Научная статья на тему 'Эффективное управление образованием: курс на модернизацию курс на инновации!'

Эффективное управление образованием: курс на модернизацию курс на инновации! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / НЕЗАВИСИМАЯ ЭКЗАМЕНАЦИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / EDUCATION QUALITY / EDUCATION QUALITY ASSESSMENT SYSTEM / INDEPENDENT EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колбунова Марина Валерьевна, Лопаткин Владимир Михайлович

Охарактеризованы направления модернизации образования, проанализированы изменения, внесенные в действующий закон об образовании в РФ. Рассмотрены нововведения в системе управления образованием, в частности проведение независимой оценки качества образования. Изложены нормативные основания проведения независимой экзаменации в Алтайской академии экономики и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колбунова Марина Валерьевна, Лопаткин Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of modernization of education. It analyzes the changes in the current law on education in the Russian Federation and reviews the innovations in education management, and namely the introduction of the independent system of education quality assessment. The article also presents the normative regulations for an independent examination to be carried out in Altai Academy of Economics and Law.

Текст научной работы на тему «Эффективное управление образованием: курс на модернизацию курс на инновации!»

УДК 37.014

ББКЧ404 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Колбунова Марина Валерьевна,

аспирант, Алтайская государственная педагогическая академия; заместитель заведующего отделом учебно-методической работы и менеджмента качества, Алтайская академия экономики и права; 656038, г. Барнаул, пр-т Комсомольский, 86; e-mail: [email protected].

Лопаткин Владимир Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра физики и методики обучения физике, Институт физико-математического образования, Алтайская государственная педагогическая академия; 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55; e-mail: [email protected].

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: КУРС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ - КУРС НА ИННОВАЦИИ!

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модернизация образования; качество образования; независимая оценка качества образования; независимая экзаменация.

АННОТАЦИЯ. Охарактеризованы направления модернизации образования, проанализированы изменения, внесенные в действующий закон об образовании в РФ. Рассмотрены нововведения в системе управления образованием, в частности проведение независимой оценки качества образования. Изложены нормативные основания проведения независимой экзаменации в Алтайской академии экономики и права.

Kolbunova Marina Valerievna,

Post-graduate Student, Altai State Pedagogical Academy; Deputy head of Department of Quality Management and Educational Work, Altai Academy of Economics and Law, Barnaul, Russia.

Lopatkin Vladimir Mikhailovich,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Physics and Methods of Teaching Physics, Institute of Physics and Mathematics Education, Altai State Pedagogical Academy, Barnaul, Russia.

EFFECTIVE MANAGEMENT OF EDUCATION: A COURSE TO MODERNIZATION AND INNOVATION

KEY WORDS: modernization of education; education quality; education quality assessment system; independent examination.

ABSTRACT. The article is devoted to the problem of modernization of education. It analyzes the changes in the current law on education in the Russian Federation and reviews the innovations in education management, and namely the introduction of the independent system of education quality assessment. The article also presents the normative regulations for an independent examination to be carried out in Altai Academy of Economics and Law.

В

«Когда мы говорим об инновациях, мы говорим о контурах нашего будущего мира. Технологии объединяют мир, меняют привычную жизнь людей и расширяют сами человеческие возможности».

Д. Медведев

стандартам и «вписаться» в мировые рейтинги качества. Но в свете политических событий, которые происходят последние несколько лет в мире, наша страна вдруг неожиданно «проснулась» и по-новому заговорила про свою культуру, образование и национальный уклад.

Происходящие сегодня экономические и социально-политические изменения коснулись всех сфер жизни общества. Социальный заказ государства и общества к системе образования сформулирован в нормативно-правовых документах, которые определяют государственную стратегию развития российской системы образования: Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №295),

России с середины 20 века образование претерпевало многочисленные реформы (1957 г., 1964 г., 1968 г., 1984 г., 1988 г., 1992 г. [3], 2012 г.), к последним реформам в образовании принято применять более мягкий термин, определяющий характер реформы - «модернизация», которая проходит в России более 20 лет. Отметим, что вектором, определившим очередное направление модернизации российского образования, стало подписание Россией Болонской декларации в 2003 году. Оживленные дискуссии по коренной перестройке национальной системы образования, переходу на уровневое образование и другие нововведения не утихают до сих пор.

