Научная статья на тему 'Методы преподавания налоговых дисциплин с помощью дистанционных технологий'

Методы преподавания налоговых дисциплин с помощью дистанционных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
73
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТ / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТ / НАЛОГОВАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смольянинова Елена Николаевна, Кривошапова Светлана Валерьевна

Развитие системы образования в России сегодня характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов образовательных учреждений и образовательных программ. Положительные процессы в развитии отечественного образования нашли свое отражение в децентрализации управления образовательными учреждениями и предоставления им значительной автономии, разнообразии сети образовательных учреждений, новом содержании и технологиях образования; предоставлении учащимся возможности выбора образовательных предметов, учреждений; формировании рынка образовательных услуг; возможности многоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений. Данные преобразования на наш взгляд касаются и изменения подхода к обучению студентов заочной формы обучения в условиях применения инструментов дистанционных технологий.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смольянинова Елена Николаевна, Кривошапова Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The use of remote teaching techniques in teaching taxes for students of distance learning courses

The development of education in Russia today is characterized by the search for new forms and methods of the system operation, increasing variability of educational institutions and educational programs. Positive processes in the development of national education result in the decentralization of educational institutions and providing them with significant autonomy and diversity, the network of educational institutions, new content and technology education, a choice of educational subjects for students and institutions, forming the market of educational services, opportunities and multi-layered financing educational institutions. These transformations are related to the changes in the approach to teaching students of correspondence courses in the condition of use of remote teaching techniques.

Текст научной работы на тему «Методы преподавания налоговых дисциплин с помощью дистанционных технологий»

УДК 340.1

1 2 Е. Н. Смольянинова , С. В. Кривошапова

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДИСЦИПЛИН С ПОМОЩЬЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Развитие системы образования в России сегодня характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов образовательных учреждений и образовательных программ. Положительные процессы в развитии отечественного образования нашли свое отражение в децентрализации управления образовательными учреждениями и предоставления им значительной автономии, разнообразии сети образовательных учреждений, новом содержании и технологиях образования; предоставлении учащимся возможности выбора образовательных предметов, учреждений; формировании рынка образовательных услуг; возможности многоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений. Данные преобразования на наш взгляд касаются и изменения подхода к обучению студентов заочной формы обучения в условиях применения инструментов дистанционных технологий.

Ключевые слова: образование, институт, форма обучения,

дистанционное обучение, инструмент, налоговая дисциплина.

Сегодня Россия, как и все человечество, находится в поисках новых форм своего бытия, наиболее адекватных современному динамическому состоянию мировой эволюции и особенностям российской цивилизации, российской духовности и культуры. Образование становится способом, обеспечивающим существование социума как общества с определенными

1 © Елена Николаевна Смольянинова, канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и налогов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

E-mail: Elena. Smolyaninova@vvsu.ru.

2 © Светлана Валерьевна Кривошапова, старший преподаватель кафедры финансов и налогов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул.Гоголя 41,г. Владивосток, Приморский край, 690014.Россия.

E-mail: Svetlana. Krivoshapova@vvsu. ru.

целями развития и связанной с ними структурой. Образование имеет решающее значение для развития личности, социальных институтов, общества в целом. Официальным признанием этой роли стало законодательное провозглашение сферы образования в России в качестве приоритетной.

Рис. 1. Классификация образовательных учреждений

Развитие системы образования в России сегодня характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов образовательных учреждений и образовательных программ. Положительные процессы в развитии отечественного образования нашли свое отражение в децентрализации управления образовательными учреждениями и предоставления им значительной автономии, разнообразии сети образовательных

учреждений, новом содержании и технологиях образования;

предоставлении учащимся возможности выбора образовательных предметов, учреждений; формировании рынка образовательных услуг; возможности многоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений (см. рис. 1).1

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».2

Проблема качества образования волнует не только Россию, но и все мировое сообщество. Многие развитые страны обеспокоены современным состоянием образования и предпринимают попытки повысить его качество. Острота вопроса обусловлена, прежде всего, глобальными проблемами человечества, изменяющимися условиями жизни, требованиями современности. Для того чтобы не утратить достижения российской школы при всех изменениях в общем образовании, создать условия для самореализации и развития личности, необходимо обеспечить управление качеством образования на всех уровнях.

