Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 39—48. Audit journal. 2021;(4): 39 — 48.
УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Научная статья УДК 657.1
doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-39-48 NIION: 2017-0074-4/21-006 MOSURED: 77/27-021-2021-04-206
Особенности реформирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе в соответствии с международными стандартами общественного сектора
Анастасия Викторовна Черткова
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. Проводимая реформа бюджетной сферы непосредственным образом связана с изменениями в области бухгалтерского учета и с формированием отчетности. Автором обозначены отдельные этапы реформирования, а также определены проблемы применения федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, связанные с соблюдением качественных характеристик.
Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности общественной сферы, федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, реформирование бюджетной сферы
Для цитирования: Черткова А. В. Особенности реформирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе в соответствии с международными стандартами общественного сектора // Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 39 — 48. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-39-48.
ACCOUNTING AND REPORTING
Original article
Features of reforming accounting and reporting in the public sector in accordance with international public sector standards
Anastasia V. Chertkova
Perm State National Research University, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. The ongoing reform of the budgetary sphere is directly related to changes in the field of accounting and reporting. The author outlines the individual stages of the reform, as well as identifies the problems of applying federal accounting standards for public finance related to the observance of quality characteristics.
Keywords: international standards of financial reporting in the public sphere, federal accounting standards for public finance, reforming the budgetary sphere
For citation: Chertkova A.V. Features of reforming accounting and reporting in the public sector in accordance with international public sector standards // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2021 ;(4): 39-48. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-39-48 (In Russ.).
© Черткова А.В., 2021
Государственному сектору России свойственно постоянное и планомерное изменение. Вопросы совершенствования системы государственного управления были актуальны и остаются таковыми на протяжении всей истории Российского государства. Одной из главных целей реформирования государственного сектора является эффективное, прозрачное управление общественными финансами. Длительное реформирование бюджетной системы неразрывно связано с одобренными Правительством Российской Федерации программными документами, акцентированными на конкретные проблемы и результаты. Так, в 1999—2001 гг. реализовы-валась Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации [1], в 2000—2004 гг. действие властей связано с развитием органов федерального казначейства [2], до 2005 г. происходило развитие бюджетного федерализма [3], в 2004—2006 гг. — реформирование бюджетного процесса [4], в период 2006—2008 гг. концепция связана с повышением эффективности государственных и муниципальных финансов [6], в 2010— 2012 гг. проведена работа по повышению эффективности бюджетных расходов [7]. В 2013 г. распоряжением Правительства РФ № 293-р утверждается государственная программа «Управление государственными финансами» [8]. Итогами работы проводимой бюджетной реформы в обозначенные ранее периоды стали внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, переход к среднесрочному планированию, регламентация закупочных процедур, создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, формирование бюджетов в соответствии с государственными программами, установление правового статуса государственных (муниципальных) бюджетных, автономных и казенных учреждений, а также изменение подходов к финансовому обеспечению учреждений первых двух типов, регулирование вопросов государственного и муниципального финансового контроля. При этом, несмотря на развитие нормативного правового регулирования, методического обеспечения, сделать выводы о завершении реформирования бюджетной системы невозможно.
Управление общественными финансами непосредственным образом связано с бухгалтерским учетом. Без качественного ведения учета невозможно оценить имеющиеся активы и возникшие обязательства государственного сектора. Осознавая это, реализация государственных программ по управлению государст-
венными финансами связана и с реформированием системы бухгалтерского учета и формированием отчетности.
С позиции автора, глобальные изменения в области бухгалтерского учета и отчетности, связанные с расширением границ, обозначены в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации на 2004— 2006 гг. Реформа предполагала изменение бюджетной классификации и бюджетного учета на основе сближения российской системы с международными стандартами, что предполагало не только возможность расширения экономических границ, но и возможность сравнения эффективности деятельно -сти государственных органов.
