Научная статья на тему 'Особенности реализации высшего образования на современном этапе развития общества'

Особенности реализации высшего образования на современном этапе развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
967
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ / ЕВРОПЕИЗАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКАЯ ПРОЦЕСС / HIGHER EDUCATION / GLOBALIZATION / INTERNATIONALIZATION / ACADEMIC CAPITALISM / EUROPEANIZATION / TRANSNATIONAL EDUCATION / BOLOGNA PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костригин А.А.

В статье обсуждается состояние высшего образования сегодня. Современный этап развития общества оказывает сильное влияние на высшую школу. Присутствует множество факторов, которые изменяют систему высшего образования: глобализация, коммерциализация, интернационализация, академический капитализм, европеизация. Указываются нововведения в организации образовательного процесса: образование как "услуга", рыночные формы оплаты профессорско-преподавательского труда, транснациональное образование, зачетные единицы, мобильность студентов и преподавателей. Проводится анализ факторов и выделение проблемных точек основных тенденций современного образования. В качестве методов данного исследования выступает теоретический анализ научной литературы и классификация нововведений современной образовательной системы в Европе. Новизна исследования заключается в систематизации особенностей и факторов реализации высшего образования сегодня. Показаны отличительные характеристики классического и современного университета, освещена история реформирования образования в высшей школе через Болонский процесс, сформулированы последствия внедрения нововведений в образовательную систему в высшей школе. Политические и экономические черты современного общества влияют, в первую очередь, на снижение участия государства в реализации образования и увеличение коммерческого элемента в науке..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of realization of higher education in contemporary society

The article discusses the state of higher education today. The current stage of development of society has a strong impact on higher education. There are many factors that modify the system of higher education: globalization, commercialization, internationalization, academic capitalism, europeanization. There are innovations in the organization of educational process: education as a "service", market forms of payment of higher-education teaching personnel, transnational education, credit units, the mobility of students and teachers. The author carries out the analysis of the factors and the allocation of the main problem spots and tendencies in the contemporary education. The methods of this research are the theoretical analysis of the scientific literature and classification of innovation of contemporary educational system in Europe. The novelty of the research is the systematization of the features and factors of the implementation of higher education today. The author shows the distinctive characteristics of classic and modern university, analyses the history of educational reforms in higher education through the Bologna Process, formulates the consequences of the introduction of innovations in the educational system in higher education. Political and economic features of contemporary society affect, first of all, the reducing of government’s involvement in the implementation of education and the increasing of commercial element in science.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации высшего образования на современном этапе развития общества»

Педагогические науки

УДК 378.1

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 1 Маматов Д. К., Собирова Ш. У, Бухарский государственный университет

(Бухара, Узбекистан)

Резюме. В статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной работы студентов, применительно к новым образовательным стандартам.

Ключевые слова: образовательный стандарт, самостоятельная работа, студенты, обучение.

Новые государственные образовательные стандарты третьего поколения перестраивают систему профессионального образования таким образом, что большая часть учебного времени (60%) отводится на организацию самостоятельной работы студентов. Следовательно, преподавателям вузов и колледжей необходимо перепланировать свою деятельность, уменьшив количества аудиторных занятий, что может не улучшить, а, наоборот, ухудшить качество подготовки студентов. Таким образом, возникает необходимость более тщательного планирования самостоятельной работы обучающихся.

Новая образовательная парадигма рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, эрудиция, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования, высокая культура личности.

Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.

Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении.

1 Статью рекомендует к публикации: Мухиддин Мухамматович Бафаев (Бухара, Узбекистан). Рецензент - Чупров Л.Ф. -к. псх. н., (Черногорск, Россия).

Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, который состоит в том, что цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Ввиду наличия вариантов определения самостоятельной работы в педагогической литературе, мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа студентов (далее СРС) - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Технология организации СРС должна быть поэтапной и обоснованной. Для эффективного осуществления этого вида деятельности необходимы готовность профессорско-преподавательского состава, качественная учебно-методическая и соответствующая нормативно-правовая база.

Под готовностью профессорско-преподавательского состава следует понимать способность преподавателей выделять наиболее важные и посильные для СРС темы дисциплины (курса); стимулировать внутренние механизмы саморазвития личности, самоконтроля и самокоррекции. При этом преподаватели должны обладать организаторскими, прогностическими и конструктивными умениями.

Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации, направленное на формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

Таким образом, речь идет о подготовке специалистов завтрашнего дня, конкурентоспособных в мировом масштабе, умеющих творчески, оперативно решать нестандартные производственные, научные, учебные задачи с максимально значимым эффектом, как для себя, так и в целом для общества.

В ходе организации самостоятельной работы студентов преподавателем решаются следующие задачи:

• углублять и расширять их профессиональные знания;

• формировать у них интерес к учебно-познавательной деятельности;

• научить студентов овладевать приемами процесса познания;

• развивать у них самостоятельность, активность, ответственность;

• развивать познавательные способности будущих специалистов.

В ходе постановки целей и задач необходимо учитывать, что их выполнение направлено не только на формирование общеучебных умений и навыков, но и определяется рамками данной предметной области.

В современной литературе выделяют два уровня самостоятельной работы: управляемая преподавателем самостоятельная работа студентов и собственно самостоятельная работа.

Именно первый уровень наиболее значим, т.к. он предполагает наличие специальных методических указаний преподавателя, следуя которым студент приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности.

