Научная статья на тему 'К вопросу Об уставе и локальных актах образовательных организаций в контексте реализации нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»'

К вопросу Об уставе и локальных актах образовательных организаций в контексте реализации нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочкарева Светлана Владимировна, Милаева Ольга Геннадьевна

В статье анализируются проблемы, возникающие при реализации нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Акцент сделан на общее образование в конкретном субъекте Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the problems of implementation of the new federal law «On Education in the Russian Federation». The authors focus on the general education in a particular region of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об уставе и локальных актах образовательных организаций в контексте реализации нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»

БОЧКАРЕВА С. В., МИЛАЕВА О. Г. К ВОПРОСУ ОБ УСТАВЕ И ЛОКАЛЬНЫХ АКТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Аннотация. В статье анализируются проблемы, возникающие при реализации нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Акцент сделан на общее образование в конкретном субъекте Российской Федерации.

Ключевые слова: правовая политика, образование, система общего образования, Федеральный закон, Российская Федерация, Республика Мордовия.

BOCHKAREVA S. V., MILAEVA O. G. ON NEW FEDERAL LAW «ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION» IN GENERAL EDUCATION SYSTEM: A STUDY OF MORDOVIA REPUBLIC

Abstract. The article analyzes the problems of implementation of the new federal law «On Education in the Russian Federation». The authors focus on the general education in a particular region of the Russian Federation.

Keywords: legal policy, education, general education system, federal law, Russian Federation, Mordovia Republic.

Основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы образования в Российской Федерации является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Надо отметить, что он вносит существенные изменения в организацию системы образования в целом, а также затрагивает систему общего образования. Новый Федеральный закон закрепляет ключевые аспекты уже сложившейся системы общего образования Российской Федерации, а также задает новые перспективы для ее развития.

Объективная потребность обновления правового регулирования в сфере образования в Российской Федерации возникла в связи с существенным обновлением всей системы общественных отношений, перехода к инновационной экономике. Кроме того, постоянные изменения в старый закон «Об образовании» привели к неустойчивости и противоречивости норм федерального законодательства, поэтому принятие нового закона становилось неизбежным.

Основной идеей закона является установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об

образовании, совершенствование законодательных основ отечественной системы образования, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие в современных условиях.

В законе обновлены базовые институты образования: уточняется система уровней образования; учитываются требования рынка труда, путем расширения разнообразия образовательных программ, что способствует гибкости и мобильности системы; упорядочиваются образовательные организации; снимается избыточное дробление образовательных организаций на типы и виды, что создавало административные барьеры, а также трудности при лицензировании и государственной аккредитации.

В законе выделены новые образовательные технологии (дистанционные и электронные образовательные технологии, сетевое взаимодействие организаций, экспериментальная и инновационная деятельность), расширено число участников образовательного процесса при оценке качества образования (работодатели), а также внутри организации может быть организовано «внутрифирменное» обучение по широкому спектру программ дополнительного профессионального образования. Актуальным является введение положений, направленных на учет особенностей и социальной значимости педагогического труда, повышение престижа педагогического работника, совершенствование системы оплаты труда.

Начнем с того, что изменилось само понятие общего образования. П. 11 ст. 2 данного закона закрепляет понятие «общее образование». Под ним понимается такой вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования [1].

Ранее в систему общего образования входило только «школьное» образование трех ступеней, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» общее образование включало в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование [2]. Теперь же в эту систему включено и дошкольное образование.

Анализируемый закон, подразделяет образование на общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение. В свою очередь общее образование и профессиональное образование в Российской Федерации реализуются по следующим уровням образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Образовательные организации являются одним из важнейших элементов системы образования Российской Федерации.

Образовательная организация - это некоммерческая организация, которая осуществляет на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с теми целями, ради достижения которых она создана.

Образовательная организация обладает автономией. Под ней понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с вышеупомянутым законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Федеральный закон существенно упорядочил типологию образовательных организаций. Применительно к сфере общего образования, то п. 4 ч. 2 ст. 23 закона предусматривает только два типа образовательных организаций:

- дошкольная образовательная организация - это такая образовательная организация, которая осуществляет в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

- общеобразовательная организация - это такая образовательная организация, которая осуществляет в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования [1].

Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Устав образовательной организации представляет собой официальный нормативный локальный документ, который основан на законодательстве, принятый в установленном порядке компетентным органом (учредителем или уполномоченным им лицом) и регулирующий отношения в рамках конкретной организации.

В соответствие с частью 5 статьи 108 закона, наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года, таким образом, у образовательных организаций достаточно времени для того, чтобы внимательно изучить нормативно-

правовые требования к содержанию главного локального документа образовательной организации и разработать юридически грамотный текст устава.

В соответствии со статьями 28 и 30 Федерального закона № 273 образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом [1].

Локальный акт образовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данной образовательной организации.

Функция локального акта состоит в детализации, конкретизации, дополнении, восполнении общей правовой нормы применительно к условиям образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процесса.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся [1].

Образовательная организация должна четко разбираться в понятии локального акта образовательной организации, его основных характеристиках, ведь при их отсутствии те или иные акты (документы) не могут выполнять роль локального правового регулятора. При разработке того или иного локального акта необходимо знать классификацию локальных актов, особые признаки каждого вида и формы локального акта, а также процедуру издания локальных нормативных актов, без знания и применения которой невозможна успешная работа администрации образовательной организации. Только лицо, имеющее юридическое образование способно грамотно разрабатывать содержание локальных актов образовательной организации, так как имеет профессиональные навыки юридического оформления изменений в организации деятельности образовательной организации путем издания новых локальных актов, внесения изменений в существующие локальные акты либо их отмены.

К сожалению, практика показывает, что в штате дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций Республики Мордовия отсутствует должность «юрист». В результате по итогам осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2013 году в республике выявлены следующие нарушения:

- несоответствие содержания уставов образовательных организаций законодательству Российской Федерации об образовании - 417;

- нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, предъявляемых к содержанию локальных актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций - 724 [4].

Таким образом, на наш взгляд, данная проблема может быть решена только путем введения в штат образовательных организаций Республики Мордовия должности юриста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru

2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru

3. Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 г. № 53-3 «Об образовании в Республике Мордовия». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru

4. Доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) в 2013 году». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minobr.e-mordovia.ru/news/view/19149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.