УДК 37.014.3
О.А. НИКИШИНА, старший преподаватель, заместитель директора центра менеджмента качества образования, НГПУ им. К.Минина, e-mail: [email protected]
НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
O.A. Nikishina
NORMATIVE BASIS FOR INDEPENDENT ASSESMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION
В статье рассматриваются нормативные основы проведения независимой оценки качества образования как одного из механизмов повышения конкурентоспособности образовательных организаций, их ориентированности на потребителя образовательных услуг. Ключевые слова: качество образования, независимая оценка качества образования, нормативные основы независимой оценки качества образования
In article standard basics of carrying out an independent assessment of quality of education as one of mechanisms of increase of competitiveness of the educational organizations, their focus on the consumer of educational services are covered.
Keywords: quality of education, independent assessment of quality of education, standard bases of an independent assessment of quality of education.
Современная образовательная политика во многом ориентирована на усиление роли гражданского общества в процессах развития образовательных институтов. В настоящее время можно проследить очевидные процессы создания организационных и нормативных условий участия всех заинтересованных сторон в процедурах разработки и реализации стратегий развития и оценки качества деятельности образовательной организации. Одним из интенсивно формирующихся механизмов такого участия является независимая оценка качества работы образовательных организаций. Это достаточно традиционное в странах Европы, но новое у нас направление оценки деятельности, ориентированное на выявление и учет мнения потребителей образовательной услуги.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» расширен перечень негосударственных механизмов, направленных на повышение качества образования. Кроме общественной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации предусматривается возможность проведения независимой оценки качества образования [3, ст. 95].
В указанном Федеральном законе определения понятия «независимая оценка качества образования» не дается, в методических рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации она считается оценочной процедурой, осуществляемой в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физических и (или) юридических лиц, в том числе самой образовательной организации, а также учредителя, общественных объединений и других заинтересованных лиц [1].
Проведение независимой оценки качества образования должно повышать конкурентоспособность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ как на российском, так и на международном рынке. Кроме того, важна она и для учредителя в части составления рейтингов образовательных организаций для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ [3].
Ключевая идея создания системы независимой оценки качества образования -посмотреть на предоставляемую услугу глазами потребителя.
Объектом независимой оценки могут быть образовательные программы, реализуемые образовательными организациями, условия реализации образовательного процесса, результаты освоения обучающимися образовательных программ. К тому же методическими рекомендациями выделяется еще один объект оценки - деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего финансирования и развития образования.
Независимость и объективность оценки качества образования достигается тем, что она проводится внешними организациями по отношению к организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
Независимая оценка качества может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), иных оценочных процедур, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не устанавливает требований в отношении лиц, проводящих независимую оценку качества образования [3, ч. 2 ст. 95]. К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть привлечены любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Очевидно, что привлекаемые к оценке качества образования организации, а также отдельные физические лица должны быть экспертами, специализирующимися на вопросах оценки качества образования. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций устанавливают в качестве экспертов организации, имеющих опыт в данной деятельности и использующих валидный инструментарий для проведения оценочных процедур:
- некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
- коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
- региональные центры оценки качества образования;
- отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования.
Возможно привлечение нескольких исполнителей под разные технические задачи: разработка методики оценочных процедур, проведение оценки, создание базы данных, статистико-математическая обработка результатов, анализ результатов оценочных процедур; подготовка материалов к публикации и публикация [ 1].
Государство не устанавливает требований непосредственно к процессу независимой оценки качества образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что такие вопросы, как условия, формы, методы проведения независимой оценки качества образования, определяются организацией, осуществляющей оценку качества образования [3, ч. 3 ст. 95]. Также данные организации самостоятельно устанавливают и объекты независимой оценки качества образования (виды образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуемые образовательные программы).
Проведение независимой оценки качества образования по своему содержанию представляет услугу, которую оказывают организации, осуществляющие оценку качества.
Соответственно, такая оценка может проводиться и на платной основе. Порядок оплаты также устанавливает организация, осуществляющая оценку качества.
