Научная статья на тему 'Интеграция кластера и особой экономической зоны как инструмент повышения эффективности развития региональных экономических систем'

Интеграция кластера и особой экономической зоны как инструмент повышения эффективности развития региональных экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНТЕГРАЦИЯ / КЛАСТЕР / МЕХАНИЗМ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / CLUSTER / ECONOMIC SYSTEM / INDUSTRIAL CLUSTER / INTEGRATION / MECHANISM / REGIONAL POLICY / SPECIAL ECONOMIC ZONE / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайша О. Д.

Рассмотрены такие механизмы регионального развития экономик, как промышленные кластеры и особые экономические зоны. В рамках исследования проведено сравнение кластеров и особых экономических зон по ряду критериев, описаны меры государственной поддержки таких территорий, выполнено сопоставление особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типов, промышленных и инновационных территориальных кластеров, функционирующих в пределах одного региона. По результатам исследования схематически отражены преимущества промышленных кластеров, расположенных на территориях особых экономических зон, заключающиеся в больших объемах оказываемой поддержки со стороны исполнительной власти федерального и регионального уровней, развитой инфраструктуре, налоговых и таможенных преференциях. В рамках исследования использовались методы библиографического и логического анализа, а также системный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гайша О. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF A CLUSTER AND A SPECIAL ECONOMIC ZONE AS A TOOL FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

Industrial clusters and special economic zones, which are forms of regional development tools, have been considered. Within the framework of research clusters and special economic zones according to a number of criteria have been compared, measures of state support for such territories have been described, a comparison of special economic zones of industrial-production and technical-implementation types, industrial and innovative territorial clusters operating within the same region has been made. According to the results of the study, the advantages of industrial clusters located on the territories of special economic zones schematically have been reflected, consisting in large amounts of support provided by the Federal and regional levels of Executive power, developed infrastructure, tax and customs preferences. As part of the study methods of bibliographic and logical analysis, and also a systematic approach were used.

Текст научной работы на тему «Интеграция кластера и особой экономической зоны как инструмент повышения эффективности развития региональных экономических систем»

ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 330.341

JEL O11

DOI10.26425/1816-4277-2020-7-96-102

Гайша Ольга Дмитриевна

аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: gaishaod@outlook.com ORCID: 0000-0002-0639-8668

ИНТЕГРАЦИЯ КЛАСТЕРА И ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Аннотация. Рассмотрены такие механизмы регионального развития экономик, как промышленные кластеры и особые экономические зоны. В рамках исследования проведено сравнение кластеров и особых экономических зон по ряду критериев, описаны меры государственной поддержки таких территорий, выполнено сопоставление особых экономических зон промыш-ленно-производственного и технико-внедренческого типов, промышленных и инновационных территориальных кластеров, функционирующих в пределах одного региона. По результатам исследования схематически отражены преимущества промышленных кластеров, расположенных на территориях особых экономических зон, заключающиеся в больших объемах оказываемой поддержки со стороны исполнительной власти федерального и регионального уровней, развитой инфраструктуре, налоговых и таможенных преференциях. В рамках исследования использовались методы библиографического и логического анализа, а также системный подход. Ключевые слова: государственная поддержка, интеграция, кластер, механизм, особая экономическая зона, промышленный кластер, региональная политика, экономическая система.

Цитирование: Гайша О.Д. Интеграция кластера и особой экономической зоны как инструмент повышения эффективности развития региональных экономических систем//Вестник университета. 2020. № 7. С. 96-102.

Gaisha Olga

Postgraduate Student, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: gaishaod@outlook.com ORCID: 0000-0002-0639-8668

INTEGRATION OF A CLUSTER AND A SPECIAL ECONOMIC ZONE AS A TOOL FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

Abstract. Industrial clusters and special economic zones, which are forms of regional development tools, have been considered. Within the framework of research clusters and special economic zones according to a number of criteria have been compared, measures of state support for such territories have been described, a comparison of special economic zones of industrial-production and technical-implementation types, industrial and innovative territorial clusters operating within the same region has been made. According to the results of the study, the advantages of industrial clusters located on the territories of special economic zones schematically have been reflected, consisting in large amounts of support provided by the Federal and regional levels of Executive power, developed infrastructure, tax and customs preferences. As part of the study methods of bibliographic and logical analysis, and also a systematic approach were used. Keywords: cluster, economic system, industrial cluster, integration, mechanism, regional policy, special economic zone, state support.

