Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова О.В.

Внеучебная деятельность в профессиональных образовательных организациях - это специально организованное, целенаправленное и управляемое влияние данной деятельности на студента с целью формирования у него определенных качеств, осуществляемое в вузе и пронизывающее весь воспитательно-дидактический процесс. В основу построения данного пространства должны быть положены личностно-деятельностный, индивидуально-творческий и полисубъектный (диалогический) подходы. Для того, чтобы формирование организационно-управленческих компетенций у студентов в рамках внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях было системным, необходимо организовать соответствующее педагогическое сопровождение, позволяющее реализовывать потенциал воспитательного пространства профессиональных образовательных организаций в данном процессе. Такое педагогическое сопровождение включает в себя два компонента: - мониторинг сформированности организационно-управленческих компетенций у студентов и динамики их личностного развития в целом; - создание психолого-педагогических условий (включение студентов в различные виды коллективной внеучебной деятельности (тренинговые занятия, деловые игры, общественные мероприятия, работу в органах студенческого самоуправления), формирование у студентов отношения к внеучебной деятельности как личностно- и социально-значимой цели, создание благоприятного социально-психологического климата, стиль педагогического руководства куратором студенческой группой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

татов оценивания дает возможность студентам отслеживать свою индивидуальную образовательную траекторию в течение всего периода обучения в вузе и освобождает преподавателей от рутинной работы по оцениванию, перенаправляя их усилия на конструирование образовательного процесса, разработку методик организации самостоятельной работы и создание современных оценочных средств.

Список литературы:

1. Ефремова Н.Ф. К вопросу о создании и функционировании фондов оценочных средств в вузе / Н.Ф. Ефремова // Высшее образование в России. -2015. - № 7. - С. 63-67.

2. Канина Н.П. Предложения по внедрению комплексного подхода к оцениванию компетенций / Н.П. Канина // А1та Mаtеr (Вестн. высш. шк.). -2014. - № 1. - С. 65-69.

3. Канина Н.П. Использование информационно-коммуникационных технологий для оценки сформированности компетенций студентов вуза / Н.П. Канина, Н.В. Силкина, Е.П. Кобелева // Проблемы современного педа-готического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 52, Ч. 6. - С. 274-280.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Попова О.В.1

ЧУ ПОО Академический колледж, г. Сочи

Внеучебная деятельность в профессиональных образовательных организациях - это специально организованное, целенаправленное и управляемое влияние данной деятельности на студента с целью формирования у него определенных качеств, осуществляемое в вузе и пронизывающее весь воспитательно-дидактический процесс. В основу построения данного пространства должны быть положены личностно-деятельностный, индивидуально-творческий и полисубъектный (диалогический) подходы.

Для того, чтобы формирование организационно-управленческих компетенций у студентов в рамках внеучебной деятельности в профес-

1 Заведующий учебной частью Академического колледжа, кандидат педагогических наук.

сиональных образовательных организациях было системным, необходимо организовать соответствующее педагогическое сопровождение, позволяющее реализовывать потенциал воспитательного пространства профессиональных образовательных организаций в данном процессе. Такое педагогическое сопровождение включает в себя два компонента:

- мониторинг сформированном^ организационно-управленческих компетенций у студентов и динамики их личностного развития в целом;

- создание психолого-педагогических условий (включение студентов в различные виды коллективной внеучебной деятельности (тренинговые занятия, деловые игры, общественные мероприятия, работу в органах студенческого самоуправления), формирование у студентов отношения к внеучебной деятельности как лич-ностно- и социально-значимой цели, создание благоприятного социально-психологического климата, стиль педагогического руководства куратором студенческой группой).

Ключевые слова: организационно-управленческие компетенции, внеучебная деятельность, личностное развитие, модель педагогического сопровождения.

Система образования претерпевает реформирование, что непосредственно связано с напряженностью традиционных социальных институтов и накладывает свой отпечаток на воспитание и развитие студенческой молодежи, поиск молодыми людьми эффективных и наиболее приемлемых форм самореализации и самоутверждения среди сложно развивающейся молодежной среды. Одновременно с этим демократизация общества, его жизни, обучения и воспитания требует обязательного включения обучающихся в практическую инновационную деятельность социума, предоставляющую наиболее выгодные условия для их самовоспитания, саморазвития и участия в решении различных вопросов студенческой жизни. В настоящее время в экономической сфере общества формируется «социальный заказ» на профессиональную подготовку специалистов высокой квалификации, готовых к проявлению инициативности, эффективной работе в коллективе (команде), самостоятельному решению профессиональных задач и отличающихся высокой ответственностью на любом уровне и в любом деле.

