Научная статья на тему 'Особенности реализации образовательной политики защиты детей на Северном Кавказе в период 1917-1940 гг. XX В. (на примере Ставропольского края)'

Особенности реализации образовательной политики защиты детей на Северном Кавказе в период 1917-1940 гг. XX В. (на примере Ставропольского края) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕ / CHILD PROTECTION / DELINQUENCY AND JUVENILE CRIME / SCHOOL EDUCATION / OUT -OF SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Букреева Е. Н.

В статье на основе историко-педагогического анализа рассмотрены особенности практического решения задач защиты детей средствами образовательной политики в условиях специфической системы школьного образования Северного Кавказа в период становления советской власти в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION POLICY FEATURES OF CHILD PROTECTION IN THE NORTH CAUCASUS IN THE PERIOD OF 1917-1940 OF THE XX TH CENTURY. (ON THE EXAMPLE OF STAVROPOL TERRITORY)

The features of a practical realization of child protection by means of educational policy in particular school system of the North Caucasus in the period of establishing of the Soviet power in Russia are reviewed in the article on the basis of historical and pedagogical analysis.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации образовательной политики защиты детей на Северном Кавказе в период 1917-1940 гг. XX В. (на примере Ставропольского края)»

Третий уровень - выполнение самостоятельных исследовательских заданий, связанных с проблемой прав ребенка, написание и защита проектов.

После ратификации Конвенции ООН о правах ребенка в нашей стране некоторое время Министерство образования и науки РФ ограничивалось только общими рекомендациями. И лишь в инструктивно-методическом письме № 391/11 от 19 марта 1996 года «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» четко определяется, что «гражданско-правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования» [3]. Министерство образования и науки РФ рекомендует руководителям образовательных учреждений создать условия и содействовать становлению системы гражданско-правового образования.

В этих целях в основной школе наряду с действующими курсами «Политика и право», «Человек» (9 класс), появились интегрированные курсы «Граждановедение» (5-9 классы), «Введение в обществознание» (8-9 классы).

8 средней школе интегрированный курс «Человек и общество», профильные курсы «Политика и право» и др.

В Письме Министерства образования Российской Федерации «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РФ в 1994/95 учебном году» указывается, что в базисный учебный план входит область «Общественные дисциплины», которая может включать такие предметы как История Отечества, Всеобщая история, человек и общество, основы современных цивилизаций, политология, экономика; дисциплины, отвечающие потребностям региона, интересам учащихся; специальный предмет «Граждановедение». Образовательная область может быть представлена как отдельными предметами, так и интегрированными курсами.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ допустило или рекомендует к обучению школьников в области «Обществознание» 3 наименования учебника для учащихся 8-9 классов и 7 наименований учебников для учащихся 10-11 классов. Но в существующих учебниках учащихся только знакомят с правами человека и правами ребенка, на изучение Конвенции о правах ребенка не отводится больше одного урока, что, безусловно, является недостаточным с точки зрения правового вос-

Библиографический список

питания. И те знания, которые школьники получают в рамках изучения данных предметов, остаются без применений, т.к. в программах нет времени на отработку данных знаний, применение их на практике.

Ряд авторов в своих работах рассматривают возможность изучения прав детей в аспекте учебного курса. Так А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов предлагают к изучению в образовательных учреждениях в качестве учебного пособия для 9 классов учебник «Политика и право». В данном учебном курсе рассматриваются вопросы, касающиеся прав человека и прав детей. Также имеются отдельные учебные спецкурсы по праву и обществоведению. В предложенных курсах авторы прослеживают путь «становления» ученика общеобразовательной школы с позиции гражданина. Они уделяют внимание системе поощрений, позволяющих инициировать правовую активность педагога и ученика.

Интерес представляют учебники для учащихся 7-9 классов, изданные Российским фондом правовых реформ: «Основы правовых знаний» О.А. Василенковой для 7 класса; «Основы правовых знаний» СИ. Володиной для учащихся 8-х классов.

Таким образом, анализ состояния проблемы соблюдения и реализации прав ребенка в педагогической теории и практике показал, что:

• в основе разрабатываемых прогрессивными учеными концепций лежит идея, основанная на провозглашении человека высшей ценностью общества, на признании отношения к ребенку как самоценности, которая начала активно развиваться в ряде современных педагогических концепций;

• главная ценность гражданского общества и правового государства -права и свободы личности; ребенок - полноправный член общества и его права и свободы подлежат признанию;

• теоретические исследования и практический опыт, накопленный в разных регионах Российской Федерации, позволяют выявить нерешенные проблемы создания педагогических условий для реализации прав детей в образовательных учреждениях;

• в современной школе назрела необходимость массового изучения прав человека и прав ребенка в ходе образовательного процесса с целью развития личности ребенка, формирования его правовой информированности;

• уточено содержание понятия правового воспитания по отношению к рассматриваемому возрасту обучающего.

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1

2. Конвемнция ООН о правамх ребёнка // Резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

3. Шнекендорф, З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. - М., 2001.

