Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Н.В., Мамлеева Э.Р., Сазыкина М.Ю.

В 2021 году Республика Башкортостан продемонстрировала максимальный рост индекса промышленного производства за последние десять лет. В статье рассмотрены основные инструменты и механизмы поддержки отраслей промышленности, эффективно реализуемые в регионе. К ним можно отнести: создание производственной инфраструктуры, адресная работа региональных властей с крупнейшими промышленными предприятиями и инвесторами, финансовая поддержка отраслей промышленности, реализация на территории республики национального проекта «Производительность труда» и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL POLICY IN REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

In 2021, the Republic of Bashkortostan showed the highest growth in the industrial production index over the past ten years. The article discusses the main tools and mechanisms to support industries that are effectively implemented in the region. These include: the creation of a production infrastructure, targeted work of regional authorities with the largest manufacturers in the industry and investors, financial support for industries, the implementation of the national project "Labor Productivity" on the territory of the republic, etc.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)»

Особенности реализации региональной промышленной политики (на примере Республики Башкортостан)_

ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Уфа, Республика Башкортостан, Российская Федерация

e-mail: 1elvira.mamleeva@yandex.ru, 2trofimova_nv@list.ru, 3vertrauen@yandex.ru

Аннотация. В 2021 году Республика Башкортостан продемонстрировала максимальный рост индекса промышленного производства за последние десять лет. В статье рассмотрены основные инструменты и механизмы поддержки отраслей промышленности, эффективно реализуемые в регионе. К ним можно отнести: создание производственной инфраструктуры, адресная работа региональных властей с крупнейшими промышленными предприятиями и инвесторами, финансовая поддержка отраслей промышленности, реализация на территории республики национального проекта «Производительность труда» и т.д.

Ключевые слова: промышленная политика, Республика Башкортостан, производительность труда, производственная инфраструктура, инвестиционные проекты, особая экономическая зона.

Введение

Промышленная политика является одним из ключевых элементов общей экономической политики государства, и в общем виде представляет собой стратегию, ориентированную на формирование и реализацию целей по развитию промышленности, посредством различных экономических инструментов [1].

В научной литературе существует достаточно большое число определений промышленной политики. Приведем некоторые из них. По мнению академика Абалкина Л. И., промышленная политика - система мер, которые направлены на прогрессивные изменения в структуре промышленности в соответствии с обозначенными национальными целями и приоритетами [2]. Кругман П. и Обсфельд М. под промышленной политикой понимают действия государства по привлечению ресурсов в сектора экономики, важные для обеспечения экономического роста в будущем [3]. Татаркин А. И., Романова О. А. считают, что промышленная политика представляет собой систему отношений между муниципальными и государственными органами власти, субъектами хозяйствования, исследовательскими институтами и гражданскими организациями по поводу создания структурно сбалансированной, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом [4]. Завадников В. А. рассматривают промышленную политику как совокупность мер государственного регулирования экономических процессов на корпоративном и отраслевом уровнях, которые направлены на стимулирование инновационной активности, организацию структурной перестройки и обеспечение экономического роста [5].

УДК 338.45 Н. В. Трофимова1 Э. Р. Мамлеева М. Ю. Сазыкина3

Стариков Е. Н. выделяет два основных подхода к пониманию сущности промышленной политики: 1) ресурсно-отраслевой; 2) институциональный [6]. Первый подход рассматривает промышленную политику как комплекс мер государственного воздействия, направленных на обеспечение прогрессивных изменений в структуре промышленного производства. Представители этого подхода Абалкин Л. И. [2], Завадников В. А. [5], Отис Л., Грехем Дж. (Otis L., Graham Jr.) [7] Форман-Пек Дж. (Foreman-Peck J.) [8], Щербаков В.И. [9] и другие авторы. Институциональный подход определяет промышленную политику как комплекс мер общесистемного характера, воздействующих на промышленное развитие путем соответствующей системы институтов. В рамках данного подхода рассматривали промышленную политику Родрик Д. (Rodrick D.) [10] Татаркин А. И., Романова О. А. [4], Форман-Пек Дж., Фредерико Дж. (Foreman-Peck J., Frederico G.) [11] Кондратьев Н. Д. [12].

