Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО АРСЕНАЛА СЛЕПЫМИ И СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЗЮДОИСТАМИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПОЕДИНКЕ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО АРСЕНАЛА СЛЕПЫМИ И СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЗЮДОИСТАМИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПОЕДИНКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ДЗЮДО / СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЙ АРСЕНАЛ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПОЕДИНОК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевченко А. В., Тихонова И. В., Схаляхо Ю. М., Близнюк А. А., Омарова П. Г.

Актуальность. Спортивные достижения в адаптивном дзюдо зависят от учета многих факторов, определяющих процесс обучения слепых и слабовидящих спортсменов технико-тактическим приемам. При обучении дзюдо выделяют две группы условий, обуславливающих реализации технических приемов и достижение на этой основе высоких спортивных результатов: внешние (качество и возможность овладения дзюдоистом техникой ведения соревновательной схватки) и внутренние (мотивация, наличие у информации о сопернике, оперативное функциональное и психологическое состояния), которые в адаптивном дзюдо изучены недостаточно. Цель исследования - определить особенности реализации технических приемов слепыми и слабовидящими дзюдоистами в соревновательном поединке. Методика. Для оценки результативности соревновательного поединка использовались количественные и качественные показатели технико-тактической подготовленности слепых и слабовидящих дзюдоистов, а для оценки качества выполнения и потенциала технико-тактической деятельности - показатели результативности (R), эффективности (P) и технико-тактического потенциала (TTP). Результаты. Сравнительный анализ количественных показателей, определяющих ход соревновательного поединка слепых и слабовидящих дзюдоистов, практически не отстают от другой группы обследуемых спортсменов. Среди показателей качества выполнения технико-тактических действий и потенциала технико-тактической деятельности наблюдается достоверное отставание слепых и слабовидящих дзюдоистов по показателю «Результативность (R)» от дзюдоистов-разрядников. Заключение. Исходя из данных, полученных в ходе педагогического исследования, следует, что технико-тактическая подготовленность слепых и слабовидящих дзюдоистов соответствует должному уровню показателей технико-тактической подготовленности спортсменов-дзюдоистов юношеских разрядов без отклонения в состоянии зрительного анализатора, проявляемых в соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шевченко А. В., Тихонова И. В., Схаляхо Ю. М., Близнюк А. А., Омарова П. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE TECHNICAL AND TACTICAL ARSENAL BY BLIND AND VISUALLY IMPAIRED JUDOISTS IN A COMPETITIVE MATCH

Relevance. Sports achievements in adaptive judo depend on taking into account many factors that determine the process of training blind and visually impaired athletes in technical and tactical techniques. When teaching judo, there are two groups of conditions that determine the implementation of technical techniques and the achievement of high sports results on this basis: external (the quality and ability of a judoka to master the technique of conducting a competitive fight) and internal (motivation, availability of information about the opponent, operational functional and psychological state), which are not sufficiently studied in adaptive judo. The purpose of the study is to determine the features of the implementation of technical techniques by blind and visually impaired judoists in a competitive duel. Methodology. To assess the effectiveness of a competitive match, quantitative and qualitative indicators of technical and tactical readiness of blind and visually impaired judoists were used, and to assess the quality of performance and potential of technical and tactical activities-indicators of performance (R), efficiency (P) and technical and tactical potential (TTP). Results. Comparative analysis of quantitative indicators that determine the course of a competitive match of blind and visually impaired judoists, almost do not lag behind the other group of examined athletes. Among the indicators of the quality of technical and tactical actions and the potential of technical and tactical activities, there is a significant lag between blind and visually impaired judoists in the indicator "Performance (R)" from judoists-dischargers. Conclusion. Based on the data obtained in the course of pedagogical research, it follows that the technical and tactical readiness of blind and visually impaired judoists corresponds to the proper level of indicators of technical and tactical readiness of athletes-judoists of youth categories without deviation in the state of the visual analyzer, manifested in competitive activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО АРСЕНАЛА СЛЕПЫМИ И СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЗЮДОИСТАМИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПОЕДИНКЕ»

