Методические аспекты учетно-аналитического обеспечения бухгалтерского и налогового учёта в сфере дизайнерских услуг
Шаповал Елена Валентиновна
к.э.н., доцент Государственный [email protected]
Чеботарёва Зоя Валентиновна
к.э.н., доцент Государственный [email protected]
университет управления,
университет управления,
В статье описываются внешние и внутренние факторы, влияющие на порядок организации бухгалтерского и налогового учета в дизайнерских организациях, с учетом специфики оказания дизайнерских услуг. Ведение бухгалтерского и налогового учёта в сфере дизайна является актуальным вопросом в современной практике учета, так как постоянно вносятся изменения в нормативно-правовые акты. Обоснована непосредственная связь выбранного режима налогообложения в организациях, специализирующихся на дизайне, с порядком ведения налогового учета. А также обоснована сущность Модели учетно-аналитического обеспечения бухгалтерского и налогового учёта в сфере дизайнерских услуг на основе сочетания и взаимодействия системы бухгалтерского учета и выбранного режима налогообложения в дизайнерской организации. В основе исследования, представленного в данной статье, лежит системный подход к бухгалтерскому и налоговому учёту в сфере дизайнерских услуг, это позволит принимать обоснованные управленческие решения, способствующие развитию бизнеса.
Ключевые слова: дизайнерские услуги, бухгалтерский, налоговый, учет, общая, упрощенная, патентная система налогообложения.
На современном этапе рынок дизайнерских услуг стабильно растет, несмотря на сложную ситуацию с пандемией COVID-19, когда специалисты многих отраслей остались без работы, дизайнеров практически это не затронуло. Однако для успешного развития деятельности дизайнерских услуг специалистам этой сферы необходимо менять свое мышление на креативное, осваивать смежные профессии в арт-направлениях, быстро ориентироваться в продуктовой линейке, уметь анализировать чувства и психологию заказчика. Дизайнерские услуги занимают значительную нишу в сфере услуг.
При росте объема рынка дизайнерских услуг постоянно увеличивается необходимость их обоснованного бухгалтерского и налогового учета. Поскольку отраслевых стандартов по бухгалтерскому и налоговому учету дизайнерских услуг нет, то возникает проблема разработки научно-обоснованной методики организации системы бухгалтерского и налогового учета. При этом решение данного вопроса вменяется в компетенцию главного бухгалтера предприятия. При отсутствии отдельных отраслевых стандартов целесообразно руководствоваться общими правилами учета, установленными в законодательных актах по бухгалтерскому и налоговому учету.
Определены основные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского и налогового учета в организациях, оказывающих дизайнерские услуги (рис. 1).
см о см
сч
О!
О Ш
т
X
<
т О X X
Рисунок 1 - Основные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского и налогового учета организаций дизайнерских услуг [составлено авторам по материалам исследования].
Руководство организаций дизайнерских услуг по -разному может повлиять на внешние и внутренние факторы. А именно, оказание руководства организаций на внешние факторы весьма ограничено. В то же время, руководство организации может влиять опосредованно на внутренние факторы.
Известно, что бухгалтерский учет в организациях сферы услуг ведется на основании положений Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей отношения, возникающие при возмездном оказании услуг, Писем Минфина России, стандартов, а также внутренних регламентов, положений и инструкций, самостоятельно разрабатываемых в организации дизайнерских услуг.
Выделены следующие специфические особенности сферы услуг, влияющие на порядок организации бухгалтерского и налогового учета:
- удовлетворение клиента происходит, путем предоставления нематериальных услуг, при этом может появиться проблема оценки полезности и качественности услуги;
- оказываемые услуги потребляются параллельно с ее производством;
- производство каждой услуги сильно взаимосвязано с конкретным потребителем, поэтому ее сложно сделать стандартной, и как следствие это влияет на ее стоимость;
- в процессе оказания услуг возникают сложности, которые заключается в трудности выявления и исправления ошибок, а также несоответствия в процессе оказания услуги, так как одновременно происходит ее производство и потребление.
В организациях сферы услуг бухгалтерский учет доходов и расходов осуществляется по каждому выполненному договору возмездного оказания услуг на основании актов выполненных работ и другой документации, удостоверяющей выполнение услуг.
В договоре возмездного характера оказания услуг должно быть указано, что исполнение обязательств по просьбе заказчика, заключается в оказании конкретной услуги. Заказчик должен оплатить оказанные ему услуги. У заказчика при этом, есть право отказаться от оплаты услуг в любое время, но при условии, что он погасил расходы исполнителя, которые были понесены последним при оказании услуги заказчику [1].
