Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 5, с. 169-175
169
УДК 37+34
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ © 2017 г. Л.В. Христофорова, 1 Е.А. Краснова1
1 Оренбургский институт путей сообщения, Оренбург 2Самарский государственный университет путей сообщения, Самара
Пкступила в редакцию 22.08.2017
Рассматриваются правовые аспекты построения российской системы качества образования. Цель настоящей работы - описать имеющиеся механизмы контроля качества: государственные, общественные, внутривузовские; определить их сильные и слабые стороны, а также сравнить российскую систему контроля качества с зарубежными. Основные выводы: российская система контроля качества находится в состоянии формирования. Многие показатели, на основании которых строится оценка, определены недостаточно четко и прозрачно, что создает дополнительные трудности как для органов контроля, так и для образовательных организаций. Необходимо повышение открытости системы контроля качества образования, в том числе путем четкого правового регулирования ее процессов.
Ключевые слква: система качества образования, государственный контроль, государственная аккредитация, общественная аккредитация, профессиональная оценка, образовательный стандарт.
Образование - ключевой элемент, определяющий качество жизни общества. Наука и технологии влияют на степень экономической жизнеспособности государств в мировом хозяйстве, что обусловлено острейшей конкуренцией на мировом рынке. Для движения России по общецивилизационному пути развития, обеспечения ее национальных интересов и национальной безопасности решение насущных проблем образования необходимо отнести к числу первоочередных. При всем стремительном продвижении современных технологий можно констатировать, что качественной перемены в самом устроении системы образования не произошло. Однако внутренне механизм образования очень сильно изменился.
Социально-экономическая ситуация в современной России отражает переломный, переходный характер переживаемой эпохи. С одной стороны, разрушены социальные и технологические структуры, системы управления, характерные для социалистического общества и плановой экономики. С другой стороны, не созданы прозрачные, эффективные рыночные структуры и соответствующая система отношений. Многие либеральные проекты последнего десятилетия ставят под сомнение судьбу будущих реформ. Произошедшее социальное расслоение, исключительно высокий уровень социальной, региональной, отраслевой дифференциации, типичный для колониальных, а не для развитых стран, также осложняет ситуацию. Все эти трудности и противоречия отражаются и в си-
стеме образования России, и в проводимых реформах [1].
Ситуация в российском образовании довольно объективно охарактеризована в научной литературе. Большинство авторов называет ее кризисной. Суть кризиса объясняется отставанием качества образования от потребностей личности и общества, от изменений, происходящих в мире. И хотя отмеченное отставание качества образования наблюдается практически во всем мире, в России оно заметно больше, чем в других развитых странах. На наш взгляд, на это есть две основные причины: спорная образовательная и кадровая политика, а также недостаточное финансирование данной сферы. Общее направление ведущихся в России образовательных реформ характеризуется дефундамен-тализацией образования. В школе систематически сокращается преподавание предметов естественно-научного и гуманитарного цикла. Игнорируется необходимость формирования творческих, самостоятельно мыслящих личностей, умеющих прежде всего учиться. Упор делается на передачу массива информации, «наполнение» обучающихся знаниями по принципу: чем больше, тем лучше. В вопросах образовательной деятельности остро заметна дистанция между представлениями о системе обучения работников органов управления системой и мнением общественности, деятелей науки и образования. Не случайно все предпринимаемые попытки модернизации системы образования последних двадцати лет не очень эффективны.
В этой связи очень остро встает вопрос о качестве обучения в целом и о качестве высшего образования в частности. Рассмотрим основные аспекты системы качества образования, которые заложены на законодательном уровне, и попытаемся выявить сильные и слабые стороны российской модели обеспечения качества образовательного процесса.
Право на получение образования определяется основными законодательными актами государства. Конституция Российской Федерации гарантирует доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование, если образование данного уровня он получает впервые. Право на образование постоянно претерпевает различные изменения во времени: принимаются новые законы, в действующие документы вносятся изменения, они дорабатываются и т. д.
Одной из основных задач деятельности образовательных организаций согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, является «повышение качества предоставляемых образовательных услуг и подготовка конкурентоспособных специалистов» [2] (курсив наш. - Прим. авт.).
Как отмечают Д.А. Смирнов и К.А. Струсь, в современной мировой практике сложились три основных подхода в оценке качества образования:
1) «английская модель», в основе которой лежит внутренняя самооценка вузовского академического сообщества;
2) «французская, или континентальная модель», основанная на внешней оценке вуза с точки зрения его ответственности перед обществом и государством;
3) «американская модель» аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ, представляющая собой сочетание идей «английской» и «французской» моделей [3].