В рамках института независимой оценки качества образования законодателем рассматривается и деятельность по составлению различных рейтингов в области образования. В частности, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» как независимая оценка качества образования квалифицируются международные сопоставительные исследования в сфере образования [3, ч. 5 ст. 95].
Однако для обеспечения качества и достоверности осуществляемых в субъектах РФ рейтингах необходимо соблюдение следующих рекомендаций:
1. Информация об осуществляемых в субъекте РФ процедурах независимой оценки качества образования должна быть размещена в открытом доступе и содержать:
- описание методов и индикаторов, используемых при построении рейтинга образовательных организаций;
- сведения о баллах и весах для каждого отдельного индикатора, используемые для расчета итогового/комплексного индикатора;
- анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов;
2. При формировании системы рейтингов необходимо учитывать специфику характеристик и факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся);
3. Все информационные источники, используемые для осуществления рейтинга, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и (или) проверки представляемых данных (отчетные данные ведомственной статистики, базы данных, результаты внешних оценочных процедур, мнения школьников, учителей и родителей и т.п.);
4. Результаты рейтинга должны быть направлены на удовлетворение запросов целевой аудитории (участников получения, предоставления образовательной услуги, заинтересованных организаций, ведомств) и представлены в открытом доступе в сети Интернет;
5. Рейтинг, представленный в открытом доступе, должен содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в рейтинг, могут получить разъяснения о применяемой методологии, направить свои комментарии.
Полная и объективная оценка качества образования невозможна без получения информации, позволяющей дать характеристику организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или реализуемым ими программам. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» при осуществлении независимой оценки качества образования предусматривается использование общедоступной информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.
Согласно принципам информационной открытости в соответствии с действующим законодательством все образовательные учреждения обязаны представлять на своем сайте данные о своей деятельности и обеспечивать доступ к таким ресурсам посредством их размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» [3, ст. 29]. На законодательном уровне устанавливаются информация и документы, доступ к которым должен быть обеспечен образовательной организацией, то есть определяется информация, относимая к общедоступной в силу закона, и предусматривается возможность размещения в публичном доступе иной информации по решению самой образовательной организации.
Данная норма расширяет возможности для формирования различных инструментов независимой оценки качества образования. В этой связи органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, могут осуществлять мониторинг информационной открытости образовательных учреждений или
рекомендовать его проведение негосударственным организациям с целью стимулирования через публикацию его результатов выполнения соответствующей нормы федерального закона.
Организации, осуществляющие оценочные процедуры, используют открытые данные, публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций (при согласовании с образовательной организацией) для построения рейтингов (рэнкингов) по различным основаниям, в интересах различных групп потребителей образовательных услуг.
Общедоступной в силу закона относится следующая информация:
- о дате создания образовательной организации, об ее учредителе(ях), о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
- о структуре и об органах управления образовательной организацией, а именно наименование структурных подразделений (органов управления) с указанием фамилии, имена, отчества и должности их руководителей, мест нахождения, адресов официальных сайтов в сети «Интернет» (при наличии), адресов электронной почты, сведений о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений (при их наличии);
- об уровне образования;
- о формах обучения;
- о нормативном сроке обучения;
- о сроке действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации);
- об описании образовательной программы с приложением ее копии;
- об учебном плане с приложением его копии;
- об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии);
- о календарном учебном графике с приложением его копии;
- о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса;
- о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
- о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
- о языках, на которых осуществляется образование (обучение);
- о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах с приложением их копий (при наличии);
- о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии), в том числе: фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, его заместителей, должность руководителя, его заместителей; контактные телефоны, адреса электронной почты;
- о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, в том числе: фамилия, имя, отчество (при наличии) работника, занимаемая должность (должности), преподаваемые дисциплины, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии), наименование направления подготовки и (или) специальности, данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии), общий стаж работы, стаж работы по специальности;
- о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся;
- о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);
- о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;
- о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;
- об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
- о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;
- о трудоустройстве выпускников;
Кроме того, образовательные организации обязаны размещать копии следующих документов:
- устава образовательной организации;
- лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
- свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
- плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством РФ порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;
- локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения (в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся);
- внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка и коллективного договора;
На официальном сайте образовательной организации также должны быть размещены:
- отчет о результатах самообследования;
- документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
- предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний;
Дополнительно к вышеизложенной информации образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, указывают наименование образовательной программы, а образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы, для каждой образовательной программы указывают.
