Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО'

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное партнерство / взаимодействие / образование / будущий воспитатель / педагог / профессиональная подготовка / дошкольное образование. / social partnership / interaction / education / future educator / teacher / professional training / preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.В. Зотова

Статья посвящена проблеме детерминирования социального партнерства на этапе профессионального образования будущего воспитателя, а также формирования его готовности к организации социально-педагогического партнерства. Показано, что важным аспектом формирования готовности обучающихся к социальному партнерству являются процессы расширения количества участников педагогического взаимодействия в образовательном процессе и вовлечения их в сотрудничество. Отмечена роль коммуникативной составляющей профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования и ее значение в процессе организации социально-педагогического партнерства, построения продуктивных взаимоотношений с участниками воспитательно-образовательного процесса. Представлен анализ сущности социального партнерства, результатом которого в сфере дошкольного образования будет выступать способность детей дошкольного возраста к социализации в современном обществе. Дана характеристика содержания социального партнерства, которое, с одной стороны, представлено определенным типом общественных взаимоотношений с различными социальными группами, а, с другой стороны, выступает непосредственно как механизм взаимоотношений между участниками-партнерами. Перечислены основные направления взаимодействия дошкольной организации с социумом, которое заключается в работе с государственными структурами, различными учреждениями (образование, здравоохранение и т.д.), а также с семьями воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP AT THE STAGE OF PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS

The article is dedicated to a problem of determining social partnership at the stage of professional education of the future educator, as well as the formation of his readiness to organize social and pedagogical partnership. It is shown that an important aspect of the formation of students’ readiness for social partnership is the processes of expanding the number of participants in pedagogical interaction in the educational process and their involvement in cooperation. The role of the communicative component of the professional competence of future preschool teachers and its importance in the process of organizing social and pedagogical partnership, building productive relationships with participants in the educational process is noted. The analysis of the essence of social partnership is presented, the result of which in the field of preschool education will be the ability of preschool children to socialize in modern society. The characterization of the content of social partnership is given, which, on the one hand, is represented by a certain type of social relations with various social groups and, on the other hand, acts directly as a mechanism of relationships between participants-partners. The main directions of interaction between a preschool organization and society are listed, found in working with government agencies, interaction with various institutions (education, healthcare, etc.), as well as working with families of pupils.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»

8. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: учебное пособие. Москва: Академия, 2001.

9. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.

10. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. Ялта, 2016; № 4 (36): 11 - 18.

11. Глузман А.В., Редькина Л.И., Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Педагогическое образование в республике Крым: опыт системного проектирования. Гуманитарные науки. Ялта, 2014; № 2 (28): 21 - 26.

References

1. Abdullina O.A. Obschepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 1990.

2. Batischev G.S. Opredelyat' deyatel'nost' v kontekste issledovatel'skoj zadachi. Deyatel'nost': teorii, metodologiya, problemy. Sostavitel' I.T. Kasavin. Moskva: Politizdat, 1990.

3. Bezrukova V.S. Pedagogika: proektivnaya pedagogika: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 1996.

4. Bernackaya E.V. Modelirovanie situacij professional'noj deyatel'nosti v obuchenii inostrannomu yazyku v vysshem uchebnom zavedenii voennogo profilya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kiev, 2005.

5. Kaplunovich T.A. Paradigma samoorganizacii v 'eksperimental'nom modelirovanii sistemy povysheniya kvalifikaciipedagogov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2002.

6. Leont'ev A.N., Leont'ev D., Sokolova E. Deyatel'nost', soznanie, lichnost'. Moskva: Smysl, 2005.

7. Polonskij V.M. Slovar'po obrazovaniyu ipedagogike. Moskva: Vysshaya shkola, 2004.

8. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Didaktika vysshej shkoly: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2001.

9. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

10. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. Yalta, 2016; № 4 (36): 11 - 18.

11. Gluzman A.V., Red'kina L.I., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v respublike Krym: opyt sistemnogo proektirovaniya. Gumanitarnye nauki. Yalta, 2014; № 2 (28): 21 - 26.

