Научная статья на тему 'Новые аспекты и подходы в реализации модели независимой оценки качества высшего образования в Российской Федерации и ее результаты'

Новые аспекты и подходы в реализации модели независимой оценки качества высшего образования в Российской Федерации и ее результаты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / МОДЕЛЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ / HIGHER EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / INDEPENDENT ASSESSMENT / TRAINING PROGRAM / MODEL / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раев Константин Валерьевич, Краснов Евгений Владимирович, Якимчук Ольга Николаевна, Тимошина Елена Николаевна

В статье с позиции требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» раскрыты цель, значимость и отличительные черты независимой оценки качества высшего образования. Выделена методология оценки, перечислены этапы ее проведения. Приводятся также новшества в проведении данной оценки. На основании полученных в его ходе результатов сформулированы рекомендации по организации независимой оценки качества высшего образования на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раев Константин Валерьевич, Краснов Евгений Владимирович, Якимчук Ольга Николаевна, Тимошина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW ASPECTS AND APPROACHES IN IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF INDEPENDENT ASSESSMENT OF QUALITY OF HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the purpose, importance and distinctive features of independent assessment of the quality of higher education from the standpoint of the requirements of the Federal law 273-FZ «On education in the Russian Federation» dated December 29, 2012; highlights the methodology of the independent assessment of the quality of higher education, and the stages of its implementation; presents the innovations in the independent assessment. Basing on the results of the experimental work, the authors give recommendations for making the independent assessment of the quality of higher education in future.

Текст научной работы на тему «Новые аспекты и подходы в реализации модели независимой оценки качества высшего образования в Российской Федерации и ее результаты»

УДК 378.1 DOI 10.26293/^^.2019.101.1.023

К. В. Раев1, Е. В. Краснов2, О. Н. Якимчук3, Е. Н. Тимошина3

НОВЫЕ АСПЕКТЫ И ПОДХОДЫ В РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1 Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство), г. Москва, Россия

2Государственный университет управления, г. Москва, Россия

3Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор),

г. Москва, Россия

Аннотация. В статье с позиции требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» раскрыты цель, значимость и отличительные черты независимой оценки качества высшего образования. Выделена методология оценки, перечислены этапы ее проведения. Приводятся также новшества в проведении данной оценки. На основании полученных в его ходе результатов сформулированы рекомендации по организации независимой оценки качества высшего образования на перспективу.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, независимая оценка, направление подготовки, модель, результаты.

Актуальность исследуемой проблемы. Постоянно усиливающееся давление на страну и экономическая ситуация в мире требуют от Российской Федерации реальных результатов в различных сферах деятельности, в том числе и в образовании. Рост экономики возможен при условии повышения производительности труда, разработки и внедрения новых инновационных технологий. В связи с этим требуется совершенствование системы высшего образования, обеспечение его направленности на достижение высокого качества

© Раев К. В., Краснов Е. В., Якимчук О. Н., Тимошина Е. Н., 2019

Раев Константин Валерьевич - заместитель директора Национального аккредитаци-онного агентства в сфере образования (Росаккредагентство), г. Москва, Россия; e-mail: [email protected]

Краснов Евгений Владимирович - кандидат экономических наук, доцент, начальник Управления академической политики и реализации образовательных программ Государственного университета управления, г. Москва, Россия; e-mail: [email protected]

Якимчук Ольга Николаевна - кандидат экономических наук, начальник Управления государственных услуг Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), г. Москва, Россия; e-mail: [email protected]

Тимошина Елена Николаевна - кандидат социологических наук, заместитель начальника Управления государственных услуг Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), г. Москва, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.03.2019

профессиональной подготовки обучающихся вузов, овладения ими компетенциями, соответствующими запросам рынка труда [6], [7].

Одним из важнейших условий развития системы образования является объективная, достоверная, публичная и понятная система мониторинга и оценки качества образования. Очевидно, что такая система предполагает наличие трех составляющих: оценки качества образования со стороны государства, самооценки образовательной организацией результатов своей деятельности, внешней независимой оценки качества профессиональной подготовки выпускников.