УДК: 796.853.23-056.262

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО АРСЕНАЛА СЛЕПЫМИ И СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЗЮДОИСТАМИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПОЕДИНКЕ

А.В. Шевченко, соискатель,

И.В. Тихонова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики гимнастики,

Ю.М. Схаляхо, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета спорта,

А.А. Близнюк, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики

спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта,

П.Г. Омарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; e-mail: Tikhonova [email protected]

Аннотация

Актуальность. Спортивные достижения в адаптивном дзюдо зависят от учета многих факторов, определяющих процесс обучения слепых и слабовидящих спортсменов технико-тактическим приемам. При обучении дзюдо выделяют две группы условий, обуславливающих реализации технических приемов и достижение на этой основе высоких спортивных результатов: внешние (качество и возможность овладения дзюдоистом техникой ведения соревновательной схватки) и внутренние (мотивация, наличие у информации о сопернике, оперативное функциональное и психологическое состояния), которые в адаптивном дзюдо изучены недостаточно.

Цель исследования - определить особенности реализации технических приемов слепыми и слабовидящими дзюдоистами в соревновательном поединке.

Методика. Для оценки результативности соревновательного поединка использовались количественные и качественные показатели технико-тактической подготовленности слепых и слабовидящих дзюдоистов, а для оценки качества выполнения и потенциала технико-тактической деятельности - показатели результативности (Р), эффективности (Р) и технико-тактического потенциала (ТТР).

Результаты. Сравнительный анализ количественных показателей, определяющих ход соревновательного поединка слепых и слабовидящих дзюдоистов, практически не отстают от другой группы обследуемых спортсменов.

Среди показателей качества выполнения технико-тактических действий и потенциала технико-тактической деятельности наблюдается достоверное отставание слепых и слабовидящих дзюдоистов по показателю «Результативность (Р)» от дзюдоистов-разрядников.

Заключение. Исходя из данных, полученных в ходе педагогического исследования, следует, что технико-тактическая подготовленность слепых и слабовидящих дзюдоистов соответствует должному уровню показателей технико-тактической подготовленности спортсменов-дзюдоистов юношеских разрядов без отклонения в состоянии зрительного анализатора, проявляемых в соревновательной деятельности.

Ключевые слова: адаптивное дзюдо, слепые и слабовидящие, технико-тактический арсенал, соревновательный поединок.

Для цитирования: Шевченко А.В., Тихонова И.В., Схаляхо Ю.М., Близнюк А.А., Омарова П.Г. Особенности реализации технико-тактического арсенала слепыми и слабовидящими дзюдоистами в соревновательном по-

единке // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2021. - № 2. - С. 30-33.

For citation: Shevchenko A., Tikhonova I., Skhalyakho Yu., Bliznyuk A., Omarova P. Features of the implementation of the technical and tactical arsenal by blind and visually impaired judoists in a competitive match. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2021, no 2, pp. 30-33 (in Russian).

Введение. Достижение спортивных результатов в видах спортивных единоборств невозможно без правильно организованной и качественной системы обучения на всех этапах многолетней тренировки, в том числе в адаптивных видах спорта [2, с. 5-7; 5, с. 7-11; 6, с. 15; 9, c. 14-15].

Определяя особенности спортивной подготовки в адаптивном дзюдо, характеризующие возможности достижения спортивных результатов, выделяют как минимум две группы условий: внешние и внутренние [1, с 11-17; 3, с. 25-27]. К внешним условиям, определяющим качество овладения дзюдоистом техникой ведения соревновательной схватки, или рандори, могут быть отнесены: постоянно действующие и устойчивые факторы, каковыми, к примеру, являются правила, размеры татами и т.п., и переменные факторы, к которым могут быть отнесены подготовленность соперника, его настрой на конкретную схватку, место проведения соревнований, поддержка зрителей и т.п.

К внутренним условиям, определяющим возможность реализации технико-тактического арсенала слепых и слабовидящих дзюдоистов в соревновательном поединке, специалисты относят: мотивационную базу для достижения высокого спортивного результата при оптимизации личностных морально-волевых качеств, наличие у спортсмена необходимой информации о сопернике, оперативное функциональное и психологическое состояния дзюдоиста.