For citation: Gaisha O.D. (2020) Integration of a cluster and a special economic zone as a tool for improving the efficiency of regional economic systems. Vestnik universiteta. I. 7, pp. 96-102. DOI: 10.26425/18164277-2020-7-96-102

© Гайша О.Д., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Развитие региональных экономических систем в России на сегодняшний день является одной из главных стратегических задач государства, затрагивающих все сферы, в том числе - промышленное производство, инновационное развитие, транспортная инфраструктуру [4; 5] Одним из инструментов такого развития стали особые экономические зоны (далее - ОЭЗ). В 2018 г. выручка резидентов ОЭЗ составила 193 млрд руб. с динамикой +23,7% по отношению к 2017 г.; а производительность труда на одного человека-работника резидента ОЭЗ - 5,2 млн руб. по отношению к среднему показателю по стране (4,3 млн руб.) [6].

Федеральный проект по развитию ОЭЗ, определенных государством как приоритетное направление развития деловой активности в регионах, предполагает функционирование 4 типов ОЭЗ в Российской Федерации (далее - РФ):

- ОЭЗ промышленно-производственного типа;

- ОЭЗ технико-внедренческого типа;

- портовые ОЭЗ;

- ОЭЗ туристско-рекреационного типа [2].

Расширенная информация по ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристики особых экономических зон промышленно-производственного

и технико-внедренческого типов

Наименование признака ОЭЗ промышленно-производственного типа ОЭЗ технико-внедренческого типа

Резиденты Коммерческие организации Индивидуальные предприниматели или коммерческие организации

Разрешенный вид деятельности резидента Промышленно -производственная, технико-внедренческая и логистическая Промышленно-производственная и технико-внедренческая

Площадь ОЭЗ Не должна превышать 40 кв. км Не должна превышать 4 кв. км

Минимальный объем капитальных затрат 120 млн руб., из которых не менее 40 млн руб. должны быть инвестированы в течение 3-х лет со дня заключения соглашения Требования о минимальном объеме инвестиций отсутствуют

Источник: [1].

Льготы по налогам, распространяющиеся на резидентов ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, включают:

- налог на прибыль в региональный бюджет в установленном субъектом размере 0-13,5 % на срок, установленный законом региона РФ (по России - 17 %);

- налог на добавленную стоимость в размере 0 %. В случае поставки продукции внутри свободной таможенной зоны (по России - 20 %);

- налог на имущество организаций 0 % на срок до 10-12 лет для ОЭЗ промышленно-производственного типа и до 10 лет для ОЭЗ технико-внедренческого типа (по России - 2,2 %);

- земельный налог 0 % на срок до 10 лет (по России - 1,5 %);

- транспортный налог 0 руб./л.с. на срок до 12 лет для ОЭЗ промышленно-производственного типа и до 10 лет для ОЭЗ технико-внедренческого типа (по России от 1 до 500 руб./л.с.);

- пониженные ставки по страховым взносам для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами ОЭЗ и функционирующих в сфере информационных технологий - до 14 % суммарно до 2023 г. (по России - 30 %).

Основные преимущества ОЭЗ промышленно-производственного типа - развитая инфраструктура, государственная поддержка, близость к ресурсной базе и развитая логистика. В свою очередь, преимуществами

ОЭЗ технико-внедренческого типа является их расположение в крупнейших научно-образовательных центрах с признанными научными школами, профессиональными кадровыми ресурсами [10].

