Л. Ю. Ларина
Особенности речевых компетенций у дошкольников с ЗПР
Дети с ЗПР составляют значительную часть дошкольников и школьников общеобразовательных и коррекционных учреждений. Проблеме нарушений речи у детей дошкольного возраста с ЗПР посвящено большое количество исследований (О. Н. Богомягкова [3], Г. Г. Голубева [6], О. В. Иванова [8], Е. С. Кузичева [9] и др.).
Важное значение имеет профилактика дисграфии у детей с ЗПР в дошкольном возрасте. По нашему мнению, предупреждение нарушений письма у дошкольников с ЗПР необходимо разрабатывать в рамках ком-петентностного подхода. Он направлен не только на передачу суммы знаний, но и на развитие личности учащихся, формирование их способностей и компетенций. Рассматриваемый подход связан с инновационными процессами в отечественном образовании, с переходом к федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения. Однако в коррекционной педагогике компетентностный подход является малоразработанным.
Цель нашего исследования - теоретически обосновать, разработать методику формирования речевых компетенций как средств профилактики дисграфии у дошкольников с ЗПР.
Для достижения цели поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать научно-теоретические основы изучения проблемы дисграфии, формирования речевых компетенций как средств её профилактики у дошкольников.
2. Определить содержание методики исследования речевых компетенций у дошкольников с ЗПР.
3. Изучить особенности и определить уровень сформированности речевых компетенций у дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
4. Научно обосновать, разработать, апробировать и внедрить содержание поэтапной логопедической работы по формированию речевых компетенций как средств профилактики дисграфии у дошкольников с ЗПР, выявить ее эффективность.
Главная идея компетентностного подхода, по мнению А. Л. Андреева, состоит в том, что нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент самостоятельно найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации, уметь воспользоваться ими в различных ситуациях и сферах жизни [2].
Для профилактики дисграфии у детей с ЗПР большое значение имеет формирование речевых компетенций. Разные авторы вкладывают
в понятие «речевая компетенция» неодинаковый объём значения. Одни считают речевую компетенцию синонимом коммуникативной компетенции (В. Ю. Михальченко [15, с. 258], Э. В. Сойфер [цит. по 11, с. 226]), другие полагают, что речевая компетенция более узкое понятие, чем коммуникативная компетенция (Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин [1, с. 251]; М. П. Манаенкова [11, с. 223]).
Мы рассматриваем речевую компетенцию как составную часть коммуникативной компетенции. По мнению Э. Г. Азимовой и А. Н. Щукина, речевая компетенция - владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи [1, с. 251]. Э. В. Сойфер определяет речевую компетенцию как умение создавать и понимать разные типы дискурса [цит. по 11, с. 226].
Речевая компетенция у дошкольников с ЗПР - не самоцель, а промежуточное звено на пути к формированию коммуникативной компетенции. Она необходима для усвоения в той степени, которая требуется для общения и деятельности дошкольника. Речевая компетенция включают в себя концептуальный опыт, который выражается в обозначении идей; сенсорный опыт, выражающийся сенсорикой, и деятельностный опыт, выражающийся в обозначении действия.
Исследователи (Н. Ю. Борякова [4, с. 21], Е. А. Екжанова [7, с. 7] и др.) связывают особенности психического развития дошкольников с зПр с недоразвитием высших психических функций, трудностями аналитико-синтетической деятельности. В нейропсихологии известно, что функциональная несформированность лобных отделов мозга и недостаточность нейродинамики психической деятельности могут привести к дисграфии (А. В. Семенович [13, с. 9], Л. С. Цветкова [16, с. 8] и др.).
При ЗПР у детей дошкольного возраста наблюдается особенности формирования речевых компетенций. У них отмечается сложность и распространённость нарушений их формирования. У большинства дошкольников с ЗПР имеются особенности внутренней и внешней речи. Экспрессивной речи таких детей свойственны инактивность, недостатки звукопроизношения, бедность словарного запаса и аграмматизмы. Им-прессивная речь дошкольников с ЗПР характеризуется недостаточностью слухоречевой дифференциации, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
У школьников с ЗПР наблюдается нарушения коммуникации и различные формы дисграфии, которые характеризуется стойкостью и комплексностью (В. Бугиотопулу [4], Е. А. Логинова [10], С. А. Овсянникова [11], Н. В. Разживина [12]). Поэтому необходимо уже в дошкольном возрасте проводить логопедическую работу по предупреждению дисграфии в рамках компетентностного подхода для полноценного развития личности детей и формирования умения пользоваться полученными знаниями в различных ситуациях.
Список литературы
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философ-ско-методологического анализа [Электронный ресурс]. - URL: http://portalus.ru.
3. Богомягкова О. Н. Психолого-педагогическая коррекция старших дошкольников с задержкой психического развития в связи с особенностями их интегральной индивидуальности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. - Екатеринбург, 2006.
- 23 с.
4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
5. Бугиотопулу В. Психолого-педагогический анализ слухоречевой и зрительной памяти у детей с дисграфией: автореф. дис. ... канд. наук: 13.00.03. - М., 2002. -19 с.
6. Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. - СПб., 1996. - 22 с.
7. Екжанова Е. А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1989. - 19 с.
8. Иванова О. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. - СПб., 2003. - 19 с.
9. Кузичева Е. С. Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук:13.00.03. - М., 2013.
- 24 с.
10. Логинова Е. А. Дифференцированный подход в логопедической работе по устранению дисграфии у учащихся с задержкой психического развития: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03. - СПб., 1992. - 24 с.
11.Манаенкова М. П. Речевая компетентность личности: содержание и структура // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 10. - С. 223.
12.Овсянникова С. А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. - М., 2009. - 24 с.
13.Разживина Н. В. Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. - СПб., 2008. - 24 с.
14.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: ИКАР, 2002. - 115 с.
15.Словарь социолингвистических терминов / под ред. В. Ю. Михальченко. - М.: Рос. акад. наук, 2006. - 449 с.
16.Цветкова Л. С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. - М.: ИКАР, 1995. - 129 с.