Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РАМКАХ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РАМКАХ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КЛАСТЕР / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коокуева Виктория Владимировна

В статье анализируются отдельные инновационные кластеры, исследованы инструменты поддержки и стимулирования, применяемые в них. Проведенный корреляционно-регрессионный анализ позволил выделить преимущества и недостатки реализации кластерной инновационной политики, оценить влияние финансирования на показатели инновационного развития. Предложены направления совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коокуева Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF FINANCING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF CLUSTER POLICY

The article analyzes individual innovation clusters, explores the support and incentive tools used in them. The conducted correlation-regression analysis made it possible to highlight the advantages and disadvantages of the implementation of the cluster innovation policy, to assess the impact of financing on the indicators of innovation development. Directions for improvement are proposed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РАМКАХ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_4_1_58 УДК 336

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РАМКАХ

КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Коокуева Виктория Владимировна,

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия, e-mail: kookueva.vv@gmail.com

В статье анализируются отдельные инновационные кластеры, исследованы инструменты поддержки и стимулирования, применяемые в них. Проведенный корреляционно-регрессионный анализ позволил выделить преимущества и недостатки реализации кластерной инновационной политики, оценить влияние финансирования на показатели инновационного развития. Предложены направления совершенствования.

Ключевые слова: инновационное развитие; финансирование; кластер; государственные программы; особые экономические зоны; инструменты поддержки.

UDC 336

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF FINANCING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF CLUSTER POLICY

Kookueva Viktoriya Vladimirovna,

Russian Economic University. Named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, e-mail: kookueva.vv@gmail.com

The article analyzes individual innovation clusters, explores the support and incentive tools used in them. The conducted correlation-regression analysis made it possible to highlight the advantages and disadvantages of the implementation of the cluster innovation policy, to assess the impact of financing on the indicators of innovation development. Directions for improvement are proposed.

Keywords: innovative development; financing; cluster; government programs; special economic zones; support tools.

Инновационное развитие экономики является одной из важнейших стратегических задач страны, что должно повысить конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и развитие технологий. И от того, насколько полно и эффективно функционирует и финансируются эти процессы, зависит будущее экономики страны и ее территорий.

Кластерный подход уже давно применяется в экономической политике, имеющий как сторонников, так и противников. В 2008 году были заложены направления кластерной политики и поставлена задача формирования кластеров высоких технологий в приоритетных отраслях [6]. Кластеры мо-

гут способствовать инновационной активности компаний, созданные объединения различных его участников могут получить положительный эффект синергии, а мультипликативный эффект возникает через предпринимательские сети и хозяйственные связи. Одним из условий эффективности является правильное размещение. Оптимальная комбинация элементов с ключевым ядром позволяет добиваться высоких темпов развития.

Анализ инновационного развития территорий показывает, что там, где функционируют инновационные кластеры, особые экономические зоны соответствующего направления имеют более высокие конкурент-

ные преимущества, потенциал дальнейшего инновационного развития [2].

В данной статье рассмотрим финансовые аспекты реализации инновационного развития экономики с использованием кластерной политики. Инновационные кластеры создаются на конкурсной основе. Финансовая поддержка развития инновационной системы региона происходит на условиях софинансирования. На территории инновационных кластеров действуют особые экономические зоны, механизмы льготного налогообложения, доступа к различным ресурсам, создается инновационная инфраструктура, способствующая развитию региона. В настоящее время созданы и функционируют большое количество институтов инновационного и инвестиционного

развития, инновационная инфраструктура.

Финансовая реализация кластерной политики происходила путем выделения различных субсидий на создание центров кластерного развития, программ развития кластеров. С 2016 года планировался запуск программы «поддержки инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня». Однако данная программа существовала недолго.

Однако следует отметить роль государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», где выделялась подпрограмма 5, направленная на стимулирование инноваций. На следующем рисунке представлена система ресурсного обеспечения по ней согласно данным портала государственных программ.