Формат ОЭЗ во многом подобен кластерной концепции, представляющей собой интеграционное взаимодействие территориально близких друг от друга участников, имеющих доступ к необходимым ресурсам. Одна из задач как кластеров, так и ОЭЗ направлена на региональное развитие, повышение конкурентоспособности территорий и развития обрабатывающих отраслей промышленности, высокотехнологичных направлений развития экономики, туристско-рекреационной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Сравнивая кластерную политику и ОЭЗ можно обнаружить как схожие черты, отмеченные выше, так и различия (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение особых экономических зон и кластеров, действующих в России

Параметры сравнения ОЭЗ Кластер

Законодательное оформление территории Закреплена Не ограничена

Цель создания Решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач Повышение производительности и ин-новационности, обеспечение конкурентоспособности

Способ создания Решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством РФ Соглашение, заключенное между специализированной организацией кластера и органами исполнительными государственной власти субъектов РФ

Организационное управление Локальная администрация Управляющая компания, созданная по соглашению участников о сотрудничестве (без образования юридического лица)

Срок существования 49 лет (продлению не подлежит) Строго не регламентируется

Льготный налоговый и таможенный режим Предусмотрен законодательно Не предусмотрен

Источники: [3; 8]

В настоящее время меры оказываемой поддержки промышленным кластерам, входящим в реестр Министерства промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг России), считаются недостаточными и низкими ввиду прерывания финансирования и ограничениями по объемам предоставляемой субсидии (не более 500 млн руб. на каждый совместный проект промышленного кластера). Наряду с этим Ассоциацией кластеров и технопарков России описаны перспективные меры поддержки, предполагающие возможность предоставления субсидий промышленным кластерам на компенсацию не более 50 % затрат совместного проекта с лимитом бюджетных средств в размере 1 млрд руб. на каждый поддерживаемый проект [9].

Отметим, что промышленные кластеры, расположенные на территориях ОЭЗ промышленно-про-изводственного типа, могут использовать больший объем преференций и возможностей, по сравнению с остальными кластерами. Преимущества промышленных кластеров в России, территорией базирования которых является ОЭЗ промышленно-производственного или технико-внедренческого типов, наглядно представлены на рисунке 1. В настоящее время инновационным территориальным кластерам,

активно развивающимся и успешно функционирующим в период прошлого десятилетия, не оказываются меры государственной поддержки, в соответствии с чем на рисунке 1 показан только промышленный тип кластеров.

Налоговые и таможенные льготы, субсидии, информационная и коммуникационная поддержка

ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов:

- развитая инфраструктура

- государственная поддержка

- особый административный режим

Субсидии, информационная и коммуникационная поддержка

Промышленные кластеры на территориях ОЭЗ, пользующиеся большим объемом преференций

Промышленные кластеры, отвечающие требованиям Минпромторга России:

- кооперация и сотрудничество

- система распространения новых технологий, знаний,

- продукции и др.

Налоговые льготы, субсидии, инфраструктура, информационная и коммуникационная поддержка

Информационная и коммуникационная поддержка

Составлено автором по материалам исследования.

Рис. 1. Государственная поддержка промышленных кластеров и особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типов в Российской Федерации

Таким образом, промышленные кластеры, входящие в реестр Минпромторга России и расположенные на территориях ОЭЗ, получают следующие дополнительные выгоды:

- доступ к большему объему государственной финансовой поддержки;

- налоговые и таможенные преференции;

- развитая инфраструктура ОЭЗ и особый административный режим.

Максимально используемые преференции предоставляют возможность перераспределения средств по налоговым платежам и таможенным пошлинам, затратам на возведение инфраструктурных объектов и другим видам затрат на столь значимые статьи затрат в части НИОКР, а также обучения и переподготовки кадров, повышения эффективности функционирования кластера и использования ресурсов.

Ввиду отсутствия закрепления за промышленным кластером территории базирования, но при этом территориального расположения кластеров в пределах определенных территорий (один субъект РФ либо нескольких рядом расположенных регионов - характерно для некоторых межрегиональных кластеров) (см. табл. 2), представление кластеров, расположенных в точности на территориях ОЭЗ представляется невозможным в виду хаотичного разброса организаций-участников кластеров в регионе, при этом территориальная близость и особенно региональный уровень развития могут оказывать важное влияние на развитие кластеров. Сведения по наличию в субъектах РФ ОЭЗ и кластеров представлены в таблице 3.