В какой-то момент в национальной системе образования произошел крен в сторону западной модели образования, прежде всего в сторону американской. Неудержимым было желание страны отвечать общемировым, европейским образовательным

© Колбунова М. В., Лопаткин В. М., 2014

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р в ред.08.08.2009 г.), Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) и ДР-

Фундаментом в области образования, конечно, является Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014 г.) (далее закон об образовании в РФ), который как показывает время, носит, к сожалению, не фундаментальный характер.

Отметим, что за два года реализации закона об образовании в РФ было произведено тринадцать поправок (в среднем - 6,5 изменений в год). Тогда, как предыдущий закон от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 12.11.2012 г.), который регулировал образовательную сферу в течение 20 лет, за этот промежуток (два года) - редактировался один раз - в связи с принятием Конституции Российской Федерации.

По состоянию на 1 ноября 2014 года в законе об образовании в РФ внесены изменения и дополнения в двадцать четыре статьи, в том числе три статьи обрели совершенно новую редакцию (ст. ст. 38, 39, 95), а также тремя статьями дополнено содержание этого закона (ст. ст. 85.1, 95.1 и 95.2).

Таким образом, закон об образовании в РФ 2012 г. «лидирует» по сравнению с предыдущим законом «Об образовании» 1992 г. по количеству изменений, тем самым, показывая свою недостаточную зрелость в вопросах регулирования некоторых видов отношений в области образования.

Анализируя нормативно-правовые документы, принятые за последние три года в образовательной сфере, мы видим, что намечен новый курс государственной политики и отношений в сфере образования, основанный на процессах децентрализации и диверсификации образования, курс построения отношений в сфере образования на основе взаимодействия и сотрудничества государства, общества, науки и практики. Государство активно развивает институты гражданского общества, и, как следствие этого процесса возрастает общественный характер управления образованием.

Государством в научно-

образовательной сфере взят курс на «принуждение к инновациям». Также, на первый план вышли принципы информацион-

ной открытости, доступности, прозрачности, публичности, демократичности, автономности, изменив характер самого управления и отношений в сфере образования.

Напомним, что под управлением, в общем, понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [5].

Согласно ст. 89 закона об образовании в РФ, управление системой образования носит государственно-общественный характер, и включает в себя восемь направлений деятельности. Из них выделим непосредственно направленные на контроль за качеством образования: мониторинг системы образования, государственная регламентация образовательной деятельности (лицензирование, государственная аккредитация и государственный контроль в сфере образования), независимая оценка качества образования (НОКО), общественная и общественно-профессиональная аккредитация.

Мониторинг системы образования, государственная регламентация являются вполне изученными и знакомыми процессами в сфере образования, а нововведениями в системе профессионального образования являются три последних элемента управления системой образования, описанные абзацем выше.

Взаимодействие государства и общества в области образования можно представить в виде взаимопроникновение этих институтов, на пересечении которого возникает их совместная деятельность по управлению образованием. Сотрудничество государства и общества представлены на схеме 1.

Внедрение новых форм управления образованием началось не так давно, остаются не до конца изученными многие механизмы их реализации. В последние два года наблюдается интерес авторов к этой тематике, активно обсуждаются в научной литературе сопутствующие элементы качества образования - общественная и общественно-профессиональная аккредитации, сертификация квалификаций выпускников образовательных организаций. Обсуждение реализации механизмов независимой оценки качества образования в научной литературе встречается нечасто, достаточно полно все элементы управления образованием описаны в статье Глебовой Л. Н., Гуськовой М. В. [1].

^^Государственно-общественные процедуры:

1. Независимая оценка качества образования;

2. Общественно-профессиональная аккредитация;

3. Общественная аккредитация;

4. Национальные рейтинги;

5. Педагогическая экспертиза.

ГОСУДАРСТВО

2

ОБЩЕСТВО

i 1 t i ' 1 L i Г 1 1 Г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Схема 1. Государственно-общественные:

В нашем исследовании хотелось подробней остановиться на произошедших законодательных изменениях в этом направлении, а именно в направлении независимой оценки качества образования. Благодаря изменениям и дополнениям, которые внес федеральный закон от 21.07.2014 г. №25б-ФЗ в закон об образовании в РФ, независимая оценка из некоего феномена превратилась в более структурированную деятельность. Данные изменения вступили в силу с 21 октября 2014 г. Существенно изменились цели НОКО, четко разведены ее составляющие. Мы видим, что теперь НОКО включает в себя две области оценивания: независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, причем, независимую оценку качества образования правомочны осуществлять только юридические лица, выполняющие оценку в перечисленных выше областях.