Неким отступлением от общеконцептуальных изменений бюджетной системы стала Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом министра финансов РФ от 1 июля 2004 г. № 180 [9]. Она непосредственным образом была связана с учетом и отчетностью и направлена на повышение качества информации и ее доступности заинтересованным пользователям. Уже на тот момент было оценено, что сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности в полной мере не обеспечивает должного качества и ограничивает возможность ее полезного использования. Данные выводы применялись как в отношении коммерческого, так и некоммерческого секторов экономики.
Значительный период времени проходит до того момента, когда в 2010 г. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Международным банком реконструкции и развития проводят работу по официальному переводу 31 стандарта Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (далее — МСФООС) на русский язык. В отличие от международных аналогов для коммерческого сектора, в отношении МСФООС не принято решение по их введению на территории России. Стандарты общественного сектора были размещены на официальном сайте уполномоченного органа — Министерства финансов Российской Федерации.
При этом проделанная работа по внедрению стандартов общественного сектора имела незначительные результаты. Такой вывод можно сделать исходя из оценки ограничений и нерешенных проблем управления общественными финансами, отраженной в распоряжении Правительства РФ № 293-р. В нормативном правовом акте обозначены несоответ-
ствие международным стандартам системы бухгалтерского учета и составления отчетности в секторе государственного управления, а также низкая открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников указанного сектора. Вновь определено, что основными инструментами реформирования бухгалтерского учета и отчетности для коммерческих организация будут Международные стандарты финансовой отчетности, для организаций бюджетной сферы — МСФООС. Немаловажной задачей при формировании и представлении отчетности является обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной, надежной и сопоставимой информации о хозяйствующем субъекте, что прежде всего заключается в ее публикации.
На смену государственной программе «Управление государственными финансами» в 2014 г. вступил в силу новый программный документ Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 320 [5]. Одной из задач подпрограммы «Повышение качества управления бюджетным процессом» является повышение прозрачности бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы, а также совершенствование ее формирования, ориентированное на сближение с международными стандартами финансовой отчетности в общественном секторе. В качестве целевого показателя указанной подпрограммы обозначена доля нормативных правовых актов (федеральных стандартов), синхронизированных с МСФООС. Вероятно, это послужило отправной точкой для дальнейших действий по реформированию бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере. В 2015 г. утверждаются Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, а также непосредственно Программа их разработки. В дальнейшем эти документы претерпевают значительные изменения, которые отражены в табл. 1.
Стоит предположить, что значительные изменения в Программу разработки федеральных стандартов внесены ввиду сложности адаптации международных норм к национальной системе бухгалтерского учета и формирования отчетности, приведения в соответствие с федеральными стандартами иных нормативных документов, а также определе-
ния приоритетности разрабатываемых стандартов в бухгалтерском сообществе при решении вопросов отражения хозяйственных операций.
Тем не менее, это привело к тому, что результатом проделанной работы стали федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (ранее — федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора), которые поэтапно внедряются с целью их использования организациями бюджетной сферы.
Как отмечают А.А. Мажажихов, Ю.В. Меньшакова [27], разработка и принятие стандартов в государственном секторе позволяют сделать бухгалтерскую (финансовую) отчетность максимально достоверной, облегчая принятие управленческих решений. Кроме того, они способствуют повышению качества и согласованности учетных практик в мире. Э.С. Дружиловская [26] связывает внедрение федеральных стандартов с совершенствованием действующих учетных правил и повышением реалистичности информации в отчетности организации. Следует отметить, что применение федеральных стандартов фундаментальным образом изменило содержательную часть учета и отчетности. Безусловно, внедренные федеральные стандарты внесли значительные изменения в учет и отчетность бюджетной сферы, переняв многие аспекты от международных аналогов. С 1 января 2018 г. вступили в силу пять федеральных стандартов: «Основные средства», «Аренда», «Обесценение активов», «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора», «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Основные изменения, которые внесли федеральные стандарты, вступившие в силу с 1 января 2018 г., отражены в табл. 2.
