Зайцев Руслан Яковлевич
Особенности реализации права на один телефонный разговор лица, задержанного в порядке производства по делам об административных правонарушениях
Рассматриваются вопросы, касающиеся реализации права на один телефонный разговор лица, задержанного в порядке производства по делам об административных правонарушениях, либо лица, в отношении которого применены иные меры административно-правового принуждения, ограничивающие свободу передвижения.
Ключевые слова: административное задержание, право задержанного на один телефонный разговор, доставление, привод, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Features of realization of the right to one telephone conversation of the detainee in order of proceedings on affairs about administrative offences
The article deals with the issues concerning the peculiarities of realization of the right to one telephone conversation of a person detained in the proceedings on administrative offences, or a reson to which other measures of administrative and legal coercion restricting freedom of movement are applied.
Key words: administrative detention, the right of a detainee to one telephone conversation, delivery, drive, medical examination for intoxication.
Среди прав, которыми обладает лицо, подвергнутое административному задержанию, предусмотрено право на один телефонный разговор, что закреплено в Федеральном законе «О полиции» [1]. В данной норме развивается содержание требований международных правовых актов. В частности, в ст. 10 Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений, принятой Резолюцией ООН 47/133 от 18 декабря 1992 г., говорится, что должностные лица правоохранительных органов должны немедленно сообщать точную информацию о задержании и месте пребывания задержанного членам его семьи, адвокату, другим лицам, имеющим законный интерес к данной информации [2].
В п. 7 ст. 14 Федерального закона «О полиции» указано, что телефонный разговор осуществляется в целях уведомления близких родственников или близких лиц о задержании (понятия близких родственников и близких лиц приводятся в ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ [3]). Однако это не означает, что задержанный должен звонить именно указанным лицам, по смыслу п. 7 ст. 14 Федерального закона «О полиции» он вправе сделать звонок любому лицу с просьбой о соответствующем уведомлении.
Задержанный вправе использовать как собственные средства связи, так и средства связи, имеющиеся в отделе полиции. В любом случае обязанность обеспечить телефонный разговор возлагается на сотрудника полиции, применившего задержание, при этом соответствующее уведомление он может сделать и по просьбе задержанного.
Право на телефонный разговор должно быть предоставлено не позднее трех часов с момента задержания, т.е. с момента, когда задержанный фактически был ограничен в свободе передвижения. Для фиксации факта телефонного разговора в протоколе об административном задержании предусмотрена соответствующая графа, в которой указываются дата, время, способ уведомления, номер телефона, на который осуществлялся звонок [4].
Законодатель не ограничивает время разговора задержанного, однако разговоры, не связанные с уведомлением об основаниях его задержания и месте нахождения, должны исключаться. Право на один телефонный разговор будет считаться предоставленным, если задержанный сообщил о том, кем задержан, за что и где находится.
Право на телефонный разговор имеют задержанные за совершение любого админи-
120
стративного правонарушения, за исключением задержания «лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста» (п. 11 ст. 14 Федерального закона «О полиции»).
Ответственность за уклонение от исполнения наказания в виде административного ареста предусмотрена ч. 2 ст. 20.25 КоАП РФ [5], которая также предусматривает ответственность за самовольное оставление места отбывания данного наказания.
В первом случае речь идет о лице, которому исполнение постановления об административном аресте, согласно ст. 31.5 КоАП РФ, по каким-либо уважительным причинам было отсрочено или приостановлено в соответствии с ч. 5 ст. 32.8 КоАП РФ (заболевание самого арестованного, тяжелая болезнь или смерть его родственника, иная чрезвычайная ситуация), соответствующий срок истек, однако лицо не прибыло в территориальный орган внутренних дел для отбывания наказания. Во втором случае лицо самовольно покинуло помещение территориального органа внутренних дел, где отбывало административный арест.
Считаем недостаточно обоснованной позицию законодателя, согласно которой лицо, задержанное за совершение побега из места отбывания административного ареста, имеет право на телефонный разговор, а лицо, не явившееся для отбывания данного наказания, таким правом не обладает.
На наш взгляд, не совсем оправданно предоставлять право на самостоятельный телефонный разговор лицу, задержанному за совершение административного правонарушения, которое тесно граничит с преступлением. Например, ст. 6.8 КоАП РФ и ст. 228 УК РФ предусматривают ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; ст. 6.16.1 КоАП РФ и ст. 228.1 УК РФ - за незаконные приобретение, хранение, перевозку, производство, сбыт или пересылку прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ; ст. 10.5.1 КоАП РФ и ст. 231 УК РФ - за незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Перечисленные смежные нормы друг от друга отделяет только размер (количество) наркотических средств или психотропных веществ [6]. Можно привести и другие примеры: ст. 14.1.1 КоАП РФ и ст. 171.2 УК РФ предусматривают ответственность за незаконные организацию и
проведение азартных игр; ст. 7.27.1 КоАП РФ и ст. 165 УК РФ - за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; ст. 11.15.1 КоАП РФ и 263.1 УК РФ -за нарушение требований в области транспортной безопасности.
