УДК 378.147 ББК 74.48
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10048
Разработка платформы онлайн-обучения для реализации дополнительных профессиональных программ
Development of Online Learning Platform for Realization of Supplementary Professional Programs
Светлана Ивановна РОЩИНА,
доктор технических наук, профессор,
директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров Владимирского государственного университета
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Ксения Александровна СУХАНОВА,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры туризма
и сервиса Владимирского государственного университета
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Сергей Иванович АБРАХИН,
кандидат технических наук, доцент кафедры физики
и прикладной математики Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Евгений Сергеевич ПРУСОВ,
кандидат технических наук, доцент кафедры технологии функциональных и конструкционных материалов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
E-mail: ksenia [email protected]
Аннотация. В работе представлен опыт Владимирского государственного университета по разработке платформы онлайн-обучения для реализации дополнительных профессиональных образовательных программ. Приведена иерархическая структура для размещения онлайн-курсов, даны примеры востребованных курсов и описаны лучшие практики взаимодействия университета с российскими и зарубежными партнерами в области онлайн-обучения.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, платформа онлайн-обучения, онлайн-курсы, виртуальная образовательная среда
По данным аналитических обзоров и форсайтов, в настоящее время численность слушателей онлайн-курсов в мире превышает 60 млн человек [1—6]. Согласно прогнозам, мировой рынок онлайн-обучения составит более 275 млрд долл. к 2022 г. Более 700 университетов мира (в том числе более 70 из России) занимаются разработкой и ре-
Abstract. The paper presents the experience of Vladimir State University in the development of an online learning platform for the implementation of additional professional educational programs. A hierarchical structure for placing online courses is given, examples of popular courses are given and best practices of university interaction with Russian and foreign partners in the field of online learning are described.
Key words: supplementary professional education, online learning platform, online courses, virtual educational environment
ализацией онлайн-курсов. Начиная с 2015 г. большинство лидирующих университетов мира включили онлайн-курсы в реализуемые образовательные программы [7]. Онлайн-образование предоставляет доступ к образовательному контенту с гарантированным уровнем качества, что определяет высокую востребованность содержания, результативность процесса обучения, воз-
можности для реализации новых подходов в он-лайн-педагогике (e-pedagogy), включая гибридные онлайн / офлайн форматы (blended learning) [8]. Онлайн-курсы предлагают широкие возможности для обучения людей разных возрастов, имеющих разный образовательный опыт, поэтому участие в них приобретает все более масштабный характер.
В соответствии с общемировыми тенденциями в нашей стране в 2017 г. запущен приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», цель которого — широкое распространение виртуальной академической мобильности обучающихся на основе использования онлайн-технологий в образовательном процессе [9]. Проект базируется на опыте создания в Российской Федерации порталов онлайн-образования, таких как «Национальная платформа открытого образования», «Универсариум», «Лекториум», «Российская электронная школа» и других, а также на опыте ведущих университетов страны по работе с глобальными платформами открытого образования.
С учетом этих тенденций во Владимирском государственном университете с 2017 г. реализуется проект по созданию и развитию Центра онлайн-обучения по реализации практико-ори-ентированных программ дополнительного образования, в задачи которого входит:
■ участие в национальных и международных инициативах и партнерских программах в области онлайн-обучения, продвижение и позиционирование университета среди основных участников национального рынка онлайн-обучения;
■ создание в регионе единой инновационной системы непрерывного образования, способной опережающими темпами обеспечить удовлетворение кадровых потребностей для решения задач научного и прикладного характера, реализации приоритетных национальных проектов, повышения конкурентоспособности ВлГУ в масштабе глобального прогресса знаний, техники и технологий;
■ расширение географии потребителей образовательных услуг, обеспечение доступности обучения для всех слоев населения;
■ создание и развитие собственной инструментально-технологической и методологической базы для производства конкурентоспособных онлайн-курсов, в том числе в формате MOOC и на английском языке;
■ создание необходимой инфраструктуры для внедрения VR / AR-технологий в онлайн-
обучении в комплексе с университетской онлайн-платформой, формирующей полнофункциональную виртуальную образовательную среду BлГУ.