Статья поступила в редакцию 25.08.20

УДК 371

Zotova I.V., senior lecturer, State Budget Educational Institution of Higher Education of the Republic of Crimea "Crimean Engineering and Pedagogical University

n.a. Fevzi Yakubov" (Simferopol, Russia), E-mail: vip.zotova.irina@mail.ru

SOCIAL PARTNERSHIP AT THE STAGE OF PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS. The article is dedicated to a problem of determining social partnership at the stage of professional education of the future educator, as well as the formation of his readiness to organize social and pedagogical partnership. It is shown that an important aspect of the formation of students' readiness for social partnership is the processes of expanding the number of participants in pedagogical interaction in the educational process and their involvement in cooperation. The role of the communicative component of the professional competence of future preschool teachers and its importance in the process of organizing social and pedagogical partnership, building productive relationships with participants in the educational process is noted. The analysis of the essence of social partnership is presented, the result of which in the field of preschool education will be the ability of preschool children to socialize in modern society. The characterization of the content of social partnership is given, which, on the one hand, is represented by a certain type of social relations with various social groups and, on the other hand, acts directly as a mechanism of relationships between participants-partners. The main directions of interaction between a preschool organization and society are listed, found in working with government agencies, interaction with various institutions (education, healthcare, etc.), as well as working with families of pupils.

Key words: social partnership, interaction, education, future educator, teacher, professional training, preschool education.

И.В. Зотова, доц., ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь,

E-mail: vip.zotova.irina@mail.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО

НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БУДУЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО

Статья посвящена проблеме детерминирования социального партнерства на этапе профессионального образования будущего воспитателя, а также формирования его готовности к организации социально-педагогического партнерства. Показано, что важным аспектом формирования готовности обучающихся к социальному партнерству являются процессы расширения количества участников педагогического взаимодействия в образовательном процессе и вовлечения их в сотрудничество. Отмечена роль коммуникативной составляющей профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования и ее значение в процессе организации социально-педагогического партнерства, построения продуктивных взаимоотношений с участниками воспитательно-образовательного процесса. Представлен анализ сущности социального партнерства, результатом которого в сфере дошкольного образования будет выступать способность детей дошкольного возраста к социализации в современном обществе. Дана характеристика содержания социального партнерства, которое, с одной стороны, представлено определенным типом общественных взаимоотношений с различными социальными группами, а, с другой стороны, выступает непосредственно как механизм взаимоотношений между участниками-партнерами. Перечислены основные направления взаимодействия дошкольной организации с социумом, которое заключается в работе с государственными структурами, различными учреждениями (образование, здравоохранение и т.д.), а также с семьями воспитанников.

Ключевые слова: социальное партнерство, взаимодействие, образование, будущий воспитатель, педагог, профессиональная подготовка, дошкольное образование.

Современный этап развития общества сопровождается значительными изменениями в социально-политической, экономической и духовной сферах. Сегодня предъявляются новые требования к профессионализму и компетентности специалистов, что требует от системы образования поиска новых методов и форм обучения, которые бы смогли обеспечить воспитание социально ориентированной личности.

Рассматривая различные аспекты профессиональной компетентности специалистов педагогического профиля, авторы многочисленных исследований (В.Н. Введенский [1], Н.А. Глузман Н.А., Н.В. Горбунова [2], и др.) обосновывают роль и значение ее коммуникативной составляющей. Ситуация профессионального взаимодействия требует большей концентрации со стороны будущего педагога, разработки правильных методов общения, которые позволяют достичь немедленного результата и в то же время минимизируют негативные последствия, которые могут быть связаны с непониманием партнера по общению, с неспособностью четко изложить свою позицию.

Особенно важны вопросы развития коммуникативной сферы личности для подготовки будущих воспитателей, поскольку профессия будущего педагога относится к социономическому виду труда, в котором общение из процесса, сопровождающего трудовую деятельность, переходит в профессионально значимый процесс.

Взаимодействие людей, вступление в контакт - неотъемлемая часть жизни в обществе. От успешности этих контактов зависит реализация наших потребностей, эмоциональный комфорт.

Традиционно в составе партнеров присутствуют образовательные учреждения разных уровней образования, обеспечивающие их преемственность: дошкольное учреждение, учреждения дополнительного образования, учреждения среднего и высшего образования. Субъектами партнёрства выступают органы управления образованием. Как правило, в числе социальных партнёров - представители работодателей, заинтересованное профессиональное и непрофессиональное сообщество. Характерно, что инициаторами партнёрства могут вы-

ступать как сами образовательные учреждения, так и иные стороны, в зависимости от уровня и содержания социальной проблемы [3 - 9].

