Ю.И. Сигидов - заведующий кафедрой теории бухгалтерского учета, д.э.н., профессор, Кубанский государственный аграрный университет, tbu_kuban@mail.ru,
Yu.I. Sigidov - head of the Department of accounting theory, doctor of Economics, Professor, Kuban state agrarian University;
А.Л. Жученко - студент, Кубанский государственный аграрный университет, zuchenko129@gmail.com,
A.L. Zhuchenko - student, Kuban state agrarian University.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В РОССИИ ORGANIZATION OF TAX ACCOUNTING IN RUSSIA
Аннотация. В Российской Федерации установлена система налогов и сборов, включающая федеральный, региональный и местный уровни. Для уплаты налогов и сборов организации необходима информация и налогооблагаемой базе. С этой целью организации ведут налоговый учет. Налоговый учет - это обобщение собранных данных. Налоговый учет является обязанностью всех организаций, в том числе применяющих специальные налоговые режимы. Он необходим для формирования полной и достоверной информации об учёте для целей налогообложения всех фактов хозяйственной жизни в организации.
Информация, формируемая в налоговом учете, необходима внутренним и внешним пользователям.
Налоговый учет выполняет следующие функции: фискальную, контрольную, информационную.
Организации могут вести налоговый учет на основе бухгалтерского учёта либо при параллельном ведении бухгалтерского и налогового учёта. Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Если организации применяют принципы МСФО, то корректируются и принципы налогового учета.
Abstract. The Russian Federation has a system of taxes and fees that includes Federal, regional and local levels. To pay taxes and fees, the organization needs information about the tax base. For this purpose, organizations keep tax records. Tax accounting is a compilation of collected data. Tax accounting is the responsibility of all organizations, including those that apply special tax regimes. It is necessary for the formation of complete and reliable information about accounting for tax purposes of all facts of economic life in the organization.
Information generated in tax accounting is necessary for internal and external users.
Tax accounting performs the following functions: fiscal, control, and informational.
Organizations can maintain tax accounting on the basis of accounting or with parallel accounting and tax accounting. Tax accounting is carried out in special forms of tax registers. The forms of tax accounting registers and the procedure for reflecting analytical data of tax accounting, data of primary accounting documents are developed independently and set by appendices to the accounting policy of the organization for tax purposes.
If organizations apply the principles of IFRS, then the principles of tax accounting are also adjusted.
Ключевые слова: налоговый учет, цели, принципы, функции, организация, налоговые регистры,
МСФО.
Keywords: tax accounting, goals, principles, functions, organization, tax registers, IFRS.
Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налоговый учет является обязанностью всех организаций, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.
Согласно п. 8 ст. 346.5 гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ установлено, что организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимой для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений гл.26.1 НК РФ.
Отсюда следует, что, даже организации при ведении бухгалтерского и налогового учета должны учитывать положения законодательства о налогах и сборах. Получать необходимую информацию для исчисления единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) налогоплательщики могут не только по данным бухгалтерского учета, но и из актуализированных учетных регистров, и из специальных налоговых регистров, которые разрабатывает сам налогоплательщик.
Цель налогового учёта - формирование полной и достоверной информации об учёте для целей налогообложения всех фактов хозяйственной жизни в организации (рисунок 1).
Существует два основных способа ведения налогового учёта:
1. На основе бухгалтерского учёта.
Для этого, в первую очередь, нужно четко определить, какие правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, и чем они отличаются. Тогда надо сблизить бухгалтерский и налоговый учет учетными политиками:
например, установить одинаковые способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, списания товарно-материальных ценностей в производство, определения себестоимости продукции, оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе и т. д. Тогда многие факты хозяйственной жизни, отраженные в бухгалтерском учете, будут участвовать в налоговом учете без изменений. Следует отметить, что не всегда выгодно сближать налоговый и бухгалтерский учет. Например, если компания выбирает один метод амортизации - линейный, сумма амортизации по сравнению с другими методами уменьшается, а сумма налога на имущество увеличивается. Можно использовать карточку счета, оборотную ведомость и другие бухгалтерские документы в качестве налоговых регистров. Налоговый кодекс не запрещает этого. Если регистры бухгалтерского учета содержат недостаточно информации для определения налоговой базы, они могут предоставить дополнительную информацию.
Рисунок 1 - Цели налогового учета
В данном случае налоговые регистры заполняются согласно данным бухгалтерских регистров. Если правила бухгалтерского учёта той или иной операции расходятся с правилами налогового учёта, то в налоговых регистрах делаются корректировки.