Данные требования к среднему профессиональному образованию определяют необходимость формирования благоприятных условий для реорганизации и оптимизации внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях. Особую роль такая деятельность выполняет в процессе формирования у будущих специалистов организационных и управленческих компетенций, поскольку обучающийся в процессе активного участия в жизни колледжа реализует компетенции для решения практико-ориентированных, организационных и управленческих задач, обучается навыкам грамотной и конструктивной деловой коммуникации. Такого рода

компетенции отражены в каждом ФГОС СПО в блоке общепрофессиональных компетенций и включают в себя: способность работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности и пр.

Однако в современной педагогической науке развитие организационно-управленческих компетенций в рамках внеучебной деятельности как отдельное направление образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях не выделяется. При этом обучающийся в процессе активного участия в жизни профессиональной образовательной организации может развивать свои компетенции в процессе решения практикоори-ентированных задач, грамотно и конструктивно осуществлять деловые коммуникации и пр. Причем в условиях учебной аудиторной работы очень сложно добиться условий, соотносимых с условиями, в которых та или иная компетенция проявляется. Однако воспитательный процесс в полной мере следует рассматривать как пространство, которое предоставляет обучающихся возможность развивать свои компетенции в области межличностного взаимодействия, работы в коллективе, решении организационных задач и пр.

Организационно-управленческая подготовленность обучающихся профессиональной образовательной организации включает в себя компетенции, позволяющие ему эффективно осуществлять управленческие задачи и в роли субъекта управления, и в роли объекта управления. Организационно-управленческие компетенции, формируемые в условиях внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях, в нашем исследовании мы определили как совокупность знаний, умений, ценностных ориента-ций и личностных качеств обучающихся, способность и готовность к выполнению организационных и управленческих функций в студенческом коллективе, принятию индивидуальных и коллективных управленческих решений.

Наше исследование выявило ряд противоречий.

Разрешение противоречий потребовало разработки стратегий.

Первая стратегия включает в себя организацию условий для развития способности выстраивать и перестраивать коллективную деятельность с целью решения проблемной задачи.

Вторая стратегия развития организационно-управленческих компетенций связана с развитием у обучающийсяа готовности к применению средств и способов воздействия на субъектов управления в целях осуществления коллективной деятельности в рамках решения проблемной задачи.

Субъекты, ответственные за реализацию компетентностноразвивающей внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях, выполняют, в первую очередь, фасилитирующую функцию.

Данное положение является составляющей концепции воспитания в рамках нашего исследования, которая обуславливается рядом общеметодологических подходов:

- Личностно-ориентированный подход.

- Индивидуально-творческий подход.

- Полисубъектный (диалогический) подход.

Одной из значимых задач нашего исследования было моделирование педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у обучающихся в процессе внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях.

Модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у обучающихся в процессе внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях отражает этапы его внедрения в воспитательный процесс профессиональных образовательных организациях.

Первый этап (подготовительный) представлен обоснованием методологических основ, постановкой теоретических и практической целей и формулированием соответствующих им задач.

Второй этап (теоретический): разработка концепции формирования организационно-управленческих компетенций у обучающихся в виде содержательно-целевого поля, критериев и направлений воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях, форм и методов внеучебной работы обучающихся; разработка содержания педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у обучающихся.

Полем для формирования был выбран социально-психологический клуб «Мой колледж и Я», в рамках которого осуществлялась реализация обозначенных выше психолого-педагогических условий формирования организационно-управленческих компетенций обучающихся.

Еще одно направление, способствующее формированию организационно-управленческих компетенций обучающихся - это их стимулирование к участию в студенческом самоуправлении, где они осваивают этапы и направления организационной и управленческой деятельности.