Рисунок 1 - Ресурсное обеспечение по подпрограмме 5 ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика», млн руб. (составлено на основе официального сайта госпрограмм [5; 7])

Кроме изменения объемов обеспечения также можно отметить и структурные. Так, в первые годы реализации большую часть составляли мероприятия, направленные на поддержку малого инновационного предпринимательства, регионов - инновационных лидеров, развитие инновационной инфраструктуры. Отметим постоянство финансового обеспечения мероприятий по правовой охране и защите интеллектуальной собственности. С 2019 года началась реализация федеральных проектов.

Инновационные территориальные кластеры находятся на территории Московской, Калужской, Липецкой, Самарской, Ульяновской, Новосибирской, Томской областей, Красноярского края, Татарстана, Башкортостана, Мордовии.

Рассмотрим отдельные аспекты функци-

онирования инновационных кластеров, инструментов их поддержки.

К мерам поддержки на уровне кластера «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина» Калужской области относятся [10]:

- освобождение от налога на имущество в течение первых 3-х лет;

- снижение налоговой ставки по налогу на прибыль, зачисляемой в бюджет субъекта в течение первых 3-х лет для инвесторов;

- субсидии на частичную компенсацию затрат, связанных с участием в выставках;

компенсация затрат по приобретению производственного оборудования по лизингу;

- возмещение затрат по процентным ставкам по кредитам, выданным на строительство зданий, сооружений для модернизации производства;

- предоставление поручительств из Государственного фонда поддержки предпринимательства Калужской области;

- предоставление микрозаймов по более низкой процентной ставке;

- предоставление субсидий управляющим компаниям на возмещение затрат для создания инфраструктуры индустриальных

парков, также налоговые льготы по налогу на имущество и прибыль.

Корреляционно-регрессионный анализ данных кластера Калужской области показал высокую связь между объемом затрат на научные исследования и объем отгруженной продукции, результаты представлены на следующем рисунке.

70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 о

О 1000 2000 3000 4000

• •

• У = 7;9601х+12462 Кг = 0,7911

5000

6000

7000

8000

Рисунок 2 - Корреляционно-регрессионный анализ связи объема затрат на научные исследования и объема отгруженной продукции кластера «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина» Калужской области

В Липецкой области также создана инновационная инфраструктура, действует инновационной территориальный кластер, особая экономическая зона «Липецк», признаваемая лучшей инвестиционной площадкой Европы для крупных компаний. Именно создание последней считают важным моментом в развитии инновационной экономики региона. Так, здесь зарегистрировано 67 резидентов, было создано около 5 тыс. рабочих мест, и объем реализованной продукции составил 149 млрд руб., вырос объем инвестиций из внебюджетных средств на 46 %.

На территории кластера в Липецкой области действуют налоговые льготы и меры поддержки [11]:

- для ОЭЗ федерального уровня - льготы по земельному, транспортному налогу, налогу на имущество и прибыль;

- для ОЭЗ регионального уровня - аналогичны федеральному уровню с различиями в сроках предоставления или ставки по отдельным налогам;

- для индустриального парка - льготы по налогу на имущество, прибыль и транспортному налогу;

- для управляющей компании индустриального парка - по налоуа на имущество и прибыль;

- пониженная арендная плата и применение понижающего коэффициента, зависящего от объема инвестиций;

- льготы по НДС и таможенным пошлинам;

- возможность выкупа земельного участка по пониженной ставке.

В Московской области действует консорциум инновационных кластеров. Финансовое обеспечение определено в Стратегии его развития, где источниками его финансирования являются различные государственные программы, направленные на развитие образования, науки и технологий, авиационной, электронной промышленности, космической деятельности, оборонно-промышленного комплекса, транспортной системы [8]. В основном средства предоставляются в виде субсидий, как на условиях софинан-сирования, так и в виде бюджетных инвестиций. Отметим, что участие внебюджетных средств является одним из важных каналов финансового обеспечения развития кластера.

