Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных компетенций у будущего педагога в студенческом научном обществе'

Формирование коммуникативных компетенций у будущего педагога в студенческом научном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОЕКТ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCES / FUTURE TEACHER / STUDENT SCIENTIFIC COMMUNITY / PROJECT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наговицын Роман Сергеевич, Голубева Ирина Александровна

Введение. Данная статья посвящена анализу процесса совершенствования коммуникативных качеств выпускников, будущих учителей-предметников на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности. Авторы анализируют основные направления реализации межличностной, групповой и организационной коммуникации в профессиональной подготовке педагога. Цель статьи обосновать эффективность программы формирования коммуникативных компетенций на основе проектной деятельности в студенческом научном обществе с помощью создания специального диагностического инструментария. Материалы и методы. Теоретический этап исследования предполагал анализ отечественной и зарубежной педагогической теории, практики, стандартов и опыта решений по заявленной проблеме исследования. Для подтверждения эффективности результатов эксперимента применены методы ма-тематико-статистического анализа и создана специальная диагностика, составленная в соответствии с Профессиональным стандартом педагога на основе контент-анализа содержимого ответов. Результаты исследования. На основе создания модели содержания коммуникативной компетенции будущего педагога разработана авторская 72-часовая программа по внеучебной деятельности. Особенность программы состояла в том, что в каждом мероприятии рассматривалось до трех ролей: координатор, креативный деятель, участник. В исследовании представлен новый взгляд на мониторинг качества образования, в частности авторская диагностика по анализу умений использовать коммуникацию в достижении целей педагогической деятельности. Обсуждение и заключение. Практическое применение выявленных в исследовании положений по интеграции учебной и внеучебной деятельности для формирования коммуникативных качеств студентов может быть реализовано в организации образовательно-воспитательного пространства высшего учебного заведения педагогического профиля. Использованный в исследовании квалиме-трический подход к анализу трудоемкости учебных дисциплин в аспекте подсчета зачетных единиц по компетенциям может быть задействован в качестве одного из показателей мониторинга основных образовательных программ. Исследование будет полезно преподавателям кафедр педагогического направления для совершенствования образовательно-воспитательного пространства различных образовательных организаций по данному профилю подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наговицын Роман Сергеевич, Голубева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Future Teachers' Communicative Competences through the Student Scientific Society Activities

Introduction. This article is devoted to the analysis of the process improving communicative qualities of graduates and future subject teachers through the integration of educational and extracurricular activities. The authors analyze main directions of implementation of interpersonal, group and organizational communication in teacher training. The purpose of the article is to substantiate the effectiveness of the program of developing communicative competences on the basis of project activities in the student scientific community by creating special diagnostic tools. Materials and Methods. As a methodological substantiation of the study, the competence approach is considered; the implementation of the latter, in conjunction with the systemic, innovation-technological, qualitative, activity-oriented and personality-oriented approaches, provides a higher qualitative level of vocational training of future teachers. At the theoretical stage of the study, the foreign and Russian pedagogical theory, practices, standards and solutions to the stated research problem were analyzed. To confirm the effectiveness of the experimental results, methods of mathematical statistical analysis were applied and a special diagnosis was created, compiled in accordance with the Professional Standard of the teacher based on content analysis of the contents of the answers, in terms of the availability of linguistic units of positive and negative connotations. The practical part of the research involved the student scientific community of the Pedagogical Institute. Results. Based on the created model for the content of the communicative competence of the future teacher, the author's 72-hour program was developed for 6-month extra-curricular activities. It contained various forms of work: the implementation of brainstorming methods, communicative battles, a round table, essay writing, scientific stand-up, intellectual play, etc. The peculiarity of the program was that in each case, up to three roles were considered: coordinator, creative person, participant. The study presents a new perspective on the monitoring of the quality of education, in particular, the author's diagnosis of analysis of communicative skills aimed at achieving goals of pedagogical activity. Discussion and Conclusion. Practical application of the provisions identified in the study on the integration of educational and extracurricular activities for the formation of communicative qualities of students can be realized in the organization of the educational and educational space of a higher educational institution of the pedagogical profile. The qualitative approach used in the study to analyze the labor intensity of educational disciplines in terms of counting credit units to estimate competencies can be applied as one of the indicators of monitoring basic educational programs. The study will be useful for teacher trainers wishing to improve the educational space of various learning organizations for this profile of training.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных компетенций у будущего педагога в студенческом научном обществе»

ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online) http://edumag.mrsu.ru

УДК 371.134:316.77

DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.066-084

Формирование коммуникативных компетенций у будущего педагога в студенческом научном обществе

Р. С. Наговицын*, И. А. Голубева

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко», г. Глазов, Россия, * [email protected]

Введение. Данная статья посвящена анализу процесса совершенствования коммуникативных качеств выпускников, будущих учителей-предметников на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности. Авторы анализируют основные направления реализации межличностной, групповой и организационной коммуникации в профессиональной подготовке педагога. Цель статьи - обосновать эффективность программы формирования коммуникативных компетенций на основе проектной деятельности в студенческом научном обществе с помощью создания специального диагностического инстру ментария.

Материалы и методы. Теоретический этап исследования предполагал анализ отечественной и зарубежной педагогической теории, практики, стандартов и опыта решений по заявленной проблеме исследования. Для подтверждения эффективности результатов эксперимента применены методы ма-тематико-статистического анализа и создана специальная диагностика, составленная в соответствии с Профессиональным стандартом педагога на основе контент-анализа содержимого ответов. Результаты исследования. На основе создания модели содержания коммуникативной компетенции будущего педагога разработана авторская 72-часовая программа по внеучебной деятельности. Особенность программы состояла в том, что в каждом мероприятии рассматривалось до трех ролей: координатор, креативный деятель, участник. В исследовании представлен новый взгляд на мониторинг качества образования, в частности авторская диагностика по анализу умений использовать коммуникацию в достижении целей педагогической деятельности.

Обсуждение и заключение. Практическое применение выявленных в исследовании положений по интеграции учебной и внеучебной деятельности для формирования коммуникативных качеств студентов может быть реализовано в организации образовательно-воспитательного пространства высшего учебного заведения педагогического профиля. Использованный в исследовании квалиме-трический подход к анализу трудоемкости учебных дисциплин в аспекте подсчета зачетных единиц по компетенциям может быть задействован в качестве одного из показателей мониторинга основных образовательных программ. Исследование будет полезно преподавателям кафедр педагогического направления для совершенствования образовательно-воспитательного пространства различных образовательных организаций по данному профилю подготовки.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, будущий учитель, студенческое научное общество, проект, внеучебная деятельность

Для цитирования: Наговицын Р. С., Голубева И. А. Формирование коммуникативных компетенций у будущего педагога в студенческом научном обществе // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 1. С. 66-84. DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.066-084

© Наговицын Р. С., Голубева И. А., 2019

© I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Forming Future Teachers' Communicative Competences through the Student Scientific Society Activities

R. S. Nagovitsyn *, I. A. Golubeva

Glazov State Pedagogical Institute named after V. G. Korolenko, Glazov, Russia,

* [email protected]

Introduction. This article is devoted to the analysis of the process improving communicative qualities of graduates and future subject teachers through the integration of educational and extracurricular activities. The authors analyze main directions of implementation of interpersonal, group and organizational communication in teacher training. The purpose of the article is to substantiate the effectiveness of the program of developing communicative competences on the basis of project activities in the student scientific community by creating special diagnostic tools.

Materials and Methods. As a methodological substantiation of the study, the competence approach is considered; the implementation of the latter, in conjunction with the systemic, innovation-technological, qualitative, activity-oriented and personality-oriented approaches, provides a higher qualitative level of vocational training of future teachers. At the theoretical stage of the study, the foreign and Russian pedagogical theory, practices, standards and solutions to the stated research problem were analyzed. To confirm the effectiveness of the experimental results, methods of mathematical statistical analysis were applied and a special diagnosis was created, compiled in accordance with the Professional Standard of the teacher based on content analysis of the contents of the answers, in terms of the availability of linguistic units of positive and negative connotations. The practical part of the research involved the student scientific community of the Pedagogical Institute.