В данном исследовании, промышленная политика будет определяться, как комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции. Это трактовка приведена в Федеральном Законе от 31.12.2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Отметим, что данная трактовка более близка к ресурсно-отраслевому подходу. Промышленная политика тесно взаимосвязана с региональной политикой с точки зрения размещения ресурсов, производительных сил. Территориальные промышленные структуры являются фундаментом для формирования основных положений промышленной политики страны. Поэтому региональная промышленная политика занимает особое место в иерархии целей и задач общегосударственной промышленной политики [13].

Цель исследования - выявление особенностей реализации промышленной политики в Республике Башкортостан (РБ) на основе анализа динамики показателей развития промышленного производства в регионе.

Материалы и методы

Методическую основу исследования составляют общенаучные методы: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение и обобщение В процессе исследования были применены системный метод, а также логический и статистический анализ.

Результаты и обсуждение

В Республике Башкортостан индекс промышленного производства в 2021 г. по сравнению с 2020 г. составил 107,5%, что является максимальным значением за последние десять лет (табл.1).

К концу 2021 года положительная динамика наблюдалась во всех четырех секторах промышленного производства, включая добычу полезных ископаемых (100,5%), обрабатывающие производства (108,3%), энергетический сектор (106,7%), а также водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов, ликвидация загрязнений (122,3%). Производство лекарств и материалов, применяемых в медицинских целях, выросло в республике в 2,4 раза, производство бумаги и бумажных изделий - в 2,3 раза, производство мебели - в

1,7 раз. Из 29 видов промышленных видов экономической деятельности рост объемов производства показали 21. Положительная динамика показателей является следствием системной планомерной работы управленческой команды Республики Башкортостан.

Таблица 1

Индекс промышленного производства в Республике Башкортостан в

2016-2021 гг.

2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год

100,1 104,2 101,1 104,8 98,0 107,5

Составлено по [14]

В 2021 году была оказана значительная поддержка промышленному сектору региона. Всего было выделено 1,2 млрд. руб. (в бюджете республики на 2021 год было заложено 800 млн. руб. на поддержку промышленной отрасли, 400 млн. руб. было направлено на помощь предприятиям дополнительно). Средства господдержки в 2021 году были направлены на субсидирование затрат управляющих компаний промышленных парков «Уфимский» и «Нижегородский», компенсацию части расходов предприятий легкой и лесной промышленности на покупку оборудования и сырья, на помощь при организации доходогенерирующих проектов, на субсидирование части затрат при строительстве газовых автомобильных заправок и на другие цели. В итоге более 100 предприятий легкой промышленности получили 145 млн. руб., 60 компаний лесопромышленного сектора - 50 млн. руб., на возведение 10 АГНКС было выделено 360 млн. руб.

Существенный вклад в поддержку промышленных предприятий республики обеспечил Фонд развития промышленности (ФРП). В 2021 году ФРП Башкортостана поддержал 36 инвестиционных проекта, реализуемых региональными предприятиями. Суммарный объем инвестиций в промышленность региона составил 9,4 млрд.руб., из них средства федерального ФРП 4,66 млрд.руб.

В 2021 году в РБ был принят третий пакет мер поддержки экономики, для повышения ее устойчивости, на общую сумму 9,7 млрд. руб. В третий пакет мер включена поддержка сельского хозяйства, возмещение части процентной ставки по кредитам на инвестиционные цели, компенсация курсовой разницы, возмещение части затрат при строительстве объектов инфраструктуры, поддержка кооперативной деятельности, геопарков, экспорта, лесозаготовок и др.

Подтвердила свою эффективность практика точечной отработки вопросов на заседаниях Инвестиционного комитета Республики Башкортостан в формате «Инвестиционный час».