Существенным условием заключаемого договора является определение срока выполнения обязательств, а также периода оплаты оказанных услуг заказчиком.
Порядок бухгалтерского учета в организациях дизайнерских услуг [3] напрямую связан с видом его специфическими особенностями деятельности, а также с выбранным режимом налогообложения.
В процессе возмездного оказания услуг важным показателем финансового результата деятельности является учет доходов и расходов [8].
Доходы учитывается в соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 [4] являются доходами от обычных видов деятельности. В организациях дизайнерских услуг выручкой считаются объемы выполненных услуг, засвидетельствованные актом обеими сторонами. К бухгалтерскому учету выручка от реализации принимается в сумме, рассчитанной в денежной оценке на дату подписания сторонами акта на выполненные услуги. Если оплата от заказчика по акту поступает не в полном объеме, то непогашенная задолженность отражается в к бухгалтерском учете, как
сумма дебиторской задолженности. Сумма поступлений и дебиторская задолженность определяется исходя из цены, установленной договором между организацией оказывающей дизайнерские услуги и заказчиком.
Организация учета затрат это важный аспект учётной работы, потому что от правильности расчета себестоимости дизайнерских услуг зависит конечный результат деятельности, т.е. прибыль или убыток, тем самым и достоверность бухгалтерской отчётности.
Расходы, которые несет организация при оказании услуг, относятся к расходам от обычной деятельности в соответствии с п. ПБУ 10/99 [5]. При этом основные группировки расходов от обычных видов деятельности можно представить на рисунке 2.
Рисунок 2 - Группировка расходов от обычных видов деятельности [составлено авторами по материалам исследования]
При этом такие расходы могут быть: - прямыми, которые можно отнести к конкретному виду услуг, то есть сформированными при производственном процессе, например, отчисления на социальные нужды, заработная плата и т.д.;
-косвенными (накладными), которые возникли при управлении организацией, например, коммунальные услуги, заработная плата управляющих, амортизация и др., и их придется распределять между видами услуг в соответствии с установленным в учетной политике способом распределения косвенных расходов.
Важно отметить, что организация, оказывающая услуги, должна самостоятельно утвердить перечень затрат, которые следует относить к прямым, либо к косвенным, учитывая специфические черты деятельности.
В практике бухгалтерского учета затрат на оказываемые дизайнерские услуги наиболее распространен по-заказный метод. При этом затраты определяются на основании конкретного заказа, набора аналогичных заказов. В организации необходимо на каждый заказ завести карточку с номером заказа. Кроме того, в карточке должны быть прописаны сроки выполнения услуги. При этом в процессе оказания услуги в эту карточку записываются все расходы.
Оказание дизайнерских услуг в некоторых случаях осуществляется из материалов заказчика. Как следствие, себестоимость на оказание услуг у исполнителя не будет включать стоимость материалов заказчика. У заказчика будут же учтены все расходы, понесенные в связи с выполнением заказа.
Учет материалов у заказчика с 01.01.2021 года должен осуществляться на основании ФСБУ 5/2019 - «Запасы» [6], с учетом изменений федерального стандарта.
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
см
0 см
см
01
о ш т
X
3
<
т О X X
Запасы придется оценивать дважды — при поступлении в организацию и после принятия к учету. По новым требованиям организации должны представлять информацию об оценке запасов, в учете они должны быть признаны по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость представляет собой суммы расходов, направленные на приобретение активов, их доставку, доведение до состояния, пригодного к использованию или продаже. При получении безвозмездно или при расчете с поставщиком не денежными средствами, запасы оцениваются по справедливой стоимости. Определение этой стоимости раскрыто в МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».
Так как большинство организаций дизайнерских услуг обычно применяют упрощенную систему учёта, то они имеют право признавать ценности без учета скидок и условий отсрочки. При этом в первом случае правила оценки различных видов запасов будут существенно отличаться друг от друга. Выполнять требования, отраженные в ФСБУ 5/2019[6], должны все дизайнерские организации, ведущие бухгалтерский учет и составляющие отчетность на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» [3]. Но при этом предусмотрены исключения из стандарта организациям бюджетной сферы, а для малых предприятий, к которым в большинстве своем, относятся организации дизайна, разрешено вести учет по упрощенным правилам, т.е. малые предприятия смогут самостоятельно выбирать станут ли они применять нормы нового стандарта ФСБУ 5/2019 или нет.