Results. Based on the created model for the content of the communicative competence of the future teacher, the author's 72-hour program was developed for 6-month extra-curricular activities. It contained various forms of work: the implementation of brainstorming methods, communicative battles, a round table, essay writing, scientific stand-up, intellectual play, etc. The peculiarity of the program was that in each case, up to three roles were considered: coordinator, creative person, participant. The study presents a new perspective on the monitoring of the quality of education, in particular, the author's diagnosis of analysis of communicative skills aimed at achieving goals of pedagogical activity.

Discussion and Conclusion. Practical application of the provisions identified in the study on the integration of educational and extracurricular activities for the formation of communicative qualities of students can be realized in the organization of the educational and educational space of a higher educational institution of the pedagogical profile. The qualitative approach used in the study to analyze the labor intensity of educational disciplines in terms of counting credit units to estimate competencies can be applied as one of the indicators of monitoring basic educational programs. The study will be useful for teacher trainers wishing to improve the educational space of various learning organizations for this profile of training.

Keywords: communicative competences, future teacher, student scientific community, project, extracurricular activities

For citation: Nagovitsyn R.S., Golubeva I.A. Forming Future Teachers' Communicative Competences through the Student Scientific Society Activities. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2019; 23(1):66-84. DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.066-084

Введение

В настоящее время в связи с нарастающим развитием средств массовой информации, институтов гражданственности и гласности, глобализацией экономики и повышенной деловой активности актуальным для общества и государства стал вопрос развития коммуникативной компетентности личности. Для решения профессиональных целей особое значение имеет формирование коммуникативной компетенции в профессиональной

деятельности педагога, так как перед учителем стоит задача постоянного осуществления межличностной, групповой и организационной коммуникации. Тем не менее поставленные перед педагогическими вузами задачи по активной реализации учебных и внеучебных мероприятий, направленных на развитие различных видов коммуникации у студентов, обучающихся по педагогическим направлениям, остается без внимания исследователей. Актуальность данного

исследования подчеркивает и тот факт, что не всегда традиционные средства и методы в учебном процессе позволяют добиться эффективного формирования коммуникативной компетенции выпускника педагогического вуза [1].

При изучении ФГОС ВО 3+ по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) выявлено, что существуют две ключевые компетенции, ориентированные на формирование коммуникативных качеств будущего педагога: общекультурная (ОК-4) и общепрофессиональная (ОПК-5). Следует отметить, что ОК-4 включает в себя следующие требования к результатам освоения программы бакалавриата: выпускник должен обладать способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. В свою очередь, ОПК-5 предполагает владение основами профессиональной этики и речевой культуры.

Для нашего исследования также необходим анализ «Профессионального стандарта педагога», который определяет соответствующий для профессиональной деятельности образ выпускника педагогического вуза. В стандарте не используется понятие «компетенция», приняты такие термины, как трудовые действия, необходимые умения, знания и другие характеристики [2]. Однако компетенции, описанные в ФГОС ВО, коррелируют с трудовыми функциями «Профессионального стандарта педагога». Так, ОК-4 является составной частью «Развивающей деятельности» (А/03.6), а ОПК-5 - частью общепедагогической функции обучения и выражается в таких трудовых действиях, как разработка и реализация программ учебных дисциплин, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС, проведение учебных занятий, формирование мотивации к обучению и др.

Таким образом, многообразие и высокий уровень значимости компонентов данных трудовых функций («Развива-

ющая функция» и «Общепедагогическая функция. Обучение») доказывают, что формирование коммуникативной компетенции является одним из важнейших требований к будущему педагогу. Наличие общекультурной и общепрофессиональной компетенции коммуникативной направленности в ФГОС ВО также подчеркивает важность данных требований к результатам освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки).

Выявленные положения определили цель нашего исследования и актуальность проведения экспериментальной работы по внедрению авторской программы формирования коммуникативных компетенций на основе проектной деятельности во внеучебное время студентов.

Обзор литературы

Чтобы выявить компоненты коммуникативной компетенции, изучим историю понятия и существующие на сегодняшний день определения, различные точки зрения о составляющих элементах изучаемой дефиниции [3]. Понятие «коммуникативная компетенция» появилось в связи с потребностью выделить актуальную для образовательного процесса ориентацию на построение нового коммуникативно-ориентированного образовательно-воспитательного процесса вуза [4]. Изначально изучаемая дефиниция понималась как «рабочий ориентир реализации языка» [5], «программа речевого поведения», «речевой навык», «практическое владение коммуникацией» [6].

Следует отметить, что коммуникативная компетенция понималась в исследованиях как «взаимосвязь навыков, позволяющих реализовать взаимодействие на определенном языке, или более объемно - включая знания теоретического знания о языке» [7]. Так, Ф. Вольф, К. Борциковски в своей работе коммуникативную компетентность рассматривают как комплекс определенных четко взаимосвязанных способностей коммуникации, которые необходимы

для адекватного и эффективного взаимодействия молодежи, особенно людей из разных культур и социальных категорий [8]. В свою очередь, А. А. Исакова показывает основные компоненты данной компетенции (лингвистический, социолингвистический и прагматический) и определяет, что процесс формирования коммуникативной компетенции является основой в воспитании и обучении поколения молодых специалистов [9].

В ходе анализа научной литературы было классифицировано три основополагающих функции при определении коммуникативной компетенции:

1) коммуникативная компетенция является основой межличностного общения (Л. М. Андрюхина, Н. Ю. Фадеева, Т. Шапиро Ледли, М. Р. Тейбер, С. Линдс, Б. Доменико, Л. А. Дэлмен, О. Одаг, Х. Р. Уоллин, К. К. Кедзиор) [10-12];

2) коммуникативная компетенция как владение системой языка (Ю. Хабер-мас, Э. Паркс, С. Ф. Танг, Э. К. Й. Вонг, М. Ченг) [13-15];

3) коммуникативная компетенция как основа формирования речевого поведения (Е. В. Малая, А. Аббас, М. Маклин, Х. Бухштейн) [16-18].

После подробного изучения всего многообразия определений понятия «коммуникативная компетенция», компонентов, изучения методических и нормативных документов нами была разработана авторская модель компонентов коммуникативной компетенции будущего педагога, состоящая из четырех основных компонентов:

1. Знание системы языка и владение ее уровнями: фонетическим, морфологическим, грамматическим, стилистическим.

2. Умение в устной и письменной речи решать задачи межличностного взаимодействия: использовать речь адекватно ситуации общения, воспринимать речь партнера по общению, владение невербальными способами общения.

3. Умение строить свою речь на основе собственных знаний в рамках темы общения: оперирование аргументами и фактами, выработка собственной точки зрения.

4. Умение использовать коммуникацию в достижении целей педагогической деятельности.

Для удобства использования нами введены краткие обозначения данных компонентов, представленных на рисунке.

На современном этапе развития общества внедряемые в систему образования молодежи ФГОС ВО 3+ ориентированы на системную подготовку бакалавра с учетом мониторинга качества образования и требуют от учебных заведений новых подходов к профессиональной подготовке молодежи [19], в частности применение синектического метода [20]. Это, в свою очередь, предполагает усиление роли системы внеучебной деятельности, поиск актуальных форм, способов и методов такой деятельности на основе внедрения коммуникационных технологий к обучению [21].

Специфика внеучебной работы в вузе связана с тем, что она реализуется в до-суговое время и обучающийся по своему желанию определяет тот или иной вид занятий: участие в общественной работе, чтение, теле- и кинопросмотры, посещение театров, музеев, спортивных зрелищ и дискотек, участие в художественной самодеятельности, пассивный отдых и спорт [22]. В связи с этим работу по формированию коммуникативной компетентности со студентами целесообразно осуществлять не только в учебной деятельности, но и с помощью разнообразных, эффективных, на наш взгляд, форм и методов внеучебной работы [23].

С точки зрения М. В. Кларина, ключевое место среди методов, выявленных в отечественных и международных исследованиях, посвященных формированию коммуникативной компетентности, в настоящий момент принадлежит (помимо бесед, лекций-диалогов, мозговых штурмов, коммуникативных тренингов, ролевых и деловых игр) методу проектов [24]. Р. М. Гиллис, А. Хан, К. Николс считают, что для обучающихся, особо актуальным в данном коммуникационном процессе, помимо метода проектов, важно использование метода научных дискуссий

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 23, № 1. 2019

Р и с у н о к. Модель содержания коммуникативной компетенции будущего педагога F i g u г e. The model of the content of a future teacher's communicative competence

и конференций [25]. Проект актуален тем, что каждый студент может показать настоящую заинтересованность не только в материализованном продукте, получаемом в ходе его выполнения, но и в самом процессе его осуществления [26], через целостное и одновременно многогранное активное взаимодействие с другой личностью, принимая его обоснованное мнение [27]. Взаимодействие в проектной деятельности всегда является активным процессом, предполагающим совершенствование коммуникативных умений [28].