Важными основополагающими документами с точки зрения определения целей, принципов подготовки отчетности, определения ее пользователей, а также форм представления являются федеральные стандарты «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» и «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора». До вступления в силу указанных документов субъекты бюджетного учета применяли соответствующие инструкции по составлению и представлению отчетности, и непосредственным образом, Федеральный закон «О бухгалтерском
учете». Внедренные стандарты определили базовые концептуальные моменты при формировании и представлении отчетных форм субъектом отчетности. Сравнивая их с меж-
дународными документами, несомненно, присутствуют отдельные синхронизированные аспекты норм в международной и национальной практике.
Таблица 1. Анализ изменений Правил подготовки и Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора
Период Этап разработки Реквизиты нормативного правового акта
2015 г. Утверждение Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора Приказ Минфина России от 23 марта 2015 г. № 45н [10]
Утверждение Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора Приказ Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 64н [11]
2016 г. Внесение изменений в приказ Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 64н Приказ Минфина России от 25 ноября 2016 г. № 218н [12]
2017 г. Утверждение Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017—2019 гг. Приказ Минфина России от 31 октября 2017 г. № 170н [18]
2018 г. Признание утратившими силу приказов Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 64н, от 25 ноября 2016 г. № 218н, от 31 октября 2017 г. № 170н Приказ Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 36н [19]
Утверждение Программы разработки федеральных с стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2018—2020 гг.
Признание утратившими силу приказов Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 64н, от 25 ноября 2016 г. № 218н, от 31 октября 2017 г. № 170н, от 28 февраля 2018 г. № 36н Приказ Минфина России от 31 октября 2018 г. № 223н [20]
Утверждение Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019—2021 гг.
2019 г. Признание утратившим силу приказа Минфина России от 21.10.2018 № 223н Приказ Минфина России от 19 марта 2019 г. № 45н [21]
Утверждение Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019—2021 гг.
Утверждение Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов Приказ Минфина России от 16 октября 2019 г. № 167н [22]
Утверждение Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2020—2023 гг. Приказ Минфина России от 25 декабря 2019 г. № 252н [23]
2020 г. Утверждение Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2020—2023 гг. Приказ Минфина России от 22 мая 2020 г. № 89н [24]
2021 г. Утверждение Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2021—2024 гг. Приказ Минфина России от 25 марта 2021 г. № 48н [25]
Источник: составлено автором.
Таблица 2. Основные изменения в соответствии с федеральными стандартами
Наименование федерального стандарта Основные изменения
Основные средства[14] • Появляются критерии признания актива, основным из которых является прогнозируемое получение от использования объекта экономических выгод или полезного потенциала; • определен перечень фактических затрат, включаемых в первоначальную стоимость основного средства, приобретенного в результате обменной операции или созданного субъектом учета; • появляется группа основных средств «инвестиционная недвижимость»; • дополнены методы начисления амортизации (метод уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции (услуг)); • введено понятие «справедливая стоимость» основного средства
Обесценение активов [16] • Закреплены непосредственно понятия «обесценение актива», «убыток от обесценения актива»; • обозначены внешние и внутренние признаки, свидетельствующие о наличии обесценения актива
Аренда [15] • Возникают термины «операционная аренда» и «финансовая аренда», определены признаки классификации объектов основных средств в качестве объектов учета операционной и финансовой аренды; • появляется дисконтированная стоимость объектов
Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности [17] • Определены цели бухгалтерской (финансовой) отчетности; • зафиксирован обобщенный состав и содержание показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей публичному раскрытию
Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора [13] • Появление термина «справедливая стоимость»; • рассмотрены аспекты передачи учета и отчетности централизованной бухгалтерии; • определены правила подписания электронных документов
Источник: составлено автором.
В соответствии со стандартами формируется финансовая отчетность общего назначения, т.е. предназначенная для удовлетворения тех пользователей, которые не имеют возможности получать отчетность, подготовленную специально для своих особых информационных нужд. При этом информация, содержащаяся в ней, должна быть полезной для подотчетности и принятия решений. Соответственно финансовая отчетность должна быть доступной и понятной этим пользователям. На понятность информации влияют в том числе и способы ее описания. Для удовлетворения запросов пользователей стандарты акцентируют внимание на обязательной публикации финансовой отчетности (т.е. ее открытости). Таким образом, внедренные федеральные стандарты внесли изменения не только в «содержательную часть» бухгалтерского учета, но и обозначили условия подготовки и представления финансовой отчетности, что является немаловажным фактором для ее получения и дальнейшего анализа пользователями.