В подобных случаях задержанное лицо получает возможность с помощью телефонного разговора предупредить своих сообщников о необходимости сокрытия или уничтожения предметов, орудий, вещественных доказательств правонарушения, сообщить иную важную для производства по делу об административном правонарушении информацию. К тому же в п. 7 ст. 14 Федерального закона «О полиции» ничего не говорится о языке, на котором задержанный за административное правонарушение должен разговаривать по телефону.
Если рассматривать задержание подозреваемого в совершении преступления, то согласно ч. 1 ст. 96 УПК РФ задержанный должен вести разговор в присутствии дознавателя или следователя и только на русском языке. Безусловно, это противоречит ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, языка и т.д. Однако если предоставить подозреваемому в совершении преступления право разговаривать на языке, не понятном следователю, то можно только представить, каких своих «близких родственников» и о чем он сможет уведомить. Отметим, что согласно ч. 4 ст. 96 УПК РФ подозреваемому может быть вообще отказано в телефонном разговоре и в уведомлении его родственников, если в интересах предварительного расследования необходимо сохранить в тайне факт его задержания. Для этого необходимо мотивированное постановление дознавателя (следователя) и согласие прокурора.
На наш взгляд, право на самостоятельный телефонный разговор не должны иметь лица, задержанные за совершение административных правонарушений, в описании объективной стороны которых употребляется формулировка «если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния». В таких случаях уведомление с помощью телефонной связи обязано сделать должностное лицо, применившее административное задержание.
Кроме сотрудников полиции административное задержание вправе применять должностные лица таможенных органов, службы судебных приставов, войск национальной гвардии, военной автомобильной инспекции, уголовно-исполнительной системы, пограничных
121
органов, военной полиции, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию (ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ). Между тем в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность перечисленных должностных лиц, не указывается право задержанного на телефонный разговор. Исключением является Устав военной полиции Вооруженных Сил РФ, ст. 270 которого дублирует п. 7 ст. 14 Федерального закона «О полиции» применительно к задержанию военнослужащего [7].
Кроме административного задержания КоАП РФ предусматривает и ряд других мер, которые ограничивают свободу передвижения и выражаются в принудительном препровождении физического лица в определенное законом место. Это доставление, привод, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Доставление выражается в принудительном препровождении правонарушителя, как правило, в территориальный орган внутренних дел для составления протокола об административном правонарушении, когда сделать это на месте выявления правонарушения невозможно (требуются установление личности нарушителя, дополнительное выяснение обстоятельств дела). При доставлении лицо вынуждено проследовать в отделение полиции и находиться там до окончания совершения соответствующих административно-процессуальных действий.
Учитывая, что срок нахождения доставленного лица в отделе полиции не предусмотрен, в практической деятельности нередки случаи, когда время разбирательства с доставленными превышает трехчасовой срок административного задержания. Обжалование подобных действий не дает положительных результатов, поскольку заявителям поясняют, что они находились в статусе доставленных и не помещались в камеру для задержанных.
Привод - мера, применяемая к некоторым участникам производства по делам об административных правонарушениях (лицо, привлекаемое к ответственности, представитель юридического лица, свидетель, представитель несовершеннолетнего), не являющимся без уважительных причин на рассмотрение дела об административном правонарушении, когда это препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному его рассмотрению (ст. 27.15 КоАП РФ). Отметим, что законодатель не дает определение понятию «привод», не регламентирует порядок и сроки его применения.
Применение такой меры, как медицинское освидетельствование на состояние опьянения,
выражается в направлении лица в медицинское учреждение для прохождения освидетельствования (ст. 27.12.1 КоАП РФ). По сути данное направление является принудительным доставлением, поскольку лицо следует на освидетельствование не самостоятельно, а в препровождении сотрудника полиции.
На основании изложенного представляется целесообразным следующее.
1. Лица, подвергнутые административному задержанию, должны иметь право на один телефонный разговор независимо от того, кто их задержал - должностное лицо полиции или иного уполномоченного органа.
Учитывая, что основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок административного задержания, является КоАП РФ, необходимо непосредственно в нем закрепить право задержанного лица на телефонный разговор. Для этого ст. 27.3 КоАП РФ дополнить частью 3.1 следующего содержания:
«3.1. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания имеет право на один телефонный разговор в присутствии должностного лица, применившего задержание, в целях информирования о своем задержании и месте нахождения своих родственников, иных лиц, имеющих законный интерес к данной информации. Такое информирование по требованию задержанного лица обязано сделать должностное лицо, применившее задержание».
