Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания, № 3, 2015
УДК 378.2
Профессор А.И. Хорев
(Воронеж, гос. ун-т инж. технол.) кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, тел. (473)255-37-82 Магистр Н.А. Шипилова
(Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Воронежский филиал) тел. (473) 212-75-39 E-mail: [email protected]
Professor А.I. Horev
(The Voronezh state university engineering technologies) chair of the economic safety and financial monitoring, tel. (473)255-37-82 Master N.A. Shipilova
(Russian Academy of National Economy and Public Administration the President of the Russian Federation. Voronezh Branch) tel. (473) 212-75-39 E-mail: [email protected]
Независимая оценка качества образования
Independent evaluation of education quality
Реферат. Независимая оценка качества образования является одним из направлений контроля качества за образованием наряду с государственным контролем. Первое упоминание о ней как об одном из механизмов общественного контроля качества образования появилось в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Независимой оценке качества образования посвящена статья 95 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 22.04.2013 № 412 подготовлен план мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы. Целью независимой оценки качества образования является определение соответствия предоставляемого образования потребностям физических и юридических лиц, оказание потребителям образовательных услуг содействия в выборе образовательной организации и образовательной программы, а также повышение конкурентоспособности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций проводится общественными советами не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года. План работы Общественного совета при департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области на 2015 год утвержден 21 января 2015 года.
Summary. An independent evaluation of the quality of education is one of the areas of quality control of education along with state control, the first mention of which, as one of the mechanisms of public control the quality of education appeared in the Decree of the President of the Russian
© Хорев А.И., Шипилова H.A., 2015
87
Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания, № 3, 2015
Federation dated May 7, 2012 № 597 «On measures for realization of the state social policy «. Independent evaluation of the quality of education is devoted to Article 95 of the Federal Law of 29.12.2012 № 273 «On Education in the Russian Federation» Order of the Department of Education, Science and Youth Policy of the Voronezh region of 22.04.2013 № 412 prepared an action plan for the formation of an independent system of evaluating the performance of state (municipal) institutions providing social services for 2013-2015. The objectives of an independent evaluation of the quality of education is to determine the appropriateness of the education needs of individuals and legal entities, providing consumers with educational support services in the selection of the educational organization and the formational programs, as well as improving the competitiveness of educational institutions and they implement educational programs on domestic and inter-national markets. An independent evaluation of the quality of educational activities of the Organization organizes social councils and conducted no more frequently than once a year and not less than once every three years. The work plan of the Public Council under the Depart-partment of Education, Science and Youth Policy of the Voronezh region in 2015 was approved January 21, 2015.
Ключевые слова: независимая оценка качества образования, закон об образовании, образовательные организации, образовательные программы, оценка качества подготовки обучающихся.
Keywords: independent evaluation of the quality of education, the Education Act, educational organizations, educational programs, the assessment of quality of training of students.
Независимая оценка качества образования является одним из направлений контроля качества за образованием наряду с государственным контролем, реализуемым контрольными и надзорными органами, общественной и профессионально-общественной аккредитацией.
Первое упоминание о независимой оценке качества образования как одном из механизмов общественного контроля качества образования появилось в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к» пункта 1), где Правительству Российской Федерации было поручено совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 года обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности [3].
С целью реализации указанного направления деятельности на законодательном уровне было введено понятие «независимая оценка качества образования», которое нашло свое отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].
Независимой оценке качества образования посвящена отдельная статья 95 вышеназванного закона, где определяется, что независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, ведущих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.
Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 22.04.2013 № 412 подготовлен план мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы [4].
Цель независимой оценки качества образования - определение соответствия предоставляемого образования потребностям физических и юридических лиц, оказание потребителям образовательных услуг содействия в выборе образовательной организации и образовательной программы, а также повышение
88
Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания, № 3, 2015
конкурентоспособности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.
В 2014 году были внесены изменения в статью 95 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) [2], которые конкретизировали направления независимой оценки качества образования. В новой редакции статьи 95 определены общие критерии независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти:
- открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
- удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.
Независимая оценка качества образования включает оценку качества подготовки обучающихся и оценку качества образовательной деятельности организаций. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы (ее частей).
Согласно действующему законодательству независимую оценку качества подготовки обучающихся могут проводить организации (юридические лица), которые вправе самостоятельно устанавливать виды образования, группы обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся. Помимо этого независимая оценка может осуществляться в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.
Основным источником информации является общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах, прежде всего, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций.
