Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты вуза / социальное партнерство / образование / university students / social partnership / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Людмила Сергеевна, Горшкова Марина Абдуловна, Кадырова Карина Камильевна

В статье рассматривается феномен формирования стабильных партнерских отношений в качестве основного ресурса современной образовательной организации, направленной на формирование у обучающихся не только дисциплинарных компетенций, но и системы морально-нравственных ценностей, социальных и творческих способностей, в рамках которого они развиваются и формируются как личности и профессионалы. Также рассматривается сущность и процесс построения подобных отношений в системе высшего образования. Осмысливается роль образовательной деятельности в современной социокультурной среде, а также раскрываются теоретические основы формирования совместной деятельности в контексте междисциплинарного и полифункционального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Людмила Сергеевна, Горшкова Марина Абдуловна, Кадырова Карина Камильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the phenomenon of the formation of stable partnerships as the main resource of a modern educational organization aimed at the formation of students not only disciplinary competencies, but also a system of moral values, social and creative abilities, within which they develop and form as individuals and professionals. The essence and process of building such relationships in the higher education system are also considered. The role of educational activity in the modern sociocultural environment is comprehended, as well as the theoretical foundations of the formation of joint activities in the context of an interdisciplinary and multifunctional approach are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

рынка. Также для возможности отвечать на современные профессиональные задачи, он призывает «больше кооперироваться между собой разных специалистов дизайна» [5].

При обновлении содержания дизайн-образования необходимо учитывать, например, такую тенденцию постепенного и устойчивого изменения в формате работы дизайнера - формат удаленного обучения (и впоследствии удаленной работы), а также возможность совмещения очного и заочного обучения.

Одним из наиболее важных элементов дизайн-образования в современном университете является востребованность использования инноваций и цифровизацию. Улучшение практической подготовки студентов может быть достигнуто путем увеличения количества практических занятий, их качества и степени реалистичности за счет технологий искусственного интеллекта, роботизации, виртуальной и дополненной реальности. Развитие социальных сетей, растущая экономия цифровых рынков и всеобщая тенденция распространения технологий - все это призывает обновить подход к дизайн-образованию.

Выводы. Дизайнеры, как творческая профессиональная деятельность, постоянно находятся в поиске авторского стиля и своего отличного от других почерка в дизайн-проектах, экспериментируют. И необходимость обновления содержания дизайн-образования появляется в ответ на запросы времени и социальный заказ государства, открывают перед дизайнерами большие возможности в плане творчества, способны обеспечивать ускоренное, качественное и органичное осуществление необходимых преобразований в процессе обучения.

Все вышеперечисленные меры помогут современному университету улучшить свою программу дизайн-образования, привлечь новых студентов и подготовить их к конкуренции на рынке труда.

Актуализация содержания дизайн-образования в современном университете является логичным шагом в развитии высшего образования и помогает подготовить дизайнеров к исполнению сложных задач в современных условиях, создания качественной и конкурентоспособной системы обучения.

Литература:

1. Алдошина, М.И. Развитие культурологической модели содержания образования в условиях поликультурности университетского образования / М.И. Алдошина // Отечественная и зарубежная педагогика. -2017. - № 6(45). - С. 82-93

2. Борисова, И.В. Феномен «Новая учебная дисциплина» в профессиональном образовании / И.В. Борисова // Омский научный вестник. -2013. - С. 163-165

3. Горелова, Э.В. Особенности дизайнерского образования в разные исторические периоды / Э.В. Горелова // Молодой ученый. - 2017. - № 23 (157). - С. 344-346. - URL: https://moluch.ru/archive/157/44357/ (дата обращения: 16.01.2023)

4. Капунова, М.И. Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании / М.И. Капунова // Молодой ученый. - 2017. - № 38 (172). - С. 107-110. - URL: https://moluch.ru/archive/172/45738/ (дата обращения: 14.01.2023)

5. Костарева, И. Новые дисциплины: современные тенденции дизайн-образования [Электронный ресурс] / И. Костарева. - URL: https://design-mate.ru/read/an-experience/modern-trends-in-design-education (дата обращения: 15.01.2023)

6. Оськин, C.B. Особенности формирования учебных планов и образовательных программ по новым стандартам / C.B. Оськин // Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза: сб. ст. по материалам межфакультетской учеб.-метод, конф. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина. -2016. - С. 489-491