- уровень образования;
- код и наименование профессии, специальности, направления подготовки;
- информацию о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования);
- информацию о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления.
На образовательные организации возлагается обязанность актуализировать, то есть обновлять, указанную выше информацию, находящуюся в открытом доступе в течение десяти рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 343 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации» [5].
Технологические и программные средства, которые используются для функционирования официальных сайтов образовательных учреждений в сети Интернет, должны обеспечивать:
- доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы;
- защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении нее;
- возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление;
- защиту от копирования авторских материалов.
Размещенные в открытом доступе данные о деятельности образовательных организаций могут использоваться в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования участия самой организации в данных процедурах.
Организации и отдельные эксперты осуществляют свою деятельность в соответствии со сформированным заказом на проведение независимой оценки качества образования.
Независимая оценка качества проводится по инициативе юридических и физических лиц [3, ч. 4 ст. 95], общественных советов, общественных объединений, региональных общественных палат. Не исключается возможность проведения независимой оценки качества образования по инициативе самой организации, осуществляющей оценку качества, а также на основании обращения граждан или организаций. Учредитель образовательной организации имеет право обратиться к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, для включения подведомственной организации в соответствующие программы оценочных процедур, при этом должно учитываться согласие на участие в соответствующей программе со стороны органа государственно-общественного управления данной организации.
Независимая оценка качества образования может быть проведена, в том числе, и по заказу самой организации, осуществляющей образовательную деятельность. В таком случае независимая оценка качества образования будет представлять собой внешний аудит, цель проведения которого заключается в получении объективного заключения с целью улучшения образовательного процесса и повышения конкурентоспособности организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Методические рекомендации раскрывают перечень лиц, имеющих право выступать в качестве заказчиков процедур, однако ограничивает их в полномочиях. Так, например, родители обучающихся или обучающиеся старших классов обращаются в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки, с целью определения уровня результатов освоения образовательных программ обучающегося и получения рекомендаций по формированию или изменению его индивидуального учебного плана, перспективам получения им профессионального образования. Педагогический работник таким образом проводит оценку качества собственной профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории. Данные категории лиц, следовательно, получают лишь оценку своей деятельности в рамках образовательной организации (уровень освоения образовательных программ, оценка качества собственной профессиональной деятельности) [ 1].
Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.
Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.). В качестве основы для разработки измерительных материалов используются:
- требования соответствующих ФГОС к результатам освоения образовательных программ;
- измерительные материалы международных сопоставительных исследований результатов образования;
- требования заказчика.
Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования:
- формируют перечень показателей деятельности образовательных организаций, предлагаемых для оценки, предложения по периодичности, механизмам получения информации;
- разрабатывают порядок проведения оценочных процедур, контрольно-измерительные инструменты, методики и другие инструменты, с помощью которых организуется работа по проведению независимой оценки качества образования;
- анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем;
- разрабатывают методологию и проводят рейтингование образовательных организаций, другие оценочные процедуры;
- проводят по заказу образовательных организаций экспертизу качества образования -систематический, независимый и документированный процесс, экспертная оценка качества работы образовательной организации, ее подразделения, реализуемых ею отдельных образовательных программ на основе представленных материалов и установление соответствия объекта исследования определенным и согласованным критериям оценки;
- участвуют в работе общественных советов для обсуждения общей стратегии развития независимой оценки качества в регионе, результатов оценочных процедур;
- участвуют в разработке или разрабатывают электронную среду для организации оценочных процедур с использованием независимой оценки качества образования с целью повышения эффективности и прозрачности этих процедур;
- участвуют (по согласованию) в процедурах государственной аккредитации образовательной деятельности;
- готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур.
Особое внимание необходимо уделять обеспечению соответствия качества используемых инструментов оценки современным требованиям, учитывая при разработке критериев разнообразие и разнонаправленность образовательных программ, реализуемых образовательными организациями.