2. Организация отдельного налогового учёта. В данном случае налоговый учёт ведется независимо от бухгалтерского. В этом случае строится самостоятельная система налогового учета, которая не связанна с бухгалтерским учетом. В этом случае необходимо разработать налоговые регистры для каждого факта хозяйственной жизни. Один и тот же факт хозяйственной жизни следует регистрировать одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом регистрах.
Различные варианты организации налогового учета показаны на рисунке 2.
Во многих странах широкое распространение получили международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Однако МСФО не описывают порядок ведения налогового учета, не регламентируют формирование налогооблагаемой базы, они определяют только порядок ведения финансового учета и отчетности и никаким образом не допускают представления информации для налогового учета. В этой связи организации, переходящие на МСФО вынуждены проводить необходимые корректировки бухгалтерской информации для налогового учета.
Схема налогового учета на счетах бухгалтерского учета
| ('хгма нл1л.'0€о;оупггна м/м марлпсима.и лгогммм Н-х :лчтгрско:о м | ма.ю.шо*4>:о упгта
Схема налогового учета при параллельном ведении бухгалтерского и налогового учета
Рисунок 2 - Схема организации налогового учета в организации
Л. В. Поповой сформулированы основополагающие принципы учетно-налоговой системы, адаптированной к МСФО (рисунок 3).
Из рисунка 2 видно, что на формирование системы налогового учета в организации оказывают влияние принципы учетно-налоговой системы, направленные на сближение с МСФО.
Таким образом, налоговый учет играет важную роль в организации учетно-налоговой системы любого предприятия. Рационально построенная налоговая политика поможет организации снизить налоговые риски, избежать применения финансовых санкций, уйти от конфликтных ситуаций с контрольными органами.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов являются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась следующая система налогов и сборов (рисунок 4).
Правилам стандартыфинансовгоучета разрабатываются профессиональными организациями бухгалтеров
Ориентация финансовой отчетности на интересы широкого круга
инвесторов
Обращение ценных бумаг, защита интересов акционеров возложена на биржи ценных бумаг
Достоверное и добросовестное (истинное и непредвзятое) предоставление данных о финансовом положении организаций
Сумма бухгалтерской прибыли принципиально отличается от налогооблагаемой величины
Развитая система управленческого учета, интегрированная в систему бухгалтерского учета
_ Разработка методик налогового анализа, учитывающих производственные особенности, на уровне профессиональных сообществ
большая роль налогового планирования в организациях и высокая научная проработанность данной области
Четкое разграничение налогового и финансового анализа и аудита в силу
принципа "невмешательства"' налоговго законодательства в _бухгалтерскую систему_
Рисунок 3 - Основополагающие принципы учетно-налоговой системы, адаптированной к МСФО
Рисунок 4 - Система налогов и сборов в Российской Федерации
Кроме общей системы налогообложения, на которой находятся основное большинство организаций, налоговое законодательство предусматривает наличие специальных налоговых режимов: упрощенная система (УСН); система налогообложения для производителей сельхозпродукции (ЕСХН); единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); патентная система налогообложения.
Кроме налогов и сборов организации обязаны платить страховые взносы: взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС); взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; взносы на страхование от несчастных случаев на производстве.
Цель сбора и обобщения информации определяется, прежде всего, интересами тех, кто этой информацией пользуется.
Заинтересованных принято подразделять на две категории:
- внешние пользователи информацией;
- внутренние пользователи.
Первая категория - это непосредственно налоговые службы, консультанты по вопросам, касающимся налогообложения. Внешние пользователи осуществляют контроль над правильностью формирования налоговой базы, расчетов, а также поступлений налогов в бюджет. Консультанты помогают предпринимателям определиться с системой налогообложения, налоговой политикой в целом. Также проводятся консультации в отношении минимизации налоговой нагрузки предприятия.
Вторая категория - это сами бизнесмены, администрация компании. В этом случае налоговый учет нужен для анализа дел компании в целом. Руководителю может потребоваться анализ непроизводственных расходов, то есть тех, что не подлежат налогообложению. Это позволяет оптимизировать налогооблагаемую прибыль путем сокращения конкретных расходов.
Исходя из интересов тех и других пользователей, можно выделить несколько основных целей налогового
учета:
1) Сбор информации о суммах доходов и расходов предприятий. Собирается достоверная и прозрачная информация, на основании которой определяется налоговая база.