Таблица 3

Сопоставление особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типов и промышленных и инновационных территориальных кластеров, функционирующих в пределах субъектов Российской Федерации

Субъект РФ Перечень ОЭЗ с указанием итогового балла в III Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности ОЭЗ России Перечень кластеров с указанием уровня его организационного развития (без учета межрегиональных кластеров)

Республика Татарстан ППТ Алабуга (9,88) ТВТ Иннополис (8,5) ИТК Камский инновационный территориально-производственный кластер (высокий) ПК Камский машиностроительный промышленный кластер (средний) ПК Кластер строительных технологий и материалов РТ (начальный) ПК Промышленный Пищевой кластер Республики Татарстан (начальный)

Липецкая область ППТ Липецк (9,84) ПК «ЛИПЕЦКМАШ» (средний)

г. Москва ТВТ Технополис «Москва» (9,81) ИТК Зеленоград (средний) ИТК Новые материалы, лазерные и радиационные технологии (начальный)

Московская область ТВТ Дубна (9,81) ППТ Ступино Квадрат (9,79) ТВТ Исток (8,41) ИТК Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино (средний) ИТК Кластер «Физтех XXI» (начальный) ИТК Кластер ядерно-физических и нанотехнологий в г. Дубна (начальный)

Санкт-Петербург ТВТ Санкт-Петербург (9,79) ИТК Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий (средний) ИТК Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфо-телеком-муникаций (начальный) ПК Кластер производителей средств электронно-вычислительной техники (начальный) ПК Кластер. СПГ. Оборудование и технологии (начальный)

Псковская область ППТ Моглино (8,86) ПК Электротехнический кластер Псковской области (начальный)

Калужская область ППТ Калуга (8,5) ИТК Кластер фармацевтики, биотехнологий и медицины (высокий)

Самарская область ППТ Тольятти (8,4) ИТК Инновационный территориальный аэрокосмический кластер (средний); ПК Кластер автомобильной промышленности Самарской области (начальный)

Тульская область ППТ Узловая (8,36) -

Свердловская область ППТ Титановая долина (8,09) ИТК Титановый кластер (начальный)

Томская область ТВТ Томск (7,47) ИТК Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии (начальный)

Астраханская область ППТ Лотос (6,74) -

Примечание: ППТ - промышленно-производственный тип; ТВТ - технико-внедренческий тип; ИТК - инновационный территориальный кластер; ПК - промышленный кластер.

Источники: [6; 7].

Можно сделать предположение, что на территориях ОЭЗ Липецкой, Воронежской и Тульской областей имеются потенциальные промышленные кластеры в виде интеграций организаций, по всем чертам и признакам отвечающим кластерной концепции. Отметим, что кластеры возникают естественным образом в местах, где есть кооперация субъектов экономической деятельности и необходимых для нее ресурсов. Идентификация и оценка эффективности функционирования таких потенциальных кластеров на территориях ОЭЗ, итоговый балл которых согласно III Национальному рейтингу инвестиционной привлекательности ОЭЗ России достаточно высок, способна оказать влияние на действующие и юридически оформленные промышленные кластеры посредством распространения опыта использования преимуществ, описанных выше и обозначенных на рисунке 1.

Вложение средств в такие кластеры позволит получить высокие экономические кластерные эффекты, влияющие на развитие как предприятий - участников промышленного кластера, так и регионов и страны в целом при масштабировании и распространении успешных практик на территориях других особых экономических зон.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_54599/ (дата обращения: 14.04.2020).

2. Абашкин, В. Л. Использование особых экономических зон как инструмента кластеризации экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 33. - С. 15-20.

3. Жаркова, Н. Н. Интеграция кластера и особой экономической зоны как инструмент реализации Концепции 2020 // Экология промышленного производства. - 2017. - №2. - С. 95-102.

4. Кожевина, О. В. Интеграция инвестиционных стратегий в систему стратегического планирования развития территорий // Управление. - 2019. - № 2. - С. 87-94.

5. Ракута, Н. В., Ситохова, Т. Е. Концептуальные подходы к образованию региональных экономических кластеров // Управление. - 2019. - № 7 (4). - С. 76-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2019 / Ассоциация развития кластеров и технопарков России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://akitrf.ru/upload/Russian_Special_Economic_Zones_Business_Navigator-2019_ rus.pdf (дата обращения: 14.04.2020).