Российская модель оценки качества находится в стадии становления. Но законодательные ее основы уже заложены основным актом, определяющим структуру системы образования, отношения между участниками образовательного процесса, их права и обязанности, а также управление системой образования, - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -273-ФЗ) [4]. Содержание понятия «качество образования» определено статьей 2 273-ФЗ: «качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подго-
товки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Федеральные стандарты и требования выступают, таким образом, в качестве государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Статья 89 273-ФЗ определяет, что управление системой образования в Российской Федерации осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
В целях управления качеством предусмотрены следующие механизмы:
- государственная регламентация образовательной деятельности;
- независимая оценка качества образования, общественная и общественно-профессиональная аккредитация.
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрен контроль качества образовательной деятельности как со стороны государственных структур, так и со стороны общественности, т. е. предпринята попытка приблизиться к смешанной модели оценки качества. Рассмотрим обе формы контроля.
Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований и включает в себя в соответствии со статьей 90 273-ФЗ: 1) лицензирование образовательной деятельности; 2) государственную аккредитацию образовательной деятельности; 3) государственный контроль (надзор) в сфере образования. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, является Федеральная служба по надзору в сфере образования науки (Рособрнадзор).
Непосредственно на мониторинг и оценку качества оказываемых образовательных услуг нацелены государственная аккредитация образовательной деятельности и государственный
контроль (надзор) в сфере образования. Аккредитация носит заявительный характер и проводится в том случае, если образовательное учреждение желает получить подтверждение соответствия реализуемых им образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям. Контрольно-надзорные мероприятия проводятся планово (в соответствии с установленной законодательно периодичностью их проведения) либо внепланово при наличии условий для их осуществления. В ходе государственного контроля (надзора) в сфере образования также осуществляется оценка соответствия деятельности образовательной организации требованиям федеральных государственных стандартов. И при аккредитации, и при контрольно-надзорных проверках оценку качества образовательных услуг проводят эксперты, прошедшие подготовку и отбор в установленном порядке. Подавляющее большинство экспертов, включенных в реестр аттестованных и аккредитованных экспертов, - это работники образовательных организаций. Таким образом, через привлечение к внешнему государственному контролю экспертов из образовательного сообщества государство намерено обеспечить прозрачность и объективность мероприятий по мониторингу и оценке качества образовательных услуг конкретной организации.
Однако еще раз обратимся к содержанию понятия качества образования как соответствия степени подготовки обучающегося требованиям образовательных стандартов. В федеральных государственных образовательных стандартах перечислены основные минимальные значения показателей, которые необходимо выполнять при реализации образовательного процесса в системе образования разных уровней [1]. В образовательных стандартах прописаны основные требования, которые должны соблюдать образовательные организации, реализующие соответствующие образовательные программы. В них указаны абсолютные значения трудоемкости и структура программы, перечень компетенций и обязательные учебные дисциплины, требования к практикам, кадровому, материально-техническому обеспечению, библиотечному фонду и т.д. При этом на подзаконном уровне отсутствуют механизмы и методики определения значений части показателей. В качестве примера приведем показатели в части кадрового обеспечения. И у контролирующей стороны, и у образовательных организаций возникает масса проблем и затруднений в части определения, к примеру, понятия базового образования педагога, которому должен соответ-
ствовать профиль читаемых им дисциплин. Спорным является вопрос: достаточно ли квалификации инженера в области эксплуатации транспорта для преподавания курса сопротивления материалов? Или: может ли человек с техническим образованием, но с ученой степенью по экономическим наукам читать курс страхования в экономической сфере? и т.д. Не прописан также и алгоритм расчета целочисленных ставок для определения доли «остепе-ненности» профессорско-преподавательского состава или доли участия педагогов из числа действующих работников и руководителей профессиональной сферы в реализации образовательной программы, в результате чего мнения даже аккредитованных экспертов Рособрнадзо-ра расходятся. А ведь все эти «нюансы» оказывают существенное влияние на аккредитацион-ные показатели. Несоблюдение даже одного из них приравнивается к неисполнению требований федеральных государственных образовательных стандартов и становится основанием для отказа в государственной аккредитации.
В этой связи, на наш взгляд, необходимо особое внимание уделить тем нормам права, которые определяются расчетным путем, прописать четкий алгоритм определения таких показателей, что позволит образовательным организациям избежать нарушений.
