Научная статья на тему 'Программно-целевые методы реформирования ЖКХ в муниципальных образованиях РФ (на примере г. Братска)'

Программно-целевые методы реформирования ЖКХ в муниципальных образованиях РФ (на примере г. Братска) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECONOMY / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / PLANNING / POLICY-TARGET METHODS / MUNICIPAL UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайбуллина Лейла Иркиновна

В статье рассматривается применение программно-целевых методов реформирования ЖКХ в муниципальных образованиях как инструмента повышения эффективности реформирования жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях. Содержит оригинальный подход в исследовании вопроса реформирования ЖКХ в муниципальных образованиях в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Programming-target methods of reforming of housing and communal services in municipal unions of the Russian Federation (on an example of Bratsk city)

An article application of programming-target methods of housing and communal services reforming in municipal unions as tool of increase of efficiency of reforming of housing and communal services in municipal unions is considered. Contains the original approach in research of a question of housing and communal services reforming in municipal unions in long-term prospect.

Текст научной работы на тему «Программно-целевые методы реформирования ЖКХ в муниципальных образованиях РФ (на примере г. Братска)»

6. Понятия «Девелопмент», «Девелопер», «Проект» и «Управление проектом». URL: http://developerov.net/development/ (дата обращения: 28.06.2011).

7. Проблемы загородного рынка: риски и последствия. URL: http://zagorod.ru/articles/2011/04/ 28/estate/problemyi_zagorodnogo (дата обращения: 28.06.2011).

8. Услуги. URL: http://www.dmdevelop.ru/services/ (дата обращения: 28.06.2011).

ЛИ. ХАЙБУЛЛИНА

Лейла Иркиновна ХАЙБУЛЛИНА — аспирантка кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. з.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова СПбГУЭФ.

В 2006 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — управление и планирование социально-экономическими процессами на муниципальном уровне.

^ ^ ^

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РФ

(на примере г. Братска)

Административное понятие муниципального образования впервые официально введено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления» [2].

В современных условиях жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения, образующего местное сообщество.

С позиции системного подхода жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования (города) можно рассматривать как подсистему структуры более высокого уровня — субъекта Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, имеющих статус субъекта Российской Федерации). Однако жилищно-коммунальное хозяйство города само является сложной системой и состоит из множества взаимосвязанных элементов, выступающих в качестве единого целого.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство — это более 3 триллионов рублей оборота в год, 3 миллиарда квадратных метров жилищного фонда, 18 видов осуществляемых услуг и около 4,5 миллионов человек, которые работают в жилищно-коммунальном хозяйстве [1].

Жилищно-коммунальное хозяйство с 1992 г. находится в процессе реформирования, которое осуществляется, в том числе, посредством целевых программ. Данные программы входят в структуру плана социально-экономического развития муниципального образования, в том числе и в г. Братск (см. рис.).

При разработке программ органы местного самоуправления ориентируются на документы федерального уровня: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"», где определены главные требования к разделам

ГРНТИ 06.52.35 © Л.И. Хайбуллина, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Н. Петрова.

федеральной целевой программы; Приказ Минэкономразвития РФ от 17 июня 2002 г. № 170, где утвержден типовой «каркас» комплексной программы развития субъекта РФ.

Обращаясь к программно-целевому методу как инструменту реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, можно отметить, что главным аспектом его применения является возможность использования формата программы в качестве инструмента управления, что позволяет планировать ресурсы в соответствии с поставленными целями, обеспечивая возможность оценки результатов принимаемых управленческих решений. Кроме того, являясь обязательным элементом программы, система показателей, в составе механизма ее реализации, позволяет осуществлять оценку эффективности средств, направленных на реализацию данной конкретной программы.

Ист.: Администрация г. Братска.

Рис. Структура плана социально-экономического развития г. Братска

Еще одним немаловажным обстоятельством применения программно-целевого метода при реформировании жилищно-коммунального хозяйства на уровне муниципального образования является возможность осуществления финансирования целевой программы из различных источников. Выстраивание связующих между целевыми программами разных уровней (федерального, регионального, муниципального) позволяет привлекать на реализацию муниципальных мероприятий программы средства бюджетов других уровней.

(см. табл. 1).

Таблица 1

Объемы финансирования Программы «Жилищно-коммунальное хозяйство» г. Братска

Наименование Общий объем финансирования на 2008-2017 гг., млн руб. В том числе на 2008-2012 гг., млн руб.

Программа «Жилищно-коммунальное хозяйство», всего 2312,973 1059,773

в том числе:

городской бюджет 1010,162 471,562

привлеченные средства 1302,811 588,211

Ист.: Администрация г. Братска.

Процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства на уровне муниципального образования имеет свои особенности в части управления финансами. Использование программно-целевых методов позволяет формировать бюджет программы с учетом стратегических целей и задач муниципального образования, соблюдая при этом строгую привязку к целям и задачам на основе индикаторов результативности и эффективности (см. табл. 2).

Таблица 2

Показатели-индикаторы результативности развития Программы «Жилищно-коммунальное хозяйство» г. Братска

Наименование показателя Факт 2006 г. Оценка 2007 г. Показатели развития

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Доля ветхого и аварийного жилья в общем объеме жилого фонда города, % 3,5 3,4 3,2 3,0 2,8 2,6 2,4

Количество лифтов в жилищном фонде, отработавших предельный срок эксплуатации и подлежащих замене, ед. 64 54 40 37 0 0 0

Доля отремонтированных внутрикварталь-ных проездов в общем объеме внутриквар-тальных проездов города, % 11,32 31,22 44,54 57,37 65,59 70,50 75,41

Доля отремонтированных подъездов от общего количества подъездов жилых домов города, % 9,07 18,68 30,01 43,23 57,58 63,48 69,38

Доля благоустроенных зеленых зон в общем объеме зеленых зон города, % 0 17,65 23,53 27,94 33,82 44,00 51,76

Экономический эффект от установки приборов учета и регулирования тепловой энергии, холодной и горячей воды, млн руб. 6,5 5,0 12,1 0,443 0,279 0,381 0,50

Ист.: Администрация г. Братска.