Независимая оценка качества высшего образования представляет собой процедуру сбора данных об образовательной деятельности образовательной организации высшего образования (далее - ОО ВО), качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ и представления информации о качестве образования участникам отношений в сфере образования [5].

Назначение, характеристики и механизмы независимой оценки качества высшего образования обозначены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 95) [3] и Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. [10].

С 2015 г. в вузах страны как составляющая промежуточной и итоговой аттестации осуществляется независимая оценка качества высшего образования (далее - НОКВО) [8], направленная на выявление уровня знаний обучающихся и установление степени объективности оценочных средств, анализ достаточности обеспечения вузами гарантии качества подготовки выпускников, оценку соответствия профессиональной компетентности педагогических кадров предъявляемым требованиям [9].

Таким образом, можно констатировать, что модель независимой оценки качества высшего образования в Российской Федерации разработана. Однако для того, чтобы такая модель была успешно реализована, необходим поиск новых аспектов и подходов в объективной оценке качества образовательных услуг и достижений обучающихся [4], [5].

Материал и методика исследований. Материалом для исследования послужили законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие направления и процедуры оценки качества высшего образования; научные труды, посвященные концептуальным подходам к оценке образовательных программ [1], анализу систем оценки качества высшего образования [2].

Применялись следующие методы исследования: эксперимент по реализации модели независимой оценки качества высшего образования, оценка образовательных результатов, самотестирование преподавателей.

Результаты исследований и их обсуждение. В период с 2015 г. по 2017 г. независимая оценка качества высшего образования проводилась в форме эксперимента. Его первый этап состоялся в январе 2015 г. (зимняя сессия 2014/2015 учебного года). В нем приняли участие 363 студента из 6 ОО ВО страны.

Второй этап эксперимента был осуществлен в июне того же года (летняя сессия 2014/2015 учебного года). В нем участвовали 1472 обучающихся из 29 ОО ВО.

В третьем этапе эксперимента по реализации модели НОКВО, который был проведен в 2016 г., приняли участие 4910 студентов из 101 ОО ВО России.

В четвертом этапе эксперимента (2017 г.) было организовано 331 оценочное мероприятие (экзамен), в которых участвовали 5570 студентов из 115 ОО ВО страны.

В 2018 г. в реализации модели НОКВО были задействованы 15700 обучающихся из 301 ОО ВО (включая филиалы) 79 субъектов Российской Федерации. Всего проведено 829 оценочных мероприятий.

Из 301 ОО ВО, принявших участие в реализации модели НОКВО в 2018 г., 68 участвовали и в НОКВО 2017 г.

Более 160 ОО ВО отказались в 2018 г. от участия в реализации данной модели. Это может свидетельствовать об их неготовности к таким процедурам и нежелании проводить объективную открытую оценку знаний своих студентов.

В качестве новшеств модели НОКВО 2018 г. стоит отметить следующие:

1. Расширение перечня дисциплин.

В 2018 г. ее реализация проводилась по 15 направлениям подготовки с охватом 68 дисциплин.

В соответствии с действующими регламентами ОО ВО могли использовать как подготовленные на федеральном уровне единые фонды оценочных средств (далее -ФОС), так и ФОС собственной разработки. Единственным требованием к применению собственных ФОС являлось наличие их положительной оценки Федеральным учебно-методическим объединением (далее - ФУМО) по соответствующим группам направлений подготовки (специальностей). Несмотря на право ОО ВО использовать собственные ФОС, именно материалы, разработанные на федеральном уровне, в основном и применялись ими в процессе тестирования.

2. Применение дистанционных образовательных технологий при оценке образовательных результатов.

В 2018 г. были масштабно использованы дистанционные образовательные технологии в части оценивания результатов обучения. При этом большинство студентов (66,05 %) прошли процедуру оценивания именно в онлайн-формате и по единым ФОС, размещенным на образовательной платформе организатора НОКВО в сети Интернет, доступ к которой (логин и пароль) предоставлялся участникам мероприятий (обучающимся, преподавателям) непосредственно перед самым началом экзамена. Тестирование в очной форме прошли 33,95 % обучающихся.

