ПЕДАГОГИКА
PEDAGOGICS
УДК 378.4
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Сергей А. Дочкин1 ®
1 Кузбасский государственный техническийуниверситет им. Т. Ф. Горбачева, Россия, 650000, г. Кемерово,ул. Весенняя, 28 ® [email protected]
Поступила вредакцию 25.08.2017. Принята к печати 17.10.2017.
Ключевые слова: он-
лайн-курсы, дополнительное профессиональное образования, информационно-коммуникационные технологии, профессиональное образование, электронное обучение, массовые открытые курсы.
Аннотация: В статье анализируются некоторые особенности применения в практике высшего профессионального и дополнительного профессионального образования онлайн-кур-сов, которые в последнее время стали популярны и уже рассматриваются как достаточно эффективный инструмент в подготовке специалистов. По результатам анализа делается вывод о том, что данный контент при всей своей привлекательности и новизне имеет ряд существенных проблем, затрудняющих его широкое применение в отечественном образовании: несоответствие стандартам обучения, сложность в организации процесса управляемого обучения, трудности в контроле за достижениями обучающихся и мониторинге их результативности, большие затраты на этапе внедрения и разработки. Предлагаются несколько направлений деятельности, которые могли бы хотя бы частично решить выявленные проблемы: методически обоснованная и постепенная интеграция существующих программ обучения и программ онлайн-курсов, системная и последовательная подготовка педагогических кадров и технических специалистов, способных обеспечить профессиональную разработку такого контента, создание совместных онлайн-курсов в различных форматах, реализация сетевого взаимодействия образовательных организаций, способного интегрировать имеющиеся ресурсы для решения данных задач.
Для цитирования: Дочкин С. А. Особенности реализации открытых онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 4-8. 001:10.21603/2542-1840-2017-3-4-8.
За последние два десятилетия в информатизации отечественного образования уже достигнуты определенные результаты, однако темпы разработки и внедрения современных информационных технологий и методик обучения на их основе в образовании не снижаются. С каждым годом растет число обучающихся, которые используют сервисы электронного обучения, практически каждое занятие, особенно в высшей школе, проводится с веб-поддержкой или с использованием мультимедиа-средств, системы компьютерного тестирования фактически стали обязательным атрибутом современного образовательного процесса, количество курсов повышения квалификации, предлагаемых для освоения в дистанционном режиме, увеличивается. Новый Закон об образовании дал очередной толчок к развитию информатизации образовательного процесса, определив роль и место электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ) (ст. 16), электронных образовательных ресурсов (ст. 18) и других аспектов [1]. Данные предпосылки способствовали поиску новых форм, моделей и технологий обучения, в первую очередь в цифровой среде, в системах электронного обучения.
Одним из современных трендов в последнее время является развитие и внедрение в профессиональное образование так называемых открытых онлайн-курсов (массовые открытые онлайн-курсы) по различной тематике, которые получили определенную государственную под-
держку [2]. Так, в августе 2016 г. на заседании Президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам премьер-министр России Д. А. Медведев выступил за развитие в России онлайн-обучения и за создание сетевых образовательных ресурсов. «Существует реальный дефицит качественного образовательного контента. Поэтому нужно создать специальные ресурсы, которые могут быть протестированы... и встроены в университетские программы», - отметил премьер-министр. Ведущие отечественные вузы развернули активную работу по внедрению данных сервисов и разработке соответствующего контента. Массовые онлайн-курсы в этой связи можно воспринимать как средство расширения возможностей электронного (онлайн) обучения, учитывая открытый доступ к предлагаемому контенту, кроме того, они дают возможность внедрять новые Ьеагт^-модели, включающие в себя элементы открытого образования [3]. По нашему мнению, данный сервис может найти широкое применение именно в системе дополнительного профессионального образования, особенно с учетом тенденций
Нами было проведено исследование по изучению возможностей онлайн-курсов и практике их применения в вузе в рамках дополнительного профессионального образования (в первую очередь, для повышения квалификации специалистов и рабочих кадров). В результате было выявлено несколько аспектов применения онлайн курсов.