Современная образовательная среда с ее открытым характером переносит акцент на управление познавательной деятельностью, на создание условий для обеспечения самостоятельной работы обучаемого. Одним из важных компонентов культуропорождающего образования выступает понятие «образовательная среда», которое напрямую связано с понятием «образовательный опыт», поскольку среда полагается нами как совокупность условий организации опыта в образовании. Для того чтобы определить влияние среды на образовательный процесс необходимо рассмотреть ее типологии.

Главной целью представленной ниже типологии является не столько структурная классификация сред, сколько выявление конкретных эффектов их воздействия на участвующих в них субъектов, выступающих в качестве носителей тех или иных практик и становящихся в позицию культуропорождения в процессе этого участия.

1. Принятое понимание среды как объективного окружения может реализовываться в виде ряда практик, строящихся вокруг трех главных

1 Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе/http://charko.narod.ru/tekst/monogr/2_5.htm

2 Приказ N 393 от 11.02.2002 Министерства образования Российской Федерации (Минобразование России) «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»/

2. вопросов: кто я в данной ситуации, кто другие в данной ситуации, какова данная ситуация?

3. Другой способ полагания среды — через формы опосредования. Среда в этом случае структурируется вокруг вопроса: какие средства я использую в данной ситуации?

4. Среда может также рассматриваться в контексте отношений, и тогда главным будет являться вопрос: в каких отношениях я участвую в данной ситуации?

5. Но возможен и четвертый тип полагания среды, когда она представляется полем возможностей, организуемым вокруг вопроса: что можно сделать в данной ситуации?

Важно подчеркнуть, что обучение студента — это не самообразование индивида по собственному произволу, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной, особенно в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов высшего образования.

В этой связи пропорциональность между аудиторными и внеаудиторными занятиями вызывает пристальное внимание к проблеме организации самостоятельной работы студентов (СРС) в целом, а не только в традиционных границах конкретных дисциплин. Стратегически на первый план выступает исходный уровень самостоятельности, с которым пришел абитуриент в сопоставлении с требованиями к выпускнику высшей школы.

В зависимости от места и времени проведения СРС, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами подразделяется на следующие виды:

- самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

- внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Самостоятельная работа должна осуществляться студентами как познавательная деятельность, стать средствами воспитания таких личностных качеств, как самостоятельность, активность, формировать творческое отношение к воспринимаемой информации. Все выше сказанное выдвигает определенные требования, как к качеству используемой профессиональной ориентированной литературы, так и к методической организации процесса обучения. Первое обеспечивается

тщательным отбором текстового материала, предназначенного для самостоятельного изучения. Второе включает формирование с помощью системы заданий умений самостоятельной работы со специальной литературой, которое бы впоследствии стали основой для послевузовского самообразования и повышения квалификации специалиста. Самостоятельная работа студента является одним из критериев качества подготовки специалистов (см. рис. 2).1

Конечно же, самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.

В целом же, самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.

Таким образом, структурно СРС можно разделить на две части: организуемая преподавателем (ОргСРС) и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т.п.) В этой связи подчеркнем, что управление СРС — это, прежде всего, умение оптимизировать процесс сочетания этих двух частей. ОргСРС должна составлять не менее 20% от общего времени, выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу. Непосредственное распределение часов на ОргСР утверждается по каждой дисциплине специальности по направлению «Налоги и налогообложение» научно-методическим советом.

Содержание ОргСРС описывается в рабочей программе каждой дисциплины специальности «Налоги и налогообложение» и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а на старших курсах — также и на усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по данной дисциплине. В связи с этим необходимо еще на стадии разработки учебных планов, назначая объемы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу студента, учитывать форму ОргСРС, ибо разные ее формы, естественно, требуют разных временных затрат.