В то же время опыт других стран, как впрочем и опыт российской системы государственной аккредитации до вступления в силу 273-ФЗ, подсказывает, что одной формализацией показателей невозможно добиться качественного улучшения процесса. Вспомним, что ранее при аккредитации определялся тип и вид образовательного учреждения. Так, например, для получения заветного слова «университет» в названии вуз должен был реализовывать программы как минимум семи укрупненных групп специальностей. Гонка за «семеркой УГС» привела к тому, что вузы повсеместно открывали никому - ни им, ни общественности - не нужные специальности с минимумом студентов и с крайне слабым кадровым педагогическим составом.
Обратимся к американской системе аккредитации, на которую, очевидно, в большей степени ориентировались разработчики законодательной базы российской системы образования. В США процедура аккредитации университетов связана не с деятельностью федеральных органов и не с правительством штатов, а с деятельностью региональных ассоциаций университетов и колледжей. Эти ассоциации имеют специальные комиссии по высшему образованию, которые и проводят процедуру аккредитации университетов, находящихся на территории ре-
гиона. Комиссией по высшему образованию разработаны и опубликованы два нормативных акта: 1) общая схема для оценки результатов; 2) параметры успеваемости в высшем образовании и стандарты аккредитации. Данные документы не представляют собой конкретной регламентированной программы оценки университета. Наоборот, принципиальная специфика аккредитации по-американски состоит в том, что, несмотря на стандартность самой процедуры аккредитации, ассоциация оставляет за каждым университетом и колледжем исключительное право определять оптимальную стратегию и способы ее проведения. Каждый американский вуз, который планирует проведение оценки и аккредитацию, должен разработать свою концептуальную схему, свою стратегию и программу оценки, свою методику и план ее реализации в соответствии с собственной миссией, целями и университетскими ресурсами. При этом процесс оценки должен быть совместным трудом преподавателей, администрации университета и студентов. Согласно американским стандартам аккредитации, оценка применяется в следующих основных сферах: качество академических и иных учебных программ; институциональная (общеуниверситетская) эффективность; отчетность и общественная ясность процессов и процедур. Оценка качества образования является, по существу, составной частью процесса преподавания и получения знаний, она способствует проведению критического самоанализа образовательного процесса, основанного на фактических данных. То есть недостаточно только проводить оценку качества, данные оценки должны применяться, чтобы вуз и преподаватели могли улучшить реальное качество образования.
Следующий важный аспект оценки - это оценка эффективности университета как организации. И если преподавание и научная работа -это то, что делает вуз, то институциональная эффективность - это то, чего вуз на самом деле добивается. И чем больше в процессе оценки имеется доказательств соответствия организационных результатов поставленным целям, тем более очевидна институциональная эффективность, тем более вероятно получение или подтверждение аккредитации университетом. Процесс аккредитации в этом случае может рассматриваться как попытка добиться желаемых результатов, а оценка при этом - как получение информации, позволяющей определить, где необходимы улучшения.
В логике российского законодательства оценка эффективности деятельности образовательной организации реализуется через меха-
низмы мониторингов образовательной сферы, а также через внутреннюю оценку качества образовательного учреждения. Статьей 28 273-ФЗ определено, что обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования и проведение самообследования относятся к компетенции образовательной организации. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации. Будет неверным утверждать, что данное положение является новацией. Система внутренней оценки качества существовала в любой период развития образования, поскольку без мониторинга и анализа результатов педагогического процесса невозможно развитие образовательного учреждения. Существенно новым стало то, что результаты функционирования внутренней системы оценки качества образования в обязательном порядке находят отражение в общедоступных ресурсах.
Положение об информационной открытости образовательных организаций закреплено статьей 29 273-ФЗ: «образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет». В число обязательных для публикации сведений входит и ежегодный отчет о самообследовании, и иная информация, позволяющая любому заинтересованному лицу сделать вывод о системе, содержании, механизмах и результатах деятельности той или иной образовательной организации. Информационная открытость предполагает своевременное предоставление общедоступной и достоверной информации о деятельности организации; предоставление информации в форме, понятной для всех категорий пользователей; обеспечение обратной связи, т. е. предоставление возможности любому человеку - как непосредственному участнику образовательного процесса, так и лицу, в нем не задействованному, - оказать определенное влияние на образовательную организацию. Таким образом, через механизмы информационной открытости спектр лиц, потенциально вовлеченных в про-
цесс механизма внутренней оценки качества образовательного процесса, вышел далеко за рамки государственных служащих контрольно-надзорных ведомств, экспертного сообщества, научно-образовательного сообщества, профессиональных объединений работодателей, представителей студенчества.