Третий этап модели (экспериментальный) включает в себя разработку и систематизацию критериев оценки эффективности формирования организационно-управленческих компетенций у обучающихся в процессе внеучеб-ной деятельности в профессиональных образовательных организациях, проведение эксперимента, анализ и оценку результатов, а также формулирование педагогических рекомендаций участникам воспитательного пространства профессиональных образовательных организаций.

Моделирование позволило выявить критерии оценки сформированно-сти организационно-управленческих компетенций, включающие в себя лич-

юстю-деятельностные и индивидуально-психологические критерии, которые распределены по компонентам.

В процессе формирующей работы структура игровых и тренинговых занятий социально-психологического клуба «Мой колледж и Я» представлена активными формами групповой работы и методами принятия групповых решений.

В дальнейшем формирование организационно-управленческих компетенций осуществлялось в процессе привлечения обучающихся к участию в студенческом самоуправлении.

Формирующий эксперимент проходил со обучающимися двух групп 1 и 2. Отличие было в том, что обучающиеся, включенные в группу 1, были участниками социально-психологического клуба «Мой колледж и Я». В результате экспериментальной реализации педагогического сопровождения формирования организационно-управленческой компетентности у обучающихся во внеучебной деятельности профессиональных образовательных организациях мы получили следующие результаты диагностики:

1. Среднегрупповые оценки показывают состояние социально-психологического климата, в контрольной группе его можно охарактеризовать как противоречивое. В экспериментальных группах 1-2 произошли существенные позитивные изменения.

2. Изучение стилей межличностного взаимодействия также обнаружило значительную положительную динамику: процент обучающихся, испытывающих большую потребность во взаимодействии с группой возрос

4. Оценка стилей поведения в конфликтной ситуации позволила увидеть положительные изменения, выраженные в переориентации стилей поведения в конфликтной ситуации у испытуемых

5. Сравнение результатов по определению ценностно-ориентационно-го единства в группах показало рост коэффициента: на констатирующем этапе в обеих группах он был равный, после проведения формирующего эксперимента коэффициент в экспериментальных группах повысился, а в контрольной группе остался прежним.

6. Оценка стиля руководства кураторов показала рост числа баллов в экспериментальных группах, оценивающих обучающихся эмоциональность кураторов, их умение проявлять чуткость и доброту, внимание и человечность.

Повторное обследование демонстрирует эффективность педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у обучающихся во внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организаций.

Таким образом, в результате внедрения педагогического сопровождения нами были зафиксированы изменения в формировании организационно-

управленческих компетенций у обучающихся экспериментальной группы в результате их активного участия во внеучебной деятельности, чего не наблюдалось в контрольной группе.

В целом, экспериментальная апробация педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций обучающихся во внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях позволяет говорить о его эффективности и результативности.

Список литературы:

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2000. -512 с.

2. Кагосян А.С. Педагогические условия реализации личностно-разви-вающего потенциала образовательных технологий в профессиональном образовании [Текст] / А.С. Кагосян // Гуманизация образования. - 2009. - № 5.

3. Попова О.В. Воспитательный процесс как ресурс формирования общекультурных компетенций у студентов вуза [Текст] / О.В. Попова // Глобальный научный потенциал. - СПб., 2013. - № 9 (30).

4. Попова О.В. Формирование организационно-управленческих компетенций студентов в воспитательном пространстве вуза [Текст] / О.В. Попова // Перспективы науки. - Тамбов, 2013. - № 9 (50).

ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ», «КОМПЕТЕНТНОСТЬ», «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД» В ОБУЧЕНИИ

© Цыдыпова А.В., Цыренова И.Б., Любовникова О.В.

ФГОУ ВО «Бурятская сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова», г. Улан-Удэ

В статье представлен теоретический анализ различных точек зрения и авторских позиций по рассматриваемой проблеме. Представлено содержание основных понятий: компетентность, компетенция, компе-тентностный подход.

На сегодняшний день образование является ведущим ресурсом и фактором, обеспечивающим стабильное развитие не только экономики, но и общества в целом. Особое внимание к системе современного качественного образования обусловлено тем, что образование как результат является основой для решения социально-экономических проблем общества, сохранения и развития науки, культуры, промышленности и технологии. Системы образования России неразрывно связана с проблемой повышения качества профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.