3. Замена анкетирования преподавателей на их самотестирование.

Такая мера повысила объективность оценки их знаний. Независимая оценка уровня профессиональных компетенций педагогических работников в преподаваемой ими предметной области в рамках модели НОКВО осуществлялась выборочно в виде самотестирования в компьютерной форме на электронном ресурсе http://nokvo.infoexp.ru. В нем приняли участие 375 педагогов из 158 вузов. Самотестирование преподавателей прошло по 39 дисциплинам.

В результате обработки его данных были получены средние оценки уровня знаний (профессионального мастерства) педагогических работников в разрезе каждой из дисциплин (табл. 1).

Таблица 1

Сводные данные по результатам самотестирования педагогов в разрезе дисциплин

№ Наименование дисциплины, по которой проведено Средний

п/п самотестирование педагогов балл

1. Агрохимия 5

2. Базы данных 5

3. Введение в профессию 5

4. Внутренние болезни 4

5. Земледелие 4

6. История социальной работы 5

7. Кормопроизводство 5

8. Медицинская биотехнология 5

9. Международные конфликты в XXI веке 5

10. Микробиология 5

11. Оборудование предприятий общественного питания 5

Продолжение таблицы 1

12. Объектно-ориентированное программирование 2

13. Операционные системы 4

14. Организация производства и обслуживания предприятий общественного питания 4

15. Основы биотехнологии переработки сельскохозяйственной продукции 5

16. Патологическая анатомия 5

17. Программирование и алгоритмизация 4

18. Производство продукции животноводства 5

19. Производство продукции растениеводства 4

20. Психология детей младшего школьного возраста 4

21. Психология подросткового возраста 5

22. Психология 5

23. Растениеводство 5

24. Сети и телекоммуникации 5

25. Современные международные отношения 1991-2018 гг. 5

26. Теория и история дипломатии 5

27. Теория международных отношений 5

28. Теория обучения и воспитания 5

29. Теория социальной работы 5

30. Территориальное планирование 4

31. Технология продукции общественного питания 5

32. Технология социальной работы 5

33. Технология хранения и переработки продукции животноводства 5

34. Технология хранения и переработки продукции растениеводства 4,5

35. Товароведение продовольственных товаров 5

36. Управление в социальной работе 5

37. Фармакология 5

38. Хирургические болезни 2

39. Экономические основы социальной работы 4

Во время мероприятий по реализации модели НОКВО в 2018 г. было организовано видеонаблюдение за проведением промежуточной и итоговой аттестации студентов. В рамках видеонаблюдения был использован сервис YouTube (https://www.youtube.com), что позволило осуществлять одновременно и в хорошем качестве до 30 прямых видеотрансляций.

Данная организация процесса дала возможность провести объективную оценку знаний обучающихся, исключив факторы предвзятости или, наоборот, необоснованного завышения отметок.

Реализация модели НОКВО была осуществлена в период с 10 сентября по 24 октября 2018 г. в рамках промежуточных и итоговых аттестаций, проведенных ОО ВО, направлена на оценку уровня освоения студентами компетенций, которые являются результатами обучения по дисциплинам (модулям), относящимся к базовой части основных образовательных программ высшего образования и являющимся обязательными для освоения вне зависимости от направленности (профиля) образовательной программы. Так как НОКВО проводилась во внесессионный период, основной формой проверки знаний как в очном, так и в дистанционном режиме было тестирование.

Наиболее активным в этом плане субъектом Российской Федерации оказался город федерального значения Москва: доля его образовательных организаций в общей структуре составляет 11,32 % (доли ОО ВО г. Санкт-Петербурга - 6,13 %, Республики Татарстан - 5,19 %).

По сравнению с 2017 г. средние оценки студентов в разрезе направлений подготовки изменились незначительно. Наибольшие отклонения в положительную сторону наблюдаются по направлениям подготовки 43.03.01 Сервис и 09.03.01 Информатика и вычисли-

тельная техника, в отрицательную - 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции и 44.03.01 Педагогическое образование (табл. 2).