Инновационной формой развития коммуникативной компетенции можно назвать такую форму, как научный Stand-up или Science Slam. Вместо обычной реализации теоретических занятий предлагается самопрезентация в течение 8-10 мин. и изложение ключевых достижений своих исследований и их теоретической и практической значимости [27]. На наш взгляд, такая форма работы особенно полезна для будущего педагога. Адаптируя материал для детей различных возрастов, строя свои занятия, педагогу

необходимо преподносить материал как можно доступнее и понятнее [28].

Следует отметить, что профессия педагога относится к разряду коммуникативных, поскольку данная практическая деятельность подразумевает общение, и ее успех в значительной мере зависит от коммуникативной компетентности специалистов в межличностной коммуникации, взаимодействии и восприятии [29]. Кроме того, интенсификация общественных связей, расширение поля коммуникации активизирует психологическое давление и образует напряженность в процессе взаимодействия [26]. Высокий уровень коммуникативной компетентности страхует педагогического работника от неприятных напряженных ситуаций и содействует активному межличностному общению [30]. Интеграция использования разнообразных нетрадиционных форм и методов во внеучебной деятельности, таких как активное участие в студенческом научном сообществе вуза, позволит оптимизировать процесс формирования коммуникативных компетенций студентов.

Материалы и методы

В качестве методологического обоснования авторского исследования рассматривается компетентностный подход, реализация которого во взаимосвязи с системным, инновационно-технологическим, квалиметрическим, дея-тельностным и личностно-ориенти-рованным подходами обеспечивает более высокий качественный уровень профессиональной подготовки будущих учителей. Основной акцент исследовательской работы в теоретическом аспекте был направлен на систематизацию нормативно-законодательных документов, федеральных стандартов и теоретико-методологической литературы по заявленной проблеме. В ходе моделирования образовательно-воспитательного процесса использованы систематизация, сравнение, сопоставление и обобщение. Экспериментальное исследование построено на основе метода контентного анализа текста и экспертных оценок [31].

Для экспериментальной и контрольной выборки студентов нами проведена предварительная работа по анализу уровня сформированности у них представленных выше компетенций. Для эксперимента проанализированы учебные планы профессиональной подготовки Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко (далее ГГПИ), реализуемые на различных факультетах. На основе, специально разработанной для исследования формулы определено, сколько зачетных единиц в учебном плане по различным образовательным профилям дисциплин задействовано в формировании коммуникативных компетенций: X = V ,, где X - количество зачетных

кк кк/n кк

единиц, при усвоении которых формируется коммуникативная компетенция, V - трудоемкость дисциплин профиля в зачетных единицах, n - количество компетенций.

Например, для анализа выбран студент III курса по образовательной программе «Начальное образование» и «Математика». Учебный план по дан-

ной образовательной траектории с I по III курсы включает три дисциплины, направленные на формирование компетенций ОК-4 или ОПК-5: «Культура русской речи» (3 з.е.), «Иностранный язык» (8 з.е.), ДПВ «Проектная деятельность учителя начальных классов» (6 з.е.). Следует отметить, что последняя дисциплина формирует, помимо компетенции ОПК-5, еще две профессиональные компетенции. Таким образом, мы получаем следующие расчеты: X = 3 + 8 + 6/3 = 13 з.е. Это значит, что представленные компетенции формируются у выбранного студента с I по III курс в общей трудоемкости на 13 зачетных единицах.

В экспериментальную группу вошли студенты - члены студенческого научного общества (далее СНО), а также активно посещающие периодические его заседания и мероприятия. Реализация СНО в различных высших учебных заведениях является одной из основных составляющих подготовки будущего бакалавра во внеучебной деятельности. Такого мнения придерживаются К. Ф. Брукс, Э. Марти-нес, А. Солтер, Л. Аткинс, обосновывая в своих исследованиях эффективность применения научного метода в реализации образовательно-воспитательного процесса [27; 29; 32]. В свою очередь, результаты экспериментов, проведенных Д. Пикер, Э. Л. Долан, К. Р. Уил-лмоттом, Р. П. Кларком, Т. М. Хар-рисоном дополняют предложенный научный метод тем, что данный процесс наиболее эффективен только в групповой или парной работе под руководством настоящего ученого, который сам реализует и публикует научно-исследовательскую и проектную работу [33; 34].

На основе представленных выше вычислений у всех претендентов (членов и активных участников СНО) для участия в конкурсе были выбраны, студенты, у которых индекс Хк на момент эксперимента не превышал 15 з.е., но был не менее 5 з.е. Этому критерию соответствовал 21 студент, 20 из которых вошли в экспериментальную группу. В эту выборку вошли студенты II-IV курсов, обучающиеся по образователь-

ным программам 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки): «Музыка» и «Начальное образование», «Начальное образование» и «Математика», «Математика» и «Информатика», «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование», «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности», «Физика» и «Информатика». Для контрольной группы были выбраны студенты этих же образовательных направлений и курсов, отвечающие разработанному критерию, но не участвующие в деятельности СНО.

В рамках формирующего этапа эксперимента с участниками экспериментальной группы нами была реализована авторская программа по формированию коммуникативных компетенций студентов. Программа рассчитана на 72 академических часа. Она построена таким образом, что каждое мероприятие решало задачу формирования и развития одного или нескольких компонентов владения коммуникативной компетенцией, как предлагают в своем исследовании Р. Л. Райли, Р. М. Бустаманте, С. Л. Эд-монсон [35], но в рамках предложенной в исследовании авторской модели коммуникативной компетенции будущего педагога. Особенностью данной программы являлось распределение ролей между членами экспериментальной группы. Для каждого мероприятия выделено три основных роли:

- «координатор» - лицо, участвующее в подготовке и проведении мероприятий: в обозначении концепции, написании сценария, подборке материалов, налаживании контактов с партнерами, анализе результатов мероприятия;

- «креативный деятель» - лицо, предлагающее множество решений задач, возникающих при организации мероприятия, участвующий в обсуждении и подготовке мероприятия;

- «участник» - лицо, непосредственно принимающее участие в мероприятии

в качестве основного субъекта взаимодействия с ведущим.

Данные роли определены нами неслучайно. Наша задача - соотнести их с теми уровнями объема дисциплин, в которых формируются коммуникативные компетенции у обучающихся различных профилей ГГПИ. Студентам, имеющим индекс Хкк > 10, чаще всего предлагались роли координатора и креативного деятеля, студентам с индексом X < 10 - роли участника и креативного деятеля.

Программа реализована нами в рамках деятельности СНО института в период с ноября 2016 по июнь 2017 г. Активными месяцами проведения мероприятий программы с учетом учебного графика обучающихся стали ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель и май. На каждый месяц выпало по 12 академических часов, на каждое мероприятие, обозначенное в таблице 1, по 4 академических часа. Программа содержала различные формы работы: реализацию методов мозгового штурма, коммуникативные бои, круглый стол, написание эссе, научный stand-up, интеллектуальную игру и др.

Для оценки результатов эксперимента подобраны три стандартные диагностики: тест по русскому языку и культуре речи для студентов вузов, где проверялось знание системы языка и владение ее уровнями (фонетическим, морфологическим, грамматическим, стилистическим); тестирование коммуникативных умений по анализу уровня у респондентов устной и письменной речи для решения задачи межличностного взаимодействия; оценка умений студентов строить свою речь на основе собственных знаний в рамках темы общения через оперирование аргументами и фактами и выработки собственной точки зрения. Для исследования была также разработана авторская диагностическая методика по анализу умений у обучающихся использовать коммуникацию в достижении целей педагогической деятельности.

