири и Дальнего Востока, а также внутрирегиональная урбанизация. Разделение функций государства и бизнеса привело к недоиспользованию (невостребованности) части социального потенциала проблемных территорий, особенно в области социальной инфраструктуры. Это стало в числе прочих причиной разрушения экономического потенциала.

Практика реформирования показала, что государство не может просто переложить свои обязанности на муниципалитет, бизнес и население. Необходима консолидированная ответственность всех сторон в формировании среды жизнедеятельности.

Основным посылом к развитию территориально-отраслевых экономических систем является их привлекательность для населения и бизнеса. И здесь возникающие проблемы не могут быть решены усилиями только одной стороны — производителя услуг. Необходимо участие всех субъектов для их решения.

Таким образом, проблема формирования методологии управления развитием территориально-отраслевых экономических систем на основе партнерства является весьма актуальной.

Под привлекательностью территориально-отраслевой экономической системы (ТОЭС) мы понимаем соответствие системы как требуемым запросам потребителей — субъектов системы, так и требуемым темпам роста показателей ее функционирования. Привлекательность территориально-отраслевой экономической системы выражается в организации среды жизнедеятельности, направленной на получение стратегических конкурентных преимуществ, обеспечивающих экономическую и социальную привлекательность (см. схему).

Основным положительным результатом развития территориально-отраслевой экономической системы является возросшая социальная и экономическая привлекательность ее территории.

Социальная привлекательность — это способность социально-экономических систем региона удовлетворять спрос субъектов рынка социальных услуг и возможности реализации человеческого капитала на конкурентоспособном уровне по сравнению с другими регионами. Социальная привлекательность определяется как объективными показателями уровня и качества жизни, так и субъективными факторами территориальных преференций.

Экономическая привлекательность, по нашему мнению, определяется возможностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.