Вестник КемГУ • Серия: Гуманитарные и общественные науки • 2017'№3
1. Онлайн-курсы в настоящее время являются достаточно востребованными, h аудитория слушателей расширяется. Так, количество слушателей образовательных онлайн-курсов на отечественных и зарубежных платформах в 2016 г. выросло на 100 % в сравнении с 2015 г. и составило более одного млн человек. При этом почти на 50 % выросло число российских студентов, которые проходят курсы онлайн, причем не только на отечественных ресурсах, но и на зарубежных [4]. На основании этого эксперты в 2017 г. прогнозируют дальнейший рост открытых курсов, однако это может привести к нехватке кадров для рынка онлайн-об-разования. В связи с этим для учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО) появляется еще одно направление по подготовке (повышению квалификации) научно-педагогических кадров (вузы) и профессионально-педагогических работников (ссузы) в области разработки и использования открытых курсов.
2. Массовые образовательные онлайн-курсы зародились на Западе и в настоящее время стали очень популярны, к наиболее известным и востребованным относятся такие ресурсы, как Coursera, edX, Udacity, Courseware, Open Culture. Однако и среди отечественных ресурсов уже есть платформы, которые имеют высокую востребованность и уже известны среди студентов и слушателей, например: «Универсариум», «Лекториум», «Интуит», «Eduson», «Открытое образование», «Национальная платформа открытого образования». К примеру, сервис «Универсариум» ежемесячно посещают около 15-20 тысяч новых пользователей, а суммарная аудитория всех российских платформ онлайн-обучения отдельными экспертами оценивается в 10 млн человек [4]. Причем если в среднем обычный онлайн-курс (как правило, вузовский) собирает около 5-7 тысяч человек (для крупных платформ), то для курсов, рассчитанных на дополнительное образование, это количество может достигать 12-13 тысяч слушателей. Тем самым можно отметить достаточно большой потенциал, заложенный именно в ориентацию данного сервиса на взрослую аудиторию.
3. К настоящему времени определены несколько видов реализации открытых онлайн-курсов: сМООС - курсы, основанные на концепции распределенного знания; task-basedMOOC - курсы, основанные на задачах; хМООС -открытые курсы, реализующие институциональную модель учебного процесса [5]. С точки зрения реализации для вуза наиболее предпочтительным на первом этапе является использование именно третьей модели - хМООС, так как она наиболее близко соответствует «стандартному» учебному процессу. Как правило, данным курсам свойственны следующие особенности: разработка содержания ведется профессиональными преподавателями -специалистами в своей области, разрабатывается четкий график учебного процесса, курс содержит задания и процедуру аттестации, записаться и пройти курс может любой человек, в ходе обучения преподаватели выполняют исключительно функции контроля. Отметим, что именно такой подход по результатам опроса удобен слушателям курсов повышения квалификации и студентам различных форм обучения вуза. Почти 76,2 % опрошенных выступили именно за такой вид реализации курсов, еще 18 % выбрали курсы, основанные на задачах, и только 4,8 % - курсы вида сМООС. Также необходимо отметить,
что курсы вида хМООС более регламентированы и менее творчески ориентированы, но приходится признавать, что аудитория обучающихся больше расположена именно к такому «способу управления» их учебной деятельности. Вероятно, в будущем предпочтения будут меняться.