Т а б л и ц а 1. Авторская программа формирования коммуникативных компетенций на основе проектной деятельности в студенческом научном обществе

T a b l e 1. Authorial program for the formation of communicative competences, based on project activities in a student scientific society (SSS)

Название мероприятия / Title of Event

Краткое описание / Brief description

1

2

Проведение презентаций плана работы СНО факультета на текущий учебный год / Presenting the work plan of the SSS activities for the current academic year

Проведение организационного собрания в связи с подготовкой к «Неделе научного кино» / Organizing a meeting for the upcoming event "Week of Scientific Films" Проведение Недели актуального научного кино / Staging a week of popular scientific films

Участие в серии мастер-классов в рамках образовательного проекта «Достижение» / Participation in a series of master classes within the framework of the educational project "Achievement" Организация конвейера проектов в рамках городского образовательного проекта «Достижение» / Organization of the conveyor of projects within the framework of the city educational project "Achievement"

Проведение предварительного этапа защиты образовательного проекта «Достижение» / Carrying out the preliminary stage of protection of the educational project "Achievement"

Членами СНО была подготовлена творческая презентация плана работы СНО на 2016-2017 учебный год, выступление было представлено на отчетно-выборном собрании СНО института. По окончании собрания реализован разбор выступления по следующим критериям: наличие ошибок в речи выступающих, донесение до зрителя всей необходимой информации, качество подготовки электронной презентации / The SSS members prepared a creative presentation of their work plan for the 2016-2017 academic year, and the presentation was given at the meeting of the Institute's SSS. After the meeting, the presentation was analyzed using the following criteria: the presence of errors in the speech, providing the viewer with all necessary information, and quality of the preparation of an electronic presentation

Собрание было проведено в формате мозгового штурма с использованием технологии Speed-dating. После обсуждения в парах было организована общая дискуссия всех идей и выбор оптимальных, выработан план подготовки / The meeting was held in a brainstorming format using the Speed-dating technology. Students, working in constantly changing pairs, discussed various organizational issues. After the discussion in pairs, the general discussion of all ideas and the selection of optimal ideas was organized, and a training plan was drawn

Членами СНО была организована «Неделя научного кино»: подобраны актуальные научные фильмы, достигнута договоренность с преподавателями, которые вели дискуссии, составлен сценарий мероприятия; разработан буклет с рекомендуемыми для обсуждения вопросами по фильмам и организован квест / The SSS organized the Week of Scientific Films: current scientific films were selected, an agreement was reached with teachers who conducted the discussions, scenarios for the opening and closing of the Week were put down. Also the booklet with recommended questions for films was developed and the quest was organized

Члены СНО стали участниками мастер-классов от сотрудников и преподавателей вуза, а также от приглашенных специалистов: «Формула командного успеха», «Лидер и его команда», «Есть идея!», «Пиар и продвижение некоммерческого проекта» / SSS members participated in master classes delivered by the faculty, instructors, and guests: "The Formula of Team Success", "The Leader and His/Her Team", "I got an Idea!", "PR and Promotion of a Non-Commercial Project"

Члены СНО являлись организаторами данного конвейера, на каждом этапе им предстояло рассказать об одном из элементов социального проекта: идея, актуальность и т. д. Проводились предварительные репетиции, осуществлялась проработка наиболее интересной и доступной формы донесения информации / The SSS organized this convyeor, at each stage of which they had to talk about one of the elements of the social project: idea, relevance, etc. Preliminary rehearsals were conducted, and the most interesting and accessible form of data reporting was worked out

Члены СНО выступили в качестве экспертов на первом этапе защиты. Оценка и корректировка защиты команд проходила по следующим критериям: тайминг выступления, соответствие содержания выступления необходимым требованиям: грамотность речи выступающего, использование невербальных средств общения, качество оформления электронной презентации / The members of the SSS acted as experts at the first stage of the defense. Assessments and adjustments to the protection of teams took place according to the following criteria: timing of the performance; the correspondence of the content of the speech with the necessary requirements: all the main components of the project were announced; literacy of the speech; use of non-verbal means of communication; quality of electronic presentation

Продолжение табл. 1 / Extention of table 1 1 | 2 ~

Проведение мастер- В рамках мастер-класса студенты учились правильно выкладывать посты

класса по использо- в социальных сетях, рекламировать научные мероприятия и результаты

ванию социальных в области научных достижений. Затем каждому члену СНО было дано задание

сетей в целях неком- по рекламе одного из событий. Предложенные варианты были проанализи-

мерческой рекламы / рованы с точки зрения грамотности, доступности, информативности / Within

A master class on the the framework of the master class, students learned how to properly post in social

use of social networks media, to advertise scientific events or achievements in the relevant field. After

for non-commercial the master class, each member of the SSS was given the task of advertising one

advertising purposes of the events. Each news in the social media was analyzed in terms of literacy, accessibility, information capacity

Участие в круглом Члены СНО приняли участие в работе круглого стола Всероссийского форума

столе «Качество об- по качеству образования (место проведения - ГГПИ). На данном мероприя-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разования: теория и тии обсуждались проекты по внедрению различных технологий мониторинга

практика оценки» / образовательно-воспитательного процесса вуза / The SSS members took part

Participation in the in the round table of the Russian Forum on the Quality of Education, which was

round table "Quality held at the State Pedagogical University. At this event projects on the introduction

of Education: Theory of various technologies for monitoring the educational process of the university

and Practice of Assess- were discussed ment"

Проведение интел- Вопросы игры были ориентированы на обогащение словарного запаса, по-

лектуальной игры вторение сложных случаев употребления. В рамках мероприятия проведен

по русскому язы- мастер-класс по ораторскому искусству. Также были представлены проекты по

ку и культуре речи популяризации национального удмуртского языка / Questions of the intellectual

«Счастливый слу- game were aimed at enriching the vocabulary and repeating complex cases of use.

чай» / Conducting an Within the framework of the event, the master class on oratorical art was held.

intellectual game in Projects popularizing the Udmurt national language were also presented the Russian language and the culture of speech "Lucky Strike"

Проведение опро- Члены СНО сформулировали вопросы, провели опрос и беседы среди обуча-

са среди студентов, ющихся ГГПИ, обобщили результаты опроса и представили в виде кратких

посвященного Дню заметок в социальных сетях / Members of the SSS formulated questions, conducted

российской науки / survey and interviews among students of GGPI, summarized the survey results and

Conducting a survey presented them in brief notes in social media among students dedicated to the Day of Russian Science

Подготовка и проведение коммуникативных боев «Точка зрения» / Preparation and staging of communicative battles "Point of view"

Коммуникативные бои проводились по типу британского варианта парламентских дебатов. Были выбраны актуальные темы: «Участие студентов в оценке качества образования: миф или реальность?», «Присоединение России к Бо-лонскому процессу: за или против» / Communicative battles were conducted as a British variant of parliamentary debate. The following topical issues were selected: "Participation of students in assessing the quality of education: myth or reality?", "Russia's joining the Bologna process: for or against"

Организация коммуникативных боев «Точка зрения» в рамках Всероссийской школы актива «Шаг вперед» / Organization of communicative battles "Point of View" within the framework of the Nation-wide School of Active Core "Step Forward"

СНО института стало организатором данного мероприятия, студентами разработано положение боев, определена тема, проведена предварительная встреча с участниками для объяснения правил, решены все организационные вопросы / SSS of the Institute was the organizer of this event, students developed regulations for competitions, a topic was defined, a preliminary meeting with participants was held - to explain the rules, and all organizational problems were solved

Окончание табл. 1 / End of table 1

2

Участие в коммуникативном тренинге от Психологического центра / Participation in the communicative training provided by the Psychological Center

Организация предварительного этапа защиты проектов конкурса «Моя студенческая инициатива» / Organization of the preliminary stage of the protection of the projects within the contest "My Student Initiative"

Подготовка стендовых презентаций для участия в конкурсе «Территория студенческой науки» / Preparation of poster presentations for participation in the contest "Territory of student science"

Проведение мастер-класса по научному проекту «Stand-up» / A master class on the scientific project "Stand-up"

Написание эссе «Наркотики? - не моя тема!» / Writing an essay "Drugs? Not my thing!"