Эффективность спортивной подготовки в адаптивном дзюдо обусловлена наличием у спортсмена и тренера объективной информации о главных соперниках, о способах построения схваток и других составляющих. Их учет позволяет оптимизировать процесс соревновательной деятельности, наметить целевые установки, учитывающие состояние соперников, задачи, реальная реализация которых не вызывает сомнения.

При построении процесса спортивной подготовки и соревновательной деятельности слепых и слабовидящих дзюдоистов на основе рефлексии спортсменам необходимо уметь соизмерять собственные возможности и возможности соперников.

Однако сегодняшний уровень развития теории и методики адаптивного дзюдо не позволяет этого сделать в силу отсутствия достоверной и объективной информации о состоянии технической подготовленности спортсменов, отсутствуют данные о состоянии технической подготовленности дзюдоистов, не имеющих физических дефектов, а также слепых или слабовидящих дзюдоистов [7, с. 241-247; 8, с. 225-259]. Последний

факт не позволяет воспользоваться опытом традиционного дзюдо при построении технической подготовки слепых или слабовидящих дзюдоистов.

Кроме того, до сих пор не определены особенности реализации технико-тактического арсенала слепых и слабовидящих дзюдоистов и его объема, позволяющих эффективно вести соревновательный поединок с любым соперником.

Цель исследования - определить особенности реализации технических приемов слепыми и слабовидящими дзюдоистами в соревновательном поединке.

Методика. Исходя из изложенных выше подходов, проведен анализ реализации технико-тактических показателей слепых и слабовидящих дзюдоистов на соревнованиях всероссийского масштаба (чемпионаты России 2019 (г. Сочи), 2020 (г. Раменское) и 2021 годов (г. Раменское); первенство России 2019 (г. Москва), 2021 (г. Ульяновск)).

Для оценки результативности соревновательного поединка использовались следующие количественные и качественные показатели технико-тактической подготовленности слепых и слабовидящих дзюдоистов: число попыток проведения технико-тактических действий (Ы), активность (А), количество оцененных двигательных действий (Р), количественный показатель эффективности выполняемых приемов (К), объем реализуемых технических действий (ОЦ, а для оценки качества выполнения и потенциала технико-тактической деятельности - результативность (К), качественный показатель эффективности (Р), технико-тактический потенциал (ТТР) [4, с. 5-7].

Результаты исследования. Данные сравнительного анализа уровней технико-тактической подготовленности слепых и слабовидящих дзюдоистов, спортсменов юношеских разрядов, представленные в таблице 1, указывают на то, что по количественным показателям, определяющим ход соревновательного поединка, слепые и слабовидящие дзюдоисты практически не отстают от другой группы обследуемых, представленной спортсменами, не имеющими отклонений в сотоянии здоровья по зрению.

При этом незначительно низкий уровень отмечается по показателям «активность (А)» - 1,6 усл. ед. и «количество оцененных действий (Р)» - 1,98 усл. ед., что является естественным обстоятельством для данного контингента лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Среди показателей качества выполнения технико-тактических действий и потенциала техн и ко-такти ческой деятельности наблюдается достоверное отставание слепых и слабовидящих дзюдоистов по показателю «Результативность (К)» - 37,35 усл. ед. от дзюдоистов-разрядников.

Вместе с тем и качественный показатель эффективности (Р), и показатель тактико-технического потенциала (ТТР) участников соревнований российского

Таблица 1

Сравнительный анализ технико-тактической подготовленности слепых и слабовидящих дзюдоистов, зафиксированной на соревнованиях всероссийского масштаба, и дзюдоистов юношеских разрядов

Показатели Слепые и слабовидящие дзюдоисты юношеских разрядов Дзюдоисты юношеских разрядов Достоверность различий по t-критерию Стьюдента

t р

Количественные показатели, определяющие ход соревновательного поединка, усл. ед.