4. При анализе возможностей открытых онлайн-курсов и обучения, построенного на их основе, на наш взгляд, следует обязательно учитывать, что онлайн-обучение нельзя рассматривать как замену или конкуренцию традиционному обучению и образованию. Хотя уже сейчас существуют программы, которые подходят и для общего развития личности, специалиста, работника, как и есть программы, которые действительно помогут освоить новую профессию или специализацию. Разумеется, качественный контент, грамотно составленный педагогический сценарий обучения, правильно подобранное сочетание лекций и практических заданий (занятий) способны обеспечить получение определенного объема знаний, однако, по мнению экспертов, почти 50 % знаний дается за счет общения в университетской среде, за счет тесного субъект-субъектного взаимодействия при решении учебных практических задач и ситуаций, и пока онлайн-обучение не способно реализовать именно такое насыщенное обучение. Важным фактором становится наличие практических заданий (кейсов, практикумов, тренажеров, обучающих игр) из реального сектора, которые нацелены на то, чтобы слушатель после освоения курсов должен быть способен выполнять новую работу самостоятельно, включая детали и отдельные ее нюансы [6].
Таким образом, в рамках университета при реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) такие курсы следует рассматривать как дополнение и расширение возможностей в обучении слушателей и студентов. В то же время для дополнительного профессионального образования такие курсы могли бы активно использоваться при реализации дополнительных обще-развивающих программ [7].
5. Следующий аспект, на который нам бы хотелось обратить внимание, связан с длительностью (объемами) открытых онлайн-курсов и с признанием документов, которые выдаются при их завершении. С одном стороны, короткие онлайн-курсы (16-48 часов) выглядят достаточно привлекательными, так как не требуют больших расходов (особенно - временных) со стороны университета по разработке учебного контента, обеспечивают оперативное освоение заявленной темы (курса, программы обучения) и не требуют от обучающего больших затрат времени (это особенно важно для работающего населения). С другой стороны, короткий срок обучения по новой специальности (квалификации) при онлайн-обучении может обратить на себя внимание потенциального работодателя или контролирующего органа, что в свою очередь вызовет недоверие к самому курсу. В связи с этим поднимается проблема качества предлагаемых онлайн-курсов, оценка которых в настоящее время несет больше субъективный характер, чем объективный.
Также любопытен тот факт, что пока работодатели (кадровые службы, НЯ-специалисты) не всегда рассматривают наличие диплома о получении образования (профессиональной переподготовки) с использованием онлайн-курсов [6]. При этом экспертами отмечается, что наличие таких дипломов (сертификатов) чаще всего рассматривается как бонус
Вестник КемГУ • Серия: Гуманитарные и общественные науки • 2017 • № 3
при приеме на работу, так как это может характеризовать наличие у работника способностей к саморазвитию и заинтересованность в специальности и в дальнейшем профессиональном развитии.
К сожалению, сейчас в стране отсутствуют масштабные исследования качества и эффективности реализуемых онлайн-курсов и моделей их внедрения, что открывает новые возможности для исследователей и экспертов. Это особенно важно, так как отсутствие достоверной информации по этому вопросу значительно замедляет процесс внедрения новых педагогических технологий и образовательных подходов. Видимо, по этой причине в текущем году Министерство образования и науки Российской Федерации объявило конкурс на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок по проекту «Исследование новых форм организации образовательного процесса с использованием открытых онлайн-кур-сов», выделив для решения этой задачи сумму в 8 млн рублей. Цель проекта - исследование условий эффективного распространения в системе высшего образования новых образовательных технологий онлайн-обучения путем апробации и сравнения различных моделей использования онлайн-курсов в образовательных организациях. Были определены следующие задачи: проведение комплексного исследования существующих моделей использования онлайн-курсов и их описание, разработка научно-практических механизмов, регулирующих проведение эксперимента по апробации в вузах различных моделей использования онлайн-курсов, проведение эксперимента по апробации в вузах моделей использования онлайн-кур-сов в интересах исследования эффективности внедрения моделей в образовательных организациях высшего образования, проведение комплексного анализа результатов апробации и разработка научно-обоснованных рекомендаций по моделям использования онлайн-курсов при реализации образовательных программ высшего образования. Данный проект подчеркивает заинтересованность органов образования в данных технологиях и сервисов и соответственно позволяет университетам системно и последовательно включаться в данную работу.