Члены СНО приняли участие в тренинге, подготовленном психологом УВиСР ГГПИ. Основная задача тренинга - развитие следующих базовых умений: вступать в контакт, инициируя его; стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложений, высказываний; слушать, услышать и понять то, что имел в виду партнер; воспринять и понять то, что партнер не в состоянии выразить; выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, переговорах, дискуссиях и др. / Members of the SSS took part in the training prepared by the psychologist of the VGIIR of the State Pediatric University. The main objectives of the training: the development of the following basic skills: to come into contact, initiating it; stimulate the partner to clarify his position, suggestions, statements; listen, hear and understand what the partner meant; to perceive and understand what the partner is not able to express; equalize emotional tension in conversation, negotiations, discussions, etc.

Члены СНО выступали в качестве экспертов на предварительном этапе защиты. Оценка и корректировка защиты проектных групп проходила по следующим критериям: ораторское искусство, соответствие содержания выступления установленным коммуникативным требованиям, использование невербальных средств общения, качество оформления электронной презентации / The members of the SSS acted as experts at the preliminary stage of the defense. Assessments and adjustments to the protection of project teams were conducted according to the following criteria: oratorical skills, correspondence of the content of the speech to established communicative requirements, use of non-verbal means of communication; quality of electronic presentation

Членами СНО института от каждого факультета был подготовлен стендовый доклад на основе заранее изготовленного постера. Им необходимо было презентовать состояние студенческой науки на факультете. Критериями оценки были грамотность речи, полнота выступления, владение материалом, использование средств невербального общения, качество изготовленного постера / Members of the Institute's SSS from each Faculty prepared a poster based on the preliminary work. Members of the SSS were to present the state of student science at the Faculty. The evaluation criteria were literacy of speech, completeness of speech, possession of material, use of non-verbal communication tools, and quality of the delivered poster

Президиумом СНО в рамках реализации проекта был организован мастер-класс для всех членов СНО по научному проекту «Stand-up» или ScienceSlam. Данный вид выступления позволил рассказать о своем научном исследовании в доступной для любого слушателя форме / The SSS Presidium organized a master-class for all SSS members on the scientific project "Stand-up" or ScienceSlam in the framework of the project implementation. This kind of speech allowed to tell about his/her scientific research in a form accessible to listeners

Членами СНО было написано эссе на предложенную тему. Предлагалось выразить свое мнение с точки зрения будущего педагога. Критерии оценки эссе включали все стандартные критерии оценки письменной работы. В оценке участвовали эксперты по культуре речи русского языка и специалисты в области воспитательной деятельности / The SSS members wrote an essay on the proposed topic. It was suggested that opinions be voiced from the point of view of the future teacher. Criteria for the evaluation of the essay included all standard criteria for assessing written work. The assessment involved experts in the culture of Russian speech and specialists in the field of educational activities

Проведение первого ScienceSlam среди членов СНО / Holding the first Scienc-eSlam among the members of the SSS

На первом ScienceSlam было представлено 4 выступления по количеству факультетов на различные темы, выбранные самостоятельно / At the first ScienceSlam, four speeches were presented corresponding with numbers of faculties on different topics that the students selected themselves.

Авторская анкета включала в себя вопросы, на которые студенты должны были дать развернутые ответы, выражая свою точку зрения. Для этого в диагностике использовались открытые вопросы, составленные в соответствии с Профессиональным стандартом педагога [17]. Методом оценки данной

диагностики нами был выбран контент-анализ содержимого ответов с точки зрения наличия языковых единиц положительной и отрицательной коннотации. Текст опроса в соответствии с умениями, отраженными в Профессиональном стандарте педагога, представлен в таблице 2.

Т а б л и ц а 2. Авторская анкета диагностики умений студентов использовать коммуникацию в достижении целей педагогической деятельности

T a b l e 2. The author's questionnaire for diagnosing students' abilities to use communication in achieving the goals of pedagogical activity

Вводная часть / Introduction: Уважаемые студенты, мы просим вас ответить на несколько вопросов анкеты. Все вопросы открытые и требуют развернутого ответа. Постарайтесь в своем ответе употребить как можно больше оценочных суждений (хорошо - плохо, паника, страх, уверенность и т. д.) / Dear students, we ask you to answer a few questions of the questionnaire. All questions are open and require a detailed answer. Try to use as much evaluation judgments (good-bad, panic, fear, confidence, etc.)

Необходимые умения / Required skills 1

1. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторный эксперимент, полевая практика и др. / To be able to possess the forms and methods of teaching, including those that go beyond the scope of training sessions: project activities, laboratory experiments, field practice, etc.

2. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей / To objectively assess the knowledge of students on the basis of testing and other methods of control in accordance with the real educational capabilities of children

3. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде / To be able to develop (master) and apply modern psycho-pedagogical technologies, based on knowledge of the laws of personality development and behavior in a real and virtual environment

Вопросы анкеты / Questionnaire items 2

1. Опишите свои внутренние ощущения в ситуации, когда вам необходимо ответить на вопросы ученика: что такое проект, как написать свой проект? / Describe your inner feelings in a situation where you need to answer the student's question: "What is the project about? How can I describe my project?"

2. Опишите свои внутренние ощущения в ситуации, когда ваш ученик пишет научно-исследовательскую работу и ему необходимо объяснить основные принципы научного эксперимента / Describe your inner feelings in a situation where your student writes research papers and needs to explain the basic principles of a scientific experiment

1. Опишите свои внутренние ощущения, когда один из самых успешных учеников неожиданно написал контрольную на неудовлетворительную оценку и вам необходимо ему об этом сообщить / Describe your inner feelings when one of the most successful students unexpectedly wrote a control scored poor and you need to inform him/her about it.

2. Опишите свои внутренние ощущения, когда вам необходимо оценить творческое задание по вашему предмету, выполненное учениками / Describe your inner feelings when you need to evaluate the creative task in your subject, performed by the students

1. Опишите свои внутренние ощущения, когда один из учеников начинает писать вам в социальных сетях о своих личных проблемах / Describe your inner feelings when one of the students begins to write to you in social networks about his/her personal problems.

2. Опишите свои внутренние ощущения, когда несколько подростков начинают «испытывать» ваше терпение своим поведением на уроке / Describe your inner feelings when several teenagers begin to try your patience by misbehaving during the class

Окончание табл. 2 / End of table 2

_1_

4. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / To be able to use and approve special approaches to teaching for the purpose of including in the educational process all students, including special needs in education: students who have demonstrated outstanding abilities; students with Russian as foreign language; students with disabilities

5. Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская, общепедагогическая, предметно-педагогическая / To possess ICT competence: general ICT competence; general pedagogical ICT competence; subject-pedagogical ICT competence

6. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона / To be able to organize various types of extracurricular activities: gaming, educational, research, artistic-productive, cultural-leisure, taking into account the possibilities of the educational organization, the place of residence and the historical and cultural peculiarities of the region

Результаты исследования

Результаты мониторинга формирования коммуникативных компетенций у студентов ЭК и КГ на предварительном и контрольном срезах на основе разработанного диагностического инструментария представлены в таблицах 3-4.

Полученные результаты, полученные по итогам теста русского языка и культуры речи, выявили положительную динамику в увеличении верных ответов у респондентов ЭГ после эксперимента. Однако по этому же тесту в результатах КГ определена

_2_

1. Опишите свои внутренние ощущения, когда вам необходимо объяснить сложную тему ребенку, для которого русский язык не является родным, и он не понимает 40 % вашей речи / Describe your inner feelings when you need to explain a sophisticated topic to a child who is not native Russian speaker and s/he does not understand 40 % of your speech.

2. Опишите свои внутренние ощущения, когда вы начинаете объяснять тему классу, а один из детей перебивает, утверждая, что он все это уже знает и может рассказать даже больше / Describe your inner feelings when you begin to explain the topic to the class, and one child interrupts you, saying that he/she already knows all this and can tell even more.

3. Опишите свои внутренние ощущения, когда вам необходимо объяснить ребенку с ОВЗ, что в этих спортивных соревнованиях он может принять участие только в качестве болельщика / Describe your inner feelings when you need to explain to the child with the HIA that in these sports competitions s/he can participate only as a team fan

1. Опишите свои внутренние ощущения, когда готовите мультимедийное сопровождение к уроку, презентацию, требующую сокращения объемного текста до кратких понятных тезисов / Describe your inner feelings when preparing a multimedia resource pack for a class, a presentation that requires the reduction of a voluminous text to short, understandable abstracts

1. Опишите свои внутренние ощущения, когда вам нужно объяснить детям правила игры, в которую они ни разу еще не играли / Describe your inner feelings when you need to explain to children the rules of the game, in which they have never played.