Еще более значимой роль экспертного сообщества становится в негосударственных инструментах контроля качества. Оценка качества образования со стороны общественности - один из основных принципов Болонского процесса. Вернемся к содержанию статьи 89 «Управление системой образования» 273-ФЗ. Согласно подпункту 7 пункта 2 управление системой образования включает в себя, помимо государственной, независимую оценку качества образования, а также общественную и профессионально-общественную аккредитацию.
Как мы видим, с одной стороны, независимая оценка качества образования законодательно не отождествляется с видами негосударственной аккредитации, а с другой стороны, проводится едва заметная разграничительная линия между общественной и профессионально-общественной аккредитациями. Мы согласны с рядом автором, отмечающих, что из-за отсутствия четко структурированной системы правовых норм можно только догадываться, что статья 96 273-ФЗ «Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ» имеет самостоятельное значение, отличное от независимой оценки качества образования, содержание которой раскрывается в трех взаимосвязанных статьях (95, 95.1, 95.2) 273-ФЗ. Хотя по смыслу негосударственная аккредитация вроде бы тоже представляет собой оценку качества образования и осуществляется организационно независимо от государственных органов, тем не менее законодатель выделил ее в качестве отдельной, относительно обособленной группы норм [5, с. 54-55].
Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе
проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших данные образовательные программы в конкретной образовательной организации, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Что очень важно в период разработки и принятия новых профессиональных стандартов.
И.В. Соловьева и Е.Е. Пучкова в своей работе [6] обосновали основные отличительные особенности профессионально-общественной аккредитации. Во-первых, два вида аккредитации имеют принципиально различные цели. Если цель государственной аккредитации состоит в установлении соответствия деятельности требованиям федеральных образовательных стандартов, то назначение профессионально-общественной аккредитации - выявление лучших практик, значительных достижений. Во-вторых, в отличие от комиссии по проведению государственной ак-кредитационной экспертизы, в состав комиссии по профессионально-общественной аккредитации включаются не только аттестованные эксперты, но и представители студенчества, работодателей, зарубежных аккредитационных органов. В-третьих, если решение о государственной аккредитации, как уже говорилось, во многом основывается на количественных критериях, заложенных в образовательных стандартах (например, процент «остепененности» педагогического состава, объем научно-исследовательской работы и т.п.), то технология профессионально-общественной аккредитации базируется на получении качественных оценок работы, анализе содержания образовательной программы, опросе потребителей образовательных услуг, работодателей. И наконец, результаты профессионально-общественной аккредитации имеют в первую очередь репутационное значение для образовательной организации.
И здесь вновь возникает коллизия: зачем проходить общественную аккредитацию, где требования и показатели зачастую выше и сложнее условий, прописанных в федеральных государственных образовательных стандартах, если ее итогом будет только повышение и так весьма неплохого имиджа организации? Тогда как возможность выдавать документы об образовании государственного образца и предостав-
лять студентам право на отсрочку от военной службы (те привилегии, в которых прежде всего заинтересованы абитуриенты и их родители) даст только успешно пройденная государственная аккредитация. Вероятно, законодателю необходимо продумать и этот аспект. Возможно, именно путем признания результатов общественной (общественно-профессиональной) аккредитации наравне (а может быть, и выше) с результатами государственной аккредитации, тем более что определенный опыт в данном направлении уже накоплен.
В настоящее время в России действует около четырех десятков организаций, предлагающих свои услуги по проведению профессионально-общественной аккредитации. Одни из них занимаются аккредитацией образовательных программ определенного профиля (Ассоциация инженерного образования России выполняет общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ в области техники и технологий; Ассоциация юридического образования осуществляет профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ юридического профиля), другие аккредитующие организации проводят аккредитацию образовательных программ по различным профилям и не имеют специфических требований, установленных работодателям и определенной отрасли (например такие, как Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры и Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации). Формирование и апробацию механизмов и технологий общественной (общественно-профессиональной) аккредитации программ профессионального образования ведут Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России», Госкорпорация «Росатом», Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), Общероссийская общественная организация «Ассоциация инженерного образования России», Фонд инфраструктурных и образовательных программ (Открытое акционерное общество «РОСНАНО»), а также общественные студенческие организации.
Несмотря на то что подсистема независимой оценки качества и профессионально-общественной аккредитации в России в настоящее время еще только формируется, ее первые результаты позволяют делать оптимистичные предположения о дальнейшем развитии.