С этой точки зрения проанализирована отчетность учреждений высшего образования, входящих в рейтинг, подготовленный Российской академией народного хозяйства и государственной службы Российской Федерации [28]. Для анализа отобраны 30 учреждений высшего образования, входящих в рейтинг. Предметом анализа отчетности учреждений высшего образования стало наличие отчетных форм, необходимых для публикации за 2020 г. Отметим, что в состав финансовой (бухгалтерской) отчетности включены бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка. В качестве источника получения данных о деятельности учреждений выступает официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru [29]. Полученные результаты проведенного анализа представлены на рис. 1.
Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760)
Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723)
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721)
0,20 0,40 0,60 0,80 1,00 П X | да □ нет
Рис. 1. Анализ размещения форм бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений высшего образования за 2020 г.
Проведенный анализ отчетных форм учреждений позволяет сделать выводы об отсутствии должного уровня размещения информации для публичного использования. Среди представленных для анализа учреждений отсутствовала отчетность в целом у одного учреждения. У 90% учреждений размещена форма баланса государственного (муниципального) учреждения, у 87% — форма отчета о финансовых результатах деятельности учреждения. При этом у всех учреждений, входящих в периметр исследования, отсутствуют размещенные формы отчета о движении денежных средств учреждения и пояснительная записка к балансу учреждения, что не позволяет в полной мере сделать выводы о финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Таким образом, реформирование бюджетной сферы длительный период времени претерпевает значительные изменения. Причем они касаются многих аспектов управления общественными финансами. Не исключением является и сфера бухгалтерского учета и представления отчетности организаций бюджетной сферы. Продолжительное время приоритетным направлением развития данной сферы является максимальная синхронизация с МСФООС. При этом непосредственная работа по стандартизации в России носит цикличный характер. В 2010 г. МСФООС переведены на русский язык, в 2015 г. организована работа по разработке федеральных стан-
дартов на основе МСФООС, с 2018 г. вступили в силу первые федеральные стандарты. Безусловно, отмечаются существенные изменения в способах (методах) учета и представления отчетности. Содержательная часть учета и отчетности дополнилась. Акцентировав внимание на содержании, наблюдаются значительные нарушения качественных характеристик представления информации. Проведенный анализ официально опубликованных форм отчетности показал низкий уровень открытости и понятности информации. Это, в свою очередь, может привести к неверной интерпретации отчетных данных пользователями финансовой отчетности общего назначения.
Список источников
1. Постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 862 «О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 годах» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.10.2021).
2. Постановление Правительства РФ от 23 июня 1999 г. № 677 «О Федеральной целевой программе развития органов Федерального казначейства на 2000—2004 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: www. consul -tant.ru/ (дата обращения: 10.10.2021).
3. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. № 584 «О Программе развития
бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consul-tant.ru/ (дата обращения: 15.10.2021).
4. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.10.2021).
5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.10.2021).
6. Распоряжение Правительства РФ от
3 апреля 2006 г. № 467-р «О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006—2008 годах и плане мероприятий по ее реализации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.10.2021).
7. Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.10.2021).
8. Распоряжение Правительства РФ от
4 марта 2013 г. № 293-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.10.2021).
9. Приказ Минфина РФ от 1 июля 2004 г. № 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.10.2021).
10. Приказ Минфина России от 23 марта 2015 г. № 45н «Об утверждении правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
11. Приказ Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгал-
терского учета для организаций государственного сектора» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
12. Приказ Минфина России от 25 ноября 2016 г. № 218н «О внесении изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. № 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
13. Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.05.2021).
14. Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.05.2021).
15. Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 258н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.05.2021).
16. Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 259н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.05.2021).
17. Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 260н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.05.2021).