Реализуемый проект соответствует плану мероприятий приоритетного федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», направлениям модернизации региональной системы образования Bлaдимиpcкoй области и стратегическим приоритетам развития BлГУ как опорного университета. Деятельность центра онлайн-обучения базируется на ряде положительных результатов, достигнутых за последние годы в направлении внедрения онлайн-технологий в образовательный процесс университета. B частности, развернута и поддерживается бесплатная LMS-система Moodle, опыт работы с которой имеет значительная доля научно-педагогических работников BлГУ. Для отдельных задач используется лицензионная LMS-система WebSoft.
Для развития компетенций профессорско-преподавательского состава и обсуждения передовых практик в сфере онлайн-обучения проводятся онлайн-конференции, учебные семинары и программы повышения квалификации совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом (Санкт-Петербург), МИСиС (Москва), Российским экономическим университетом имени T.B. Плеханова (Москва), Лаппеенрантским технологическим университетом (Финляндия), Universidad Alas Peruanas (Перу) и другими ведущими российскими и зарубежными вузами.
B рамках проекта «Качество e-learning в европейских университетах» решением Совета UNIQUe BлГУ награжден Европейским знаком качества электронного образования за использование информационно-коммуникационных технологий в высшем образовании. Установлены профессиональные контакты и налаживается сотрудничество с Bceмиpнoй ассоциацией онлайн-обучения (World Association for Online Education). С 2019 г. BлГУ является ассоциированным участником международного инфраструктурного проекта Cooperative E-Learning Platform for Industrial Innovation (CEPHEI) в рамках Европейской программы Erasmus+, ориентированного на разработку и распространение смешанного обучения в сфере промышленных инноваций.
Электронные курсы размещаются на специализированной онлайн-платформе дополнительного образования, построенной на базе LMS Moodle (http:IIvenus.www1.vlsu.ru/moodle) (рис. 1). По состоянию на февраль 2019 г. на платформе размещен 31 электронный курс.
2019 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры
1B5
Рис. 1. Стартовая страница онлайн-платформы дополнительного образования ВлГУ
Примерами востребованных курсов являются такие онлайн-программы, как «Компьютерные технологии при производстве отливок из алюмоматричных нанокомпозитов» (победитель Всероссийского конкурса еМЛМО в 2017 г.), «Проектирование и разработка онлайн-курсов», «Промышленное и гражданское строительство» (рис. 2.), «Передовые практики взаимодействия вузов и выпускников в условиях интернационализации образования» (при поддержке Федераль-
ного агентства по делам молодежи) и др. Отдельно следует отметить, что достигнутые успехи в сфере онлайн-программ подготовки гидов-переводчиков и экскурсоводов способствовали получению Владимирским государственным университетом статуса региональной образовательной площадки проекта Федерального агентства по туризму «Общенациональная система подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма» в июне 2018 г.
Промышленное и гражданское строительство
и грахданское строите
Общее
© Обсуждение программы профессиональной переподготовки кадров Промышленное и гражданское строительство" Видео инструкция
Видео инструкция по работе с курсом в системе дистанционного об/чения Моой1е.
% Рекомендуемая последовательность изучения дисциплин
ваши достижение
Дисциплина "Архитектура гравданских и промышленных зданий и сооружений"
Й Демороликдисциплины
ЕЁ модуль 1. Общие сведения о зданиях и сооружениях.
ЦК Модуль 2. Основы проектирования грааданских зданий.
ИЗ МодульЗ. основу проектирования промышленных зданий
ЕЙЛ модуль 4. Функционально-планировочная организация территории города. Схема планировочной организации рельефа.
^ методические указания к практическимзанятаям.
