Научная статья на тему 'Особенности помещения и содержания лиц, доставленных в органы внутренних дел, в помещениях для административно задержанных'

Особенности помещения и содержания лиц, доставленных в органы внутренних дел, в помещениях для административно задержанных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2352
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЗАДЕРЖАННЫЙ / ДОСТАВЛЕННЫЙ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Андрей Юрьевич

В статье на основе материалов практики рассматриваются вопросы, связанные с помещением и содержанием лиц, доставленных в органы внутренних дел, в специализированных помещениях для административно задержанных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности помещения и содержания лиц, доставленных в органы внутренних дел, в помещениях для административно задержанных»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 3

БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

ОСОБЕННОСТИ ПОМЕЩЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ЛИЦ, ДОСТАВЛЕННЫХ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, В ПОМЕЩЕНИЯХ ДЛЯ АДМИНИСТРАТИВНО ЗАДЕРЖАННЫХ

ПОПОВ Андрей Юрьевич

Аннотация: В статье на основе материалов практики рассматриваются вопросы, связанные с помещением и содержанием лиц, доставленных в органы внутренних дел, в специализированных помещениях для административно задержанных.

Ключевые слова: органы внутренних дел, задержанный, доставленный, административный.

Полиция, как правоохранительный орган государства, в целях обеспечения возложенных на нее обязанностей наделена достаточно широким спектром государственно-властных полномочий. В частности, сотрудники полиции имеют право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания1.

Согласно ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связанных с временным принудительным ограничением свободы, является административное задержание.

Задержанные полицией лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях дежурных частей органов внутренних дел. Правила оборудования служебных помещений для задержанных и порядок действий оперативного дежурного территориального органа МВД России регламентируются Наставлением о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденным приказом МВД России от 30.04.2012 № 389 (далее - Наставление).

Перед размещением в помещении для задержанных доставленные лица, находящиеся

1 См.: п. 13 ст. 13 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

64

при них вещи и документы подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Личный досмотр осуществляется сотрудниками полиции одного пола с доставленными в присутствии двух понятых того же пола.

В случае обнаружения у доставленных лиц при осуществлении личного досмотра предметов и вещей, запрещенных к хранению федеральным законом, сотрудниками полиции в установленном порядке принимается решение о привлечении указанных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

У доставленных лиц изымаются предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления, а также продукты питания и предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или протоколе о задержании.

Доставленные в полицию граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно, подлежат обязательной дактилоскопической регистрации. Кроме того, указанные лица в обязательном порядке проверяются по оперативносправочным, криминалистическим и розыскным учетам МВД России, по централизованному учету правонарушений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданст-

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 3

_____________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

ва, а также в их отношении (АИС «Криминал-И») ФКУ «ГИАЦ МВД России».

Доставленному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовнопроцессуальным законодательством Российской Федерации, предоставляется возможность уведомить близких родственников или близких лиц о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора либо, по просьбе данного лица, произвести указанные уведомления лично, за исключением случаев, которые предусмотрены частью 11 статьи 14 Федерального закона «О полиции».

О факте уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица делается отметка в протоколе о задержании.

Перед водворением в помещение для задержанных оперативный дежурный проводит опрос лица о наличии у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья. Результаты опроса заносятся в протокол о задержании.

После водворения доставленных лиц в служебное помещение для задержанных и выяснения всех обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии состава административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении либо, при наличии оснований, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Количество помещений для задержанных определяется, исходя из нормы санитарной площади для размещения задержанных лиц с учетом их среднесуточной наполняемости, но не менее трех помещений для задержанных2.

Надобность такого количества служебных помещений обусловлена необходимостью раздельного содержания лиц мужского, женского пола и несовершеннолетних.

Норма санитарной площади в помещении для задержанных составляет 4 квадратных метра на одного человека.

Нарушение данного требования является достаточно распространенным явлением и в большей степени присуще городским отделам (управлениям) полиции, где имеет место

2 См.: Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан: Приказ МВД России от 30.04.2012 № 389 (ред. от 19.06.2014) // Российская газета. 2012. № 156.

значительное количество административно задержанных.

Задержанные лица содержатся под охраной сотрудников полиции в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью, возможность совершения побега, самоубийства или причинения иного вреда себе, окружающим, сотрудникам полиции.

В целях осуществления постоянного наблюдения за содержащимися правонарушителями могут использоваться аудио- и видеотехника.

В соответствии с Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания, и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 задержанные полицией на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205.

В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам и нормам питания, установленным в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205.

Указанные лица также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц.

Медицинское обслуживание задержанных лиц осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации специалистами государственных или муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в районе расположения территориального органа МВД России.

Выведение задержанных лиц из служебного помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе

65

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 3

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

поочередно в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда территориального органа МВД России.

В отопительный сезон в служебных помещениях поддерживается температура не ниже +18 градусов по Цельсию. Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток до рассвета.

Задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам - в том числе протезы или костыли.

Передаваемые задержанным лицам предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания проверяются и принимаются сотрудниками дежурной смены, а также предъявляются задержанному лицу в присутствии передающего. Прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления запрещены.