18. Приказ Минфина России от 31 октября 2017 г. № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017—2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 10 апре-
ля 2015 г. № 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора» и от 25 ноября 2016 г. № 218н «О внесении изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. № 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
19. Приказ Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 36н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2018—2020 гг. и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2017 г. № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017—2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. № 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора» и от 25 ноября 2016 г. № 218н «О внесении изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. № 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
20. Приказ Минфина России от 31 октября
2018 г. № 223н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019—2021 гг.» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
21. Приказ Минфина России от 19 марта
2019 г. № 45н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019—2021 гг.» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
22. Приказ Минфина России от 16 октября 2019 г. № 167н «Об утверждении Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета
государственных финансов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
23. Приказ Минфина России от 25 декабря 2019 г. № 252н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2020—2023 гг.» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
24. Приказ Минфина России от 22 мая
2020 г. № 89н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на
2020—2023 гг.» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
25. Приказ Минфина России от 25 марта
2021 г. № 48н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на
2021—2024 гг.» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
26. Дружиловская Э.С. Первые федеральные стандарты бухгалтерского учета негосударственного сектора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. № 23 (407). С. 2—12.
27. Мажажихов А.А., Меньшакова Ю.В. Роль и значение стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе России // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2016. № 1. С. 93—96.
28. Образование в России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://russiaedu.ru/ rating
29. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://bus.gov.ru/
References
1. Decree of the Government of the Russian Federation ofJuly 30, 1998 No. 862 «On the Concept of Reforming Interbudgetary Relations in the Russian Federation in 1999—2001» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 15.10.2021).
2. Decree of the Government of the Russian Federation ofJune 23, 1999 No. 677 «On the Federal Target Program for the Development of Federal Treasury Bodies for 2000—2004» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 10.10.2021).
3. Decree of the Government of the Russian Federation of August 15, 2001 No. 584 «On the Program for the Development of Budgetary Federalism in the Russian Federation for the Period up to 2005» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 15.10.2021).
4. Decree of the Government of the Russian Federation of May 22, 2004 No. 249 «On measures to improve the efficiency of budgetary expenditures» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 15.10.2021).
5. Decree of the Government of the Russian Federation ofApril 15, 2014 No. 320 «On approval of the state program of the Russian Federation «Management of public finances and regulation of financial markets» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 10.15.2021).
6. Order of the Government of the Russian Federation ofApril 3, 2006 No. 467-r «On the Concept of increasing the efficiency of interbudg-etary relations and the quality of management of state and municipal finances in 2006—2008 and an action plan for its implementation» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date accessed: 15.10.2021).
7. Order of the Government of the Russian Federation of June 30, 2010 No. 1101-r «On approval of the Program of the Government of the Russian Federation to improve the efficiency of budget expenditures for the period up to 2012» [Electronic resource] // Access mode: http: www. consultant.ru/ (date of access: 15.10.2021).
8. Order of the Government of the Russian Federation of March 4, 2013 No. 293-r «On approval of the state program of the Russian Federation «Public finance management» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 15.10. 2021).
9. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of July 1, 2004 No. 180 «On Approval of the Concept for the Development of Accounting and Reporting in the Russian Federation for the Medium Term» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 10.17.2021).
10. Order of the Ministry of Finance of Russia dated March 23, 2015 No. 45n «On approval of the rules for the preparation and clarification of the program for the development of federal accounting standards for public sector organizations» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date access: 08.08.2021).
11. Order of the Ministry of Finance of Russia dated April 10, 2015 No. 64n «On approval of the program for the development of federal account-
ing standards for public sector organizations» [Electronic resource] // Access mode: http: www. consultant.ru/ (date of access: 08.08. 2021).
12. Order of the Ministry of Finance of Russia dated November 25, 2016 No. 218n «On amendments to the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated April 10, 2015 No. 64n «On approval of the program for the development of federal accounting standards for public sector organizations» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 08.08.2021).
13. Order of the Ministry of Finance of Russia dated December 31, 2016 No. 256n «On approval of the federal accounting standard for public sector organizations «Conceptual foundations of accounting and reporting of public sector organiza-tions» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru / (date of access: 02.05.2021).
14. Order of the Ministry of Finance of Russia dated December 31, 2016 No. 257n «On approval of the federal accounting standard for public sector organizations «Fixed assets» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 02.05 .2021).