6. К еще одному аспекту, который нельзя не учитывать при развертывании онлайн-курсов (и для реализации дополнительных профессиональных программ, и для ОПОП), следует отнести такое свойство открытых курсов, как «необязательность» и «экономическая целесообразность разработки». По анализу отзывов и обзорам представителей образовательных ресурсов, сейчас онлайн-курсы в основном востребованы у работающих специалистов, уже имеющих образование (как правило, высшее), которые хотят сменить сферу деятельности или повысить квалификацию, а иногда - расширить свой кругозор или обучиться по актуальным новым профессиям, которые еще не представлены в «классической» форме.
Несмотря на «взрослость» аудитории, отмечается не совсем серьезное отношение к обучению на этих курсах и особенно к итоговой аттестации. Важно понимать, что на открытые онлайн-курсы пользователи приходят каждый со своей целью: одни - чтобы расширить свой кругозор, другие - попробовать свои силы в онлайн-обучении, третьи - чтобы разнообразить свой досуг. В среднем только 25-30 % из поступивших на онлайн-курсы изначально
нацелены на получение документов о завершении обучения (сертификатов, удостоверений), а в результате - только 5-10 % (по данным платформы «Универсариум») в итоге получают диплом [2]. В итоге имеется существенная разница между записавшимися на курс (проходящими обучение) и окончившими курс с получением соответствующего документа. Значимость данной проблемы заключается в том, что если обучение на большинстве курсов - бесплатное, то процедуры аттестации и выдача документов по результатам обучения проводятся на платной основе. А значит окупаемость разработанных курсов оказывается невысокой.
Разумеется, крупные вузы или финансово обеспеченные сообщества могут позволить разработку онлайн-кур-сов и расширение их перечня, которые интересны им и аудитории, и для них прибыль не является главной целью. В то же время данные курсы, так или иначе, способны повысить имидж вуза, решить рекламные цели, привлечь внимание к нему потенциальных абитуриентов и потребителей образовательных услуг. И для большинства образовательных организаций высшего образования задача получения дополнительных средств за счет нового сервиса будет одной из важных.
Выявленные аспекты послужили нам основой для того, чтобы разработать программу действий и приступить к комплексной работе в данном направлении. Более того, в настоящее время в связи с напряженной внешнеполитической ситуацией, в результате которой ряд образовательных ресурсов (например платформа Coursera) оказались недоступными студентам отечественных вузов, складывается благоприятная обстановка для такого интеллектуального «импортозамещения» от российских вузов.
По итогам исследования нами был выявлен ряд проблем, требующих первоочередного решения.
По нашему мнению, сейчас главная задача - грамотно и методически верно совместить онлайн-курсы с существующими основными профессиональными образовательными программами, а также определить разработку механизмов по проверке адекватности полученных таким образом знаний студентов и слушателей.
Второй основной задачей является обеспечение процесса разработки и поддержки онлайн-курсов кадрами: преподавателями и специалистами. Как отмечалось экспертами «Лекториума», «быстрый рост числа обучающихся онлайн приведет к нехватке специалистов, обеспечивающих учебный процесс... В 2017 году нас ждет колоссальный кадровый голод на рынке онлайн-образова-ния. Потребуются самые разнообразные специалисты: от продюсеров образовательных программ до авторов, владеющих новыми методическими возможностями» [8]. Соответственно, для системы дополнительного профессионального образования следует предусмотреть специальные программы по обучению научно-педагогических кадров работе с редакторами онлайн-курсов, по размещению созданного контента на платформе своей образовательной организации и на платформах вузов партнеров. К примеру, в нашем университете нами была подготовлена дополнительная профессиональная программа по освоению технологий разработки онлайн-курсов на основе платформы Eduardo, системы тестирования Indigo и системы для создания электронных онлайн-курсов, тре-
нингов и интерактивных упражнений еАиШог СВТ. Подготовка в короткий срок группы из 25 научно-педагогических работников позволила оперативно включиться в работу и приступить к созданию пилотного курса [9].