2. Опишите свои внутренние ощущения, когда вам необходимо ответить на вопрос ребенка: «А чем славится наш родной край Удмуртия?» / Describe your inner feelings when you need to answer the child's question: "What is our homeland of Udmurtia famous for?"

отрицательная тенденция, что доказывает особую необходимость совершенствования образовательно-воспитательного процесса будущих педагогов в аспекте формирования речевой культуры и развития навыков межкультурного и межличностного взаимодействия. В свою очередь, проведенные диагностические исследования коммуникативных и организаторских умений респондентов ЭГ и КГ до и после эксперимента проявили неспособность традиционной системы подготовки учителя развивать на необходимом уровне у студентов

Т а б л и ц а 3. Результаты мониторинга формирования коммуникативных компетенций (тест по русскому языку и культуре речи и диагностика коммуникативных умений)

T a b l e 3. Results of monitoring the formation of communicative competences (test of the Russian language and speech culture and diagnostics of communicative skills)

Срез / Cut

Среднее количество верных ответов (ЭГ) / The average number of correct answers (EG)

Средняя доля верных ответов, % (ЭГ) / The average percentage of correct answers (EG)

Средняя доля верных ответов,

% (КГ) / Average percentage of correct answers (CG)

Среднее количество верных ответов (КГ) / The average number of correct answers (CG)

Тест по русскому языку и культуре речи для студентов вузов / Test of Russian language and speech culture for university students

Предварительный / Preliminary Контрольный / Checkup test

Предварительный / Preliminary

Контрольный / Checkup test

25,1 27,8

83,0 92,7

84,0 82,0

«Диагностика коммуникативных умений» /

"Diagnostics of communicative skills" 19,3 71,0 68,0

21,3

79,0

69,0

25,2 24,6

18,6 18,6

Т а б л и ц а 4. Результаты мониторинга формирования коммуникативных компетенций (диагностика «Коммуникативные и организаторские склонности» и авторская)

T a b l e 4. Results of monitoring the formation of communicative competences (diagnosis of "Communicative and Organizational Inclinations" and author's)

Срез / Cut The average for the group (EG) The average for the group (CG)

Диагностика «Коммуникативные и организаторские склонности» / Diagnostics "Communicative and Organizational Abilities" Предварительный / 1,170 1,164

Preliminary

Контрольный / Checkup test 1,364 1,168

Авторская диагностика по анализу умений использовать коммуникацию в достижении целей педагогической деятельности / Author's diagnostics on the analysis of skills to use communication in

achieving the goals of pedagogical activity

Предв арительный / 0,913 0910

Preliminary ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контрольный / Checkup test 1,750 0,940

умения правильно, грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и точку зрения, адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Подтвержденные данные об эффективности предложенного в исследовании подхода к формированию коммуникативных качеств у студентов на основе авторской диагностики позволили выявить достоверность повышения умений респондентов ЭГ к использованию коммуникации в достижении целей педагогической деятельности, что является одной из ключевых характеристик успешной профессиональной деятельности учителя.

Обсуждение и заключение

Для математико-статистической достоверности эксперимента применен и-критерий Манна-Уитни, на основе которого доказано отсутствие различий в уровнях исследуемых признаков между контрольной и экспериментальной группами на предварительном срезе. Полученные в ходе четырех диагностик результаты позволили определить, что контрольная и экспериментальная группы достоверно являются равными, а именно находящимися в равных условиях перед началом формирующего этапа эксперимента. В свою очередь, для

подтверждения эффективности проведенной работы полученные результаты четырех диагностик на предварительном и контрольном срезе для контрольной и экспериментальной групп были проверены при помощи Т-критерия Вил-коксона. В итоге по всем шкалам зафиксирован статистически значимый сдвиг в сторону увеличения признаков в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной. Это означает, что все компоненты коммуникативной компетенции у студентов наблюдаемой группы развивались в период эксперимента.

Таким образом, в исследовании разработана эффективная оригинальная программа формирования коммуникативных компетенций у будущего педагога на основе проектной деятельности в студенческом научном обществе. Общая трудоемкость программы составила 2 зачетные единицы. В содержание вне-учебной программы, направленной на активное формирование коммуникативных компетенций и реализованной в течение шести месяцев, вошли как традиционные формы работы, так и экспериментальные интерактивные технологии. Новизна авторской разработки заключалась в реализации дифференциации студентов в процессе их научной деятельности как координаторов, креативных деятелей и рядовых участников.

В исследовании решены актуальные проблемы в направлении совершенствования теоретико-методологических обоснований процесса развития коммуникативной компетенции в профессиональной деятельности педагога как одной из ключевых задач, поставленных

перед учителем в области постоянного осуществления межличностной, групповой и организационной коммуникации. На основе создания авторской модели коммуникативной компетенции будущего педагога разработан специальный диагностический инструментарий для оценки результатов эксперимента, включающий контент-анализ содержимого ответов с точки зрения наличия языковых единиц положительной и отрицательной коннотации.

Предложенный в исследовании авторский подход к эффективному формированию коммуникативных качеств будущих педагогов на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности может быть рекомендован к внедрению в профессиональную подготовку высших образовательных организаций по направлению «Педагогическое образование». Диагностический инструментарий, разработанный в исследовании, дополняет реализацию квалиметри-ческого подхода при оценке качества образования. Оригинальный метод по анализу трудоемкости дисциплин учебного плана подготовки бакалавра через подсчет зачетных единиц по компетенциям дополняет систему внутреннего и внешнего аудита содержания основных профессиональных образовательных программ. Последующие научные изыскания по данной проблематике будут включать вопросы, связанные с реализацией инновационных коммуникационных и квалиметрических технологий в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников в сфере педагогического образования, магистратуры и аспирантуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. An Investigation of Communicative Competence of ESL Students Using Electronic Discussion Boards / S. Zha [et al.] // Journal of Research on Technology in Education. 2014. Vol. 38, Issue 3. Pp. 349-367. DOI: 10.1080/15391523.2006.10782464

2. Галкина Е. А., Марина А. В., Макарова О. Б. Актуализация учебных программ ВПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 22-33. DOI: 10.15293/2226-3365.1503.02

3. Хуторской А. В. Компетентностный подход и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В. В. Краевского [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2016. № 1. С. 11-14. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2016/100 (дата обращения: 14.01.2019).

4. Elboubekri A. The Intercultural Communicative Competence and Digital Education // Journal of Educational Technology Systems. 2017. Vol. 45, Issue 4. Pp. 520-545. DOI: 10.1177/0047239516670994

5. Gómez J. A., Vicente C. P. Communicative Competences and the Use of ICT for Foreign Language Learning within the European Student Exchange Programme ERASMUS // European Educational Research Journal. 2011. Vol. 10, Issue 1. Pp. 83-101. DOI: 10.2304/eerj.2011.10.1.83

6. Nordin A. Teacher Professionalism Beyond Numbers: A Communicative Orientation // Policy Futures in Education. 2016. Vol. 14, Issue 6. Pp. 830-845. DOI: 10.1177/1478210316656507

7. Troth A. C., Jordan P. J., Lawrence S. A. Emotional Intelligence, Communication Competence, and Student Perceptions of Team Social Cohesion // Journal of Psychoeducational Assessment. 2012. Vol. 30, Issue 4. Pp. 414-424. DOI: 10.1177/0734282912449447

8. Wolff F., Borzikowsky C. Intercultural Competence by International Experiences? An Investigation of the Impact of Educational Stays Abroad on Intercultural Competence and Its Facets // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49, Issue 3. Pp. 488-514. DOI: 10.1177/0022022118754721

9. Исакова А. А. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 46-53. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-053

10. Андрюхина Л. М., Фадеева Н. Ю. Креативные практики формирования межкультурной коммуникативной компетентности // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 320-330. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.320-330

11. A Model for Enabling an Effective Outcome-Oriented Communication Between the Scientific and Educational Communities / T. S. Ledley [et al.] // Journal of Geoscience Education. 2018. Vol. 60, Issue 3. Pp. 257-267. DOI: 10.5408/11-234.1