7. Первина, Л.И. Особенности методики подготовки специалистов отечественным дизайнерским образованием / Л.И. Первина // Вестник Удмуртского университета. -2015. - № 4. - С. 81-86

8. Салтыкова, Г.М. Технологии в дизайн-образовании в высшей школе / Г.М. Салтыкова // Преподаватель XXI век. -2018. - №2-Часть 1,-С. 223-230

9. Ткаченко, Б.В. Дизайн-образование : теория, практика, траектории развития: учеб. пособие для высш. и сред. проф. образования по спец. 030500.04 «Профессиональное обучение (дизайн)» / Б.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская. -Екатеринбург: Аква-Пресс, 2004. -240 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Анисимова Людмила Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Горшкова Марина Абдуловна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); преподаватель кафедры английской филологии и переводоведения Кадырова Карина Камильевна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается феномен формирования стабильных партнерских отношений в качестве основного ресурса современной образовательной организации, направленной на формирование у обучающихся не только дисциплинарных компетенций, но и системы морально-нравственных ценностей, социальных и творческих способностей, в рамках которого они развиваются и формируются как личности и профессионалы. Также рассматривается сущность и процесс построения подобных отношений в системе высшего образования. Осмысливается роль образовательной деятельности в современной социокультурной среде, а также раскрываются теоретические основы формирования совместной деятельности в контексте междисциплинарного и полифункционального подхода. Ключевые слова: студенты вуза, социальное партнерство, образование.

Annotation. The article examines the phenomenon of the formation of stable partnerships as the main resource of a modern educational organization aimed at the formation of students not only disciplinary competencies, but also a system of moral values, social and creative abilities, within which they develop and form as individuals and professionals. The essence and process of building such relationships in the higher education system are also considered. The role of educational activity in the modern socio-cultural environment is comprehended, as well as the theoretical foundations of the formation of joint activities in the context of an interdisciplinary and multifunctional approach are revealed.

Key words: university students, social partnership, education.

Введение. В научном сообществе педагогов ведется активная дискуссия в отношении модернизации образования, его принципов и качественных изменений в структуре, которые коснулись и образовательного законодательства, и, собственно, структуры образовательных организаций, образовательных программ, финансирования образования, кадрового, технического, цифрового оснащения образовательного процесса, методик организации и управления данным процессом.

Таким образом, подчёркивается изменение роли высшего образования не только в социальном, но и в личностном и психологическом планах, что диктует новые правила для управленцев, педагогов и обучающихся. При этом возникает необходимость в формировании структуры нового типа отношений между различными субъектами образовательного взаимодействия, которое должно состоять во взаимовыгодном пополнении базисов друг друга. Субъекты образовательного процесса должны научиться взаимодействовать в наиболее эффективной и продуктивной форме, что позволит максимизировать эффект, получаемый от образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Совместная партнёрская деятельность - один из наиболее эффективных видов продуктивного взаимодействия субъектов любой существующей сферы деятельности. Она позволяет минимизировать риски за счет привлечения большого количества людей к реализации той или иной идее, задействования материальных, психологических и других ресурсов для достижения единой цели.

Особенно активно такое взаимодействие проявляется в рамках проектной деятельности обучающихся, которая направлена на достижение единой, общей цели проектной деятельности, а также формирование проектной компетентной группы, способной осуществлять задания различной сложности, постепенно увеличивая нагрузку и расширяя спектр влияния проектных умений. При этом важно помнить, что формирование концепции партнёрства нуждается в предварительной оценке и аналитике, что должно учитываться при построении первичной концепции взаимодействия субъектов образовательного процесса [1,2].

Хотелось бы обратить внимание на многообразие вариантов подобного партнёрства в рамках образовательно-воспитательного учреждения. Так, по нашему мнению, существуют следующие виды стабильных партнёрских отношений, оказывающих влияние на качество образовательных услуг и качество образования в целом:

1. Студент - студент.

При таком виде партнёрства обучающиеся вынужденно (в целях осуществления проектного задания, обязательного для выполнения в конкретной группе или по собственной воле) взаимодействуют друг с другом для выполнения проектной или любой другой коллективной деятельности. При этом обучающиеся налаживают партнёрские отношения внутри группы, исходя из задач, целей, методов и способов достижения цели совместной деятельности. Кроме того, партнёрские отношения могут быть долгосрочными в данном случае. Так, к примеру, в начале обучения в университете обучающиеся могут сформировать группы по интересам и работать исключительно в них в соответствии со своими желаниями и способностями. Такие группы зачастую достаточно прочны и работают наиболее слаженно и продуктивно. Говоря о краткосрочных партнёрских отношениях можно отметить, что они также могут быть эффективны при правильном распределении сил всех обучающихся (когда более способных обучающихся ставят в пару с менее способными, тем самым гармонизируя и уравновешивая усилия всех участников группы).