На сегодняшний день повышение эффективности и результативности управления на уровне муниципального образования — одна из приоритетных задач в России. Основанной также на программно-целевом методе и рекомендованной к внедрению является система БОР (бюджет, ориентированный на результат), которая предусматривает ряд инструментов эффективного управления бюджетными средствами, в том числе при реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на уровне муниципального образования.

Решением Думы г. Братска от 26 сентября 2006 г. утверждена Муниципальная целевая программа «Реформирование ЖКХ города Братска на 2008-2012 годы», направленная на осуществление комплексных мероприятий, обеспечивающих успешное участие муниципального образования г. Братска в Проекте Министерства регионального развития и Всемирного банка реконструкции и развития «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России».

В I квартале 2008 г. Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству был объявлен конкурсный отбор участников совместного Проекта Правительства РФ и Всемирного банка реконструкции и развития «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России» (далее — Проект).

Администрация г. Братска подготовила необходимые материалы и представила заявку на участие в конкурсном отборе. При этом Братск стал единственным городом Иркутской области, подавшим такую заявку.

10 июля 2008 г. на заседании Межведомственной рабочей группы по подготовке и реализации Проекта подведены итоги конкурсного отбора его участников. В результате анализа заявок, которые подали 56 муниципальных образований из 46 регионов России, определены 10 основных и 4 резервных участника Проекта. Город Братск получил наивысшую оценку среди участников конкурсного отбора и занял 1 -е место.

Участникам Проекта будет оказана поддержка в реализации программы реформы ЖКХ, осуществляемой Правительством РФ на региональном и муниципальном уровнях.

Проект сосредоточен на реформировании всего сектора ЖКХ — от предприятий по управлению и обслуживанию жилья до предприятий коммунальных услуг, а также на содержании и техническом обслуживании существующего жилищного фонда и работе коммунальных сетей. Проект сочетает в себе выполнение обширной программы реформ в сфере ЖКХ с реальными инвестициями, направленными на восстановление, модернизацию и переоснащение существующей инфраструктуры. При этом большое внимание уделено улучшению социальной защиты потребителей услуг ЖКХ и информированию населения о проводимых реформах.

Размер финансирования муниципальных образований составляет 175 млн долл., которые распределены на безвозмездной и безвозвратной основе среди основных участников Проекта. Условием предоставления средств для финансирования инвестиционных проектов стало успешное осуществление программы реформирования ЖКХ. На первоначальном этапе были выделены средства, которые составляют лишь небольшую часть от предусмотренных в масштабной Программе Правительства. По итогам реализации реформ г. Братск получил поддержку в виде гранта для обновления и восстановления существующей инфраструктуры.

Проект Муниципальной целевой программы «Реформирование ЖКХ города Братска на 2008-2012 годы» направлен на выполнение условий первого этапа совместного Проекта и представляет собой комплексный организационно-методологический и практический план действий по реализации приоритетных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Объемы финансирования Программы составили 68 236 тыс. руб., в том числе на 2008 г. — 18 000, на 2009 г. — 34 136, на 2010 г. — 16 100 тыс. руб.

Финансовое обеспечение Проекта рассчитано с учетом средств, предусмотренных постановлением мэра г. Братска от 7 ноября 2007 г. № 3179 для исполнения графика проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, в границах муниципального образования г. Братска в размере 52 100 тыс. руб., и средств, предоставляемых комитету ЖКХ для принятия новых бюджетных обязательств в среднесрочном финансовом плане г. Братска на 2008-2012 гг., утвержденном постановлением мэра г. Братска от 14 ноября 2007 г. № 3259.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бумакова И.Н. Жилищно-коммунальное хозяйство касается каждого // Жилищно-коммунальное хозяйство. 2010. № 12. С. 3-6.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. 2003. № 202. 8 окт.

А.П. ХИЛКОВА

Алена Павловна ХИЛКОВА — аспирантка кафедры региональной экономики и природопользования СПбГУЭФ. В 2008 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — региональная экономика ^ ^ ^

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА*

Общественный транспорт Санкт-Петербурга является одной из важнейших отраслей жизнеобеспечения, формирующих необходимые предпосылки для стабильного развития города. В настоящее время практически 80 % трудоспособного населения пользуется услугами общественного транспорта, который по рабочим дням перевозит более 9 млн пассажиров [2].

Санкт-Петербург обладает развитой системой городского пассажирского транспорта (ГПТ), которая по уровню разветвленности и объему перевозок не только не уступает крупнейшим городам мира, но и превосходит их.

Нормальная работа городского пассажирского транспорта возможна лишь при слаженной работе всех его видов. Поэтому городу требуется комплексная программа развития ГПТ, с единым управлением как наземным транспортом, метрополитеном, так и пригородными железными дорогами.

Развитие ГПТ признано в мире первоочередной и наиболее эффективной мерой борьбы с автомобильными заторами. Легковой автомобиль имеет наихудшие показатели по использованию площадей транспортных маги-

ГРНТИ 06.61.33 © А.П. Хилкова, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра геогр. наук, проф. Э.Л. Файбусовича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.