12. Odag O., Wallin H. R., Kedzior K. K. Definition of Intercultural Competence According to Undergraduate Students at an International University in Germany // Journal of Studies in International Education. 2015. Vol. 20, Issue 2. Pp. 118-139. DOI: 10.1177/1028315315587105

13. Habermas J. Towards a Theory of Communicative Competence // Inquiry. An Interdisciplinary Journal of Philosophy. 1970. Vol. 13, Issue 1-4. Pp. 360-375. DOI: 10.1080/00201747008601597

14. Parks E. Communicative Criticality and Savoir Se Reconnaitre: Emerging New Competencies of Criticality and Intercultural Communicative Competence // Language and Intercultural Communication. 2018. Vol. 18, Issue 1. Pp. 107-124. DOI: 10.1080/14708477.2017.1401691

15. Tang S. F., Angel W. Y., Cheng M. H. Professional Learning in Initial Teacher Education: Vision in the Constructivist Conception of Teaching and Learning // Journal of Education for Teaching. 2012. Vol. 38, Issue 4. Pp. 435-451. DOI: 10.1080/02607476.2012.688549

16. Малая Е. В. Модель процесса формирования речевой культуры будущего специалиста сферы образования в медиапространстве вуза // Интеграция образования. 2014. Т. 18, № 3. С. 121-127. DOI: 10.15507/Inted.076.018.201403.121

17. Abbas A., Mclean M. Communicative Competence and the Improvement of University Teaching: Insights from the field // British Journal of Sociology of Education. 2003. No. 24, Issue 1. Pp. 69-82. DOI: 10.1080/01425690301913

18. Buchstein H. Observing Communicative Competences // Philosophy & Social Criticism. 2017. Vol. 43, Issue 3. Pp. 252-253. DOI: 10.1177/0191453716671271

19. Реализация дидактической модели подготовки студентов к новаторству в процессе непрерывного образования будущего учителя / Р. С. Наговицын [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 7-24. DOI: 10.15293/2226-3365.1705.01

20. Использование синектического метода как применение инноваций в образовательном процессе вуза / Р. С. Наговицын [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 7-22. DOI: 10.15293/2226-3365.1803.01

21. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Разработка и реализация интегрированной программы воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов на основе системно-функционального подхода // Интеграция образования. 2014. Т. 18, № 4. С. 54-59. DOI: 10.15507/ Inted.077.018.201404.054

22. The Realization of the System Programme "Health Saving Education" in the Pedagogical University / R. S. Nagovitsyn [et al.] // European Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 7, Issue 1. Pp. 137-149. DOI: 10.13187/ejced.2018.1.137

23. Henning J. E., Gut D., Beam P. Designing and Implementing a Mentoring Program to Support Clinically-Based Teacher Education // The Teacher Educator. 2015. Vol. 50, Issue 2. Pp. 145-162. DOI: 10.1080/08878730.2015.1011046

24. Кларин М. В. Инструмент инновационного образования: трансформирующее обучение // Педагогика. 2017. № 3. С. 19-27. URL: http://pedagogika-rao.ru/journals/2017/04 (дата обращения: 14.01.2019).

25. Gillies R. M., Nichols K., Khan A. The Effects of Scientific Representations on Primary Students' Development of Scientific Discourse and Conceptual Understandings During Cooperative Contemporary Inquiry-Science // Cambridge Journal of Education. 2015. Vol. 45, Issue 4. Pp. 427-449. DOI: 10.1080/0305764X.2014.988681

26. Wennergren A. C. Blossing U. Teachers and Students Together in a Professional Learning Community // Scandinavian Journal of Educational Research. 2015. Vol. 61, Issue 1. Pp. 47-59. DOI: 10.1080/00313831.2015.1066441

27. Salter I., Atkins L. Student-Generated Scientific Inquiry for Elementary Education Undergraduates: Course Development, Outcomes and Implications // Journal of Science Teacher Education. 2017. Vol. 24, Issue 1. Pp. 157-177. DOI: 10.1007/s10972-011-9250-3

28. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 42-49. URL: http://sp-journal.ru/archive (дата обращения: 14.01.2019).

29. Martinez E. Changes, Challenges and Opportunities for Student Services at One Baccalaureate Degree-Granting Community College // Community College Review. 2017. Vol. 46, Issue 1. Pp. 82-103. DOI: 10.1177/0091552117744049

30. Алеевская Ю. И., Аширбагина Н. Л., Мещерякова Н. А. Коммуникативная компетентность как предмет педагогического исследования // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 352-363. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.352-363

31. Наговицын Р. С., Мирошниченко А. А., Сенатор С. Ю. Реализация мобильной педагогики в непрерывном образовании учителей физической культуры // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 107-119. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.107-119

32. Brooks C. F. Student Identity and Aversions to Science. A Study of Translation in Higher Education // Journal of Language and Social Psychology. 2016. Vol. 36, Issue 1. Pp. 112-126. DOI: 10.1177/0261927X16663259

33. PekerD., DolanE. L. Guiding Students' Scientific Practice. Distinct and Common Roles for Teachers and Scientists // SAGE Open. 2014. Vol. 4, Issue 1. Pp. 1-16. DOI: 10.1177/2158244014525413

34. Willmott C. R., ClarkR. P., Harrison T. M. Introducing Undergraduate Students to Scientific Reports // Bioscience Education. 2015. Vol. 1, Issue 1. Pp. 1-8. DOI: 10.3108/beej.2003.01010010

35. Riley R. L., Bustamante R. M., Edmonson S. L. Intercultural Competence and Student Engagement of U.S. Community College Students: A Mixed Method Study, Community College // Journal of Research and Practice. 2015. Vol. 40, Issue 1. Pp. 34-46. DOI: 10.1080/10668926.2014.961588

Поступила 12.04.2018; принята к публикации 23.08.2018; опубликована онлайн 29.03.2019.

Об авторах:

Наговицын Роман Сергеевич, декан факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» (427621, Россия, г. Глазов, ул. Первомайская, д. 25), доктор педагогических наук, доцент, ORCID: https:// orcid.org/0000-0003-4471-0875, Scopus ID: 56406490800, Researcher ID: N-2363-2016, [email protected]

Голубева Ирина Александровна, аспирант кафедры педагогики и психологии, руководитель центра студенческих инициатив ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» (427621, Россия, г. Глазов, ул. Первомайская, д. 25), ORCID: https://orcid. org/0000-0001-5536-5523, Researcher ID: E-3499-2019, [email protected]

Заявленный вклад авторов:

Наговицын Роман Сергеевич - анализ научной литературы; формулирование теоретико-методологических основ исследования; подготовка начального варианта текста.

Голубева Ирина Александровна - разработка диагностического инструментария; сбор данных и доказательств; проведение эксперимента.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Zha S., Kelly P., Park M. K., Fitzgerald G. An Investigation of Communicative Competence of ESL Students Using Electronic Discussion Boards. Journal of Research on Technology in Education. 2014; 38(3):349-367. (In Eng.) DOI: 10.1080/15391523.2006.10782464

2. Galkina E.A., Marina A.V., Makarova O.B. Actualization of the Educational Programmes of Higher Professional Education in Accordance with the Requirements of the Standard Teacher. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2015; (3):22-33. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15293/2226-3365.1503.02

3. Khutorskoy A.V. [Competence Approach and Methodology of Didactics. To the 90th Anniversary of the Birth of V. V. Krayevsky]. Vestnik instituta obrazovaniya cheloveka = Bulletin of the Institute of Human Education. 2016; (1):11-14. Available at: http://eidos-institute.ru/journal/2016/100 (accessed 14.01.2019). (In Russ.)