Анализ налоговых льгот и иных мер поддержки в других кластерах показал сходства с изученными кластерами. Однако отметим, что в кластере «Сибирский науко-полис» в Новосибирской области налоговыми льготами пользуется очень мало компа-

ний, а некоторым (налог на имущество) - не пользуются вообще. Кроме налоговых льгот предоставляются субсидии на возмещение части затрат на приобретение нового технологического оборудования до 20 % от стоимости оборудования, но не более 10,0 млн руб., и на проведение НИОКР в размере более 25 % стоимости работ в зависимости от количества баллов - от 0,5 до 5 млн руб. Также можно компенсировать 70-100 % затрат, связанных с регистрацией объектов интеллектуальной собственности на внешних рынках, до 70 % расходов экспортеров на НИОКР и омологацию высокотехнологичной продукции [9].

Отметим, что в Новосибирской области действует государственная программа «Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области», согласно которой предоставляется набор инструментов стимулирования трансфера технологий, обновления основных фондов, привлечения средств на финансовом рынке на льготных условиях. За период действия программы общий объем финансового обеспечения составляет более 8 млрд руб., а общий объем налоговых расходов ежегодно по 5 млрд руб. Большая часть программы - финансирование из бюджета области (65 %), за счет внебюджетных средств - 31 %. Также в области действует программа «Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области», где предполагается финансирование в объеме более 2,3 млрд руб., из которых 1,7 млрд руб. - из бюджета области, остальные - внебюджетные средства [4]. Стоит отметить, что по отдельным направлениям предполагалось софинансирование из государственных научных фондов, однако в настоящее время упразднены РГНФ, РФФИ, что не способствует полной их реализации. Предполагается субсидирование трансфера и коммерциализации технологий в размере до 50 % стоимости проекта, но не более 3 млн руб. в год, а для «флагманских» проектов - 5 млн руб. Согласно отчетам Министерства экономического развития Новосибирской области за несколько последних лет эти программы признаны эффективными, но при этом отмечается финансирование на 70-85 % от запланированных значений.

Интересен опыт Республики Башкортостан, где действует нефтехимический

территориальный кластер, сформирована инновационная и инвестиционная инфраструктура, создана особая экономическая зона, кроме этого, созданы территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Анализ льгот показал, что они касаются важных налогов, стимулируют экономическое и инновационное развитие республики, ее отдельных территорий. Еще одним из источников является «Фонд развития моногородов», играющий важную роль для из развития, уровень софинансирова-ния составляет 95 %, также резиденты этих территорий должны осуществлять инвестиции в определенном объеме. Согласно данным Корпорации развития Республики Башкортостан, есть возможность получить компаниям и предпринимателями беспроцентный займ на сумму от 5 до 250 млн руб. на срок до 15 лет с отсрочкой выплаты 3 года под гарантию Корпорации МСП или ВЭБ.РФ с собственным софинансированием в 20 %. Если сумма займа более 250 млн руб., но не более 1 млрд руб., ставка составляет 5 % [3]. Инструменты Федерального фонда поддержки развития промышленности представляют собой целевые займы по льготной ставке, в том числе и по программам развития новых технологий, импортозамеще-ния, покупке оборудования, совместные займы по программам «Проекты развития», «Комплектующие изделия» на условиях со-финансирования 70/30 (федеральный/региональный фонд). Также льготные кредиты и гарантии предоставляет и Корпорация МСП. Гарантии предоставляет и Региональный фонд поддержки предпринимательства, также основные средства на условиях лизинга на льготной основе, в том числе и для высокотехнологичных предприятий для лизинга российского и иностранного оборудования. Для привлечения инвестиций помощь предоставляет АО «Региональный фонд» в виде участия в капитале проектной компании до 49 %, предоставления залогов и займов до 2 млрд руб. А для поддержки несырьевого экспорта Российским экспортным центром финансируются расходы сроком до 5 лет, предоставление прямого кредита иностранному покупателю сроком до 12 лет, экспортный факторинг и финансирование дебиторской задолженности до 85 % на 5 лет [1]. Согласно отчетам о реализации

госпрограмм в Башкортостане в последние годы отмечается финансирование не в полном объеме, а эффективность функционирования оценивается «выше среднего».

Одним из самых крупных и успешных является Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан «Иннокам», в котором присутствует мощный инновационный потенциал. Стратегия его развития своей задачей ставит достижение технологического лидерства, в том числе и в сфере «зеленых» технологий, что предполагает затраты в сумме более 300 млрд рублей. В республике также принята

региональная государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 20142024 годы», где большую часть составляют средства бюджета региона. Нами проведен корреляционно-регрессионный анализ связи источников финансирования указанной государственной программы с отдельными показателями региона.