Подводя итог, можно сказать, что в Российской Федерации складывается система контроля и оценки качества образования, достаточно гармонично сочетающая в себе государственный контроль качества, оценку качества со стороны общественного и профессионально-общественного сообщества и внутренние механизмы контроля образовательной организации, построенные на принципах открытости и доступности. Однако для ее успешного функционирования необходимо тщательно проработать основные правовые аспекты данной системы.
Список литературы
1. Христофорова Л.В., Краснова Е.А., Банников С.А. Взаимодействие профессиональных и образовательных стандартов в подготовке кадров железнодорожной отрасли: проблемы и пути гармонизации // Междисциплинарное взаимодействие в контексте подготовки специалистов железнодорожной отрасли. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 14-19.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
3. Смирнов Д.А., Струсь К.А. Правовая основа оценки качества образования в высших учебных заведениях: основные подходы и пути оптимизации // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2014. № 1 (2). URL: http://7universum. com/ru/economy/archive/item/826 (дата обращения: 02.05.2017).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
5. Ганн Е.А., Беликова Е.В., Алпатов А.А. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ: юридические рамки и социально-экономические перспективы становления // Вестник Международного института экономики и права. 2016. № 2 (23). С. 53-80.
6. Соловьева И.В., Пучкова Е.Е. Новые процедуры независимой оценки качества образования в вузе // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 2(4). С. 165-170.
7. Иманаева И.С. Профессионально-общественная аккредитация как инструмент независимой оценки качества образовательных услуг // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов. Казань, 2017. С. 260-265.
8. Александров А.Ю., Барабанова С.В. Правовые основы общественного контроля в сфере высшего образования // Вестник Чувашского университета. 2014. № 3. С. 247-253.
npaeoeue acneKmu KOHmponn Kanecmea o6pa3oeaHun
175
SOME LEGAL ASPECTS OF EDUCATIONAL QUALITY CONTROL L.V. Khristoforova, E.A. Krasnova
We consider some legal aspects of the development of the system for educational quality control in Russia. This article aims to describe the current mechanisms of quality control at the state, public and intra-university level; to determine their strengths and weaknesses, and to compare the Russian quality control system with the ones existing in foreign countries. The authors conclude that the Russian quality control system is at the stage of formation. Many of the indicators on which the assessment is based are not clearly and transparently defined, which creates additional difficulties for both the monitoring bodies and educational organizations. The quality control system should be made more open, in particular by means of a clear legal regulation of its procedures.
Keywords: educational quality system, state control, state accreditation, public accreditation, professional evaluation, educational standard.
References
1. Hristoforova L.V., Krasnova E.A., Bannikov S.A. Vzaimodejstvie professional'nyh i obrazovatel'nyh standartov v podgotovke kadrov zheleznodorozhnoj otrasli: problemy i puti garmonizacii // Mezhdisciplinarnoe vzaimodejstvie v kontekste podgotovki specialistov zheleznodorozhnoj otrasli. Ufa: AEhTERNA, 2017. S. 1419.
2. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody, utverzhden-naya rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2014 g. № 2765-r. http://government.ru/ media/files/mlorxfXbbCk.pdf
3. Smirnov D.A., Strus' K.A. Pravovaya osnova ocenki kachestva obrazovaniya v vysshih uchebnyh zavedeniyah: osnovnye podhody i puti optimizacii // Universum: Ehkonomika i yurisprudenciya: ehlektron. nauchn. zhurn. 2014. № 1 (2). URL: http://7universum. com/ru/economy/archive/item/826 (data obrashcheniya: 02.05.2017).
4. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
5. Gann E.A., Belikova E.V., Alpatov A.A. Pro-fessional'no-obshchestvennaya akkreditaciya obrazovatel'nyh programm: yuridicheskie ramki i social'no-ehkonomicheskie perspektivy stanovleniya // Vestnik Mezhdunarodnogo instituta ehkonomiki i prava. 2016. № 2 (23). S. 53-80.
6. Solov'eva I.V., Puchkova E.E. Novye procedury nezavisimoj ocenki kachestva obrazovaniya v vuze // Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tekhnologii. 2015. № 2(4). S. 165-170.
7. Imanaeva I.S. Professional'no-obshchestvennaya akkreditaciya kak instrument nezavisimoj ocenki kachestva obrazovatel'nyh uslug // Obrazovatel'nyj process: poisk ehffektivnyh form i mekhanizmov. Kazan'. 2017. S. 260-265.
8. Aleksandrov A.Yu., Barabanova S.V. Pravovye osnovy obshchestvennogo kontrolya v sfere vysshego obrazovaniya // Vestnik Chuvashskogo universiteta.
2014. № 3. S. 247-253.