И С К У С С Т В О В Е
Д
Е Н И
Е
К.А. Шульгина
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИТАТИВА В СТИЛЕ РЭП
В статье рассматривается специфика речитатива в рэп-музыке, проводится анализ речитатива с точки зрения ритмического и интонационного содержания.
Ключевые слова: речитатив; декламация; рэп; рифма; бит.
Несомненным является тот факт, что речитатив - наиболее древняя и, при этом, наиболее распространенная форма музыкального искусства. Истоки речитатива уходят в глубь времен в музыкально-речевые жанры народного искусства (например, эпические песни различных народов) и древнейшие жанры профессионального искусства (например, литургическая псалмодия). Речитативы использовались в повседневной бытовой жизни людей: обрядовые песни, игровые песнопения, былинные сказания, печальные песни плакальщиц. Речитативное пение зародилось в конце XVII века в вокальной музыке, главным образом в оперном жанре. Речитатив как некая форма хранения культурных ценностей отражает основные этапы жизни общества, его главенствующие ценности, нормы и установки, социальные воззрения.
Речитатив является родом вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий к напевной декламации (итальянское recitare - читать, декламировать) [3, с.318]. Строение речитативной мелодии в значительной степени определяется текстом.
Речитатив претерпел существенные исторические изменения. В настоящее время существует значительное количество научной литературы, в которой изучается речитативное пение (Д.З. Киреев [8], Ю.Л. Будасов [2], В. А. Васина-Гроссман [4]), а также различные виды речитативов (инструментальный речитатив исследован в трудах Ю.Д. Златковского [6], хоровой речитатив - в трудах Б.А. Шиндина [12],
© К.А. Шульгина, 2022.
церковный речитатив - в работах Т.И. Королевой [9]). Однако не достаточно научных трудов, освещающих речитатив в современной популярной музыке.
Поскольку речитатив помогает автору донести до аудитории свои мысли и идеи, вызвать определенные чувства и эмоции, повлиять на формирование ценностей и социальной позиции, представляется необходимым дальнейшее изучение этого явления, в частности в стиле рэп.
Стиль сложился в 1969 году в афроамериканском районе Нью-Йорка - Южном Бронксе. Музыкальное направление рэп (англ. rap, rapping) - это ритмичный речитатив, который читается под музыку с битом, и с чётко обозначенными рифмами, и музыкальный ритм, задаваемый ди-джеем. Исполнителя рэпа называют рэпером или Master of Ceremonies (MC).
По мнению С.А.Кузнецова «рэп» представляет собой декламацию, речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку. Другое значение слова - танец под такую музыку [1]. Т.Ф. Ефремова дает понятие «рэперы» - это «представители молодежи, увлекающиеся рэпом (обычно носящие штаны-трубы, балахоны, толстовки, длинные футболки, рубашки навыпуск и кроссовки с развязанными шнурками)» [5].
За время существования рэпа произошла достаточно существенная эволюция жанра: ритмически примитивных, хрипящих в микрофон исполнителей сменили хорошо слышащие музыканты, главное достижение которых — мелодизация речитатива взамен традиционному хрипу. Рэп становится похожим на sprechstimme - технику распева текста, при которой точно соблюдаются ритмические длительности, а линия звуковысот не выдерживается, хотя рельеф мелодии в целом соблюдается. Рэп отличает ярко выраженная интонационность и ритмическая экспрессия. Тематика песен имела социальную основу. Исполнители рэпа выступали против насилия, жестокости, преступности и расизма.
Ближайшие родственники рэпа - такие музыкальные жанры, как соул и джаз. Именно из композиций этих жанров нарезались сэмплы для речитативов.
Существуют несколько различных теорий относительно того откуда берет начало речитатив в рэпе. Некоторые исследователи считают, что речитатив вышел из западноафриканской традиции устного рассказа под аккомпанемент барабана. Другие полагают, что на становление речитатива оказала влияние античная драма, основанная на мелодекламации. Также существует предположение о влиянии жанра баллады на речитатив. Жанру баллады не подходила мелодика, свойственная романсам. В нём гораздо большее значение имеет текст, и чтобы донести до зрителя всю его многослойность, речитатив был полноправной частью спектаклей, наравне с вокальными партиями. Полагаем, что все предположения имеют место быть, поскольку текст в рэпе как и в жанрах представленных выше является первоочередным звеном.
Во всех музыкальных поп-жанрах текст подчиняется музыке и её восприятию, однако в рэпе всё происходит наоборот. В этом жанре музыкальный компонент подчиняется тексту, создает для него определенную атмосферу, настроение, тональность и ритм. Для исполнителя рэпа важнее является удачная строчка, чем вокальная мелодия или инструментальное сопровождение.
Таким образом, речитатив в рэпе имеет большую связь с чтением стихов, чем пение, где первоочередную функцию играет голос, а не подача текста. Утяжеленный бит помогает рэперу читать текст эмоциональнее и выразительнее. Главный акцент исполнители делают на рифме, которая подчеркивает ритм и музыкальность текста. При этом рифмы могут быть разнообразными. Особенностью жанра является употребление сленга, а не литературной лексики. В большинстве текстов можно встреть различные фонетические приемы.