1 Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. — 2006. — 1. — С.22-31

Рис. 2. — Критерии качества подготовки специалистов

Самостоятельная работа студентов изучающих налоговые дисциплины — способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:

- самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;

- самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств, а также нормативных актов, и, в первую очередь, изданных Федеральной Налоговой службой России.

Самостоятельная работа — планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа включает как воспроизводящие, так и творческие процессы в деятельности студента, в зависимости от этого выделяются четыре уровня самостоятельных работ:

1. Воспроизводящие самостоятельные работы — воспроизведение прослушанной или увиденной информации для запоминания и закрепления. Воспроизводящие упражнения строятся на основе схемы рассуждений преподавателя и позволяют за короткий срок усвоить базовый учебный материал; могут планироваться для студентов любого года обучения, но не развивают способность творчески, конструктивно мыслить:

2. Реконструктивно-вариативные (тренировочные) самостоятельные работы — выполнение заданий, связанных с вариантами формул, логических построений, доказательств, обобщений. В заданиях данного уровня преподаватель ставит перед студентами проблему, а студенты сами решают её, выбирая ответы из предложенных вариантов.

3. Частично-поисковые, эвристические самостоятельные работы повышенной сложности — самостоятельное решение отдельных частей проблемы, требующей при выполнении умений и навыков творческого труда.

4. Исследовательские, творческие работы — рефераты, доклады, научные сообщения, эссе, глоссарии, описания опыта или идеи, подготовка презентаций по индивидуальным или групповым проектам, курсовые и выпускные квалификационные работы, отчёты по практикам.1

Основу системы заочного образования ВГУЭС составляют концепции единой информационно-образовательной среды,

распределенной виртуальной аудитории и управляемой, коррекционного типа самостоятельной работы.

Система обеспечения самостоятельной работы студентов заочной формы обучения ВГУЭС базируется на функционировании информационно-образовательной среды, представляющей собой системно организованную совокупность средств передачи контента, аппаратно-программного и организационно-методического

обеспечения. Содержательное наполнение системы составляет совокупность электронных учебно-методических комплексов (УМКД) учебных дисциплин, интегрированных в учебные модули.

Организационно-технологическую основу системы заочного обучения ВГУЭС составляют базы данных, обеспечивающие хранение,

1 Письмо Минобразования РФ от 27.11.2002 № 14-55-996ин/15 "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений"/

обновление и формализацию доступа студентов к учебным, информационно-справочным материалам, в том числе к банку видеолекций. Наряду с представлением учебной информации, возможности тестирования, формирования статистических данных, система заочного обучения обеспечивает интерактивное общение студента и преподавателя. Интеграция образовательной деятельности педагога и обучаемого происходит на портале www.vvsu.ru/izdo.

Информационно-образовательный портал объединяет минипорталы филиалов и представительств с основными элементами технологии заочного образования. Это позволяет реализовывать планы преподавателя по разработке и доставке информации, виртуальному общению субъектов образовательного процесса, оценке подготовки студента, консультационную работу и управление самостоятельной работой обучаемого.

Для реализации концепции управляемой, коррекционного типа самостоятельной работы студента применяется совокупность инструментов дистанционного обучения, включающая сервер видеоконференций, сервер интернет обучения, форум, электронную доску объявлений, электронную почту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В системе заочного обучения на самостоятельную работу студента отводится 1174-1304 часов (70-75%) общего времени, на работу в виртуальных аудиториях в режиме on-line видеоконференции 216-230 часов (13%) и в режиме off-line 258-270 (14-16%) от общего учебного времени.

Приведенное распределение учебного времени по видам иллюстрирует роль самостоятельной работы как определяющего компонента в системе заочного обучения. Поэтому в институте заочного и дистанционного обучения (ИЗДО) ВГУЭС особое внимание уделяется проектированию, организации и всестороннему обеспечению этого вида работы. Исходными документами в деятельности ИЗДО по координации и планированию обучения студентов является график-календарь учебного процесса, сетевые семестровые графики, разрабатываемые для каждой специальности по годам обучения. Цель этих документов — предоставить исходные данные для составления расписания занятий и обеспечить деятельность преподавателя по проектированию самостоятельной работы студента. Для обучаемого сетевой семестровый график определяет последовательность работы, формы, виды контроля и сроки его погашения.