Независимую оценку качества подготовки обучающихся вправе инициировать любой из участников отношений в сфере образования (обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения). В отличие от предыдущей редакции статьи 95, оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, теперь носит обязательный характер, периодичность которой законодателем установлена от ежегодной до одного раза в три года. Заказчиком такого вида НОКО может выступать общественный совет по

уры управления образованием НОКО деятельности организации или совет, которому делегированы такие полномочия при федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации или органах местного самоуправления [6]. И самое главное, на наш взгляд, что объектом такой оценки является именно уровень организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации. Данный критерий до сих пор оставался за кадром всех измерений, ранее проводимых органами исполнительной власти.

Реализация механизмов, общественной и общественно-профессиональной аккредитации, в особенности НОКО, должна привести к росту конкурентоспособности образовательных организаций, и соответственно качественной подготовки специалистов, позволяющей им конкурировать в международном масштабе. Модель реализации представлена на схеме 2.

Оценке качества освоения основных образовательных программ посвящен VIII раздел федеральных государственных образовательных стандартов, где Минобрнауки РФ обязывает вузы создавать условия, максимально приближенные к условиям будущей профессии при прохождении обучающимися текущего и промежуточного контролей. Для достижения этих целей [5], что можно рассматривать как проявление элементов независимой оценки.

Рособрнадзор в начале нового учебного года (2014/2015уч.шда), запустил пилотный проект внутривузовской оценки знаний студентов в рамках экзаменационных сессий (промежуточной аттестации). Оценкой знаний будут заниматься не те педагоги, которые обучали, а другие специалисты. В настоящее время в качестве участников эксперимента выступают 5 вузов, список которых может быть расширен [3].

к

к

й о

<L> V о нч пО —►

(L) нн К ^

m

Схема 2. Модель эффективности реализации НОКО

Рособрнадзор в начале нового учебного года (2014/2015уч.шда), запустил пилотный проект внутривузовской оценки знаний студентов в рамках экзаменационных сессий (промежуточной аттестации). Оценкой знаний будут заниматься не те педагоги, которые обучали, а другие специалисты. В настоящее время в качестве участников эксперимента выступают 5 вузов, список которых может быть расширен [2].

Курс на инновации и нововведения давно взят в АНОО ВО «Алтайская академия экономики и права», одной из новаций стало внедрение «института независимой экзаменации». Приказом ректора ААЭП от

29.01.2013 г. №ОПР-14 было положено начало эксперимента по апробации системы независимой экспертной оценки достижений обучающихся в рамках промежуточной аттестации студентов. Основной целью организации и проведения промежуточной аттестации в независимой форме явилось проведение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся. Данный эксперимент проходит в стенах академии второй год и уже до-

ЛИТЕРАТУРА

1. Глебова Л. Н., М. В. Гуськова. Подходы к формированию независимой оценки качества профессионального образования. // Высшее образование сегодня. 2012. №4. С. 2-5.

2. Информационное агентство России. Рособрнадзор запустил пилотный проект внутривузовской системы оценки знаний студентов. URL: http://itar-tass.com/obschestvo/i544io5 (дата обращения

31.10.2014 г.).

3. Новиков А. М. Почему реформы образования малоэффективны? URL: http://www.anovikov.ru/artikle/ref.htm (дата обращения 20.10.2014 г.).

4. Портал федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция». URL: http://fgosvo.rU/uploadffles/fgos/3/20illli5ii5332.pdf (дата обращения 25.10.2014 г.).

5. Сластенин В. А., И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е. Н. Шиянов. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 3-е изд. М.: Школа - Пресс, 2000, С. 421.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014 г.).

казал свою своевременность и эффективность. Разработано Положение, регулирующее проведение промежуточной аттестации студентов, в котором отдельная глава посвящена особенностям проведения экзаменов (зачетов) с привлечением независимых экзаменаторов. Одной из эффективных сторон эксперимента уже можно назвать заметное усиление взаимодействия всех участников образовательных отношений, а также усиление мотивационного настроя «на работу». Вместе, с тем, в ходе эксперимента возникают моменты, которые требует дальнейшего изучения и регуляции, и дают почву для продолжения исследований.

Очевидно, что государство внедряет определенные механизмы, которые направляют образовательные организации по нужным государству и обществу траекториям. Министерство образования и науки России эффективно применяет политику «принуждения» к инновациям для развития национальной инновационной системы образования.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. В. Овчаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.