Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИАНИСТОВ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИАНИСТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалова Г.Р.

В данной статье рассматривается история зарождения Болонского процесса, а также особенности внедрения идей двухуровневой системы в традиционную систему музыкального образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИАНИСТОВ В ВУЗЕ»

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИАНИСТОВ В ВУЗЕ

© Камалова Г.Р.1

Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева, г. Казань

В данной статье рассматривается история зарождения Болонского процесса, а также особенности внедрения идей двухуровневой системы в традиционную систему музыкального образования в России.

Ключевые слова музыкальное образование, Болонский процесс, компетентностный подход.

Всемирная слава российской фортепианной школы, высочайшие результаты конкурсной и концертной деятельности российских пианистов -все это яркое свидетельство не только исполнительской одаренности музыкантов и профессионализма их наставников, но и показатель эффективной системной организации процесса обучения, основанной на богатейших традициях фортепианного искусства, заложенных и развиваемых российскими консерваториями в Х1Х-ХХ веках.

Уникальная система профессиональной подготовки пианистов, сложившаяся в нашей стране и сохранившаяся до 2000-х годов, несмотря на экономические и социально-политические потрясения 90-х годов прошлого века, претерпела существенные изменения в XXI веке, в связи с реформированием образовательной системы России.

Внедрение западной модели образования в систему профессиональной подготовки музыкантов, в т.ч. пианистов, уже осуществилось, однако до сих пор не угасают споры о целесообразности ломки устоявшихся образовательных канонов.

Болонский процесс зарождался в глубинах европейской системы образования. Автономные уровни, такие как «бакалавриат» и «магистратура», были достаточно узнаваемы по всей Европе, мобильность студентов и преподавателей сама собой набирала все большую популярность. Все эти факты были следствием серьезных преобразований в Европе, а именно, создания единого пространства: экономического, в том числе финансового, социального, политического, культурного. Наглядным примером создания единого пространства стало подписание Шенгенского соглашения и появление единой валюты евро. Не хватало свободного движения рабочей силы; национальные дипломы не признавались даже в соседних странах, в связи с этим появилась проблема с трудоустройством людей в страны, где спрос на

1 Преподаватель.

рабочую силу был велик. В этих условиях и стало формироваться единое европейское пространство высшего образования [1].

Формирование данного единого пространства состояло из нескольких этапов:

1. В 1988 г. ректорами известных европейских вузов была сформулирована роль университета в ближайшем третьем тысячелетии: главным фундаментальным принципом деятельности университета стала «автономность и самостоятельность». «Великая Хартия Университетов» призывала рассматривать обмен информацией и документацией между вузами; поощрять мобильность студентов и преподавателей, «выработать общую политику учреждения эквивалентных степеней со схожим статусом» [1].

2. 1997 г. - подписание Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе». Конвенция признала разнообразие образовательных систем в Европе; приравнивание дипломов и квалификаций [1].

2. 25 мая 1998 года - подписание Сорбонской декларации «О гармонизации архитектуры системы высшего образования в Европе». Согласно данной декларации, вузам отводилась одна из ведущих ролей в развитии континента. В данном документе прописывались механизмы реализации единого пространства в Европе: 1) двухуровневая система образования (к тому времени данные уровни еще не имели собственных имен и назывались «достепенное» undegraduate и «послестепенное» postgraduate), 2) по данной декларации предлагалось проводить, по меньшей мере, один семестр в университете другой страны, тем самым поддерживалась всеобщая мобильность студентов и преподавателей [1].

3. 19 июня 1999 года представители 29 стран подписали Болонскую декларацию, которая положила начало Болонскому процессу, который предусматривает:

- одинаковую для всех стран систему ученых степеней, которая состоит из двух уровней - бакалавра (4 года) и магистра (2 года). Первый уровень ориентирован на удовлетворение рынка труда, второй - на научные исследования;

- зачетную систему, согласно которой для успешного окончания курса необходимо накопить определенное количество учебных часов (т.н. кредитов); кредиты можно получать порциями в разных вузах стран-участниц;

- учебу на протяжении всей жизни, т.е. повышение квалификации или переквалификацию согласно спросу на рынке труда;

- автономность вузов, т.е. их независимость от государства, как в финансовом плане, так и в плане образовательных решений.

В связи с новыми преобразованиями в системе обучения вводится балльно-рейтинговая оценочная система, а также расчет трудоемкости в зачетных единицах (кредитах).

Основное предназначение системы зачетных единиц - это обеспечение качественного, востребованного образования международного уровня. В кредитах определяется время, необходимое для освоения учебного материала. Содержание одной зачетной единицы равно 36 академическим часам, где академический час обычно равен 45 астрономическим минутам занятий. Учебный год соответствует 60 зачетным единицам, т.е. в каждом семестре студенту предстоит освоить ряд дисциплин с общей трудоемкостью примерно 30 зачетных единиц. При пятилетнем плане подготовки студент должен набрать 300 зачетных единиц. Трудоемкость подготовки бакалавра в ФГОС задана равной 240 зачетным единица (зач. ед.), магистра - 120 зач. ед.