Число попыток (Ы) 3,1+0,29 2,98+0,35 4,41 <0,001

Активность (А) 1,6+0,11 1,99+0,35 6,65 <0,001

Количество оцененных действий (Р) 1,98+0,05 3,32+0,79 5,61 <0,001

Количественный показатель эффективности (К) 0,14+0,03 0,29+0,02 4,45 <0,001

Объем технических действий (ОЦ 2,4+0,22 3,32+0,45 7,56 <0,001

Показатели качества выполнения и потенциала технико-тактической деятельности, усл. ед.

Результативность (R) 37,35+3,29 92,5+17,21 5,65 <0,001

Качественный показатель эффективности (P) 69,4+6,52 68,9+7,21 4,12 <0,001

Тактико-технический потенциал (ТТР) 11,25+2,43 9,87+7,23 6,18 <0,001

уровня среди слабовидящих и слепых достоверно не отличаются от аналогичных величин у спортсменов-разрядников юношеского возраста.

Данный факт, на наш взгляд, обусловлен, во-первых, высоким уровнем технической подготовленности слепых и слабовидящих дзюдоистов по ограниченному кругу технических действий и, во-вторых, менее эффективным построением системы защиты этими спортсменами.

Заключение. Исходя из данных, полученных в ходе проведенного исследования и изложенных выше, можно заключить, что технико-тактическая подготовленность слепых и слабовидящих дзюдоистов соответствует должному уровню показателей технико-тактической подготовленности спортсменов-дзюдоистов юношеских разрядов без отклонений в состоянии здоровья, проявляемых в соревновательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Еганов А.В. Методика начального обучения защитным действиям в борьбе дзюдо [Текст] / А.В. Еганов, Р.М. Закиров, А.Е. Миллер // Физическая культура. -2003. - № 2. - С. 7-13.

2. Закиров Р.М. Методика обучения защитным тактико-техническим действиям в дзюдо [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Закиров Расим Мир-зазянович. - Майкоп, 2009. - 28 с.

3. Зекрин Ф.Х. Методика специальной физической подготовки дзюдо и адаптивном дзюдо спортсменов до 18 лет [Текст]: монография / Ф.Х. Зекрин, Р.М. Закиров, Ю.В. Наборщикова. - Пермь: От и До, 2011. - 151 с.

4. Клименко А.А. Расширение пространства деятельности юных дзюдоистов в процессе технико-тактической подготовки [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Клименко Андрей Александрович. - Майкоп, 2013. - 203 с.

5. Левицкий А.Г. Управление процессом подготовки дзюдоистов с учетом уровня индивидуальной готовности к соревновательной деятельности [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Левицкий Алексей Григорьевич. - СПб., 2003. - 447 с.

6. Схаляхо Ю.М. Оптимизация базовой технико-тактической подготовки дзюдоистов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Схаляхо Юсуф Мезбечевич. -Краснодар, 1995. - 144 с.

7. Тихонова И.В. Состав базовой техники и особенности ее изучения на начальном этапе спортивной тренировки слабовидящих и слепых дзюдоистов [Текст] / И.В. Тихонова, А.В. Шевченко // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2017. -Вып. 56. - Ч. VIII. - C. 241-247.

8. Тихонова И.В. Влияние визуального контроля на качество управления двигательным действием в процессе обучения слабовидящих и слепых спортсменов [Текст] / И.В. Тихонова, А.В. Шевченко, П.Г. Омарова // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. -Санкт-Петербург, 2017. - №11 (153). - С. 255-259.

9. Чермит К.Д. Двигательная асимметрия в борьбе дзюдо (педагогические аспекты) [Текст]: автореф. дис. ... кан. пед. наук: 13.00.04. / Чермит Казбек Довметмизо-вич. - М., 1984. - 24 с.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE TECHNICAL AND TACTICAL ARSENAL BY BLIND AND VISUALLY IMPAIRED JUDOISTS IN A COMPETITIVE MATCH

A. Shevchenko, PhD Candidate,

I. Tikhonova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and Methodology of Gymnastics,

Yu. Skhalyakho, Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, Dean of the Faculty of Sport, A. Bliznyuk, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methods of Martial Arts, Weightlifting and Shooting Sports,

P. Omarova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Martial Arts, Weightlifting and Shooting Sports.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar.

