Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМАТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ'

ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМАТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ / КРИТЕРИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канина Н.П.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с оценкой компетенций и предлагаются пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМАТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

Список литературы:

1. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. -М.:0ЛМА-ПРЕСС,2005. - 352 с.

2. «Звонки для Большого зала консерватории мы выбирали на ученом совете» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news (дата обращения: 5.11.2016).

3. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство, квалификация (степень) «бакалавр». Направление подготовки утверждено приказом Минобрнауки России от 06.04.2011 № 1464, зарегистрированным Минюстом России от 13.05.2011 г. № 20742 [Электронный ресурс]. - М., 2011. - Режим доступа: http://www.fgosvo.ru (дата обращения: 8.11.2016).

4. Сазонов Б.А. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки / Б.А. Сазонов // Высшее образование в России. - 2008. - № 11.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 073201 Искусство концертного исполнительства, квалификация (степень) «специалист». Направление подготовки утверждено приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2049 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ka-zanconservatoire.ш/index.php?optюn=com_content&view=artide&id=993&I-temid=362 (дата обращения: 8.11.2016).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство, квалификация (степень) «магистр». Направление подготовки утверждено приказом Минобрнауки России от 14.01.2010 № 37 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kazan-conservatoire.ш/index.php?optюn=com_content&view=artide&id=993&Itemid-=362 (дата обращения: 8.11.2016).

ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМАТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

© Канина Н.П.1

Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС),

г. Новосибирск

В статье рассматриваются проблемы, связанные с оценкой компетенций и предлагаются пути ее решения.

Ключевые слова: оценка компетенций, критерии, компьютерная программа.

1 Старший преподаватель кафедры «Мировая экономика и туризм».

В настоящее время внедрение компетентностного подхода в образование означает очень серьезное изменение всей педагогической системы высшего образования, переход к новому типу обучения и оценивания достижений обучающихся. Происходит поиск новых систем и подходов к оцениванию полученных результатов во время обучения в вузе. Очевидно, что в этих условиях сама система образования должна претерпевать серьезную перестройку. Это требует квалифицированного подхода к структуре и содержанию ФОС и оценочных средств, к условиям организации процесса. В настоящее время большинство научно-педагогических работников не понимают специфики компетенций, а потому и не могут их формировать и оценивать, ориентируясь только на личный опыт, что не позволяет адекватно воспринимать необходимость формирования и оценивания компетенций студентов. В сознании многих преподавателей устойчиво сохраняются сложившиеся представления об оценочной деятельности как о заключительном этапе обучения, нет понимания важности соотнесения результатов оценочной деятельности с самооценкой обучающихся. К сожалению, процесс оценивание компетенций как результата образования, сводится к обучению с применением устоявшихся традиционных форм (зачет, экзамен).

Данная работа должна касаться всех элементов образовательной системы, федеральных структур управления, администрации вуза, профессорско-преподавательского состава.

Между тем пока не будут выстроены научно обоснованные системы оценки компетенций, считать, что в вузах осуществлен переход на компетентно-стное обучение, не приходится [1]. В сложившейся ситуации от федеральных структур управления требуется разработка соответствующего инструментария оценивания компетенций, в частности не хватает специалистов, понимающих логику формирования и оценивания компетенций, не разработаны качественные стандартизированные оценочные средства; отсутствуют центры их стандартизации и сертификации; в практике не разработаны комплексные оценочные задания для различных этапов обучения, содержащие научно обоснованные показатели и критерии сформированности компетенций. От администрации вуза требуется целенаправленные организационно-управленческие действия по созданию ресурсной базы, которая должна содержать: положение фонда оценочных средств; модели компетенций; методики их оценивания; периодичность и изменение процедур, методов, технологий, показателей, критериев оценивания; примерные варианты оценочных средств (сценарии деловых, ролевых игр, проекты, кейсы, тематики курсовых работ, докладов, эссе, рефератов и др.); методические рекомендации, содержащие требования к результатам обучения для обучающихся и проверяющих.

