Научная статья на тему 'Особенности реализации программ высшего образования в условиях федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»'

Особенности реализации программ высшего образования в условиях федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / АККРЕДИТАЦИИ ВУЗОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LAW ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION / ACCREDITATION OF UNIVERSITIES / EDUCATION TECHNOLOGIES / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надаховская Татьяна Алексеевна

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации». Для реализации этого закона нужна модернизация внутренних процессов обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Since September 1, 2013 the Law «On education in the Russian Federation» has come into effect modernization of inner processes in teaching is necessary for the realization of theis law in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации программ высшего образования в условиях федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

особенности реализации программ высшего образования в условиях федерального закона «об образовании в российской федерации»

Татьяна Алексеевна НАДАХОВСКАЯ,

доцент, кандидат педагогических наук e-mail: umu@mguki.ru

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации». Для реализации этого закона нужна модернизация внутренних процессов обучения в вузе.

Ключевые слова: закон об образовании в Российской Федерации, аккредитации вузов, образовательные технологии, социально-культурная деятельность.

Since September 1, 2013 the Law «On education in the Russian Federation» has come into effect modernization of inner processes in teaching is necessary for the realization of theis law in the Russian Federation.

Key words: law on education in the Russian Federation, accreditation of universities, education technologies, social and cultural activities.

этот учебный год все вузы страны начали с новым законом - «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Основные кардинальные изменения в этом законе:

- отменены виды образовательных учреждений,

- отменены документы государственного образца,

- установлены уровни профессионального образования,

- снят запрет на приватизацию образовательных учреждений,

- изменилось понятие «Высшего профессионального образования» на «высшее образование»,

- государственная аккредитация будет проводиться не в отношении образовательного учреждения, а в отношении каждого уровня образования и каждой укрупненной группы специальностей и направлений подготовки,

- введена общественно-профессиональная аккредитация вузов,

- введена процедура ежегодного самообследования,

- разрешено сетевое взаимодействие при реализации образовательных программ

- разрешено обучение по интегрированным образовательным программам,

- прописаны такие образовательные технологии, как дистанционные, электронное обучение,

- введен систематический мониторинг в системе образования на федеральном уровне.

Начиная с 2011 вузы страны обучают студентов по федеральным государственным образовательным стандартам, где были сокращены сроки обучения с 5 до 4 лет. Но основная задача любого вуза - не потерять качество обучения.

Достичь этого можно путем осознанного участия будущего работодателя в процессе подготовки специалистов.

На сегодняшний день выпускающие кафедры должны активно привлекать работодателей для актуализации основной образовательной программы: к участию в курсовых экзаменах, к оценке содержания учебных программ по профильным дисциплинам, к разработке заданий на производственную практику и программ практик, к участию в государственной экзаменационной комиссии. Уже сейчас есть положительный опыт - многие выпускные квалификационные работы студенты пишут по заявкам работодателей.

Осуществление компетентностного подхода в вузе предполагает развитие у студентов способности получать теоретические знания и уметь их применять в реальной жизни.

Уже сейчас студенты проходят производственную практику на местах у будущих работодателей. Например, по специальности «Социально-культурная деятельность» студенты проходят практику в крупнейших музеях, комплексных молодежных центрах, в школах искусств, в концертных залах (Кремлевский Дворец, Крокус сити холл).

Кроме того, в новом законе «Об образовании в Российской Федерации»(1) предусмотрено создание кафедр или других структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку студентов на базе профильных предприятий или иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

За время обучения бакалавра и магистра значительно меняется структура рынка и спроса на рынке труда. Молодой специалист - выпускник вуза может оказаться невостребованным.

Для этого нужна модернизация внутренних процессов обучения в вузе.

Актуальным становится применение новых технологий в обучении - дистанционных технологий, электронного обучения. Необходимо создавать сайты кафедр, электронные кабинеты преподавателей и студентов.