Contact information for correspondence: 161, Budennogo str., Krasnodar, 350015, Russia; e-mail: Tikhonova [email protected]

Abstract

Relevance. Sports achievements in adaptive judo depend on taking into account many factors that determine the process of training blind and visually impaired athletes in technical and tactical techniques. When teaching judo, there are two groups of conditions that determine the implementation of technical techniques and the achievement of high sports results on this basis: external (the quality and ability of a judoka to master the technique of conducting a competitive fight) and internal (motivation, availability of information about the opponent, operational functional and psychological state), which are not sufficiently studied in adaptive judo.

The purpose of the study is to determine the features of the implementation of technical techniques by blind and visually impaired judoists in a competitive duel.

Methodology. To assess the effectiveness of a competitive match, quantitative and qualitative indicators of technical and tactical readiness of blind and visually impaired judoists were used, and to assess the quality of performance and potential of technical and tactical activities-indicators of performance (R), efficiency (P) and technical and tactical potential (TTP).

Results. Comparative analysis of quantitative indicators that determine the course of a competitive match of blind and visually impaired judoists, almost do not lag behind the other group of examined athletes.

Among the indicators of the quality of technical and tactical actions and the potential of technical and tactical activities, there is a significant lag between blind and visually impaired judoists in the indicator "Performance (R)" from judoists-dischargers.

Conclusion. Based on the data obtained in the course of pedagogical research, it follows that the technical and tactical readiness of blind and visually impaired judoists corresponds to the proper level of indicators of technical and tactical readiness of athletes-judoists of youth categories without deviation in the state of the visual analyzer, manifested in competitive activities.

Keywords: adaptive judo, blind and visually impaired, technical and tactical arsenal, competitive duel.

References:

1. Yeganov A.V., Zakirov R.M., Miller A.E. Metodika nachal-nogo obucheniya zashchitnymi deystviyam v wrestling dzyudo. Fizicheskaya kul'tura [Fizicheskaya kultura]. 2003, no. 2, pp. 7-13. (in Russian).

2. Zakirov, R. M. Methodology of teaching defensive tactical and technical actions in judo [Text]. Extended abstract of candidate's thesis. Maykop, 2009, 28 p. (in Russian).

3. Zekrin F.H.,Zakirov R.M., Naborshchikova Yu.V. Metodika special'noj fizicheskoj podgotovki dzyudo i adaptivnom dzyudo sportsmenov do 18 let [Methodology of special physical training of judo and adaptive judo of athletes under 18 years of age]. Perm: From and To, 2011, 151 p. (in Russian).

4. Klimenko A.A. Expansion of the space of activity of young judoists in the process of technical and tactical training. Candidate's thesis. Maykop, 2013, 203 p. (in Russian).

5. Levitsky A.G. Management of the process of training judoists taking into account the level of individual readiness for competitive activity. Doctor's thesis. St. Petersburg, 2003, 447 p. (in Russian).

6. Shalyakho, Yu. M. Optimization of basic technical and tactical training of judoists. Candidate's thesis. Krasnodar, 1995, 144 p. (in Russian).

7. Tikhonova I.V., Shevchenko A.V. The composition of basic equipment and features of its study at the initial stage of sports training of visually impaired and blind judoists. Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovani-ya [Problems of Modern Pedagogical Education]. Yalta, 2017. Issue 56, part VIII, pp. 241-247. (in Russian).

8. Tikhonova I.V., Shevchenko A.V., Omarova P.G. Influence of visual control on the quality of motor action control in the process of training visually impaired and blind athletes. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University Named After P.F. Lesgaft]. Saint Petersburg, 2017, №11 (153), pp. 255-259. (in Russian).

9. Chermit K.D. Motor asymmetry in judo wrestling (pedagogical aspects). Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 1984, 24 p. (in Russian).

Поступила / Received 13.06.2021

Принята в печать / Accepted 25.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.