Результаты независимой оценки качества образования могут быть использованы государством при разработке различных программ в сфере образования, при формировании политики в данной сфере. Но они не рассматриваются законодателем как юридический факт, порождающий какие-либо отношения между государством и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, или между государством и организациями, осуществляющими оценку качества образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность [3, ч. 6 ст. 95]. Такой подход к определению роли независимой оценки качества образования является оправданным. Если лицензирование образовательной деятельности направлено на определение субъектов, имеющих право осуществлять образовательную деятельность, а государственная аккредитации образовательной деятельности помогает выяснить, как организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут обеспечить реализацию федеральных государственных стандартов, то независимая оценка качества образования ориентирована в первую очередь на, условно говоря, потребителя тех услуг, которые предоставляются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Если сведения об общественной аккредитации, профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ могут быть представлены организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении государственной аккредитации и данные сведения подлежат рассмотрению, то в отношении результатов независимой оценки качества образования такая оговорка не предусмотрена.
В соответствии с распоряжением правительства Нижегородской области «О формировании в Нижегородской области независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» при министерстве образования Нижегородской области был создан общественный совет по оценке качества работы образовательных организаций, подведомственных министерству образования Нижегородской области, который является постоянно действующим совещательным органом при министерстве, сформированным на добровольной основе из числа представителей общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации и иных экспертов [2, 4]. Состав совета утверждается приказом министерства.
Деятельность общественных советов регламентирована методическими рекомендациями. Общественные советы:
- определяют стратегию проведения независимой оценки качества образования в субъекте РФ, муниципальном образовании;
- готовят предложения в открытый перечень организаций, индивидуальных предпринимателей, которые могут проводить независимую оценку качества образования в регионе, а также рекомендуют широкой общественности кандидатов в список физических лиц-экспертов регионального уровня;
- проводят общественные обсуждения критериев планируемых оценочных процедур, итогов независимой оценки качества образования при участии экспертных организаций и отдельных экспертов, готовят предложения по улучшению качества услуг, предоставляемых образовательными организациями;
- оказывают содействие деятельности рейтинговых агентств, организаций и отдельных экспертов, осуществляющих оценочные процедуры, социологические исследования при реализации процедур независимой оценки качества образования;
- координируют деятельность по организации общественной экспертизы предлагаемых и реализуемых методик независимой оценки качества образования.
Общественный совет по оценке качества работы образовательных организаций, подведомственных министерству образования Нижегородской области, создан в целях:
- повышения качества работы государственных образовательных организаций, в отношении которых министерство осуществляет функции и полномочия учредителя;
- повышения открытости и доступности информации о деятельности министерства и государственных организаций, оказывающих образовательные услуги;
- обеспечения взаимодействия министерства с общественными организациями, иными некоммерческими организациями, экспертами по вопросам повышения качества работы государственных образовательных организаций.
Общественный совет:
- определяет стратегию проведения независимой оценки качества образования в образовательных организациях, подведомственных министерству образования Нижегородской области;
- готовит предложения в открытый перечень организаций, индивидуальных предпринимателей, которые могут проводить независимую оценку качества образования в Нижегородской области, а также рекомендуют кандидатов в состав общественного совета;
- проводит общественное обсуждение критериев планируемых оценочных процедур, итогов независимой оценки качества образования при участии экспертных организаций и отдельных экспертов, готовит предложения по улучшению качества услуг, предоставляемых образовательными организациями, подведомственными министерству образования Нижегородской области;
- оказывает содействие деятельности рейтинговых агентств, организаций и отдельных экспертов, осуществляющих оценочные процедуры, социологические исследования по реализации процедур независимой оценки качества образования;
- координирует деятельность по организации общественной экспертизы предлагаемых и реализуемых методик независимой оценки качества образования.