Использование предметов первой необходимости (гигиенических наборов) задержанными лицами допускается только под наблюдением сотрудников полиции. После использования указанные предметы хранятся вместе с другими предметами, изъятыми у задержанного лица, либо возвращаются передающему3.

После составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении задержанные лица подлежат освобождению либо, в случаях, когда за совершенное ими административное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного ареста или административного выдворения за пределы Российской Федерации, подлежат направлению в суд для рассмотрения в их присутствии дела об административном правонарушении.

По истечении срока задержания возвращаются изъятые у правонарушителей предметы (вещи, документы, ценности и деньги), за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных доку-

3 См.: Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц: Постановление Правительства РФ от 15.10.2003 № 627 (ред. от 26.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 42. Ст. 4077.

66

ментов. Получение возвращенных вещей, документов, ценностей и денег правонарушитель подтверждает подписью в протоколе об административном задержании.

При наличии у задержанного лица к моменту освобождения жалоб на состояние здоровья, а также при выявлении у него инфекционного заболевания он направляется в установленном порядке в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения.

Проблемным вопросом применения административного задержания к лицам, находящимся в состоянии опьянения, является применение такой меры обеспечения, как медицинское освидетельствование на состояние опьянения и определение времени их вытрезвления. Нельзя не отметить, что само по себе применение такой меры обеспечения, как медицинское освидетельствование на состояние опьянения весьма затруднено и как отмечают В.Ю. Ларин и А.В Бреев «реализация данной обеспечительной меры снижает эффективность деятельности органов полиции, сотрудники которой должны тратить время в ожидании производства освидетельствования, терять время в дороге, в то время как могли бы выполнять функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безо-пасности»4. Так же на практике повторное освидетельствование на состояние алкогольного опьянения практически не применяется, а момент вытрезвления в каждом конкретном случае устанавливается субъективным решением сотрудника дежурной части или другого уполномоченного лица. В связи с вышеуказанным, время содержания лиц, находящихся в состоянии опьянения, в помещениях для задержанных органов внутренних дел зачастую превышает установленное законодательством.

Как вариант решения сложившейся ситуации, автором предлагается законодательно разрешить сотрудникам полиции проводить повторное освидетельствование на состояние алкогольного опьянения лиц, задержанных за нарушение ст. 20.21 КоАП РФ, для определения момента их вытрезвления. В указанных целях дежурные части территориальных органов и подразделений МВД России необходимо обеспечить соответствующими приборами (алкотестерами) для измерения содержания паров

4 См.: Ларин В.Ю. Бреев А.В. Проблемы применения медицинского освидетельствования в административном праве // Проблемы Российского законодательства и международного права: Сборник статей Международной научно практической конференции (10 апреля 2015 г., г. Уфа). Уфа : АЭТЭРНА, 2015. С. 67-69.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 3

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

алкоголя в выдыхаемом воздухе, к работе с которыми привлекать сотрудников дежурных смен, имеющих допуск к таким приборам.

Вызывает обеспокоенность, тот факт, что, несмотря на достаточно жесткие предъявляемые требования к помещениям для задержанных, на практике продолжает иметь место грубое их нарушение. Нередки случаи самоубийств и причинений вреда здоровью себе или окружающим с использованием выступающих труб, креплений, незащищенных кожухами радиаторов отопления, острых выступов металлических конструкций.

В целях недопущения чрезвычайных происшествий, фактов причинения вреда здоровью и обеспечения безопасного содержания лиц, в помещениях для административно задержанных, необходимо незамедлительное устранение имеющиеся нарушений в их оборудовании и оснащении, а также усиление ведомственного, прокурорского и общественного контроля за нахождением и содержанием граждан в служебных помещениях полиции.

Существенным нарушением прав лиц, задерживаемых полицией на срок более 3 часов, является невыполнение требований постановлений Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 и от 15 октября 2003 г. № 627 об обеспечении их питанием. Зачастую, указанной категории граждан или вовсе не предоставляется положенное, или рацион и нормы питания не соответствуют предъявляемым требованиям (сухие пайки, еда быстрого приготовления), или принятие пищи организовывается с при-

влечением и за счет родственников, знакомых, работодателей.

Выходом из этой ситуации видится нормативное регулирование выполнения требований выше обозначенных постановлений Правительства РФ на уровне Министерства внутренних дел. А именно, издание приказа (распоряжения), обязывающего территориальные органы МВД России заключать договора с организациями питания либо осуществлять приобретение продовольствия в соответствии с установленными нормами за счет выделенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств.

В целях обеспечения надлежащего контроля за данным направлением служебной деятельности представляется необходимым также внести изменения в форму книги учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, для возможности внесения записи (отметки) о предоставлении питания задержанным лицам.

Подводя итог, следует отметить, что содержание граждан в служебных помещениях для задержанных территориальных органов МВД России должно осуществляться лишь при наличии достаточных оснований, в строгом соответствии с предъявляемыми законодательством требованиями и в первую очередь исключать угрозу их жизни и здоровью. Недопустимым является превышение сроков административного задержания, а также непредставление питания и предметов первой необходимости лицам, задержанным на срок более 3 часов.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.