Так, было выявлено, что существует связь между объемами финансирования в рамках госпрограммы и величиной ВРП республики Татарстан, что видно на следующем рисунке.

3500000 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0

• у = 221,64* + 1619479,18 = 0.91

0,0

1000;0

2000,0

3000,0

4000,0

5000,0

6000,0

Рисунок 3 - Корреляционно-регрессионный анализ связи финансирования ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика РТ в 2014-2024 годы» за счет средств бюджета

региона и величины ВРП (расчет со смещением 1 год)

Аналогичный анализ связи государственного финансирования с ростом доли затрат на инновационную деятельности в общем объеме показал, что более значимый рост можно ожидать на второй год после фи-

нансирования. Также положительная связь наблюдается с общими затратами на инновации, особенно через год после финансирования. Результаты анализа представлены на рис. 4.

100000 — У - 9 5899х - 8412,9 100000 80000 У 60000 - 9,7064х + 1218,8

К2 - 0,8092'' 1*2 - 0,9053

40000 40000

20000 4

0 0 2000 4000 6000 8000 10000 12000 0 0,0 _|_|_|_| 2000,0 4000,0 6000,0 8000,0 10000,0

Коэффициент корреляции = 0,90 Коэффициент корреляции = 0,95

а) финансирование в рамках ГП б) финансирование из бюджета Республики Татарстан

Рисунок 4 - Корреляционно-регрессионный анализ связи объемы затрат на инновации за счет прочих средств и объемом финансирования в рамках ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика РТ в 2014-2024 годы» в целом и за счет средств бюджета региона (расчет со смещением 1 год)

Также положительно то, что существует прямая связь между объемом финансирования госпрограммы и объемом отгруженных товаров, в том числе и инновационных.

Корреляционно-регрессионный анализ показал, что не существует значимой связи между финансированием ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика РТ в 2014-2024 годы», с одной стороны, и с другой стороны:

- с объемом инвестиций в основные фонды;

- долей компаний, осуществляющих инновационную деятельность;

- сальдированным финансовым результатом в экономике;

- количеством исследователей;

- экспортом технологий;

- числом разработанных передовых технологий.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать как положительные выводы, так и обозначить проблемы. К положительным результатам можно отнести:

- кластерный подход способствует инновационному развитию территорий, на которых расположены кластеры;

- территории, на которых сформирована мощная инновационная инфраструктура, имеют кластерные формирования, особые экономические зоны;

- комплекс инструментов поддержки и стимулирования инновационной деятельности способен повысить уровень инновационной активности, объем отгруженной инновационной продукции, ВРП, но при условии эффективного использования выделенных средств;

- важным является выделение средств из региональных бюджетов на инновационное развитие региона.

В то же время проведенный анализ выявил отдельные проблемы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- финансирование инновационного развития на основе кластерного подхода не имеет сильного влияния на рост инвестиций в основные фонды, положительного финансового результата в экономике региона;

- рост расходов на инновации не влияет на экспорт технологий, на их использование;

- не все инструменты поддержки иннова-

ций не являются действенными, эффективными, в отдельных регионах участники кластеров не пользуются льготами и мерами поддержки;

- кластеры размещены на отдельных территориях, что может способствовать еще большему росту дифференциации регионов.

Выявленные проблемы следует решать, а преимущества - использовать в практике регионов. Для совершенствования инновационного развития как регионов, так и страны в целом можно предложить следующие направления:

- провести инвентаризацию налоговых льгот и мер поддержки, определить причину неприменения их резидентами кластеров, пересмотреть их содержание;

- для более эффективной реализации госпрограмм как на федеральном, так и на региональном уровне определить конкретные параметры эффективности, так как оценка эффективности на основе оценки выполненных мероприятий не свидетельствует о достижении конечного результата;

- «мониторить» управленческие расходы управляющих компаний институтов развития, технопарков, индустриальных парков, венчурных фондов;

- разработать инструменты стимулирования роста внебюджетных средств компаний как источника финансирования инновационного развития экономики страны в целом;

- определить солидарную ответственность всех участников реализации государственных программ, национальных проектов;

- совершенствовать методики оценки эффективности реализации государственных программ на основе разработки индикаторов достижения целевых показателей не по количеству разработанных документов, совершенных мероприятий, а по степени достижения целей и задач;

- необходимо рассматривать возможность формирования кластеров на неинновационных территориях, разработки инструментов постепенного достижения уровня инновационного развития со среднего по стране.