От преподавателей требуется усилия по освоению теории педагогических измерений для выбора вида и содержания контролирующих заданий,

умения структурирования содержания учебного материала на основе компетентностного подхода. Изучив данную теорию преподавателям необходимо разработать паспорт компетенций, материалы для проведения зачетов, экзаменов, курсовых работ и практик, итоговой аттестации, фонд оценочных средств по каждой дисциплине, подготовить ключи к средствам оценивания (правильные ответы на задания), оценочные бланки, показатели и критерии, шкалы оценивания, рекомендации по обновлению оценочных средств.

Отсюда можно было бы сказать, что работа преподавателя, методики и методическая деятельность перестраивается, так как оценка компетенций -это новое явление соответственно и метод деятельности преподавателя должен быть другим, и средства, которые применяются, должны быть другими.

Между тем пока не будет выстроены научно-обоснованная система оценки компетенций, сложно говорить о переходе на компетентностное обучение. Необходимо разработать качественные стандартизованные оценочные средства (комплексные оценочные задания для различных этапов обучения, обоснованные показатели и критерии сформированности компетенций).

На пример критериями могут быть:

- логичное последовательное изложение своих мыслей;

- привидение решение задач с обоснованием отдельных этапов;

- применение теоретических знаний для обоснования и объяснения предложенных явлений и процессов;

- использование знаний в воображаемой жизненной ситуации;

- прогнозирование последствий;

- формирование гипотезы;

- способность делать выводы;

- обосновывает свою точку зрения;

- приводит аргументы в поддержку определённой точки зрения или опровержение и др.

Задания должны изменить структуру т.е. переход от репродуктивной модели к продуктивной, выполнение комплекса простых действий по новым алгоритмам (способам). Если тест, то он должен соответствовать характеру той компетенции, для формирования которой предназначена дисциплина. Пример: «тест понимания» - выполнение которого требует не только знаний, но и понимания, какие из них надо использовать для ответа на вопрос. Кейс-измерители - это проблемные задачи, в которых студенту предлагается реальная производственная ситуация. Отражающая практические проблемы и требующая для своего решения определенного комплекса профессиональных знаний. Если свободно конструируемые ответы, то должна быть оптимальная система оценки включающая правильные ответы, возможные решения. На основе обработке тестов после каждого курса по необходимости вводить дополнительные дисциплины, путем замены предметов в курсах по выбору. Блок по выбору должен стать корректирующим звеном в

формировании компетенций. Изменить структуру государственного экзамена. Экзаменационные задания должны основываться на том, что компетенция - это способность студента конвертировать свои знания, умения и навыки в практику решать конкретные задачи, связанные с профессиональной деятельностью. Можно предложить следующую схему, содержание экзаменационного билета поделить на две части: первая содержит элементы тестовых заданий с выбором ответа в закрытой форме, вторая - содержит более сложные комплексные задания в открытой форме, требующие развернутого ответа или поэтапного решения.

Для разработки интегральных показателей оценки сформированности компетенций, могут быть использованы оценочные листы, в которых выделены структурные единицы компетенций в терминах трудовых функций профессионального стандарта по направлению подготовки.

Немаловажным является тот факт, что при разработке оценочных средств необходимо учитывать требования работодателей, которые формулируются не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности («умения», «способность», «готовность»). Поэтому, традиционная система контроля должна включать методы формального контроля, неформального и самооценки.

Формальный контроль представляет собой оценочные мероприятия, определенные учебно-методическим комплексом изучаемых дисциплин и имеет целью фиксировать уровень подготовленности студентов в момент измерения (напр., компьютерное тестирование).

Неформальный контроль - способ сбора информации о деятельности каждого студента в условиях практического занятия, который имеет цель динамической оценки сформированности профессиональной компетенции (напр., проектная деятельность).

Самооценка - оценка собственной деятельности студентов и достигнутых в процессе этой деятельности результатов. Ее целью является фиксирование личных достижений или недочетов, внесение необходимой коррекции в процессе обучения (напр., рейтинговая структура деятельности студентов).

Следующая проблема, которая лежит в области данного поля - это необходимость связи с работодателем, для выработки инструментов оценки компетенций так, как оценка качества освоения образовательной программы от части забота заказчика, его контрольных сертифицированных органов, но такая схема работы не имеет массового характера.