В этой связи особое значение приобретает сетевое взаимодействие образовательных организаций, способное интегрировать имеющиеся ресурсы (программно-техни-
ческие, кадровые, методические, материальные) для разработки и развертывания открытых онлайн-курсов [10].
В любом случае открытые онлайн-курсы - новое инновационное направление в отечественном профессиональном образовании, которое требует согласованных усилий и государства, и педагогического сообщества, и дополнительных исследований и изучения.
Литература
1.06 образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 31.12.2012. № 303. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 14.04.2017).
2. Медведев И. И. Образование уходит в сеть. Обучающихся онлайн россиян стало вдвое больше // Электронное и дистанционное обучение: Томский образовательный портал. 16.01.2017. Режим доступа: http://tomedu.ru/2017/01/16/ obrazovanie-uhodit-v-set-obuchayushhihsya-onlajn-rossiyan-stalo-vdvoe-bolshe (дата обращения: 14.04.2017).
3.0 федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы». Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 403). Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/198481/paragraph/l:3 (дата обращения: 14.04.2017).
4.0 приоритетных проектах в сфере образования. Материалы заседания президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. 24 августа 2016 г. Режим доступа: http://government.ru/news/24274 (дата обращения: 14.04.2017).
5.Чичиланова С. А., Курзаева Л. В., Григорьев А. Д., Новикова Т. Б. Отечественный опыт реализации массовых открытых онлайн курсов в формате хМООС // Электротехнические системы и комплексы. 2015. № 4(29). С. 57-62.
6. Андреев А. А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150-155.
7.Реста П. Электронное обучение для подготовки преподавателей: создание потенциала для информационного общества // ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информ. обществу: труды международной конференции (17-19 мая 2005 г.). М.: ИРИО, 2005. С. 204-215.
8. Великанова О. Онлайн-образование: плюс к резюме // РБК: Работа и образование. 25.10.2016. № 1. Режим доступа: http://spb.rbcplus.ru/news/579e67467a8aa92b63ea5e37 (дата обращения: 14.04.2017).
9. Программа развития дополнительного профессионального образования КузГТУ на период 2014-2020 года / ИДПО КузГТУ. Кемерово, 2013. 42 с.
10. Смолин О. Н. Нормативно-правовое обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения. Выступление на Парламентских слушаниях Комитета по образованию, 19.05.2014 // Совет ректоров. 2014. №6. С. 12-21. Режимдоступа: http://www.smolin.ru/duma/audition/2014-05-19.htm(дaтaoбpaщeния: 12.08.2017).
IMPLEMENTATION OF OPEN ONLINE COURSES IN SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION
Sergey A. Dochkin1 ®
1T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, 28, Vesennyaya St., Kemerovo, Russia, 650000 ® [email protected]
Received25.08.2017. Accepted 17.10.2017.
Keywords: online courses, additional vocational education, information and communication technologies, vocational education, e-learning, mass open courses.
Abstract: The current paper features some aspects of online courses in higher professional and supplementary professional education. Online courses have recently become popular and are already considered as a sufficiently effective tool in specialist training. According to the analysis performed, the method, for all its attractiveness and novelty, has a number of significant shortcomings that make it difficult to use it in the Russian education, such as non-compliance with training standards, complexity of managed education, difficulties in monitoring the achievements of trainees and monitoring their effectiveness, high costs at the stage of implementation and development. There are several areas of activity that could at least partially solve the identified problems: methodically substantiated and gradual integration of existing training programs and online courses, systematic and consistent training of pedagogical staff and technical specialists capable of providing professional development of such content, creating joint online courses in various formats, implementation of network interaction of educational organizations, able to integrate existing resourses to solve these problems.
For citation: Dochkin S. A. Osobennosti realizatsii otkrytykh onlain-kursov v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii [Implementation of Open Online Courses in Supplementary Professional Education], Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 3 (2017): 4-8. DOI:10.21603/2542-1840-2017-3-4-8.