Помимо оценки качества учебных достижений должна проводиться и независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, предоставляющая участникам отношений в сфере образования информацию об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.
На законодательном уровне определено, что и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования с участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций и утверждают положение о них. Такое же право дано и органам местного самоуправления.
Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций проводится общественными советами не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года. План работы Общественного совета при департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области на 2015 год утвержден 21 января 2015 года [5].
В соответствии с нормами действующего законодательства общественные советы должны:
- самостоятельно определять перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых будет проводиться независимая оценка;
Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания, № 3, 2015
- формировать предложения для разработки технического задания для организации, которая будет осуществлять сбор, обобщение, анализ информации о качестве образовательной деятельности организаций (организация-оператор);
- принимать участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг и проектов государственного (муниципального) контрактов с организацией-оператором;
- проводить независимую оценку качества образовательной деятельности организаций с учетом информации, представленной оператором;
- представлять в органы исполнительной власти (федеральные, субъектов Российской Федерации) и органы местного самоуправления результаты независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, а также предложения об улучшении деятельности организаций.
Помимо этого общественным советам дано право устанавливать дополнительные критерии оценки качества образовательной деятельности организаций.
Законом установлены также и требования к формированию общественных советов:
- должна быть исключена возможность возникновения конфликта интересов;
- состав указанного общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций;
- число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек;
- члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.
Так как независимая оценка направлена на потребителя образовательных услуг, информация о деятельности общественного совета в обязательном порядке должна размещаться органами государственной власти, органами местного самоуправления на своих официальных сайтах в сети Интернет, а также должна быть обеспечена техническая возможность выражения гражданами мнений о качестве образовательной деятельности организаций.
Таким образом, независимая оценка качества образования - это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.
Данная оценка должна соответствовать потребностям:
- физических лиц - потребителей образовательных услуг (в том числе родителей несовершеннолетних, обучающихся) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
- юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
- учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов, других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.
Ключевыми моментами независимой системы оценки качества работы организаций являются:
- обеспечение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления организацией социальных услуг, в том числе в электронной форме;
- формирование результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности.
Роль независимой оценки качества образования значительна, на основании проведенной оценки могут быть подготовлены:
- управленческие решения на уровне региона, муниципального образования, образовательного учреждения;
90
Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания, № 3, 2015
- рекомендации для органов управления в сфере образования, для образовательных организаций, для участников образовательного процесса (для родителей, обучающихся, педагогических работников организации).
Независимая оценка позволяет:
- определить узкие места деятельности педагогического коллектива;
- организовать работу по повышению конкурентоспособности учреждения;
- провести независимую оценку деятельности конкретного педагога.
В сфере российского образования опыт проведения независимой оценки качества образования деятельности организаций только начал формироваться.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : принят ГД ФС РФ 29.12.2012.
2. Федеральный закон от 21.07.2014 № 256 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Текст] : вступил в силу 07.05.2012.
4. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 22.04.2013 № 412 «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы».
5. План работы Общественного совета при департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области на 2015 год [Текст] : утвержден председателем Общественного совета В.В. Подколзиным 21 января 2015 года.
6. Самойлов, П.В. Российский и зарубежный опыт проведения экспертизы качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения [Текст] / П.В. Самойлов / / Экономика. Инновации. Управление качеством. - 2014. -№ 4 (9). - С. 126.
1. Federal Law of 29.12.2012 № 273 «On Education in the Russian Federation» [Text] : adopted the State Duma 29.12.2012.
2. Federal Law of 21.07.2014 № 256 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on an independent assessment of the quality of service delivery organizations in the sphere of culture, social services, health and education».
3. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2012 № 597 «On measures for realization of the state social policy» [Text] : entered into force on 07.05.2012.
4. Order of the Department of Education, Science and Youth Policy of the Voronezh region of 22.04.2013 № 412 «On approval of the action plan for the formation of indepen-volatile-assess the quality of the state (municipal) institutions providing social services for 2013-2015».
5. Work Plan of the Public Council under the Department of Education, Science and Youth Policy of the Voronezh region in 2015 [Text] : approved by the Chairman of the Public Council V.V. Podkolzin January 21, 2015.
6. Samoylov, P.V. Russian and foreign experience in the examination of the quality of training of students and graduates of educational institutions [Text] / P.V. Samoilov // Economy. Innovation. Quality control. - 2014.- № 4 (9). - P. 126.
ЛИТЕРАТУРА
REFERENCES
91