Таблица 2

Результаты оценивания, сгруппированные по направлениям подготовки

Направление подготовки 2017 г. 2018 г. Отклонение

09.03.01 Информатика и вычислительная техника 3,59 4,19 +0,60

09.03.02 Информационные системы и технологии 3,99 3,73 -0,26

31.05.01 Лечебное дело 4,06 4,11 +0,05

35.03.04 Агрономия 4,17 4,02 -0,15

35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции 4,88 4,41 -0,47

38.03.01 Экономика 3,98 4,23 +0,25

41.03.05 Международные отношения 4,14 3,83 -0,31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43.03.01 Сервис 3,79 4,63 +0,84

44.03.01 Педагогическое образование 4,19 3,75 -0,44

44.03.02 Психолого-педагогическое образование 4,07 4,09 +0,02

Средний уровень освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ высшего образования (их части) по всем ОО ВО немного снизился: с 4,28 баллов (в 2017 г.) до 4,06 балла.

В целом большинство (56 %) образовательных организаций продемонстрировало высокий уровень знаний студентов, которые получили от 4 до 5 баллов. На ОО ВО, чьи обучающиеся имели в среднем менее 3 баллов, приходится 4 % от общего числа принявших участие в оценивании.

В 2018 г. около 60 % участников, обучающихся по направлениям подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (бакалавр), 31.05.01 Лечебное дело и 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, проходили независимую оценку знаний.

Сравнительная таблица (табл. 3) результатов НОКВО за 2015-2018 гг. свидетельствует о положительной тенденции количества участвующих и высокой заинтересованности как самих ОО ВО, так и их студентов в получении независимой оценки результатов образовательного процесса.

Таблица 3

Сравнительная таблица результатов НОКВО с 2015 г. по 2018 г. по объективной оценке знаний обучающихся

Срок проведения НОКВО Количество ОО ВО Количество студентов Средний балл Уровень объективности

Январь 2015 г. 6 350 4,03 89 %

Июнь 2015 г. 29 1 500 4,16 98,30 %

Июнь 2016 г. 101 5 000 4,13 89 %

Июнь 2017 г. 115 5 600 4,28 93,85 %

Сентябрь-октябрь 2018 г. 301 15 700 4,06 96 %

Резюме. С учетом проведенных в пяти федеральных округах обсуждений в рамках семинаров по итогам реализации модели НОКВО в 2018 г. были сформулированы рекомендации по проведению независимой оценки качества высшего образования в 2019 г., затрагивающие следующие направления:

- комплексное формирование подходов к разработке и самому процессу разработки ФОС;

- развитие и совершенствование процедуры проведения дистанционного оценивания знаний;

- более эффективное и всестороннее использование результатов НОКВО;

- формирование единого информационного пространства НОКВО и создание ее единой электронной площадки.

В целом реализация модели НОКВО продемонстрировала ее актуальность, эффективность и возможность внедрения в дальнейшем в систему аккредитации высших учебных заведений и уровней качества образовательных программ.

В перспективе планируется развитие как самой модели НОКВО, так и ее использования: расширение географии участников, совершенствование разработки (и применения) универсальных оценочных средств для оценивания обучающихся, а также подходов к методике оценивания педагогических работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотов В. А., Мотова Г. Н., Наводнов В. Г., Рыжакова О. Е. О новом концептуальном подходе к выбору лучших образовательных программ // Высшее образование в России. - 2016. - № 1(206). - С. 5-16.

2. Маслова Л. Д. О системах оценки качества высшего образования [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. - 2012. - № 3(3). - С. 64-69. - Режим доступа : https://research-journal.org/pedagogy/o-sistemax-ocenki-kachestva-vysshego-ob/.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant/document/cons_doc_LAW_140174/.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant/document/cons_doc_LAW_162182/.

5. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/docs/documents/3172.

6. Рае в К. В. Инструментарий и результаты апробации поликомпонентной модели независимой оценки качества высшего образования // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2018. - № 5. - С. 181-188.

