Научная статья на тему 'Молоков К. Рэп как альтернативная форма современной поэзии'

Молоков К. Рэп как альтернативная форма современной поэзии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1859
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молоков К. Рэп как альтернативная форма современной поэзии»

Молоков К.

РЭП КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ*

Molokov K.

Rap as an alternative form of modern poetry

Рэп - один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки, который в настоящее время занял ведущее место на поп-арене.

Многие черты современной хип-хоп-культуры подспудно складывались на протяжении нескольких веков, и к началу 1970-х годов под влиянием различных общественных движений и культурных тенденций соединились в то, что теперь некоторые американские ученые называют современной формой бытования поэзии.

Американская хип-хоп-культура зародилась в Африке, в среде касты людей, прозванной гриотами (guiriot. - фр), которые обитали на территории Западной Африки как минимум с XII в. Они имели определенное сходство с древнегреческими рапсодами, ирландскими бардами и скандинавскими скальдами. Гриоты странствовали по селениям, где веселили людей песнями и рассказами, которые часто основывались на актуальных слухах и новостях.

Главными элементами их исполнительской манеры можно назвать импровизационный характер, артистичность и четкий танцевальный ритм. Эти черты в дальнейшем прижились в среде невольников, выве-

* Молоков К. Рэп как альтернативная форма современной поэзии. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nov_yun/2018/1/гер-как-а11етаЙУпауа-1Ъгта-80Угетеппо]-poezii.html

зенных в XVII-XIX вв. в Новый Свет, где, под влиянием западноевропейской цивилизации, традиции и обычаи темнокожих рабов из разных уголков Африки стали синтезироваться в принципиально новую культуру - афроамериканскую.

Спустя несколько поколений многие темнокожие американцы стали христианами, для которых были созданы отдельные от белых церкви, где они, не скованные взглядами европейских священников, начали исполнять духовные гимны на свой манер. Это дало толчок к возникновению спиричуэлс (spirituals - от англ. духовный, религиозный) -духовных песен.

Через два с половиной века окончательно сформировавшийся спи-ричуэлс представлял собой соединение афроамериканских традиций, обычаев и фольклора с европейскими культурными ценностями и христианством. Однако главной отличительной чертой спиричуэлс была респонсерная структура пения, т.е. диалог между проповедником и прихожанами по принципу вопрос-ответ. Эта особенность в дальнейшем оказала огромное влияние на афроамериканскую культуру.

В начале XX в. спиричуэлс начинают эволюционировать в принципиально новый музыкальный жанр - блюз (англ. blues от blue devils (голубые дьяволы) - уныние, хандра), пик которого пришелся на 1920-е годы. Известно, что блюз в свою очередь сыграл огромную роль в возникновении всей поп-культуры, в том числе и хип-хопа.

Окончательно хип-хоп-культура сформировалась под влиянием общественно-политических событий 1950-1970-х годов, когда среди афроамериканского населения формируются агрессивно настроенные партии так называемых «черных пантер», борцов с дискриминацией темнокожих в США. На фоне этих социальных волнений в 19601970-е годы в США появляется поэзия социального протеста, представители которой хотели создать своего рода новый искусственный язык, который могли бы понимать исключительно темнокожие. Это выражалось в стремлении к максимально хаотичной форме, абстрактному нагромождению образов, грубом сленге и восклицательном, даже патетичном, тоне. Группа The Last Poets стала фактически первой читать стихи под тяжелый бит и музыкальное сопровождение. Ритмичный речитатив, обычно читающийся под бит, получил название рэп (от англ. rap - стук).

Рэп как альтернативная форма

Рэп, являясь протестующим жанром по своей сути, даже в асоциальных и развлекательных песнях, где, казалось бы, нет никакого повода для протеста, имеет довольно агрессивный и грубый язык, а также экспрессивный восклицательный тон. Это, в основном, связано с тем, что многие рэп-исполнители, родившиеся в неблагополучных семьях, росли в условиях гетто, дискриминации, нищеты и криминала. Неудивительно поэтому, что подавляющее большинство популярных рэп-песен посвящено реализации американской мечты, воплощенной в материальном благополучии, а также самолюбованию самого рэп-исполнителя, желающего заявить о своем успехе, что присуще многим, кто выбрался из бедности и унижения.

За счет своего «уличного» и протестующего характера рэп-поэзия принимает различные формы. Например, появляются тексты вроде «Stan» («Стэн») Эминема (Эминем - один из самых продаваемых музыкальных артистов в мире. Он назван одним из самых великих музыкантов всех времен многими журналами, включая Rolling Stone, который также провозгласил его королём хип-хопа. Википедия), который очень напоминает короткий рассказ в форме эпистолярной прозы, имеющий сюжет и историю героя. Или же альбом «The Life Of Pablo» («Жизнь Пабло») Канье Уэста (американский исполнитель хип-хопа), представляющий собой поток сознания на грани абсурда с переплетением религии и поп-культуры. В рэпе, как ни в каком другом жанре, стерта граница между стилями и жанрами. В одной песне вы можете услышать и быстрый речитатив, и рок-н-ролльную гитару, и классический госпел (духовная христианская музыка) и нецензурную лексику, и многочисленные отсылки к Библии, персонажи которой внезапно могут превратиться в комедийных героев (как это порой бывает у Уэста).

Если в любом музыкальном поп-жанре текст работает на музыку и ее восприятие, то в рэпе, напротив, музыкальная составляющая работает на текст, создает для него особую атмосферу, настроение, тональность и ритм, хотя бывают и исключения, но их мало. Для рэпера куда важнее удачная строчка, чем мощный и запоминающийся гитарный пассаж или яркая вокальная мелодия.

Основная форма рэпа - речитатив - имеет гораздо больший контакт с обычным чтением стихов, чем пение, где первоочередную функцию играет голос, а не подача текста. К тому же утяжеленный бит опять-таки помогает рэперу читать текст более эмоционально,

«вдавливая» его в головы слушателей. Главный акцент рэперы делают на рифме, которая ярко подчеркивает ритм и усиливает музыкальность текста. При этом рифма может быть необычайно разнообразной, начиная от простых повторов и заканчивая сложными составными и внутренними рифмами. От ее качества и подачи зачастую зависит успех рэп-исполнителя. Для рэпа наиболее характерно употребление сленга, нейтральной и значительно реже высоколитературной лексики. Во многих рэп-текстах можно встретить немалое количество каламбуров и фонетических приемов. Объясняется это тем, что звуковые эффекты работают на музыкальность текста (все-таки рэп - это и музыкальный жанр), а словесные шутки являются достаточно распространенным явлением в массовой культуре в целом. Можно сказать, что рэп в большинстве своем - это синтез классической поэзии и свободного стиха, в котором живой разговорный язык и приземленные злободневные темы доминируют над литературным языком и абстрактными понятиями.

С музыкальной точки зрения рэп - самый настоящий продукт постмодернизма, поскольку он как жанр вырос на готовых музыкальных композициях, буквально склеенных для рэп-песен. Музыканты, отвечающие за создание рэп-музыки, в большинстве своем не более чем музыкальные конструкторы, пусть и очень грамотные. При этом иногда рэперы даже не синтезируют отдельные музыкальные отрывки, а просто берут готовый аккомпанемент известных хитов, лишь слегка изменяя его звучание.

Рэп близок к постмодернизму и с текстуальной точки зрения. Ему присущи такие постмодернистские черты, как интертекстуальность, аллюзии, синтез жанров и стилей, а также идейный плюрализм.

Фетисова Т.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.