2) Сбор и анализ информации для всех пользователей учета с целью контроля правильного исчисления налогов, их поступления в бюджет.
3) Сбор информации для администрации компаний с целью оптимизации налогооблагаемой прибыли.
Налоговый учет - это обобщение собранных данных. Процесс сбора, регистрации и документирования
данных подлежит бухгалтерскому учету. Эту разницу нужно четко понимать.
Учет отражает такие данные как порядок определения расходов и доходов, долей расходов, суммы создаваемых резервов, а также суммы задолженностей, если таковые имеются. Следует обратить внимание на то, что информация налогового учета не отражается в бухгалтерском. Она формируется и подтверждается первичными документами, справкой бухгалтера, регистрами и расчетами налоговой базы.
В итоге, целью налогового учета считается обеспечение прозрачной и достоверной информации о расчетах между организациями и государством.
Налоговый учет осуществляет определенные функции, которые подразделяются на три основные категории (рисунок 5).
С помощью первой (фискальной) решается такая государственная задача как наполнение бюджета страны. Правила, а также принципы расчета поступлений основываются на интересах государства. Расчет сумм всегда отличается от данных, сформированных бухгалтерским учетом. Расходы и доходы, подлежащие налогообложению, отличаются.
С помощью второй функции (контрольной) налоговые органы контролируют выполнение предприятиями своих обязательств в отношении выплаты налогов. Контроль осуществляется посредством специально разработанных учетных документов, форм - декларации, счета-фактуры и другие.
Рисунок 5 - Функции налогового учета
С помощью информационной функции ведется учет налогооблагаемых показателей. Осуществляется сбор информации о своевременности выплат налогов, а также сроках погашения задолженностей. Информационная и фискальная функции во многом перекликаются, так как, по сути, предоставляют информацию о поступлениях в бюджет.
За постановку на учет несут ответственность налоговые органы. Регистрация происходит с момента поступления информации в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП или на основании заявления. Вставать на учет необходимо по месту жительства или месту нахождения организации, ее имущества, филиалов. Процедура постановки занимает пять дней независимо от того, какой статус имеет налогоплательщик - физическое это лицо или юридическое. На учет встают:
- физические лица, регистрирующие ИП;
- физические лица, ведущие нотариальную или адвокатскую частную практику;
- лица, имеющие в собственности транспортное/недвижимое имущество;
- организации, создающие обособленные учреждения;
- организации, имеющие статус «крупнейший налогоплательщик»;
- иностранные граждане и организации.
В случае расширения компании и открытии филиалов, налогоплательщик обязан поставить на учет обособленную структуру там, где она фактически находится. Процедура постановки организации на учет в целом одинаковая. Но имеется ряд отличий в документации для регистрации и после нее.
Граждане ставятся на учет автоматически с момента поступления сведений от соответствующих органов:
- от служб, регистрирующих граждан по месту жительства или временного пребывания, а также от консульских учреждений, дипломатических представительств.
- от органов, ставящих на государственный учет недвижимое имущество.
- от органов, занимающихся выдачей паспортов и сменой документов.
Для того чтобы постановка на учет прошла быстрей, можно самостоятельно обратиться в налоговый орган с заявлением.
Граждане (не имеющие статус ИП), занимающиеся оказанием услуг, обязаны оповестить о своей деятельности налоговую службу и зарегистрироваться. Самозанятые физические лица работают по специальному режиму, часто патентному. После регистрации они не получают документ или уведомление о регистрации в налоговой. Во всех остальных случаях отправляется уведомление по почте.
После регистрации выдается специальный документ - ИНН, который по желанию налогоплательщика можно внести в паспорт. Учетная запись вносится в ЕГРН. Если физическое лицо регистрируется в качестве ИП, ему выдается свидетельство о регистрации, подтверждающее получение ИНН, данные вносятся в ЕГРИП. Регистрация ИП занимает пять дней. Если ИП прекращает свою деятельность, то налоговая служба снимает его с учета, делается выписка из ЕГРИП.
Регистрация организаций в налоговом учете происходит по месту нахождения. То же правило касается и филиалов, и представительств, и имущества компании. Как только в ЕГРЮЛ делается запись о создании компании, НС в течение пяти дней ставит эту организацию на учет.
Если у предприятия работают обособленные структуры (например, филиалы), заниматься их регистрацией следует самостоятельно. То есть в этом случае нужно подать заявление в ту налоговую, где находится филиал или иная обособленная структура. Сделать это можно в течение месяца после открытия.