2. Студент - педагог.

В этом случае партнёрами становятся педагог-тьютор или куратор и обучающийся, на которого направлено педагогическое и воспитательное воздействие педагога. В таких партнёрских отношениях обучающемуся важно занять собственную позицию и сформировать собственную концепцию взаимодействия с более опытным и состоявшимся специалистом. Педагогу же необходимо обратить внимание на реализацию способностей обучающегося, а не концентрироваться на фактическом выполнении цели взаимодействия. Важно понимать, что педагог встаёт на одну ступень с обучающимся, в то время как обучающийся поднимается на ступень выше.

3. Педагог - образовательное учреждение.

При таком типе взаимодействия учитываются всевозможные элементы партнёрства, которые направлены не столько на взаимовыгоду, сколько на достижение единого результата - предоставление рынку труда способного, трудолюбивого и ответственного профессионала, который умеет применять навыки организации и самоорганизации, а также осведомлен о необходимости стабильного партнерства в профессиональной деятельности.

4. Организация - организация.

При таком типе образовательное учреждение находится в партнёрских взаимоотношениях с какой-либо организацией, предоставляющей дополнительные образовательные услуги по типу предоставления мест для прохождения производственной практики выпускников и студентов вуза. При этом вуз, в свою очередь, направляет квалифицированных кадров конкретно в эту организацию, чем поддерживает взаимовыгодный обмен «ресурсами».

Таким образом, необходимо понимать, что сущность партнёрства заключается не просто во взаимовыгоде, но и в достижении социально значимого идеала всеми существующими усилиями. Для исследования данного феномена нами было осуществлено аналитическое исследование, направленное на выявление наиболее эффективного способа продуктивного взаимодействия в рамках образовательной организации. Помимо этого, важно отметить, что респонденты относятся к различным направлениям подготовки и обучаются на разных формах (очная, заочная и очно-заочная), что минимизирует риски предвзятости той или иной группы респондентов.

В ходе настоящего исследования среди студентов и выпускников было проведено анкетирование на тему «Стабильные партнёрские взаимоотношения в рамках высшего профессионального образования: формирование компетенций продуктивного коллективного взаимодействия студентов, университета и преподавателей». Респондентами выступили 150 обучающихся и 55 выпускников, осуществляющих профессиональную деятельность по специальности (либо в виде совмещения с учебой, либо уже после окончания ее). При этом вопросы анкетирования были направлены одновременно на обе группы участников образовательного процесса. В связи с этим исследование и его результаты можно считать комплексными, целесообразными, актуальными и направленными на решение существующих образовательных проблем.

Результаты анкетирования показали, что 55% опрашиваемых обучающихся считают партнёрство эффективным методом осуществления совместной деятельности в рамках образовательного процесса; 70% выпускников утверждают, что применяют навыки, полученные в ходе такого взаимодействия на этапе профессиональной подготовки, непосредственно в своей профессиональной деятельности; 63,4% из общего числа респондентов приходят к выводу о необходимости внедрения большего количества коллективных заданий практического характера в педагогическую практику организации образовательного процесса в рамках профессиональной подготовки специалистов разного уровня. При этом 43,3% обучающихся считают, что коллективная деятельность в значительной степени уступает индивидуальной, поскольку результат зависит не от одного человека, а от ситуаций, созданных коллективом, от степени приложения усилий каждым из членов партнёрства, а также от уровня умений каждого. Эта группа респондентов утверждает, что индивидуальная деятельности намного эффективнее в плане реализации первоначальной идеи в том виде, в котором она изначально была

представлена. Конечно, нельзя забывать и о 1,7% респондентов, которые воздержались от ответа, что свидетельствует о недостаточном опыте или незаинтересованности в анкетировании отдельных респондентов.

23,5% выпускников считают, что коллективная деятельность сокращает сроки выполнения профессиональных задач, что оказывает непосредственное влияние на позиционирование сотрудников в компании, на их самоактуализацию и заработную плату. 6,5% выпускников воздержались от ответа.