В целом, речитатив в рэпе представляет собой особенность его исполнения, речь, доведенную до высшей степени выразительности благодаря точному музыкальному ритму, а также точному обозначению подъема и падения голоса. В рэп импровизациях рифма зачастую ставилась важнее смысла.
Речитатив в рэпе является языком общения, спора, языкового соревнования оппонентов. Он требует от исполнителя навыка виртуозного владения техникой декламации, чтобы на такты ложился ритмический рисунок. Сделать это гораздо сложнее, когда сопровождение скудное, так как ритмика речитатива должна совпадать с музыкальными фразами.
Основу рэп-текста составляют рифмы. Рифмы придают тексту музыкальность — за счет повторяющихся и сочетающихся звуков. Разнообразие рифм многогранно: квадратные, акцентные, внутренние, двойные, полнострочные.
Основу музыкального начала в рэпе составляет бит - ритм песни. Некоторые исполнители пишут текст поверх готового бита, другие делают наоборот. Считают, что готовый бит отвлекает от текста и мешает сконцентрироваться на смысле.
Рэп как направление музыки позволяет выразить свои эмоции и переживания, обратить внимание на какую-либо социальную проблему с помощью различных средств художественной выразительности, новых слов и синтаксических конструкций. Специфику речитатива в рэпе обусловливают особенности национального языка, а также использование прозаического или поэтического текста.
Таким образом, особенностями речитатива в стиле рэп являются бит (ритм песни), мелодика, рифма, использование прозаического или поэтического текста, сленга, ярко выраженная интонационность и ритмическая экспрессия.
Библиографический список:
1.Большой толковый словарь русского языка / составитель С. А. Кузнецов. - Санкт-Петербург : Норинт, 1998.
- 1534 с. - ISBN 5-7711-0015-3. - Текст: непосредственный.
2.Будасов, Ю.Л. Отражение интонационно-просодических особенностей фазы в нотации речитатива: специальность 10.02.04 «Германские языки»: автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Будасов Юрий Леонидович; Тбилисский государственный университет. - Тбилиси, 1978. - 19 с. - Место защиты: Тбилисский государственный университет. - Текст: непосредственный.
3.Булучевский, Ю. Краткий музыкальный словарь / Ю. Булучевский, В. Фомин. - Москва : Музыка, 2014. -459 с. - ISBN 978-5-7140-1191-7. - Текст: непосредственный.
4.Васина-Гроссман, В. А. Речитатив / В. А. Васина-Гроссман. - Текст: непосредственный // Музыкальная энциклопедия. В 6 томах. Том 4. Окунев - Симович. - Москва : Советская энциклопедия, 1978. - C.605-609.
5.Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. - Текст: электронный. -Москва : Русский язык, 2000. - ISBN: 5-17-035822-9. - URL: https://gufo.me/dict/efremova (дата обращения 1.11.2021).
6.Златковский, Ю. Д. Инструментальный речитатив как мелодический тип: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Златковский Юрий Дмитриевич; Белорусская академия музыки. - Москва, 1995. - 25 с. - Место защиты: Российская академия музыки им. Гнесиных. - Текст: непосредственный.
7.Исаков, В. Рэп - словесная игра / В. Исаков. - Текст: электронный // Новгородские ведомости: [сайт]. - 2021.
- URL: https://novvedomosti.ru/articles/culture/21660/ (дата обращения 1.12.2021).
8.Киреев, Д.З Духовно-мировоззренческая функция речитатива в русской опере второй половины XIX века : специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Киреев Дмитрий Зарифович; Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки. - Нижний Новгород, 2011. - 24 с. Место защиты: Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки. - Текст: непосредственный.
9.Королёва, Т. И. Регентское мастерство: учебное пособие / Т. И. Королева, В. Ю. Перелешина; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Факультет церковного пения, Кафедра регентования. - Москва : Издательство ПСТГУ, 2017. - 214 с. - ISBN 978-5-7429-1125-8. - Текст: непосредственный.
10. Серрано, Ш. Энциклопедия рэпа, год за годом. Самые важные треки с 1979 года. Обсуждение подробный разбор / Ш. Серрано, А. Торрес. - Москва : Эксмо, 2015. - 240 с. - ISBN: 978-5-04-092633-6. - Текст: непосредственный.
11.Хабибуллина, Ф. Я. Тексты песен рэп как отражение основных способов обогащения лексики французского языка / Ф. Я. Хабибуллина, И. Г. Иванова. - Текст: электронный // Альманах современной науки и образования. -2014. - № 4 (83). - С. 172-175. - URL: https://www.gramota.net/articles/issn 1993-5552 2014 4 45.pdf(дата обращения: 1.11.2021).
12. Шиндин, Б.А. Жанровая типология древнерусского певческого искусства: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Шиндин Борис Александрович; Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И.Глинки. - Новосибирск, 2004. - 48 с. Место защиты: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки. - Текст: непосредственный.
ШУЛЬГИНА КСЕНИЯ АЛЕКСЕЕВНА - студентка, ИСИ, Россия.