Проектированию самостоятельной работы преподавателем предшествует ознакомление с бюджетом учебного времени и фиксация предметно-функционального содержания дисциплины, которым должен овладеть обучаемый. Исходя из бюджета учебного времени, распределяется

предметно-функциональное содержание по формам работы и выбираются комплексы методов их проведения. В бюджете определяется содержательная составляющая самостоятельной работы студента.

Проведя распределение предметно-функционального содержания учебной дисциплины преподаватель приступает к проектированию электронного учебно-методического комплекса и интернет-заданий для системы тестирования сервера интернет-обучения.

В итоге проектной работы формируются указания обучаемому по порядку и последовательности самостоятельной работы, комплектуются учебно-методические материалы в электронной форме и подсистема общения преподаватель — студент.

Значимым компонентом проектирования самостоятельной работы служит разработка системы опосредованного взаимодействия преподавателя и студента с помощью инструментов технологий дистанционного обучения. Эта система включает определение количества, продолжительности коммуникационных контактов, способа общения — индивидуально, либо в составе группы, выбор типа виртуальной аудитории создаваемой для общения.

Самостоятельная работа в условиях территориального разобщения преподавателя и студента требует более детального планирования и управления ее ходом как преподавателем, так и сотрудником ИЗДО.

В ИЗДО ВГУЭС сложилась практика разработки интерактивного плана самостоятельной работы студента по каждой дисциплине, разрабатываемой преподавателем. План конкретизирует задание, определяет время и количество часов на самостоятельную работу и активные ссылки на учебный материал по каждой теме, в том числе структурно-логические схемы, текстовые материалы, задачи и упражнения в форме рабочей тетради. В завершение этого плана приводится форма промежуточного контроля, вопросы для подготовки и критерии определения оценки.

К основным функциям преподавателя на заочной форме обучения принято относить функции разработки, доставки обучаемому контента; взаимодействия с обучаемым; оценки результатов обучения и консультирования, поддержки студентов.

Разработка и доставка контента представляет собой структурированное, алгоритмированное, формализованное отражение сущности предмета, навыков специалиста в электронной форме, обеспечивающей результативную самостоятельную работу обучаемого. Функция взаимодействия с обучаемым, с учетом возможностей современных технологий, предполагает организацию и осуществление взаимодействия нескольких типов.

Во-первых, взаимодействие «обучающийся — содержание обучения» отражает процесс самостоятельной работы обучаемого с учебными материалами в соответствующей форме (УМКД).

Во-вторых, взаимодействие типа «обучающийся — преподаватель» отражает форму диалогового общения с преподавателем.

В-третьих, взаимодействия «обучающийся — обучающийся» отражает процесс совместной работы в групповых самостоятельных проектах.

Качество самостоятельной работы во многом определяется качеством учебно-методических материалов, предоставляемых студенту. В институте заочного и дистанционного образования (ИЗДО) ВГУЭС по каждой учебной дисциплине разрабатывается электронный учебно-методический комплекс (УМКД), размещаются учебнометодические материалы на сервере интернет-обучения,

дополнительная информация доводится обучаемому с помощью электронной доски объявлений, электронной почты и на форуме.

Содержание учебной дисциплины является результатом преобразования научного знания с помощью инструментов дидактики. Учебно-методические материалы, прежде чем приобрести электронную форму, проходят определенную трансформацию. В них сокращается количество текстового материала, они дополняются структурнологическими схемами, аудио — и видеофайлами. Применяется принцип расширения учебной информации, позволяющий в ходе его освоения, как бы по слоям углубляться в содержание и идти от общего к частному, единичному и особенному.