Следует отметить, что заказчик может предоставлять необходимые для оказания дизайнерской услуги материалы по одному из двух нижеуказанных вариантов:
- заказчик передает материалы организации-исполнителю для оказания дизайнерской услуги;
- заказчик заключает с организацией-исполнителем, оказывающей дизайнерские услуги, посреднический договор, по которому исполнителю поручается для оказания дизайнерской услуги самостоятельно приобрести необходимые материалы.
Для этого в посредническом договоре в обязательном порядке необходимо указать точное название необходимого материала, а также описать его основные характеристики.
В случаях, когда материал приобретается заказчиком, он является собственностью заказчика. Исполнитель обязан учитывать полученные материалы на забалансовом счёте 003 «Материалы, принятые в переработку» с соответствующим ведением аналитического учета такого материала в зависимости от его сорта, вида, места нахождения и др.
Кроме того, в бухгалтерском учете стоимость полученных материалов, должна быть учтена в соответствии с договором. То есть в такой ситуации бухгалтерский учёт должен вестись так же, как и по операциям с да-вальческим сырьем.
Все затраты, связанные с выполнением дизайнерских услуг, являются для дизайнерской организации расходами по обычным видам деятельности, которые могут быть признаны при формировании финансового результата.
Порядок ведения налогового учета в организациях, специализирующихся на дизайне, напрямую связан с выбранной системой налогообложения.
Расчет налоговой базы в процессе оказания дизайнерских услуг следует рассчитывать на основании стоимости, прописанной в договоре. При этом стоимость исчисляют на основании цен, которые определяются на основании ст. 40 Налогового кодекса РФ без учета НДС [9].
Таким образом, при налогообложении необходимо принимать цену, которая согласована обеими сторонами договора на оказание дизайнерских услуг. Если не существует никаких опровержений, то подразумевается, что указанная цена находится наравне с рыночной.
Следует отметить, что небольшие организации дизайнерских услуг обычно применяют упрощенную систему налогообложения (УСН) или патентную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей (ПСН) [2]. До конца 2020 года можно было также применять ЕНВД. Однако с 2021 года ЕНВД был отмен, и стало необходимо перейти на новый режим налогообложения [7]. Те организации дизайнерских услуг, которые не успели этого сделать до 1 января 2021 года, налоговые органы автоматически намеревались перевести на общую систему налогообложения (ОСНО). Однако, для продления переходного периода, 27 января 2021 года Госдума РФ приняла закон о продлении срока перехода с ЕНВД на уСн до 31 марта. Организациям, специализирующимся на услугах дизайна, разрешалось использовать и общую систему налогообложения (ОСНО). Но при этом такая система не всегда выгодна для малых дизайнерских организаций, потому что процесс ведения учета на общей системе налогообложения связан с полным перечнем налогов, по которым необходимо рассчитывать налогооблагаемые базы, периодически представлять налоговые декларации и полностью уплачивать налоги [7].
На организацию налогового учета в организациях дизайнерской сферы деятельности оказывают влияние следующие специфические особенности (таблица 1).
Порядок упрощенной системы налогообложения регулируется Налоговый кодексом РФ (гл. 26.2). При этом дизайнерские организации, применяющие УСН, могут самостоятельно выбрать объект налогообложения:
либо оплаченные доходы;
либо оплаченные доходы, уменьшенные на величину произведенных и оплаченных расходов.
Применять такой режим могут дизайнерские организации, которые соответствуют следующим критериям:
- численность персонала — не более 130 человек;
- годовая сумма доходов — не больше 200 млн. руб.;
- отсутствие у дизайнерской организации филиалов;
- остаточная стоимость основных средств у дизайнерской организации — до 150 млн. руб.
Налог на УСН уплачивается поквартально. Ставка при объекте «Доходы» составляет 6%; при объекте «Доходы минус расходы» 15%. На уровне субъектов РФ тарифы могут быть понижены для отдельных категорий налогоплательщиков. Налоговая Декларация подается по итогам года.
На практике признан наиболее простой порядок упрощенного режима налогообложения дизайнерской организации с применением ставки 6% от оплаченного дохода. В данном случае для руководства дизайнерской организации в целях налогообложения не возникает необходимости учета расходов. Хотя для бухгалтерского учета и для составления бухгалтерской отчетности, необходимой для собственников и других групп за-
интересованных пользователей, учет расходов является важнейшим источником принятия управленческих решений. И тогда, для целей бухгалтерского учета необходимо осуществлять учет расходов.