В электронных кабинетах педагог выкладывает темы занятий, задания к каждому занятию, конспекты лекций, тесты, задания к рубежному контролю и т.п. Например, на сайте кафедры менеджмента СКД (http://www.mskd.amoti.ru/) можно найти

программы дисциплин, программу госэкзамена и методические рекомендации к выполнению дипломных работ,

Особенно актуально создание электронных кабинетов для студентов заочной формы обучения. В университете впервые в этом учебном году были выложены http://mguki.ru/student методические материалы для студентов 1 курса заочной формы обучения для установочной сессии. Материалы включали вопросы для установочной сессии, литературу, задания.

Сегодня меняются требования и к учебной библиотеке вуза. Современная библиотека вуза должна иметь доступ к профессиональным базам данных (2), информационным справочникам и поисковым системам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован электронными учебными изданиями.

Во МГУКИ создана электронная библиотека (http://dlib.msuc.org/web_mguki/ тдий/), где выложены учебники, учебные пособия, методические рекомендации, программы дисциплин, разработанные нашими преподавателями. Например, по специальности «Социально-культурная деятельность» можно найти более 20 электронных учебно-методических документов. Заключен договор с электронной би-блиотечно-информационной системой издательства «Лань», с ЭБС ^ВОО^, которая позволяет расширить возможности библиотеки. Помимо социально-гуманитарных изданий в эБС можно найти и книги по специальности.

В связи с введением федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (3) разрешено осуществлять образовательные программы посредством сетевых форм их реализации - с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе и иностранных. А также при необходимости можно использовать ресурсы и иных организаций: научных, медицинских, культуры, физкультурно-спортивных и других, которые обладают ресурсами для осуществления обучения, или для проведения учебной и производственной практики. это позволит умножить потенциал образовательных организаций, оптимизировать имеющиеся ресурсы.

Например, для обучения студентов технологиям социально-культурной деятельности можно привлечь крупнейшие Дома творчества, театры, клубы. Использование ресурсов этих организаций позволит студентам сразу же окунуться в современную социокультурную среду, позволит увидеть на практике все технологии СКД, которые уже применяются, и попробовать применить новые.

Важным становится оценка качества освоения компетентностно-ориентиро-ванных образовательных программ. Начинается оценка качества с оценки своей работы самим университетом. Для этого в Законе об образовании в Российской Федерации (4) предусмотрено проведение ежегодного самообследования образовательной организации и размещение отчёта в сети Интернет. В процессе самообследования проводится оценка университета, его системы управления, содержания и качества подготовки обучающихся, организация учебного процесса, востребованность выпускников, качество кадрового, учебно-методического, би-блиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности вуза.

Кроме самообследования и оценки качества государственными органами (государственная аккредитация), предусмотрена оценка и общественными объединениями, представителями работодателей (5).

Это не только признание в вузовской и академической среде, но и на высоком правительственном уровне.

С 2011 года университет - участник проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», проводимого Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации, Гильдией экспертов в сфере профессионального образования и журналом «Аккредитация в образовании». Цель проекта - выявить лучшие образовательные программы высшего профессионального образования. Проект не имеет аналогов в российской практике и ориентирован на достижение нового качества самих оценочных процедур - их большую объективность по сравнению с государственной системой оценки. Исследование имеет общероссийский характер. За 2013 год в университете признаны лучшими 8 программ: «Звукоре-жиссура культурно-массовых представлений и праздников», «Хореографическое искусство», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Народная художественная культура» (бакалавриат, магистратура), «Библиотечно-ин-формационная деятельность» (бакалавриат, магистратура), «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».

В 2014 году университет готовится к процедуре общественно-профессиональной аккредитации по направлению «Экономика».

Актуальным для любого вуза становится развитие совместных программ с зарубежными вузами. Наш университет уже много лет ведет переговоры с различными вузами других стран, заключено более 50 договоров о сотрудничестве. Результат такого сотрудничества - реализация программы двойных дипломов.

Уже сейчас университет сотрудничает по программе двойных дипломов с Янь-Ченьским педагогическим университетом, Тяньцзинским педагогическим университетом, Венской консерваторией. Заключены соглашения, разработаны совместные учебные планы, готовится набор студентов.

Список источников

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Фе-

дерации»: ст. 27. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Фе-

дерации»: ст. 18. 3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Фе-

дерации»: ст. 15. 4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Фе-

дерации»: ст. 28. 5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Фе-

дерации»: ст. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.