7. Раев К. В., Якимчук О. Н., Тимошина Е. Н. Первые шаги реализации модели независимой оценки качества высшего образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2018. - № 2(98). - С. 263-274.

8. Рособрнадзор провел эксперимент по независимой оценке знаний студентов [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. - Режим доступа : http:// www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php7id_46513.

9. Рубан И. А. Независимая оценка качества высшего образования в контексте оценки результатов обучения и деятельности преподавателей // Методист. - 2017. - № 6. - С. 27-28.

10. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/71044750/.

UDC 378.1 DOI 10.26293/chgpu.2019.101.1.023

K. V. Raev1, E. V. Krasnov2, O. N. Yakimchuk3, E. N. Timoshina3

NEW ASPECTS AND APPROACHES IN IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF INDEPENDENT ASSESSMENT OF QUALITY OF HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

1National Accreditation Agency (Rosakredagentstvo), Moscow, Russia 2State University of Management, Moscow, Russia 3Federal Service for Supervision of Education and Science (Rosobrnadzor), Moscow, Russia

Abstract. The article reveals the purpose, importance and distinctive features of independent assessment of the quality of higher education from the standpoint of the requirements of the Federal law 273-FZ «On education in the Russian Federation» dated December 29, 2012; highlights the methodology of the independent assessment of the quality of higher education, and the stages of its implementation; presents the innovations in the independent assessment. Basing on the results of the experimental work, the authors give recommendations for making the independent assessment of the quality of higher education in future.

Keywords: higher education, quality of education, independent assessment, training program, model, results.

REFERENCES

1. Bolotov V. A., Motova G. N., Navodnov V. G., Ryzhakova O. E. O novom konceptual'nom podhode k vy-boru luchshih obrazovatel'nyh programm // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 1(206). - S. 5-16.

2. Maslova L. D. O sistemah ocenki kachestva vysshego obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Mezhduna-rodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2012. - № 3(3). - S. 64-69. - Rezhim dostupa : https://research-journal.org/pedagogy/o-sistemax-ocenki-kachestva-vysshego-ob/.

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.consultant/document/cons_doc_LAW_140174/.

4. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 go-dy: postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 goda № 295 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.consultant/document/cons_doc_LAW_162182/.

© Raev K. V., Krasnov E. V., Yakimchuk O. N., Timoshina E. N., 2019

Raev, Konstantin Valeryevich - Deputy Director of the National Accreditation Agency (Rosakredagentstvo), Moscow, Russia; e-mail: [email protected]

Krasnov, Evgeny Vladimirovich - Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Academic Policy and Implementation of Educational Programs of State University of Management, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]

Yakimchuk, Olga Nikolaevna - Candidate of Economics, Head of the Department of Public Services of the Federal Service for Supervision of Education and Science (Rosobrnadzor), Moscow, Russia; e-mail: [email protected]

Timoshina, Elena Nikolaevna - Candidate of Sociology, Deputy Head of the Department of Public Services of the Federal Service for Supervision of Education and Science (Rosobrnadzor), Moscow, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on March 06, 2019

5. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/docs/documents/3172.

6. Raev K. V. Instrumentai!) i rezul'taty aprobacii polikomponentnoj modeli nezavisimoj ocenki kachestva vysshego obrazovaniya // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). - 2018. - № 5. - S. 181-188.

7. Raev K. V., Yakimchuk O. N., Timoshina E. N. Pervye shagi realizacii modeli nezavisimoj ocenki kachestva vysshego obrazovaniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2018. - № 2(98). - S. 263-274.

8. Rosobrnadzor provel eksperiment po nezavisimoj ocenke znanij studentov [Elektronnyj resurs] // Fede-ral'naya sluzhba po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki. - Rezhim dostupa : http:// www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php7id_46513.

9. Ruban I. A. Nezavisimaya ocenka kachestva vysshego obrazovaniya v kontekste ocenki rezul'tatov obu-cheniya i deyatel'nosti prepodavatelej // Metodist. - 2017. - № 6. - S. 27-28.

10. Federal'naya celevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gg., utverzhdennaya postanovle-niem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 maya 2015 goda № 497 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru/71044750/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.