2. Часть 2 ст. 27.2 КоАП РФ дополнить предложением:
«Доставляемое лицо в кратчайший срок, но не позднее одного часа с момента фактического ограничения свободы имеет право на один телефонный разговор в присутствии должностного лица, применившего доставление, в целях информирования о своем доставлении и месте нахождения своих родственников, иных лиц, имеющих законный интерес к данной информации. Такое информирование по требованию задержанного лица обязано сделать должностное лицо, применившее доставление».
3. Часть 3 ст. 27.12.1 КоАП РФ дополнить предложением:
«Направляемое на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лицо в кратчайший срок, но не позднее одного часа с момента составления протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения имеет право на один телефонный разговор в присутствии должностного лица, применившего данную меру обеспечения производства по делу об админи-
122
стративном правонарушении, в целях информирования своих родственников, иных лиц, имеющих законный интерес к данной информации. Такое информирование по требованию данного лица обязано сделать должностное лицо, применившее доставление».
4. Статью 27.15 КоАП РФ дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Лицо, подвергнутое приводу, в кратчайший срок, но не позднее одного часа с момента фактического ограничения свободы имеет право на один телефонный разговор в присутствии должностного лица, применившего привод, в
1. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г. № 305-Ф3) [Электронный ресурс]. URL: www.garant.ru (дата обращения: 10.04.2019).
2. Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений: принята Резолюцией ООН 47/133 от 18 дек. 1992 г. [Электронный ресурс]. URL: www.garant.ru (дата обращения: 17.04.2019).
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 1 апр. 2019 г. № 46-ФЗ) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo. gov.ru/ (дата обращения: 17.05.2019).
4. Приложение № 10 к Административному регламенту исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 23 авг. 2017 г. № 664 [Электронный ресурс]. URL: www.garant.ru (дата обращения: 12.03.2019).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 7 окт. 2018 г. № 13-ФЗ) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.05.2019).
6. Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические
целях информирования о своем приводе и месте нахождения своих родственников, иных лиц, имеющих законный интерес к данной информации. Такое информирование по требованию лица, подвергнутого приводу, обязано сделать должностное лицо, применившее привод».
В случае закрепления в КоАП РФ права задержанного лица на телефонный разговор отпадает необходимость в ст. 14 «Задержание» Федерального закона «О полиции», поскольку в ее содержании приводятся извлечения из других федеральных законов, касающихся применения полицией данной меры.
1. On the Police: fed. law d.d. Febr. 7, 2011 № 3-FL (as amended on July 3, 2016 № 305-FL) [Electronic resource]. URL: www.garant.ru (date of access: 10.04.2019).
2. Declaration on the protection of all persons from enforced disappearance: adopted by UN Resolution 47/133 d.d. Dec. 18, 1992 [Electronic resource]. URL: www.garant.ru (date of access: 17.04.2019).
3. Criminal Procedure Code of the Russian Federation d.d. Dec. 18, 2001 № 174-FL (as amended on Apr. 1, 2019 № 46-FL) [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru/ (date of access: 17.05.2019).
4. Annex № 10 to the Administrative regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the execution of the state function of federal state supervision over compliance by road users with the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of road safety: order of the Ministry of the Interior of Russia d.d. Aug. 23, 2017 № 664 [Electronic resource]. URL: www.garant.ru (date of access: 12.03.2019).
5. Administrative Offences Code of the Russian Federation d.d. Dec. 30, 2001 № 195-FL (as amended on Oct. 7, 2018 № 13-FL) [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru/ (date of access: 17.05.2019).
6. On approval of significant, large and extra large sizes of narcotics and psychotropic substances, as well as a significant, large and extra large sizes for plants containing narcotic drugs or psychotropic substances or their parts containing narcotic drugs or psychotropic substances for the purposes of articles 228, 228.1, 229 and 229.1 of the Criminal Code of the Russian Federation: resolution of the
123
средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 1 окт. 2012 г. № 1002 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.05.2019).
7. Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 25 марта 2015 г. № 161 (в ред. от 7 дек. 2016 г. № 656) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.05.2019).
Government of the Russian Federation d.d. Oct. 1, 2012 № 1002 [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http:// pravo.gov.ru/ (date of access: 17.05.2019).
7. Charter of the Military Police of the Armed Forces of the Russian Federation: approved with Decree of the President of the Russian Federation d.d. March 25, 2015 № 161 (as amended on Dec. 7, 2016 № 656) [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http:// pravo.gov.ru/ (date of access: 17.05.2019).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Зайцев Руслан Яковлевич, кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
R.Ya. Zaitsev, Candidate of Law, Associate Professor, Senior Lecturer of the Chair of Administrative Activity of Internal Affairs Agencies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
124