Основными задачами общественного совета являются:
- формирование перечня организаций, оказывающих образовательные услуги, для проведения оценки качества их работы на основе изучения результатов общественного мнения;
- выработка предложений по критериям эффективности работы организаций, оказывающих образовательные услуги, которые характеризуют:
- открытость и доступность информации об организации, оказывающей образовательные услуги;
- комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- профессиональную и личностную компетентность работников организации, оказывающей образовательные услуги;
- долю получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания в организации;
- организация работы по выявлению, обобщению и анализу общественного мнения и рейтингов о качестве работы организаций, оказывающих образовательные услуги, в том числе сформированных общественными организациями, профессиональными сообществами и иными экспертами;
- иные задачи, определяемые министерством образования Нижегородской области.
Общественный совет имеет право направлять в министерство образования Нижегородской области:
- информацию о результатах оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
- предложения по организации оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, а также об улучшении качества их работы и доступа к информации, необходимой для лиц, обратившихся за предоставлением услуг.
Он наделен правом запрашивать в установленном порядке у министерства информацию, необходимую для работы общественного совета, а также осуществлять иные полномочия, определенные министерством.
Рассмотрев нормативное обеспечение проведения независимой оценки качества образования, можно сделать следующие выводы:
1. Введение независимой оценки качества отражает объективную реальность, оно своевременно и необходимо как для мониторинга качества предоставляемых образовательной организацией услуг, так и для принятия управленческих решений по реформированию системы образования в целом, ориентирование ее на потребителя;
2. Развитие независимой оценки качества образования во многом предопределяется инициативностью самих организаций, осуществляющих образовательный процесс, их заинтересованностью в повышении качества образования;
3. На всех уровнях приняты нормативно-правовые акты, регулирующие данный процесс, таким образом можно говорить о сложившейся иерархической системе, отражающей особенности регионов, однако не противоречащей общей концепции развития системы образования;
4. Несмотря на то что в соответствии с законодательством РФ условия, формы и методы проведения оценки определяет организация, проводящая оценку качества, свобода действия экспертов ограничивается полномочиями совещательного органа при региональном министерстве - общественного совета, который определяет стратегию, проводит отбор организаций или физических лиц - экспертов независимой оценки, проводит общественное обсуждение планируемых оценочных процедур, а также координирует деятельность по организации общественной экспертизы.
5. Складывающаяся система независимой оценки качества образовательных организаций и реализуемых ими программ позволяет обеспечивать открытость и независимость данной процедуры и системы образования в целом, а также учет мнения всех субъектов образовательного процесса в оценке качества образования
6. Необходимо обеспечить максимальное включение представителей органов государственно-общественного управления (советы образовательного учреждения, управляющие советы, наблюдательные советы) в развитие региональной инфраструктуры независимой системы оценки качества образования, а также в совершенствование подходов к формированию содержания и форматов представления и обсуждения публичных докладов, используемых при оценке условий и результатов реализации образовательных программ соответствующего уровня.
ЛИТЕРАТУРА
1. О методических рекомендациях по внедрению НСОКО (вместе с Методическими рекомендациями по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций) [Электронный ресурс] : Письмо Минобрнауки России № АП-1994/02 от 14.10.2013 // «Вестник образования - 2013. - нояб. (№ 21). - Сведения доступны также в информ.-правовой системе «Консультант-плюс» .
2. О формировании в Нижегородской области независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги [Электронный ресурс] : расп. Правительства Нижегородской области № 1844-р от 10.09.2013. - Режим доступа : //кйр://§оуегпшеп1;-ппоу.т/?1ё=134023. - [Загл. с экрана].
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 273 -ФЗ от 29.12.2012 // «Собр. законодательства РФ. - 2012. - 31 дек. (№ 53 (ч. 1)). - С. 7598. -Сведения доступны также в информ.-правовой системе «Консультант-плюс».
4. Об общественном совете по оценке качества работы образовательных организаций, подведомственных министерству образования Нижегородской области [Электронный ресурс] : приказ министерства образования Нижегородской области № 2321 от 29.10.2013. -Режим доступа : //Ы*р://штоЬг.§оуегпшеп1;-ппоу.т>?1ё=31455. - [Загл. с экрана].
5. Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ № 343 от 18.04.2012 // «Собрание законодательства РФ - 2013. - 22 июля. (№29). - С. 3964. -Сведения доступны также в информ.-правовой системе «Консультант-плюс».
© Никишина О.А., 2014