По мнению специалистов, зачетные единицы позволяют определять значимость той или иной дисциплины, изучаемой студентом, и её относительный вклад в средний балл, получаемый им по окончанию определенного периода обучения, а также устанавливать индивидуальный рейтинг каждого студента [4].

Отражением данной системы зачетных единиц стал компетентностный подход, применяемый в российских музыкальных вузах для подготовки пианистов. Согласно ФГОС ВПО третьего поколения и Декларации болонского процесса, данный подход направлен на профессиональную подготовку и развитие личностных качеств, позволяющих в дальнейшем быть подготовленным к профессиональной деятельности. В связи с этим, программа бакалавриата в области музыкально-инструментального искусства (профиль «Фортепиано»), предусматривает формирование компетенций, необходимых для осуществления музыкально-исполнительской и педагогической деятельности; художественного руководства творческим коллективом; организационно-управленческой и музыкально-просветительской деятельности [3].

Каждая деятельность имеет определенное количество необходимых компетенций. Для примера рассмотрим музыкально-исполнительскую деятельность. В данной деятельности содержится 19 компетенций; рассмотрим некоторые из них:

1) осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности;

2) уметь создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения;

3) знать национальные исполнительские школы, стили и применять их на практике;

4) уметь подготовить программы к публичным выступлениям, студийной записи;

5) организовывать свою практическую деятельность (сольную и ансамблевую): вести репетиционную и концертную работу;

6) творчески составлять программы выступлений - (сольных и ансамблевых) - с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности;

7) осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры;

8) уметь использовать в своей исполнительской деятельности современные технические средства (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая аппаратура), работать со звукорежиссером, звукооператором;

9) применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности;

10) исполнять публично сольные концертные программы, включающие произведения различных стилей, эпох;

11) исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля;

12) знать устройство своего инструмента и основ обращения с ним [3].

Таким образом, мы видим, что, по сравнению с традиционной системой

прежних лет, новшеством стало обучение современными техническими средствами, изучение устройства своего инструмента и др., а также повышенные требования к исполнительскому мастерству, не всегда подкрепленные уровнем довузовской подготовки.

Данные компетенции, безусловно, отражают высокие профессиональные ценности академического профессионального образования, однако представляются малодостижимыми в условиях недостаточно длительного обучения по программе бакалавриата.

Аналогично, компетентностный подход применяется во втором звене Болонского процесса - в магистратуре. Основная цель обучения, в данном звене, по Болонскому процессу - это занятия научно-исследовательской работой. С принятием ФГОС ВПО 3-го поколения музыкальные вузы России готовят магистров по нескольким направлениям, одно из которых -073100 Музыкально-инструментальное искусство (квалификация (степень) «магистр»). Основная цель данного направления - усовершенствование знаний, полученных в предыдущем звене, и применение их на практике [6].

Болонская система по своей идее призвана обеспечить свободу и мобильность образовательного процесса - прежде всего, в отношении выбора специальности, мест обучения и изучаемых дисциплин. Эта система создавалась в расчете на «среднестатистического» студента в «среднестатистической» ситуации, исходя из установок и традиций европейской культуры и образования [2].

Применение Болонской системы крайне затруднительно в системе музыкального образования. Цели и задачи, стоящие перед консерваториями и музыкальными вузами, значительно отличаются от таковых большинства высших учебных заведений. Специфика системы музыкального образования заключается в преемственности образовательных уровней (Школа -ССУЗ - ВУЗ), что затрудняет применение Болонской системы.

Список литературы:

1. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. -М.:0ЛМА-ПРЕСС,2005. - 352 с.

2. «Звонки для Большого зала консерватории мы выбирали на ученом совете» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news (дата обращения: 5.11.2016).

3. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство, квалификация (степень) «бакалавр». Направление подготовки утверждено приказом Минобрнауки России от 06.04.2011 № 1464, зарегистрированным Минюстом России от 13.05.2011 г. № 20742 [Электронный ресурс]. - М., 2011. - Режим доступа: http://www.fgosvo.ru (дата обращения: 8.11.2016).

4. Сазонов Б.А. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки / Б.А. Сазонов // Высшее образование в России. - 2008. - № 11.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 073201 Искусство концертного исполнительства, квалификация (степень) «специалист». Направление подготовки утверждено приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2049 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ka-zanconservatoire.ru/index.php?option=com_content&view=artide&id=993&I-temid=362 (дата обращения: 8.11.2016).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство, квалификация (степень) «магистр». Направление подготовки утверждено приказом Минобрнауки России от 14.01.2010 № 37 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kazan-conservatoire.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=993&Itemid-=362 (дата обращения: 8.11.2016).

ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМАТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

© Канина Н.П.1

Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС),

г. Новосибирск

В статье рассматриваются проблемы, связанные с оценкой компетенций и предлагаются пути ее решения.

Ключевые слова: оценка компетенций, критерии, компьютерная программа.

1 Старший преподаватель кафедры «Мировая экономика и туризм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.