Дошкольное образование сегодня рассматривается как организация, предоставляющая услуги в области образования, которая способна конкурировать с другими организациями своего профиля. Запрос на современное общество требует от дошкольных образовательных учреждений качества образовательных услуг, другими словами, конкурентоспособности.

Конкурентная образовательная организация - это организация, которая обеспечивает постоянный уровень качества образовательных услуг Один из существенных факторов повышения качества дошкольного образования - это привлечение социальных сил в образование детей дошкольного возраста.

Другим важным фактором является недостаточная готовность педагога дошкольных образовательных учреждений к организации социально-педагогического партнерства.

«Социальное партнёрство» в педагогическом образовании рассматривается как форма социального взаимодействия субъектов открытой педагогической системы и представителей заинтересованного профессионального и непрофессионального образовательных сообществ, достигшего уровня партнёрства, нацеленного на достижение позитивных и разделяемых всеми партнёрами эффектов и результатов; формирующегося стадиально с учётом общих, особенных и единичных факторов и принципов, реализующегося в различных содержательных форматах, ориентированного на формирование гражданской позиции, партнёрского самосознания и мышления участников и развитие системы педагогического образования в демократичном, гуманном обществе.

Современные тенденции развития дошкольного образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с социальным заказом общества. Социальный запрос в системе образования предопределяет свою главную цель - подготовить молодое поколение, умеющее решать различные задачи в активной творческой жизни в мировом сообществе, а самое главное - способность к адаптации дошкольника в современном обществе.

Концепция социального развития детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях (для будущих педагогов дошкольных образовательных организаций) поставила триединую цель в воспитании: личность как субъект культуры (предмет культуры); свободный гражданин (субъект истории, общества); творческая индивидуальность (предмет деятельности, саморазвитие).

Целью дошкольного образования на современном этапе является не только формирование определенных целей, но и развитие основных способностей личности, его социальных и культурных навыков, здорового образа жизни, основ экологически безопасного поведения, способности адаптироваться к различным условиям (для разрешения проблемных ситуаций).

Социально-педагогическое партнерство как ресурс управления дошкольного образования эффективно будет внедряться только в том случае, когда педагог будет иметь четкое представление о технологии отношений организации образования с окружающей средой, роль и место всех участников учебного процесса в создании новых форм социально-педагогического партнерства на равных правах для всех участников. Перед командой ДОУ в организации социально-педагогического партнерства на одном уровне с задачей мотивации персонала возникает еще один, весьма важный механизм управления задачами партнерства.

Каждый будущий воспитатель обязан предположить, что любой механизм имеет ряд компонентов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции. Большая часть социально-педагогического партнерства зависит от целей педагога, исходных условий, тенденций и предположений, а также готовности и способности будущего педагога дошкольных образовательных организаций к участию в социальном диалоге. В связи с этим возникает необходимость формирования готовности будущих воспитателей к организации социально-педагогической партнерства.

Библиографический список

Исторически сложилось так, что образование строилось на партнерских отношениях, а затем отказались от этого. Параллельно с построением понимания партнерских отношений принципы социального партнерства были также сформированы. На основе понимания этих принципов основной целью социального партнерства является достижение социальной сплоченности, мира и общего блага.

На сферу образования учёными переориентированы отдельные положения, соотносимые с её условиями и особенностями: равноправие участников, взаимное уважение; полномочность социальных партнеров и их представителей; заинтересованность в результатах; свобода обсуждения интересующих вопросов; добровольность принятия на себя обязательств; ответственность сторон; принятие решений на основе переговоров, соглашений, компромиссов; обязательность выполнения договорённостей.

Результат социально-педагогического партнерства в сфере дошкольного образования - это способность дошкольника к социализации в современном обществе.

Для формирования готовности будущего воспитателя к организации социально-педагогического партнерства в первую очередь необходимо проанализировать гносеологические аспекты (теории познания) становления социального взаимодействия участников образовательного процесса.

Изучая проблему нашего исследования, мы обращаем внимание на тот факт, что даже знаменитый философ-просветитель Жан-Жак Руссо в эпоху Нового времени говорил об «общественном договоре». Это достижение общественного договора должно, по мнению Руссо, помочь общественности восстановить утраченную гармонию общественных отношений, стремление к гармонии в мире. Творчески размышлял над проблемами согласования интересов русский общественный деятель, педагог, ученый Дмитрий Менделеев, который заявлял, что общие интересы часто не совпадают с личными и временными, часто противоречат друг другу и, по его мнению, необходимо выбрать первый, а не второй. Это была драма времени. Он неоднократно заявлял, что для будущего развития России очень важно сохранить общинные традиции; в общинном и артельном началах, характерных для нашего народа, он видел зародыш возможных правильных решений многих из тех задач, которые будут стоять перед нами в будущем.