Список литературы_

1. Корпорации развития Республики Башкортостан. URL: https://kr-rb.ru/gospodderzhka/finansovaya-podderzhka/ (дата обращения: 26.02.2022).

2. Коокуева В.В., Церцеил Ю.С. Формирование инновационных территориальных кластеров в России // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 5. С. 957-970.

3. Моногорода и ТОСЭР. URL: https://kr-rb.ru/gospodderzhka/monogoroda/ (дата обращения: 26.02.2022).

4. Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области»: Постановление Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 г. № 528-п. URL: http://nauka.nso.ru/page/210 (дата обращения: 28.02.2022).

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 316. URL: http://pravo.garant.ru/ SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 26.02.2022).

6. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 26.02.2022).

7. Официальный портал госпрограмм. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/15 (дата обращения: 26.02.2022).

8. Стратегия развития консорциума инновационных кластеров Московской области. - URL: https://www.hse. ru/mirror/pubs/share/213095019 (дата обращения: 26.02.2022).

9. Стратегия развития научно-производственного кластера «Сибирский наукополис». URL: https://www.hse. ru/mirror/pubs/share/213095677 (дата обращения: 26.02.2022).

10. Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина: [сайт]. URL: https://www.pharmclusterkaluga.ru/about-cluster/—/ (дата обращения: 26.02.2022).

11. Федеральная особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк». URL: https:// sezlipetsk.ru/investor/nalogovye-lgoty/ (дата обращения: 26.02.2022).

References _

1. Development Corporation of the Republic of Bashkortostan. URL: https://kr-rb.ru/gospodderzhka/finansovaya-podderzhka / (accessed: 02.26.2022).

2. Kookueva V.V., Tsertseil Yu.S. Formation of innovative territorial clusters in Russia. Creative economy, 2019, vol. 13, No 5, pp. 957-970.

3. Single-industry towns and TOSER. The official website of the Development Corporation of the Republic of Bashkortostan. URL: https://kr-rb.ru/gospodderzhka/monogoroda / (accessed: 02.26.2022).

4. On approval of the State Program of the Novosibirsk region «Stimulation of scientific, scientific, technical and innovative activities in the Novosibirsk region»: Resolution of the Government of the Novosibirsk Region dated 31.12.2019 No 528-p. URL: http://nauka.nso.ru/page/210 (accessed: 02.28.2022).

5. On Approval of the State Program of the Russian Federation «Economic Development and Innovative Economy»: Resolution of the Government of the Russian Federation dated 15.04. 2014 No 316. URL: http://pravo.garant.ru/SESSION/ PILOT/main.htm (accessed: 02.26.2022).

6. "On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020": Decree of the Government of the Russian Federation dated 17.11.2008 No 1662-r. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527 / (accessed: 02.26.2022).

7. Official portal of state programs. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/15 (accessed: 02.26.2022).

8. Development strategy of the consortium of innovative clusters of the Moscow region. URL: https://www.hse.ru/ mirror/pubs/share/213095019 (accessed: 02.26.2022).

9. Development strategy of the scientific and production cluster "Siberian Naukopolis". URL: https://www.hse.ru/ mirror/pubs/share/213095677 (accessed: 02.26.2022).

10. Official website of the cluster «Pharmaceuticals, Biotechnologies and biomedicine» of the Kaluga region. URL: https://www.pharmclusterkaluga.ru/about-cluster (accessed: 02.26.2022).

11. Official website of the Federal Special Economic Zone of industrial and production type «Lipetsk». URL: https:// sezlipetsk.ru/investor/nalogovye-lgoty / (accessed: 02.26.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.