7. Геоинформационная система: индустриальные парки, технопарки, кластеры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gisip.ru/ (дата обращения: 14.04.2020).

8. Овечкина, И. В. Кластеры и особые экономические зоны: сходства и различия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cscb.su/n/0222s01/0222s01020.htm (дата обращения: 14.04.2020).

9. Особенности функционирования и государственной поддержки промышленных кластеров / Ассоциация кластеров и технопарков России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://akitrf.ru/upload/medialibrary/dbe/dbedad4933f423 a224145ce6b984e0a1.pdf (дата обращения: 14.04.2020).

10. Особые экономические зоны / Invest in Russia. Российский фонд прямых инвестиций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.investinrussia.com/vybor-territorij (дата обращения: 14.04.2020).

References

1. Federal'nyi zakon ot 22.07.2005 № 116-FZ (red. ot 18.07.2017) "Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiiskoi Federat-sii" [Federal law "On Special Economic Zones in the Russian Federation" No. 116-FZ, dated on July 22, 2005 (as amended, dated on July 18, 2017]. Legal reference system "ConsultantPlus" Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_54599/ (accessed 14.04.2020).

2. Abashkin V. L. Ispol'zovanie osobykh ekonomicheskikh zon kak instrumenta klasterizatsii ekonomiki regiona [Using special economic zones as a tool for clustering the region's economy]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 2010, no. 33, pp. 15-20.

3. Zharkova N.N. Integratsiya klastera i osoboi ekonomicheskoi zony kak instrument realizatsii Kontseptsii 2020 [Integration of the cluster and the special economic zone as a tool for implementing The concept 2020]. Ekologiya promyshlennogo proizvodstva [Industrial Ecology], 2017, no. 2, pp. 95-102.

4. Kozhevina O. V Integratsiya investitsionnykh strategii v sistemu strategicheskogo planirovaniya razvitiya territorii [Integration of investment strategies in the system of strategic planning of territorial development]. Upravlenie, 2019, no. 2, pp. 87-94.

BecmuuK yuueepcumema № 7, 2020

5. Rakuta N. V, Sitokhova T. E. Kontseptual'nye podkhody k obrazovaniyu regional'nykh ekonomicheskikh klasterov [Conceptual approaches to the formation of regional economic clusters]. Upravlenie, 2019, no. 7 (4), pp. 76-83.

6. Biznes-navigator po osobym ekonomicheskim zonam Rossii - 2019 [Business Navigator for special economic zones of Russia -2019]. Assotsiatsiya razvitiya klasterov i tekhnoparkov Rossii [Association for the Development of Clusters and Technology Parks of Russia]. Available at: http://akitrf.ru/upload/Russian_Special_Economic_Zones_Business_Navigator-2019_rus.pdf (accessed 14.04.2020).

7. Geoinformatsionnaya sistema: industrial'nye parki, tekhnoparki, klastery [Geoinformation system: industrial parks, technoparks, clusters]. Available at: https://www.gisip.ru/ (accessed 14.04.2020).

8. Ovechkina I. V Klastery i osobye ekonomicheskie zony: skhodstva i razlichiya [Clusters and special economic zones: similarities and differences]. Available at: http://cscb.su/nZ0222s01/0222s01020.htm (accessed 14.04.2020).

9. Osobennosti funktsionirovaniya i gosudarstvennoi podderzhki promyshlennykh klasterov [Features of functioning and state support of industrial clusters]. Assotsiatsiya razvitiya klasterov i tekhnoparkov Rossii [Association for the Development of Clusters and Technology Parks of Russia]. Available at: http://akitrf.ru/upload/medialibrary/dbe/dbedad4933f423a224145ce6b984e0a1. pdf (accessed 14.04.2020).

10. Osobye ekonomicheskie zony [Special economic zones]. Invest in Russia Rossiiskii fond pryamykh investitsii [Russian Direct Investment Fund]. Available at: https://ru.investinrussia.com/vybor-territorij (accessed 14.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.