Ж Итоговое тестирование по дисциплине.
Дисциплина "Железобетонные конструкции" Э. Демороликдисциплины
Яа Модуль 1. Понятие железобетона, Физико-механические свойства железобетона. Расчет железобетонных конструкций. Ф Модуль 2, Проектирование и реконструкция зданий и соору)«ений.
методические указания к практическим занятиям Ш №опжоетестироваииеподисциплине.
Рис. 2. Фрагмент структуры программы профессиональной переподготовки «Промышленное и гражданское строительство»
В рамках проектных работ разработана иерархическая структура для размещения он-лайн-курсов на платформе Центра онлайн-обу-чения (рис. 3). Реализованы механизмы администрирования ЬМБ-системы, механизмы поддер-
жки слушателей онлайн-курсов, выполнено оформление и визуальные решения для реализации дизайна Web-страниц онлайн-курсов на платформе, а также графические материалы по оформлению сайта платформы.
Рис. 3. Иерархическая структура для размещения оилайи-курсов онлайн-платформы
дополнительного образования
Создание Центра онлайн-обучения в структуре университета в комплексе с развитием собственных научно-педагогических школ в этой сфере будет способствовать позиционированию ВлГУ на рынке онлайн-обучения. Основными ожидаемыми результатами станет модернизация образовательных программ, создание новых он-лайн-курсов университета, продвижение бренда ВлГУ, привлечение талантливых абитуриентов, обеспечение доступности обучения для всех слоев населения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Перспективным направлением развития дальнейшего взаимодействия университета с заинтересованными партнерами является организация обмена опытом для учета передовых общемировых тенденций в аспекте методической и технической реализации онлайн-курсов с применением технологий электронной педагогики.
Список литературы
1. Deng R., Benckendorff P., Gannaway D. Progress and new directions for teaching and learning in MOOCs // Computers & Education. 2019. Vol. 129, Рр. 48—60.
2. Zhu M., Sari A., Lee M.M. A systematic review of research methods and topics of the empirical MOOC literature (2014—2016) // The Internet and Higher Education. 2018. Vol. 37. Рр. 31—39.
3. Jung Y., Lee J. Learning Engagement and Persistence in Massive Open Online Courses (MOOCS) // Computers & Education. 2018. Vol. 122, Рр. 9—22.
4. Kovanovic V., Joksimovic S., Poquet O., Hennis T., Cukic I., de Vries P., Hatala M., Dawson S.,
Siemens G., Gasevic D. Exploring communities of inquiry in Massive Open Online Courses // Computers & Education. 2018. Vol. 119, Pp. 44—58. ^
5. Garcia-Penalvo F.J., Fidalgo-Blanco A., Sein-Echaluce M.L. An adaptive hybrid MOOC model: Disrupting the MOOC concept in higher education // Telematics and Informatics. 2018. Vol. 35, Issue 4. Pp. 1018—1030.
6. Watted A., Barak M. Motivating factors of MOOC completers: Comparing between university-affiliated students and general participants // The Internet and Higher Education. 2018. Vol. 37. Pp. 11—20.
7. Salem JA. Jr. Open Pathways to Student Success: Academic Library Partnerships for Open Educational Resource and Affordable Course Content Creation and Adoption // The Journal of Academic Librarianship. 2017. Vol. 43, Issue 1, Pp. 34—38.
8. Baragash R.S., Al-Samarraie H. Blended learning: Investigating the influence of engagement in multiple learning delivery modes on students' performance // Telematics and Informatics. 2018. Vol. 35, Issue 7, Pp. 2082—2098.
9. Dudina E.V., Senkina TA., Kuznetsova LA., Lysak O.G., Romanova-Samokhina S.M. Problems and Perspectives of Informatization of the Russian Educational System and Development of Information Society. In: Popkova E., Ostrovskaya V. (eds) Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy. ISC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing, Vol 726. Springer, Cham. Pp. 917—930.
2019 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры
187