4. Elboubekri A. The Intercultural Communicative Competence and Digital Education Journal of Educational Technology Systems. 2017; 45(4):520-545. (In Eng.) DOI: 10.1177/0047239516670994

5. Gómez J.A., Vicente C.P. Communicative Competences and the Use of ICT for Foreign Language Learning within the European Student Exchange Programme ERASMUS. European Educational Research Journal. 2011; 10(1):83-101. (In Eng.) DOI: 10.2304/eerj.2011.10.1.83

6. Nordin A. Teacher Professionalism Beyond Numbers: A Communicative Orientation. Policy Futures in Education. 2016; 14(6):830-845. (In Eng.) DOI: 10.1177/1478210316656507

7. Troth A.C., Jordan P. J., Lawrence S.A. Emotional Intelligence, Communication Competence, and Student Perceptions of Team Social Cohesion. Journal of PsychoeducationalAssessment. 2012; 30(4):414-424. (In Eng.) DOI: 10.1177/0734282912449447

8. Wolff F., Borzikowsky C. Intercultural Competence by International Experiences? An Investigation of the Impact of Educational Stays Abroad on Intercultural Competence and Its Facets. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018; 49(3):488-514. (In Eng.) DOI: 10.1177/0022022118754721

9. Isakova A.A. Retrospective Analysis of Communicative Competence Development. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 21(1):46-53. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15507/19919468.086.021.201701.046-053

10. Andryukhina L.M., Fadeyeva N.Yu. Creative Practices in Developing Intercultural Communicative Competence. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2016; 20(3):320-330. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.320-330

11. Ledley T.S., Taber M.R., Lynds S., Domenico B., Dahlman L.A. A Model for Enabling an Effective Outcome-Oriented Communication Between the Scientific and Educational Communities. Journal of Geoscience Education. 2018; 60(3):257-267. (In Eng.) DOI: 10.5408/11-234.1

12. Odag Ö., Wallin H.R., Kedzior K.K. Definition of Intercultural Competence According to Undergraduate Students at an International University in Germany. Journal of Studies in International Education. 2015; 20(2):118-139. (In Eng.) DOI: 10.1177/1028315315587105

13. Habermas J. Towards a Theory of Communicative Competence. Inquiry. 1970; 13(1-4):360-375. (In Eng.) DOI: 10.1080/00201747008601597

14. Parks E. Communicative Criticality and Savoir Se Reconnaitre: Emerging New Competencies of Criticality and Intercultural Communicative Competence. Language and Intercultural Communication. 2018; 18(1):107-124. (In Eng.) DOI: 10.1080/14708477.2017.1401691

15. Tang S.F., Angel W.Y., Cheng M.H. Professional Learning in Initial Teacher Education: Vision in the Constructivist Conception of Teaching and Learning. Journal of Education for Teaching. 2012; 38(4): 435-451. (In Eng.) DOI: 10.1080/02607476.2012.688549

16. Malaya E.V. Model for Developing Speech Culture of a Future Graduate in the Sphere of Education in the University Media Space. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2014; 18(3):121-127. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15507/Inted.076.018.201403.121

17. Abbas A., Mclean M. Communicative Competence and the Improvement of University Teaching: Insights from the field. British Journal of Sociology of Education. 2003; 24(1):69-82. (In Eng.) DOI: 10.1080/01425690301913

18. Buchstein H. Observing Communicative Competences. Philosophy & Social Criticism. 2017; 43(3):252-253. (In Eng.) DOI: 10.1177/0191453716671271

19. Nagovitsyn R.S., Maksimov Y.G., Miroshnichenko A.A., Senator S.Y. Implementation of the Didactic Model of Preparing Students for Innovative Practice within the Framework of Continuing Teacher Education. VestnikNovosibirskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta = Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2017; (5):7-24. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15293/2226-3365.1705.01

20. Nagovitsyn R.S., Zamolotskikh E.G., Rassolova E.A., Farnieva M.G., Oborotova S.A. The Use of the Innovative Synectic Method in the Educational Process of Higher Educational Institutions. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2018; (3):7-22. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15293/2226-3365.1803.01

21. Sergeeva S.V., Voskrekasenko O.A. Development and Implementation of Educational Work Integrated Programme for Masters of Vocational Training and Mentors on the Basis of a Systemic Functional Approach. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2014; 18(4):54-59. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.054

22. Nagovitsyn R.S., Chigovskaya-Nazarova Ya.A., Miroshnichenko A.A., Senator S.Y. The Realization of the System Programme "Health Saving Education" in the Pedagogical University. European Journal of Contemporary Education. 2018; 7(1):137-149. (In Eng.) DOI: 10.13187/ejced.2018.1.137

23. Henning J.E., Gut D., Beam P. Designing and Implementing a Mentoring Program to Support Clinically-Based Teacher Education. The Teacher Educator. 2015; 50(2):145-162. (In Eng.) DOI: 10.1080/08878730.2015.1011046

24. Klarin M.V. Tool of Innovative Education: Transformative Learning. Pedagogika = Pedagogy. 2017; (3):19-27. Available at: http://pedagogika-rao.ru/journals/2017/04 (accessed 14.01.2019). (In Russ., abstract in Eng.)

25. Gillies R.M., Nichols K., Khan A. The Effects of Scientific Representations on Primary Students' Development of Scientific Discourse and Conceptual Understandings During Cooperative Contemporary Inquiry-Science. Cambridge Journal of Education. 2015; 45(4):427-449. (In Eng.) DOI: 10.1080/0305764X.2014.988681

26. Wennergren A.C. Blossing U. Teachers and Students Together in a Professional Learning Community. Scandinavian Journal of Educational Research. 2015; 61(1):47-59. (In Eng.) DOI: 10.1080/ 00313831.2015.1066441

27. Salter I., Atkins L. Student-Generated Scientific Inquiry for Elementary Education Undergraduates: Course Development, Outcomes and Implications. Journal of Science Teacher Education. 2017; 24(1): 157-177. (In Eng.) DOI: 10.1007/s10972-011-9250-3

28. Slastenin V.A., Podymova L.S. [Readiness of Teacher for Innovative Activity]. Sibirskiy pedago-gicheskiy zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2007; (1):42-49. Available at: http://sp-journal.ru/archive (accessed 14.01.2019). (In Russ.)

29. Martinez E. Changes, Challenges and Opportunities for Student Services at One Baccalaureate Degree-Granting Community College. Community College Review. 2017; 46(1):82-103. (In Eng.) DOI: 10.1177/0091552117744049

30. Aleyevskaya Yu.I., Ashirbagina N.L., Meshcheryakova N.A. Communicative Competence as the Subject of Educational Research. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2016; 20(3): 352-363. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.352-363

31. Nagovitsyn R.S., Miroshnichenko A.A., Senator S.Yu. Implementation of Mobile Pedagogy During Continuous Education of Physical Culture Teachers. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2018; 22(1):107-119. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.107-119

32. Brooks C.F. Student Identity and Aversions to Science. A Study of Translation in Higher Education. Journal of Language and Social Psychology. 2016; 36(1):112-126. (In Eng.) DOI: 10.1177/0261927X16663259

33. Peker D., Dolan E.L. Guiding Students' Scientific Practice. Distinct and Common Roles for Teachers and Scientists. SAGE Open. 2014; 4(1):1-16. (In Eng.) DOI: 10.1177/2158244014525413

34. Willmott C.R., Clark R.P., Harrison T.M. Introducing Undergraduate Students to Scientific Reports. Bioscience Education. 2015; 1(1):1-8. (In Eng.) DOI: 10.3108/beej.2003.01010010

35. Riley R.L., Bustamante R.M., Edmonson S.L. Intercultural Competence and Student Engagement of U.S. Community College Students: A Mixed Method Study, Community College. Journal of Research and Practice. 2015; 40(1):34-46. (In Eng.) DOI: 10.1080/10668926.2014.961588

Submitted 12.04.2018; revised 23.08.2018; published online 29.03.2019.

About the authors:

Roman S. Nagovitsyn, Dean of the Faculty of Pedagogical and Art Education of the State Philharmonic Society, Glazov State Pedagogical Institute named after V. G. Korolenko (25 Pervomaiskaya St., Glazov 427621, Russia), Dr.Sci. (Pedagogy), Associate Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4471-0875, Scopus ID: 56406490800, Researcher ID: N-2363-2016, [email protected]

Irina A. Golubeva, Post-Graduate Student of the Chair of Pedagogy and Psychology, Head of the Center for Student Initiatives, Glazov State Pedagogical Institute named after V. G. Korolenko (25 Pervomaiskaya St., Glazov 427621, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5536-5523, Researcher ID: E-3499-2019, [email protected]

Contribution of the authors:

Roman S. Nagovitsyn - analysis of scientific literature; formulation of theoretical and methodological bases of research; preparation of the initial version of the text.

Irina A. Golubeva - development of diagnostic tools; data and evidence collection; conducting experiment.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.