Всего в республике в 2021 году рассмотрено 99 инвестиционных проектов, из них 31 проект в сфере промышленности, потенциальный объем финансирования одобренных проектов составит более 150 млрд. руб. (75,4 млрд. руб. в промышленности) с созданием более 2700 новых рабочих мест. Всего в отраслях промышленности республики реализуется 120 проектов с общим объемом инвестиций более 424 млрд.руб. и созданием 12 тысяч новых рабочих мест. Среди самых крупных промышленных проектов, реализуемых в регионе -комплексная модернизация производства ПАО «ОДК-УМПО» с объемом

инвестиций 44,6 млрд.руб.; строительство на предприятии «Газпром нефтехим Салават» производства технической серы - объем инвестиционных вложений -10,6 млрд.руб.; компания «Башнефть» продолжает реконструкцию комплекса по производству ароматических углеводородов с объемом инвестиций 7 млрд.руб., предприятие «Башкирская медь» инвестирует 107,6 млрд. руб. в разработку месторождений «Юбилейное» и «Подольское». Также в стадии реализации находятся следующие инвестиционные проекты:

- строительство Восточного выезда из Уфы;

- мелиорация земель в Башкирском Зауралье;

- расширение производственных линий на предприятии Kronospan;

- строительство в Благовещенском районе РБ завода по производству экологичного пластика;

- модернизация Чишминского сахарного завода на 1 млрд. руб., в планах на ближайшие несколько лет - инвестиции в расширение производства на 1,7 млрд.

руб.

В 2021 году несмотря на пандемию коронавируса в РБ были запущены новые производства. В Абзелиловском районе был открыт завод компании Lasselsberger по производству сухих строительных смесей «Цемикс»; на Салаватском катализаторном заводе производство силикагелей, производство асептической упаковки ООО «Стерэкс Пак»; в ОЭЗ «Алга» - производство светодиодной продукции, швейная фабрика «Аркада» по производству рабочей одежды и т.д. Также, Башкортостан стал одним из первых регионов в России, где появилась Солнечная электростанция (СЭС), с выдачей на оптовый рынок энергии и мощности. Объем привлеченных инвестиций составил 27,6 млрд. руб., создано 200 рабочих мест.

Эффективную работу в 2021 году показал институт бизнес-шерифов, возглавляющих работу с предпринимателями на муниципальном уровне. Данную практику федеральные органы власти планируют использовать в других регионах.

Успехи Башкортостана в создании выгодных условий для инвесторов отмечены на федеральном уровне. Так, в 2021 году республика впервые вошла в пятерку лучших регионов РФ по инвестиционной привлекательности (рейтинг АСИ), планомерно улучшая свои позиции с 2018 года (табл.2).

Таблица 2

Место Республики Башкортостан в рейтинге АСИ_

Место в 2021 г. Место в 2020 г. Место в 2019 г. Место в 2018 г.

5 9 16 23

Составлено по [14]

В Республике Башкортостан реализуется национальный проект «Производительность труда». По результатам 2021 года регион занимает третье место в РФ, перевыполнив плановые значения показателя участия предприятий в национальном проекте на 40%. Реализация региональным центром компетенций на пилотных потоках реализации принципов бережливого производства позволила добиться на предприятиях республики совокупного экономического эффекта в 1 млрд. руб. Такого показателя удалось достичь за счет сокращения

себестоимости, снижения простоев оборудования и увеличения выпуска продукции.

Республика Башкортостан вошла в число регионов, в которых будет реализовываться инициатива «Новые производственные технологии». Данная инициатива объединяет семь проектов в шести регионах ПФО (кроме Республики Башкортостан, это Республика Татарстан, Чувашская Республика, Пермский край, Саратовская и Оренбургская области). В рамках этой инициативы в регионах предполагается создание карбоновых полигонов и новых инвестплощадок для судо- и авиастроения, развитие рынка сжиженного природного газа и АПК.

В 2020-2021 годах началась перезагрузка кластерной политики в России. Республика активно включилась в реализацию данного направления. В частности, в 2021 году Башкирия заключила соглашение с компаниями «Геоскан», «Аэроглоуб», «Ховер», Институтом им. Николая Жуковского и УГАТУ о создании в Башкирии кластера беспилотной авиации. Партнерами проекта станут КумАПП и «Ростелеком». В развитие кластера до 2024 года планируется вложить 2 млрд рублей.