Для постановки на учет потребуются:
1) Свидетельство о постановке на учет самой организации.
2) Необходимо предоставить выписку из ЮГРЮЛ, в которой предоставлены данные об обособленной структуре.
3) Документация, подтверждающая создание филиала или иной обособленной организации.
Филиалы могут находиться в пределах одного региона. В этом случае их можно зарегистрировать только
в одной налоговой службе. Причем ее выбор остается на усмотрение организации.
Постановка учет обязательна в следующих случаях - создание компании, реорганизация уже существующей структуры, ликвидация компании или ее «переезд» в другое место. Все эти операции подлежат регистрации в НС в течение 10 дней. Для этого собирается определенный пакет документов: свидетельство о государственной регистрации; учредительные документы; документация, подтверждающая создание предприятия.
Перед тем, как подавать заявление, сходите в местную налоговую службу и узнайте, какие именно понадобятся документы. Набор документации может варьироваться, в каждом регионе действуют свои, дополнительные требования. Если организация прекратила деятельность, налогоплательщик оповещает об этом НС, подает заявление. Процедура снятия состоит из выписки из ЕГРЮЛ и непосредственно снятия с учета.
Информация, формируемая в налоговом учете должна отражать:
- порядок формирования получаемых организацией доходов и расходов;
- порядок определения доли расходов, которые уменьшают прибыль в текущем налоговом (отчетном) периоде;
- сумму остатка расходов (убытков), относящуюся к следующим налоговым периодам;
- порядок создания резервов;
- сумму задолженности по налогу.
Чтобы организовать налоговый учет, нужно:
- сформировать учетную политику для целей налогообложения и прописать в ней порядок определения доходов и расходов для расчета налога на прибыль;
- сформировать регистры налогового учета, где будут фиксироваться данные для расчета налоговой
базы.
Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах (рисунок 6).
Регистры налогового учета
Налогоплательщиками могут использованы:
/или ■ или ж
I \
Регистры бухгалтерского учета
Регистры бухгалтерского учета дополненные дополните л ьн ыми реквизитами
Самостоятельн ые
регистры налогового учета
Рисунок 6 - Регистры, используемые в налоговом учете
Налоговые регистры - это формы, в которые вносится вся информация, необходимая для исчисления налога на прибыль (ст. 314 НК РФ).
Каждый регистр должен содержать обязательные реквизиты:
- имя;
- срок (дата) подготовки;
- счетчики работы в натуральном (по возможности) и денежном выражении;
- наименование хозяйственной операции;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Налоговые регистры могут составляться либо вручную на бумаге, либо в электронном виде на компьютере. Каждый регистр должен быть подписан лицом, ответственным за его подготовку. Это может быть как обычный бухгалтер компании, так и бухгалтер, специально ведущий налоговый учет. В соответствии с Налоговым кодексом каждая компания сама решает, как вести налоговый учет.
Источники:
1. Башкатов В. В. Налоговые расчеты в системе управленческого учета / В. В. Башкатов // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар, 2013.
2. Сигидов Ю. И. Налоговые расчеты в коммерческих организациях : монография / Ю. И. Сигидов, В. В. Башкатов, Е.В. Левченко. - Краснодар : КубГАУ, 2018. - 182 с.
3. Попова Л. В. Видовой состав налогового моделирования в общей системе корпоративного налогового планирования / Попова Л. В., Дедкова Е. Г. // Управленческий учет. 2017. № 9. С. 77-81.
4. Малые и средние предприятия: учет, налогообложение и составление отчетности : учеб. пособие / Сигидов Ю. И., Адаме-нко А. А., Хорольская Т. Е. - Краснодар, 2018. - 101 с.
References:
1. Bashkatov V. V. Tax calculations in the management accounting system / Bashkatov V. V. // dissertation for the degree of candidate of economic Sciences / Kuban state agrarian University. Krasnodar, 2013.
2. Sigidov Yu. I. Tax calculations in commercial organizations: monograph / Yu. I. Sigidov, V. V. Bashkatov, E.V. Levchenko. - Krasnodar : KubSAU, 2018. - 182 p.
3. Popova L. V. Species composition of tax modeling in the General system of corporate tax planning / Popova L.V., Dedkova E.G. // Management accounting. 2017. no. 9. Pp. 77-81.
4. Small and medium-sized enterprises: accounting, taxation and reporting: textbook. manual / Sigidov Yu. I., Adamenko A. A., Khorolskaya T. E.- Krasnodar : KubSAU, 2018. - 101 p.