15. Order of the Ministry of Finance of Russia dated December 31, 2016 No. 258n «On approval of the federal accounting standard for public sector organizations «Rent» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 02.05. 2021).
16. Order of the Ministry of Finance of Russia dated December 31, 2016 No. 259n «On approval of the federal accounting standard for public sector organizations «Impairment of assets» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 02.05 .2021).
17. Order of the Ministry of Finance of Russia dated December 31, 2016 No. 260n «On approval of the federal accounting standard for public sector organizations «Submission of accounting (financial) statements» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 05.02.2021).
18. Order of the Ministry of Finance of Russia dated October 31, 2017 No. 170n «On approval of the program for the development of federal accounting standards for public sector organizations for 2017—2019 and on recognizing as invalid the orders of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated April 10, 2015 No. 64n «On approval of the program for the development of federal accounting standards for public sector organizations» and dated November 25, 2016 No. 218n «On amendments to the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of April 10, 2015 No. 64n «On approval of the program for the
development of federal accounting standards for public sector organizations» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 08.08.2021).
19. Order of the Ministry of Finance of Russia dated February 28, 2018 No. 36n «On approval of the program for the development of federal accounting standards for public sector organizations for 2018—2020. and on recognizing as invalid the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated October 31, 2017 No. 170n «On approval of the program for the development of federal accounting standards for public sector organizations for 2017—2019. and on recognizing as invalid the orders of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated April 10, 2015 No. 64n «On approval of the program for the development of federal accounting standards for public sector organizations» and dated November 25, 2016 No. 218n «On amendments to the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of April 10, 2015 No. 64n «On approval of the program for the development of federal accounting standards for public sector organizations» [Electronic resource] // Access mode: http: www. consultant.ru/ (date of access: 08.08.2021).
20. Order of the Ministry of Finance of Russia dated October 31, 2018 No. 223n «On approval of the program for the development of federal accounting standards for public sector organizations for 2019—2021». [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 08.08.2021).
21. Order of the Ministry of Finance of Russia dated March 19, 2019 No. 45n «On approval of the program for the development of federal accounting standards for public sector organizations for 2019—2021». [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 08.08.2021).
22. Order of the Ministry of Finance of Russia dated October 16, 2019 No. 167n «On approval of the Rules for the preparation and clarification of the program for the development of federal accounting standards for public finance». [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 08.08.2021).
23. Order of the Ministry of Finance of Russia dated December 25, 2019 No. 252n «On approval of the program for the development of federal accounting standards for public finance for 2020— 2023». [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 08.08.2021).
24. Order of the Ministry of Finance of Russia dated May 22, 2020 No. 89n «On approval of the program for the development of federal accounting standards for public finance for 2020—2023.» [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 08.08.2021).
25. Order of the Ministry of Finance of Russia dated March 25, 2021 No. 48n «On approval of the program for the development of federal accounting standards for public finance for 2021— 2024». [Electronic resource] // Access mode: http: www.consultant.ru/ (date of access: 08.08.2021).
26. Druzhilovskaya E.S. The first federal accounting standards for the non-state sector // Accounting in budgetary and non-commercial organizations. 2016. No. 23 (407). P. 2—12.
27. Mazhazhikhov A.A., Menshakova Yu.V. The role and importance of accounting standards in the public sector of Russia // Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia. 2016. No. 1. P. 93—96.
28. Education in Russia. [Electronic resource] // Access mode: https://russiaedu.ru/rating
29. Official site for posting information about state (municipal) institutions. [Electronic resource] // Access mode: https://bus.gov.ru/
Информация об авторе А.В. Черткова — ассистент кафедры учета, аудита и экономического анализа.
Information about the author
A.V. Chertkova — assistant of the department of accounting, audit and economic analysis.
Статья поступила в редакцию 03.11.2021; одобрена после рецензирования 15.11.2021; принята к публикации 04.12.2021. The article was submitted 03.11.2021; approved after reviewing 15.11.2021; accepted for publication 04.12.2021.