Ассоциацией кластеров и технопарков России поддержана идея создания межрегионального мебельного кластера, центром которого станет Республика Башкортостан (участники - предприятия РТ, РБ, Челябинской области).

В части развития производственной инфраструктуры на данный момент в Республике Башкортостан зарегистрировано 12 индустриальных парков и 18 промышленных технопарков. Их заполняемость составляет в среднем более 90%. Группой «КАМАЗ» запланировано создание индустриального технопарка «Мастер» в г.Туймазы, стоимость проекта - 400 млн. рублей

Технопарк ХТЦ УАИ - РОСОЙЛ вошел в группу «Наивысшего уровня эффективности функционирования технопарка» (свыше 110%) и занял 8 место среди 183 технопарков России. Предметом деятельности Технопарка является комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и доведение их до потребителя на коммерческой основе, подготовка кадров. В Технопарке разработаны и производятся более 150 марок смазочных материалов «Росойл», лабораторное и промышленное оборудование, мобильные компрессорные установки на базе авиационных двигателей, станции для получения азота и др.

Республика Башкортостан является лидером по количеству привлеченных инвесторов на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

ТОСЭР - важный инструмент привлечения инвестиций в регион. На территориях с таким статусом законодательно применяется льготный режим осуществления предпринимательской деятельности. В Республике Башкортостан территории опережающего социально-экономического развития созданы в декабре 2016 года - в моногородах Белебей и Кумертау, в феврале 2019 года - в моногородах Благовещенск, Белорецк и Нефтекамск.

В 2021 году увеличены объемы финансирования резидентов ТОСЭР. Максимальный объем единовременного выдаваемого поручительства Гарантийного фонда РБ увеличен с 25 до 50 млн. руб. Это упрощает получение заемного финансирования под поручительство Гарантийного фонда.

Для ТОСЭР «Благовещенск» расширен перечень ВЭД, по которым резиденты могут осуществлять деятельность с 12 до 60, что позволит расширить возможности для потенциальных инвесторов.

ООО НПП «Авиаторы Башкирии» планируют к реализации на ТОСЭР «Кумертау» инвестиционный проект на сумму свыше 500 млн. руб. по созданию производственной площадки и возобновлению производства вертолётов Ка-26.

Общее число инвесторов ТОСЭР составляет 99, еще 7 - на согласовании в Минэкономразвития России.

В 2021 году особая экономическая зону (ОЭЗ) «Алга» была признана самой динамично развивающейся ОЭЗ в РФ. На конец 2021 г. в ОЭЗ «Алга» зарегистрировано 10 резидентов. Общий объем инвестиций в их проекты составляет 23 млрд рублей, будет создано 1,7 тыс. рабочих мест. В декабре 2021 года в ОЭЗ запустили два первых производства - фабрику по пошиву рабочей одежды «Аркада» и выпуск светодиодных ламп и осветительного оборудования компанией «ЗУР».

Также в республике ведется активная работа по снижению административных барьеров. По динамике снижения административного давления на бизнес в 2021 году РБ оказалась в десятке лидеров-регионов по индексу административного давления. В регионе проводится работа как по расширению мер государственной поддержки бизнеса, так и по автоматизации и упрощению их получения для предпринимателей.

Проводимая руководством региона работа была отмечена на федеральном уровне. В частности, Республика Башкортостан по результатам рейтинга эффективности промышленной политики, который был составлен Минпромторгом РФ и Фондом развития промышленности, в 2021 году стала лидером среди субъектов РФ. В тройку самых эффективных индустриально развитых субъектов страны также вошли Калужская и Тульская области. Четвертое место разделили Краснодарский край, Московская и Нижегородская области, пятое место заняла Свердловская область (рейтинг был составлен по 40 критериям). Высокие позиции в рейтинге обеспечили такие мероприятия со стороны государственных органов власти, как поддержка производств, запуск новых проектов и привлечение инвестиций.