Каждый УМКД по специальности «Налоги и налогообложение» включает в себя учебную и: справочную информационные базы, систему тестирования методические указания для организации самостоятельной работы обучаемого, то есть является своеобразным путеводителем по учебно-методическому комплексу. Это логически увязанная (с учетом межпредметных связей) совокупность содержательных блоков, описывающих предметную область учебной дисциплины с практикумом, сочетающая в себе функции хранения информации, управления самостоятельной работой обучаемого и обеспечения интерактивного взаимодействия.

Все УМКД дополняются системными педагогическими измерительными материалами, используемыми для самотестирования. При проверке уровня и качества усвоения учебного материала предусматривается фиксация времени работы с материалами, частоты обращения к ним, контроль знаний и умений, полученных обучающимся.

Тесты, практические задания предполагают несколько уровней проверки усвоения учебного материала.

Содержание учебных материалов обязательно дополняется комплексом структурно-логических схем, представляющих собой системно изложенный категорийно-понятийный аппарат учебной дисциплины, отражающий причинно-следственные связи, иерархию, функциональную зависимость рассматриваемых процессов. Этот прием позволяет научить студентов понимать внутреннюю логику изучаемых дисциплин, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Работа с компьютером имеет и свои сложности, например чтение текстовой информации с экрана. Поэтому в электронных учебных комплексах предусмотрена технология расширяющейся учебной информации. Первоначально представляется минимум текстовой информации и структурно-логические схемы. Затем при необходимости можно обратиться к рассмотрению обоснований, описаний, детализирующих, углубляющих рассматриваемый учебный материал.

Обеспечение самостоятельной работы студента по написанию эссе, рефератов, контрольных, курсовых работ достигается включением в состав УМКД дополнительной литературы, журнальных статей, ссылок на интернет-ресурсы и обязательным использованием нормативной литературы, изданной Федеральной налоговой службой РФ.

Разработанный вариант электронного учебно-методического комплекса обеспечивает управляемую, коррекционную,

самостоятельную работу студента, сводя к минимуму очные контакты преподавателя с обучаемым, способствуя достижению гарантированного качества обучения.

Технологии заочного обучения предполагают особое отношение к студенту. Учебный процесс начинается с освоения им порядка работы с аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим

соответствующую технологию заочного обучения, методикой управляемой самостоятельной работы. Приобретают особое значение навыки пользования обучаемым компьютером, электронного конспектирования, работы с информационными базами, виртуального общения (культура подготовки электронных сообщений, коммуникации в «чатах» и «форумах», преодоление «боязни» микрофона), без которых нельзя освоить учебный материал.

В системе самостоятельной работы сочетаются две управленческие системы — самоменеджмент, осуществляемый самим обучаемым, и коррекционная работа преподавателя в прямой и опосредованной формах. Самоуправление студент осуществляет, принимая в качестве механизма обратной связи результаты самотестирования, включенного в УМКД. Преподаватель формирует управленческое воздействие в соответствии с

результатами работы с файлами УМКД и результатами тестирования на сервере интернет-обучения.

Работа студента ведется в соответствии с расписанием занятий и индивидуальным сетевым графиком. В установленное время он принимает участие в on-line лекциях, семинарах, практических занятиях, проводимых в режиме интернет-видеоконференции. Затем отрабатывает в установленном преподавателем порядке разделы, темы учебной дисциплины, проходит тестирование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особо значима функция консультирования (поддержки) студента. Это своеобразный способ оживления виртуального безмолвия. Консультирование осуществляется для учебной группы в целом и индивидуальное — для отдельного обучаемого. Консультационная работа преподавателя осуществляется с использованием форума, электронной доски объявлений и электронной почты.

Содержание, последовательность коммуникационных актов, порядок их инициализации зависит от выбранной преподавателем педагогической технологии, уровня подготовки обучаемого.

Таким образом, созданная во ВГУЭС система заочного обучения реализует концепцию «самостоятельной работы коррекционного типа управляемой преподавателем» в информационно-образовательной среде портального типа и обеспечивает достижение заданного качества учебного процесса.