Таблица 1
Влияние специфических особенностей дизайнерской деятельности на порядок налогового учета [составлено авто-
Специфические особенности дизайнерской деятельности Влияние специфических особенностей дизайнерской деятельности на порядок налогового учета
1. Преобладает сектор малого предпринимательства Ведение налогового учета происходит на основании выбранного режима налогообложения. Если дизайнерская организация совмещает различные налоговые режимы, то учетная политика для целей налогообложения должна содержать описание порядка раздельного учета.
2. Сфера оказания услуг отличается многоотраслевым характером Из-за широкого спектра составляющих сферы услуг появляется необходимость использовать разные налоговые режимы. В связи с этим необходимо вести раздельный налоговый учёт.
Э.Возможность применять разные налоговые режимы В налоговом учете отражаются разные показатели, которые являются основой для расчета налогооблагаемой базы или необходимыми составляющими в алгоритме расчета обязательств по налогам. При упроченном режиме налогообложения вести налоговый учет необходимо при помощи книги доходов и расходов. Дизайнерская организация может использовать формы налоговых регистров аналитического учета, которые регламентированы ФНС России или может самостоятельно их разрабатывать, в т.ч. на основе регистров бухгалтерского учета.
4. Услуги, оказываемые дизайнерской организацией, имеют индивидуальный характер Оказание дизайнерской услуги должно быть связано с конкретной номенклатурой прямых расходов.
5.В перечне общих расходов на оказание дизайнерских услуг преобладают косвенные расходы В налоговом учете необходимо обоснованно классифицировать расходы на прямые и на косвенные расходы. Если дизайнерская организация применяет разные налоговые режимы, то при классификации расходов целесообразно исходить из соответствия расходов доходам, учитывая, что косвенные расходы все полностью списываются в налоговом учете.
6.Из-за кратковременного производства отсутствует незавершенное производство Организация в сфере услуг может уменьшать доходы на сумму прямых расходов. При этом не формируется незавершенное производство. Этот факт упрощает налоговый учёт.
Установлено, что ставку на 15% от разницы между оплаченными доходами минус оплаченными расходами целесообразно применять в тех дизайнерских организациях, в которых доля расходов в общем объеме доходов от 60% до 80%. При вышеназванном режиме налогообложения важно документально обосновать и подтвердить экономическую целесообразность всех видов оплаченных расходов.
С 01.01.2021 года вступили в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом от 23.11.2020 г. №
373-ф3 о патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей (ПСН). В соответствии с Перечнем кодов видов предпринимательской деятельности пунктом 2 статьи 346.43 НК РФ деятельность дизайнерских услуг подпадает под действие классификатора видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта российской федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения (квпдп): Код 27 «Деятельность, специализированная в области дизайна, услуги художественного оформления» [2].
Для организаций сферы дизайна, применение Патентной системы налогообложения (ПСН), представляется возможность, использовать самый простой налоговый режим в российском законодательстве. Одним из достоинств ПСН является процедура перехода. Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями может осуществляться добровольно. На Патентную систему налогообложения дизайнерская организация может перейти в течение всего календарного года с любой даты на период от 1 до 12 месяцев, при этом отчётность не надо предоставлять. Налоговая база при патентной системе это - возможный годовой доход по виду предпринимательской деятельности. Налоговая ставка при патентной системе - 6%, патент уплачивается 2 раза в год. В этом случае дизайнерские организации должны вести книгу учета доходов и расходов. Однако при этом имеются следующие ограничения:
- в дизайнерской организации средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек;
- в дизайнерской организации доход не должен превышать 60 млн. руб. в год.
Зачастую руководство малых дизайнерских организаций относятся к процессу ведения бухгалтерского учёта, как к необходимости. Только на данных налогового учета невозможно построить перспективную стратегию деятельности организации, оказывающей дизайнерские услуги. Однако без учетно-экономической информации, создаваемой в системе бухгалтерского учета, нельзя определить эффективность бизнеса, величину нераспределенной прибыли дизайнерской организации, необходимой для выплаты дивидендов; остатки имущества; денежных средств; размер дебиторской, кредиторской задолженности; величину капитала. Таким образом, описанные в данной статье аспекты налогообложения дизайнерских организаций, рассмотрены под влиянием специфических особенностей сферы услуг [10].
Сочетание системы бухгалтерского учета и выбранного режима налогообложения в дизайнерской организации позволяет получить полную и необходимую учетно-экономическую информацию о деятельности организации в сфере дизайнерских услуг. Это раскрывает и обосновывает сущность Модели учетно-аналитиче-ского обеспечения бухгалтерского и налогового учёта в сфере дизайнерских услуг.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс»
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
es
0 es
es
01
о ш m
X
3
<
m О X X
http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 11.01.2021)..