Основная задача организации СРС заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального пассивного выполнения определенных заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Таким образом, в результате самосто-ятельной работы студент должен научиться осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, использовать основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы развивать в дальнейшем умение непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

Условия, обеспечивающие успешное выполнение СРС

1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).

2. Постановка познавательных задач.

3. Алгоритм выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

5. Определение видов консультационной помощи (консультации установочные, тематические, проблемные).

6. Критерии оценки, отчетности и т.д.

7. Виды и формы контроля (практика, контрольные работы, тесты, семинар и др.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня СРС: репродуктивный (тренировочный); реконструктивный; творческий, поисковый.

Самостоятельные тренировочные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.

Самостоятельные реконструктивные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут изучаться первоисточники, выполняться рефераты. Цель этого вида работ - научить студентов основам самостоятельного планирования и организации собственного учебного труда.

Самостоятельная творческая работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы). Цель данного вида работ -обучение основам творчества, перспективного планирования, в соответствии с логикой организации научного исследования.

Таким образом, для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы:

1. Комплексный подход к организации СРС (включая все формы аудиторной и внеаудиторной работы).

2. Обеспечение контроля над качеством выполнения СРС (требования, консультации).

3. Использование различных форм контроля.

Обязательным условием, обеспечивающим эффективность СРС, является соблюдение этапности в ее организации и проведении. Можно выделить следующие этапы управляемой самостоятельной работы студентов.

Первый этап - подготовительный. Он должен включать в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для СРС; сквозное планирование СРС на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.

Второй этап - организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; читается вводная лекция, проводятся индивидуально-групповые установочные консультации, во время которых разъясняются формы СРС и ее контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап - мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и

групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверку в соответствии с выбранной целью.

Четвертый этап - контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде дипломнй, курсовой работы, реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, моделей, макетов, отчетов и т.п. (в зависимости от дисциплины и специальности). Контроль СРС может осуществляться при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, сдачи коллоквиумов, промежуточных зачетов др.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Простейший путь - уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте.

В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента - 27 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени аудиторных занятий, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно. Вопрос в том, как эффективно использовать это время.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов.

Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества их подготовки.

Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время, что связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационно -

методическое обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.

Таким образом, руководство и контроль СРС подразумевает решение двух групп дидактических задач. Во-первых, это задачи, характеризующие логические операции учебной деятельности студентов (приемы учебной деятельности студентов: слушание, наблюдение, рассматривание, переписывание, конспектирование, заучивание, пересказ, зарисовывание, сравнение, анализ, объяснение, словесное описание, формулировка вопросов, проблем и определений, решение учебных проблем, моделирование, конструирование, измерение и т.д.). Во-вторых, задачи, характеризующие логические операции педагогической деятельности преподавателя (обобщение, повторение, формирование новых знаний и умений, усвоение, проверка уровня знаний и умений).

В качестве контроля самостоятельной работы могут использоваться следующие формы:

• индивидуальные беседы и консультации с преподавателем;

• проверка рефератов и письменных докладов;

• коллоквиумы;

• проверка письменных отчетов;

• тестирование;

• проверка знаний на промежуточном этапе;

• проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой;

• проверка конспектов источников, статей;

• выборочная проверка заданий;

• разработка заданий, создание поисковых ситуаций;

• собеседование по проработанной литературе;

• составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения опытной информации и т.д.

Методические рекомендации преподавателям по организации самостоятельной работы студентов.

1. Не перегружать учащихся заданиями.

2. Чередовать творческую работу на занятиях с заданиями во внеурочное время.

3. В лекциях ставить вопросы для самостоятельной работы студентов, указывая на источник ответа в литературе.

4. Давать опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.).

5. Давать студентам четкий и полный инструктаж, включающий:

• цель задания;

• условия выполнения;

• объем;

• сроки;

• образец оформления.

6. Осуществлять текущий контроль и учет.

7. Оценивать, рецензировать работы, обобщать уровень усвоения навыков самостоятельной работы.

Литература:

1. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М. - Нальчик, Эльфа, 1996. С 25 - 63.

2. Попков В.А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы: Кн. для начинающего преподавателя вуза, магистранта пед. ин-та и студ. классич. ун-та / В.А.Попков, А.В.Коржуев. - М., 2000. - 181 с.

3. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил / В.В.Радаев. - М., 2001. - 201 с.

4. Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: Учеб.-практ. пособие / М. Ю. Рогожин. - М. 2001. - 237 с.

5. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности:[учеб. пособ. по направлению и специальностям психологии] / С. Д. Смирнов. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Академия, 2005. -393 с.

Mamatov D. K., Sobirova Sh. U. Osobennosti organizacii samostojatel'noj raboty studentov / D. K. Mamatov, Sh. U. Sobirova // Nauka. Mysl'. - 2015. - № 1.

Abstract. In the article the questions of organization of independent work of students, in relation to the new educational standards.

Keywords: educational standard, self-preparatory work of students training..

Сведения об авторах:

Дильшод Кадырович Маматов - старший преподаватель кафедры изобразительной искусств. Бухарский государственный университет (Бухара, Узбекистан).

Шарофат Умедуллаевна Собирова - преподаватель кафедры изобразительного искусства. Бухарский государственный университет (Бухара, Узбекистан).

© Д . К. Маматов, Ш. У. Собирова, 2015.

© «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2015.

— • —

Подписано в печать 09.06.2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Наука. Мысль, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.