Выводы

Таким образом, несмотря на нестабильную ситуацию, в Республике Башкортостан проводится эффективная промышленная политика, результаты которой отражены непосредственно в количестве реализованных проектов, числе созданных рабочих мест и др.

Среди основных направлений реализации промышленной политики в регионе можно выделить: создание промышленной инфраструктуры - индустриальных и промышленных технопарков, кластеров, особых экономических зон; финансовая поддержка предприятий, через докапитализацию Лизингового фонда Республики Башкортостан, проекты Фонда развития промышленности, мероприятия в рамках третьего пакета мер повышения устойчивости экономики в период пандемии коронавируса, привлечение федерального финансирования для реализации различных проектов в промышленном секторе, использование механизмов государственно-частного партнерства.

Литература

1. Потапова Е. Н., Толкачев С. А.. Промышленная политика и государственное регулирование экономики (Современные аспекты российской практики). М., 2006. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kapital-rus.ru/articles/article/promyshlennaya_politika_i_gosudarstvennoe_regulirovanie_e konomiki/.

2. Абалкин Л. И. Концептуальные вопросы разработки промышленной политики в условиях современной российской экономики // Промышленная политика России на пороге XXI века. М.: ИздАТ, 1997. С. 28-33.

3. Krugman P. R., Obstfeld M. International economics: Trade and policy. (7th ed.). Boston: Pearson ddison Wesley, 2006

4. Татаркин А. И., Романова О. А. Промышленная политика: генезис, региональные особенности и законодательное обеспечение // Экономика региона. 2014. № 2. С. 9-21. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennaya-politika-genezis-regionalnye-osobennosti-i-zakonodatelnoe-obespechenie.

5. Завадников В. А. О промышленной политике в Российской Федерации // Промышленная политика в Российской Федерации. 2007. № 5. С. 3-9.

6. Стариков Е. Н. Промышленная политика: подходы к формированию и управлению реализацией [Электронный ресурс]: моногр. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2017. Режим доступа: https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/6559/1/12.pdf#:~:text=%D0%93%D0%B B%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%86%D0%B5%D0% BB%D1%8C%D1 %8E%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1 %8B%D1 %88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF% D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D1%8F %D0%B2%D0%BB%D 1 %8F%D0%B5%D1%82%D1%81%D1 %8F,%D0%BB% D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F %D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B 8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1 %8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%2 0%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1 %88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1 %82%D1% 8C.

7. Otis L., Graham Jr. Losing Time: The Industrial Policy Debate. Cambridge, Mass. USA: HarvardUniversity Press, 1994. P. 231-232.

8. Foreman-Peck J. Industrial Policy in Europe in the 20th Century // EIB Papers, 2006. Vol. 11. № 1. [Электроннвй ресурс]. Режим доступа: http://www.econstor.eu/bitstream/ 10419/44853/1/515648485.pdf

9. Щербаков В. И. Промышленная политика России // Официальный сайт международного совета экономистов. [Электроннвй ресурс]. Режим доступа: http://www. iuecon. org/sar-sherbakov.html.

10. Rodrick D. Industrial Policy for the Twenty-First Century [Электроннвй ресурс]. Режим доступа: http://www.hks.harvard.edu/fs/drodrik/Research%20papers/UNIDOSep. pdf

11. Foreman-Peck J., Frederico G. European Industrial Policy: The TwentiethCentury Experience. Oxford University, 1999. 484 p.

12. Кондратьев Н. Д., Яковец Ю. В. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. 765 с.

13. Спецификация региональной промышленной политики с использованием элементов кластерного подхода (на материалах Омской области) / под общ. ред. В. В. Карпова, В. В. Алещенко - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2016. 480 с.

14. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. [Электронный ресурс] Режим доступа: Ь11р8://Ьа8Ь81а1.ек8.ги/8еагсЬ?я=%В0%ВГ%В1%80%В0%ББ%В0%БС%В1%8Б %В1%88%В0%ББ%В0%В5%В0%БВ%В0%БВ%В0%БЕ%В1%81%В1%82%

Industrial Policy in Republic of Bashkortostan

Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation e-mail: 1elvira.mamleeva@yandex.ru, 2trofimova_nv@list.ru, 3vertrauen@yandex.ru

Abstract. In 2021, the Republic of Bashkortostan showed the highest growth in the industrial production index over the past ten years. The article discusses the main tools and mechanisms to support industries that are effectively implemented in the region. These include: the creation of a production infrastructure, targeted work of regional authorities with the largest manufacturers in the industry and investors, financial support for industries, the implementation of the national project "Labor Productivity" on the territory of the republic, etc.