Термин «социальное партнерство», можно сказать, является относительно новой концепцией. Концепция появилась в России в связи с изменением формы собственности. Первоначальное значение его: представители работодателей и работников должны решать проблемы взаимоотношений путем переговоров, находить компромиссы и прийти к согласию на взаимовыгодной основе. Из-за технического прогресса, где экономические отношения проникли во все сферы государства, это было расширение понятийного аппарата термина. Социальное партнерство в научной литературе и практике сегодня характеризуется как неоднозначное и многогранное явление, с одной стороны, представляющее собой особый тип общественных отношений между социальными группами, сообществами, слоями и другими структурами; с другой стороны - механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями работников и работодателей.

А.И. Рашидова содержанием социального партнёрства в профессиональном образовании считает достижение его качества, а функциональным механизмом достижения этого качества - формирование социального заказа как механизма реализации социальной потребности и необходимости [5].

Таким образом, по нашему мнению, определяющими началами при формулировании содержания социального партнёрства на этапе профессионального образования будущего воспитателя могут являться следующие: характер социальной проблемы, субъектные характеристики участников её решения, уровне-вость и согласование возможностей ресурсного обеспечения реализации содержания социального партнёрства.

1. Введенский B.H. Моделирование профессиональной компетентности педагога. Педагогика. 2003; № 10: 51 - 55.

2. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: Успешность и карьера: монография. Ялта, 2017.

3. Гром С.Д., Шульга И.И. Социальное партнёрство в сфере образования. Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2018; № 9 (13): 10 - 14.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Москва: Когито-Центр, 2002.

5. Рашидова А.И. Социальное партнерство в профессиональном образовании / А.И. Рашидова. Universum: Вестник Герценовского университета. 2012; № 2: 31 - 33.

6. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

7. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.

8. Глузман А.В., Редькина Л.И., Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Педагогическое образование в республике Крым: опыт системного проектирования. Гуманитарные науки. Ялта, 2014; № 2 (28): 21 - 26.

9. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография. Москва, 2016. References

1. Vvedenskij B.H. Modelirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga. Pedagogika. 2003; № 10: 51 - 55.

2. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: Uspeshnost' ikar'era: monografiya. Yalta, 2017.

3. Grom S.D., Shul'ga I.I. Social'noe partnerstvo v sfere obrazovaniya. Sovremennaya psihologiya i pedagogika: problemy i resheniya: sbornik statej po materialam XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2018; № 9 (13): 10 - 14.

4. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obschestve: vyyavlenie, razvitie i realizaciya. Moskva: Kogito-Centr, 2002.

5. Rashidova A.I. Social'noe partnerstvo v professionalem obrazovanii / A.I. Rashidova. Universum: VestnikGercenovskogo universiteta. 2012; № 2: 31 - 33.

6. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

7. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

8. Gluzman A.V., Red'kina L.I., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v respublike Krym: opyt sistemnogo proektirovaniya. Gumanitarnye nauki. Yalta, 2014; № 2 (28): 21 - 26.

9. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

Статья поступила в редакцию 28.08.20

УДК 378

Klushina N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: klnp13@mail.ru

Roshchupkina V.V., Doctor of Sciences (Economics), Professor, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: klnp13@mail.ru

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A FACTOR OF FORMING INNOVATIVE THINKING OF STUDENTS. The article substantiates reasons for the formation of social entrepreneurship at modern time. Various approaches to the definition of social entrepreneurship as a scientific phenomenon and professional activity are analyzed. The article provides a comparative analysis of entrepreneurship and social entrepreneurship. Emphasis is placed on the innovative nature of social entrepreneurship. The personal and professional characteristics of a social entrepreneur as a creative specialist are considered. Examples of the introduction of social entrepreneurship as a discipline are given and the results of experimental work with undergraduates are described, attention is focused on the formation of innovative thinking. In the context of the study, students' preparation for social entrepreneurship has been updated. The researchers have held various classes with undergraduates of social work on social entrepreneurship. The emphasis is done on the basics of social entrepreneurship, signs and criteria for determining social entrepreneur-ship, approaches to the analysis of social entrepreneurship and typology of social-entrepreneurial spectrum organizations.