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (2 часть) от 29.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.01.2021 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 31.01.2021).
3. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 21.01.2021).
4. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 02.01.2021).
5. Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 04.01.2021).
6. Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы" Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 12.01.2021).
7. Гулькова Е.Л., Карп М.В., Типалина М.В. Последствия отмены системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности // Финансовая экономика. - 2020. -№ 11 С. -44-46.
8. Дьяконова О.С., Давыдкина М.В. Финансовый результат для целей бухгалтерского и налогового учета. Вестник университета. 2017;(5):149-152.
9. Кирова Е.А., Гулькова Е.Л., Захарова А. В., Карп М. В. Налоги и налогообложение. Учебник и практикум для вузов /. - М.: Юрайт, 2019. - 450 с.
10. Рогуленко Т.М. Развитие методических и организационных аспектов внутреннего контроля налогов и налогового учета // Вестник Университета. - 2017. - № 7-8. - С. 127-130.
Methodological aspects of accounting and analytical support of accounting and tax accounting in the field of design services
JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34 Shapoval E.V., Chebotareva Z.V. State University of Management
The article describes the external and internal factors affecting the organization of accounting and tax accounting in design organizations, taking into account the specifics of the provision of design services. Accounting and tax accounting in the field of design is a topical issue in modern accounting practice, as changes are constantly being made to regulatory legal acts. The direct connection of the selected taxation regime in organizations specializing in design with the procedure for conducting tax accounting has been substantiated. And also substantiated the essence of the Model of accounting and analytical support of accounting and tax accounting in the field of design services based on the combination and interaction of the accounting system and the selected taxation regime in the design organization. The research presented in this article is based on a systematic approach to accounting and tax accounting in the field of design services, this will allow you to make informed management decisions that contribute to business development. Keywords: design services, accounting, tax, accounting, general,
simplified, patent taxation system. References
1. The Civil Code of the Russian Federation (part two) of 01.26.1996
N 14-FZ (as amended on 12/27/2019, as amended on 04/28/2020) [Electronic resource]. - Access mode: Reference legal system "Consultant Plus" http://www.consultant.ru/cons (date of access: 01/11/2021) ..
2. Tax Code of the Russian Federation (part 2) of 08/29/2000 No.
117-FZ (as amended on 01/22/2021) [Electronic resource]. -Access mode: Reference legal system "Consultant Plus" http://www.consultant.ru/cons (date of access: 31.01.2021).
3. Federal Law "On Accounting" dated December 6, 2011 N 402-FZ
(as amended on July 26, 2019) [Electronic resource]. - Access mode: Reference legal system "Consultant Plus" http://www.consultant.ru/cons (date of access: 21.01.2021).
4. Regulation on accounting "Income of the organization" PBU 9/99
Order of the Ministry of Finance of Russia dated 06.05.1999 N 32n (as amended on 06.04.2015) [Electronic resource]. -Access mode: Reference legal system "ConsultantPlus" http://www.consultant.ru/cons (date of access: 02.01.2021).
5. Provisions on accounting "Expenses of the organization" PBU
10/99 "Order of the Ministry of Finance of Russia dated 06.05.1999 N 33n (as amended on 06.04.2015) [Electronic resource]. - Access mode: Reference legal system" ConsultantPlus "http: / /www.consultant.ru/cons (date of access: 04.01.2021).
6. Federal accounting standard FSBU 5/2019 "Inventories" Order of
the Ministry of Finance of Russia dated 15.11.2019 N 180n [Electronic resource]. - Access mode: Reference legal system "ConsultantPlus" http://www.consultant.ru/cons (date of access: 12.01.2021).
7. Gulkova E.L., Karp M.V., Tipalina M.V. Consequences of the
cancellation of the taxation system in the form of a single tax on imputed income for certain types of activity // Financial Economics. - 2020. -№ 11 C. -44-46.
8. Dyakonova O.S., Davydkina M.V. Financial result for accounting
and tax accounting purposes. Vestnik University. 2017; (5): 149-152.
9. Kirov EA, Gulkova EL, Zakharova AV, Karp MV Taxes and taxation. Textbook and workshop for universities /. - M .: Yurayt, 2019 .-- 450.
10. Rogulenko T.M. Development of methodological and organizational aspects of internal tax control and tax accounting // University Vestnik. - 2017. - No. 7-8. - S. 127-130.