И, что особенно важно при компетентностном обучении, - вуз должен обеспечить гарантированно надежное оценивание достижений студентов на всех этапах обучения, отслеживать уровни предметной и профессиональной подготовленности, а также степень развития компетенций студентов при обучении.

Что для этого нужно? Вузам, прежде всего, нужно решить вопросы информационно-технологического, научно-методического и кадрового сопровождения контрольно-оценочной деятельности. Кроме того, требуются программно-инструментальные средства обработки результатов, проведения статистического анализа данных, то есть создание компьютерной программы оценки сформированности компетенций студентов, которая позволит максимально эффективно определять уровень сформированности компетенций на протяжении всего обучения и предоставит возможность студентам выстраивать и мониторить индивидуальную образовательную траекторию [2].

С помощью обозначенной компьютерной программы предлагается решить следующие задачи:

1) организовать оценивающую деятельность на основе принципа междисциплинарной интеграции;

2) объединить сетевые программы университета (например, различные опции модульно-рейтинговой системы) с целью получения развернутой информации о результатах образования студента на различных этапах обучения в вузе;

3) обеспечить возможность студенту мониторить результаты своего обучения на протяжении всего периода обучения с целью формирования или корректировки индивидуальной образовательной траектории (обратная связь, возможность выполнения заданий дистанционно и т.д.);

4) обеспечить экономию времени, удобство и облегчение работы преподавателя в процессе оценивании компетенций;

5) способствовать наполнению электронного портфолио студента (т.к. программа позволит аккумулировать результаты обучения на протяжении всего обучения в вузе);

6) вести статистику и осуществлять анализ, связанный с результатами обучения студентов:

- по отдельной дисциплине или циклу дисциплин в течение семестра, учебного года;

- по итогам семестра и учебного года, нескольких учебных лет;

7) обеспечить разноуровневый доступ к информации в зависимости от потребностей ее пользователей (родители, работодатели, деканат, студенты, преподаватели и т.д.) [3].

Таким образом, создание компьютерной программы позволит сформировать банк образовательной статистики, объединять и дробить информацию по различным выборкам обучающихся, сравнивать их результаты между собой, определять статистические параметры контрольных измерительных материалов и критерии достижения требуемого уровня развития компетенций, а также повысит точность оценивания компетенций с последующей статистической обработкой данных. Автоматизированная обработка резуль-

татов оценивания дает возможность студентам отслеживать свою индивидуальную образовательную траекторию в течение всего периода обучения в вузе и освобождает преподавателей от рутинной работы по оцениванию, перенаправляя их усилия на конструирование образовательного процесса, разработку методик организации самостоятельной работы и создание современных оценочных средств.

Список литературы:

1. Ефремова Н.Ф. К вопросу о создании и функционировании фондов оценочных средств в вузе / Н.Ф. Ефремова // Высшее образование в России. -2015. - № 7. - С. 63-67.

2. Канина Н.П. Предложения по внедрению комплексного подхода к оцениванию компетенций / Н.П. Канина // А1та Mаtеr (Вестн. высш. шк.). -2014. - № 1. - С. 65-69.

3. Канина Н.П. Использование информационно-коммуникационных технологий для оценки сформированности компетенций студентов вуза / Н.П. Канина, Н.В. Силкина, Е.П. Кобелева // Проблемы современного педа-готического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 52, Ч. 6. - С. 274-280.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Попова О.В.1

ЧУ ПОО Академический колледж, г. Сочи

Внеучебная деятельность в профессиональных образовательных организациях - это специально организованное, целенаправленное и управляемое влияние данной деятельности на студента с целью формирования у него определенных качеств, осуществляемое в вузе и пронизывающее весь воспитательно-дидактический процесс. В основу построения данного пространства должны быть положены личностно-деятельностный, индивидуально-творческий и полисубъектный (диалогический) подходы.

Для того, чтобы формирование организационно-управленческих компетенций у студентов в рамках внеучебной деятельности в профес-

1 Заведующий учебной частью Академического колледжа, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.