36,6% от общего количества респондентов, тем не менее, убеждены, что наполнение программ практического применения полученных в ходе профессиональной подготовки навыков и умений, должно быть индивидуальными, а не коллективно-ориентированными, поскольку это не соответствует главным современным тенденциям в сфере образования. Действительно, на сегодняшний день в мировом сообществе широко обсуждается позиция централизации образования вокруг обучающегося, который представляет собой ядро образовательной деятельности, ее цель, результат. Таким образом, можно заключить, что партнёрство - сложная система, которая подходит не всем обучающимся и направлена на становление множества полифункциональных компетенций.

Важно понимать, что партнёрство на всех уровнях образования может и должно присутствовать, поскольку именно оно формирует потенциал продуктивного коллективного взаимодействия обучающихся, образовательного учреждения, педагогов и дополнительных организаций, осуществляющих образовательные мероприятия. Необходимо правильно и гармонично скомпоновать индивидуальную и коллективную деятельность так, чтобы профессиональная подготовка будущего специалиста проводилась по всевозможным направлениям, а не конкретно в рамках одной концепции.

Выводы. В заключение хотелось бы отметить, что формирование сложной системы партнерских взаимоотношений должно базироваться на обширном теоретическом и практическом материале фундаментального и прикладного характера, что позволит организатору образовательной деятельности осуществить наиболее положительный сценарий развития образовательной деятельности и взаимоотношений субъектов в её рамках.

Необходимо учитывать, что современные обучающиеся в основном направлены на самореализацию, чем на выполнение социального заказа. То есть образование для них представляет собой самоцель, которая формирует не просто их компетентность, но и самосознание, самодостаточность, самостоятельность.

При этом любому организатору партнерских взаимоотношений необходимо разбираться в теории партнерства, межличностной коммуникации, обладать навыками психологии и социологии. Важно понимать, что партнерство представляет собой модель реального социального взаимодействия, которая может повлиять на формирование новейших концепций для подрастающего поколения, а также может стать отправной точкой для их глобальной социализации. В связи с этим необходимо обратить внимание на проведение регулярных социологических и педагогических исследований, связанных с внедрением механизмов и методик эффективного продуктивного партнерства, направленного на совершенствование социальных взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Важно изучать механизмы, средства, технологии, техники и способы влияния и организации партнерских взаимоотношений не только в студенческой среде, но и в педагогической, профессиональной. Это важно, прежде всего, для формирования благоприятного имиджа образовательной организации и повышения уровня квалификации её работников.

Литература:

1. Апокин, А. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда / А. Апокин, М. Юдкевич // Вопросы экономики. -2008, №(6). С. 98-110

2. Гордон, Ян X. Маркетинг партнерских отношений: Новые стратегии и технологии привлечения клиентов / Ян X. Гордон; [Пер. с англ. Е. Нестерова]. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 379 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии Ачмизова Светлана Якубовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп); кандидат педагогических наук, доцент, кафедры арабского языка и вторых иностранных языков Туова Марина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются причины и предпосылки возникновения мотивации среди учащихся младших классов образовательной организации при изучении английского языка. Исследуются подходы представителей научного сообщества, которые впоследствии сопоставляются с аспектами мотивации. Определяется роль личности педагога и его компетенций в рамках формирования мотивации среди исследуемых учащихся. Разъясняется отсутствие зависимости мотивации среди учащихся при изучении английского языка от форм проведения образовательных мероприятий и образовательных условий. Рассматриваются различные педагогические подходы в отношении формирования мотивации и дается оценка аналитической составляющей предложенным приемам образовательного характера, способствующим усилению мотивационных признаков среди учащихся начальных классов учебных заведений. Были выявлены преимущественно рефлексивная составляющая мотивации как приоритетный компонент и подходы для ее закрепления посредством формирования оптимального психоэмоционального состояния в качестве ресурса для качественного изучения английского языка.

Ключевые слова: учащиеся, образовательная организация, младшие классы, английский язык, мотивация, способности, педагог.

Annotation. The article discusses the causes and prerequisites for the emergence of motivation among elementary school students of an educational organization when learning English. The approaches of representatives of the scientific community are investigated, which are subsequently compared with aspects of motivation. The role of the teacher's personality and his competencies in the formation of motivation among the studied students is determined. It explains the lack of dependence of motivation among students when learning English on the forms of educational activities and educational conditions. Various pedagogical approaches to the formation of motivation are considered and an assessment of the analytical component of the proposed educational methods that

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.