References
1. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii. Federal'nyiZakonot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 21.07.2014) [On education in the Russian Federation. Federal Law as of 29.12.2012 No. 273-FZ (as amended on July 21,2014)]. Rossiiskaia gazeta = Russian newspaper, no. 303 (31.12.2012). Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (accessed 14.04.2017).
2. Medvedev 1.1. Obrazovanie ukhodit v set'. Obuchaiushchikhsia onlain rossiian stalo vdvoe bol 'she [Education goes to the network. Learning online Russians was twice as large]. 16.01.2017. Available at: http://tomedu.ru/2017/01/16/obrazovanie-uhodit-v-set-obuchayushhihsya-onlajn-rossiyan-stalo-vdvoe-bolshe (accessed 14.04.2017).
3. O federal 'noi tselevoi programme «Elektronnaia Rossiia (2002-2010 gody» [On the Federal Target Program «Electronic Russia (2002-2010»)]. Government Decree of January 28, 2002, No. 65 (as amended by RF Government Decree of June 9, 2010 No. 403). Available at: http://ivo.garant.rU/#/document/198481/paragraph/l:3 (accessed 14.04.2017).
4. Oprioritetnykhproektakh v sfere obrazovaniia. Materialy zasedaniiaprezidiuma Sovetapri Prezidentepo strategicheskomu razvitiiu i prioritetnym proektam. 24 avgusta 2016 g. [On priority projects in the field of education. Materials of the meeting of the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects. August 24, 2016]. Available at: http://government.ru/news/24274 (accessed 14.04.2017).
5. Chichilanova S. A., KurzaevaL. V., Grigor'ev A. D., Novikova T. B. Otechestvennyi opyt realizatsii massovykhotkrytykh onlain kursov v formate xMOOC [Domestic Experience of Implementing Mass Open On-line Courses in xMOOC Format]. Elektrotekhnicheskie sistemy i kompleksy = Electrotechnical Systems and Complexes, no. 4(29) (2015): 57-62.
6. Andreev A. A. Rossiiskie otkrytye obrazovatel'nye resursy i massovye otkrytye distantsionnye kursy [Russian open educational resources and massive online courses]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, no. 6 (2014): 150-155.
7. Resta P. Elektronnoe obuchenie dlia podgotovki prepodavatelei: sozdanie potentsiala dlia informatsionnogo obshchestva [E-learning for teacher training: capacity-building for the information society]. IuNESKO mezhdu dvumia etapami Vsemirnogo sammita po inform, obshchestvu: trudy mezhdunarodnoi konferentsii (17-19 maia 2005 g.) [UNESCO between the two phases of the World Summit on Information, society: Proc. Intern. Conf. (May 17-19, 2005)]. Moscow: IRIO, 2005, 204-215.
8. Velikanova O. Onlain-obrazovanie: plius k reziume [Online education: plus to resume]. RBK: Rabota i obrazovanie = RBC: Work and education, no. 1 (25.10.2016). Available at: http://spb.ibcplus.ru/news/579e67467a8aa92b63ea5e37 (accessed 14.04.2017).
9. Programma razvitiia dopolnitel 'nogo professional 'nogo obrazovaniia KuzGTUnaperiod 2014-2020 goda /The program of development of additional professional education of KuzSTU forthe period 2014-2020]. Kemerovo, 2013, 42.
10. Smolin O. N. Normativno-pravovoe obespechenie realizatsii obrazovatel'nykh programm s primeneniem elektronnogo obucheniia. Vystuplenie na Parlamentskikh slushaniiakh Komiteta po obrazovaniiu, 19.05.2014 [Regulatory and legal support for the implementation of educational programs with the use of e-learning. Speech at the Parliamentary Hearings of the Committee on Education, May 19, 2014]. Sovet rektorov = Council of rectors, no. 6 (2014): 12-21. Available at: http://www. smolin.ru/duma/audition/2014-05-19.htm (accessed 12.08.2017).