Keywords: industrial policy, Republic of Bashkortostan, labor productivity, industrial infrastructure, investment projects, special economic zone

References

1. Potapova E. N., Tolkachev S. A. Promy'shlennaya politika i gosudarstvennoe regulirovanie e'konomiki (Sovremenny'e aspekty' rossijskoj praktiki). M. 2006. URL: https://kapital-rus.ru/articles/article/promyshlennaya_politika_i_gosudarstvennoe_regulirovanie_e konomik. (in Russian).

2. Abalkin L. I. Konceptual'ny'e voprosy' razrabotki promy'shlennoj politiki v usloviyax sovremennoj rossijskoj e'konomiki // Promy'shlennaya politika Rossii na poroge XXI veka. M.: IzdAT, 1997. pp. 28-33. (in Russian).

3. Krugman P. R., Obstfeld M. International economics: Trade and policy. (7th ed.). Bosto: Pearson ddison Wesley, 2006. (in English).

4. Tatarkin A. I., Romanova O. A. Promy'shlennaya politika: genezis, regional'ny'e osobennosti i zakonodatel'noe obespechenie. E'konomika regiona. 2014. No 2. pp. 9-21URL: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennaya-politika-genezis-regionalnye-osobennosti-i-zakonodatelnoe-obespechenie. (in Russian).

D1%8C.

N. Trofimova1 E . Mamleeva2 M. Sazykina3

5. Zavadnikov V. A. O promy'shlennoj politike v Rossijskoj Federacii .Promy'shlennaya politika v Rossijskoj Federacii. 2007.No 5. pp. 3-9. (in Russian).

6. Starikov, E.N. Promy'shlennaya politika: podxody' k formirovaniyu i upravleniyu realizaciej: monogr. Ekaterinburg: Ural. gos. lesotexn. un-t, 2017. URL: https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/6559/1/12.pdf. (in Russian).

7. Otis L., Graham Jr. Losing Time: The Industrial Policy Debate. Cambridge, Mass. USA: HarvardUniversity Press, 1994. pp. 231-232. (in English).

8. Foreman-Peck J. Industrial Policy in Europe in the 20th Century EIB Papers,/ 2006. Vol. 11. No 1. URL: http://www.econstor.eu/bitstream/ 10419/44853/1/515648485.pdf. (in English).

9. Shherbakov V. I. Promy'shlennaya politika Rossii Oficial'ny'j sajt mezhdunarodnogo soveta e'konomistov. URL: http://www. iuecon. org/sar-sherbakov.html. (in Russian).

10. Rodrick D. Industrial Policy for the Twenty-First Century URL: http://www.hks.harvard.edu/fs/drodrik/Research%20papers/UNIDOSep. pdf. (in English).

11. Foreman-Peck J., Frederico G. European Industrial Policy: The TwentiethCentury Experience. Oxford University. 1999. 484 p. (in English).

12. Kondrat'ev N. D., Yakovecz Yu. V. Bol'shie cikly' kon''yunktury' i teoriya predvideniya. M.: E'konomika, 2002. p. 765 (in Russian).

13. Specifikaciya regional'noj promy'shlennoj politiki s ispol'zovaniem e'lementov klasternogo podxoda (na materialax Omskoj oblasti) / pod obshh. red. V.V. Karpova, V.V. Aleshhenko. Novosibirsk: IE' OPP SO RAN, 2016. p. 480. (in Russian).

14. Territorial'ny'j organ Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statistiki po Respublike Bashkortostan. URL: https://bashstat.gks.ru/search?q=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B %D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82% D1%8C. (in Russian).

Поступила в редакцию 15.02.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.