Key words: social entrepreneurship, entrepreneurship, social entrepreneur, social mission, innovation, interactive teaching methods, innovative thinking,

Н.П. Клушина, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: klnp13@mail.ru

В.В. Рощупкина, д-р экон. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: klnp13@mail.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО

МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта номер 19-010-00017А.

В статье обосновываются причины становления социального предпринимательства в настоящее время. Анализируются различные подходы к определению социального предпринимательства как научного феномена и профессиональной деятельности. В статье проводится сравнительный анализ предпринимательства и социального предпринимательства. Делается акцент на инновационном характере социального предпринимательства, рассматриваются личностные и профессиональные характеристики социального предпринимателя как креативного специалиста. Приводятся примеры внедрения социального предпринимательства как учебной дисциплины и описываются результаты экспериментальной работы с магистрантами, акцентируется внимание на формировании у них инновационного мышления. В контексте проводимого исследования была актуализирована подготовка студентов к социальному предпринимательству. Нами были проведены различные занятия с магистрантами по социальному предпринимательству. Акцент был сделан на его сущности. Были рассмотрены признаки и критерии определения социального предпринимательства, подходы к его анализу и типологии организаций социально-предпринимательского спектра.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, предпринимательство, социальный предприниматель, социальная миссия, инновации, интерактивные методы обучения, инновационное мышление.

В современных условиях становления социального предпринимательства значительно возрастает интерес у студентов вуза к данному виду деятельности. Рынок труда, работодатели предъявляют все возрастающие требования к выпускникам вуза, так как они являются их потенциальными сотрудниками. Следует отметить, что социальное предпринимательство в настоящее время является привлекательной сферой деятельности как в нашей стране, так и за рубежом. Рассмотрим диалектику взаимосвязи между социальным предпринимательством как инновационным феноменом и развитием инновационного мышления у студентов вуза в процессе подготовки к данному виду деятельности [1 - 15].

Диффузия социального предпринимательства происходит параллельно в разных областях:

• в политике это стимулировало активное законодательство для сообщества и социального предпринимательства и дебаты о будущем системы социального обеспечения;

• в бизнесе это продиктовало необходимость думать и действовать вокруг новых бизнес-моделей для групп населения с низкими доходами [14];

• в области финансов стимулировало обсуждение социальных фондовых рынков, социально ответственного инвестирования и создания нового класса активов;

• в филантропии это вызвало резкий сдвиг в сторону стратегической ориентации и ориентации на воздействие, вдохновленное осознанием существования успешных социальных предпринимателей [11].

По мнению исследователей, социальное предпринимательство имеет особенности, связанные с всеобъемлющей социальной миссией и предпринимательским творчеством.

Социальное предпринимательство приобрело и продолжает приобретать актуальность, в связи со следующими факторами:

• растущие кризисы в области окружающей среды и здоровья;

• рост экономического неравенства;

• неэффективность правительства в предоставлении государственных

услуг;

• постоянная поддержка со стороны фондов, которые были созданы с четким мандатом для развития социального предпринимательства (таких как Ашока, Фонд Шваба, Фонд Сколла или Эхоинг Грин);

• одобрение со стороны мировой элиты, лидеров влиятельных сообществ - политических, деловых, благотворительных и знаменитых [10].

Многие исследователи отмечают различие между предпринимательством и социальным предпринимательством, отмечая, что социальное предпринимательство нацелено на решение социальных проблем. При этом постулируя, что предприниматели нацелены на получение прибыли, в то время как социальные предприниматели в качестве главной миссии видят социальные изменения. Это не означает, что социальные предприниматели избегают выгодных ценностных предложений. Предприятия, созданные социальными предпринимателями, безусловно, могут приносить доход, и они могут быть организованы как некоммерческие [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До сих пор нет однозначного толкования феномена социального предпринимательства, так как еще не разведены категории предпринимательства и социального предпринимательства.

Некоторые исследователи считают, что социальное предпринимательство использует предпринимательство для решения социальных проблем различных категорий населения, испытывающих трудности, и не заботится о получении прибыли [10]. Другие ученые описывают социальное предпринимательство как создание социальной ценности посредством инновационных предпринимательских бизнес-моделей [14].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.