Bibliography

1. Zakon RF «Ob obrazovanii» ot 10.07.1992 g. №3266-1

2. Konve?nciya OON o prava?kh rebyonka // Rezolyuciya 44/25 Generaljnoyj Assamblei ot 20 noyabrya 1989 g.

3. Shnekendorf, Z.K. Putevoditelj po konvencii o pravakh rebenka. - M., 2001.

Статья поступила в редакцию 12.11.13

УДК 37.014.3

Bukreeva E.N. EDUCATION POLICY FEATURES OF CHILD PROTECTION IN THE NORTH CAUCASUS IN THE PERIOD OF 1917-1940 OF THE XX TH CENTURY. (ON THE EXAMPLE OF STAVROPOL TERRITORY). The features of a practical realization of child protection by means of educational policy in particular school system of the North Caucasus in the period of establishing of the Soviet power in Russia are reviewed in the article on the basis of historical and pedagogical analysis.

Key words: child protection, delinquency and juvenile crime, school education, out -of school education.

Е.Н. Букреева, канд. пед. наук, доц. каф. переподготовки и повышения квалификации работников образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ПЕРИОД 1917-1940 ГГ. XX В. (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

В статье на основе историко-педагогического анализа рассмотрены особенности практического решения задач защиты детей средствами образовательной политики в условиях специфической системы школьного образования Северного Кавказа в период становления советской власти в России.

Ключевые слова: защита детей, правонарушения образование.

Использование потенциала государственной образовательной политики в деле защиты детей на Ставрополье неразрывно связано с переходом России на новый этап исторического развития, обусловленный сменой в ходе Октябрьской революции 1917 года государственного строя страны.

Историко-педагогический анализ свидетельствует о том, что с установлением советской власти государственная политика защиты детей в России получила новый толчок и новое направление. Первым законодательным актом советской власти в области борьбы с правонарушениями несовершеннолетних явился «Декрет о комиссиях для несовершеннолетних», опубликованный 14 января 1918 г. Этим декретом упразднялись суды и тюремные заключения для малолетних и несовершеннолетних лиц до 17-летнего возраста. Практически все несовершеннолетние были освобождены из тюрем и других мест лишения свободы. Следующими шагами советской власти в области реализации новой образовательной политики стало отделение церкви от государства (и, соответственно, от образования) и культурная революция, затрагивающая не только собственно сферу идеологии, но и сферу образования как инструмент ее пропаганды. Следствием вышеперечисленных действий явилось выделение в качестве приоритетной задачи образования в рамках строительства новой системы светского образования ликвидации безграмотности. «Декрет о ликвидации неграмотности» от 26 декабря 1919 г. обязывал все население России от 5 до 50 лет учиться грамоте на русском или родном языках. Для контроля за реализацией провозглашенного Декрета на уровне страны была создана Чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью во главе с Н.К. Крупской, уровень же регионов был представлен Волостными комиссиями, существующими в селах.

Вместе с тем довольно разветвленная сеть учреждений народного образования, функционировавшая в 20-е годы в стране, не могла снять проблему беспризорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних. К примеру, в марте 1925 года по одному из районов Ставропольского округа - Винодельческому - насчитывалось 1157 беспризорных детей [1]. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других районах округа, вызывая переполненность детских приемников и невозможность вследствие этого размещать всех нуждающихся в помощи несовершеннолетних в специальные учреждения. Сложившаяся ситуация обусловила принятие 23.041925 г. Резолюции Президиума ОИКа по результатам доклада заместителя заведующего

Таблица 1

Характер дел и обвинений несовершеннолетних, рассмотренных специальными судами по Ставропольскому округу в период с 1.10.1923 по 1.10 1924 гг. [4]

№ п/п Характер дел и обвинений Кол-во дел

1 Порубка леса 177

2 Кража 83

3 Беспатентная торговля 24

4 Хулиганство 18

5 Варка и хранение самогона 5

6 Спекуляция 3

7 Подделка подписей 2

8 Мошенничество 2

9 Игра в карты на деньги 2

10 Хранение оружия 2

11 Убийство 1

12 Бродяжничество 1

13 Занятие проституцией 1

14 Насилие 1

15 Ранение 1

16 Г рабеж 1

Итого 324

и преступления несовершеннолетних, внешкольное

ОКРОНО тов. Пересыпкина по вопросу борьбы с детской беспризорностью, в которой предписывалось: «...Ускорить вывод из детского приемника переростков, подлежащих отправке в Ростовскую коммуну-фабрику. Одновременно. установить число подростков и переростков для определения на постоянную работу на предприятия и к кустарям.» [2]. Для решения поставленной задачи в Ставропольском округе организовывались сельскохозяйственные трудовые колонии, рассчитанные на прием несовершеннолетних из детских приемников. Так, в частности, в результате расформирования школы-коммуны имени

Н.К. Крупской, на ее базе образовалась сельскохозяйственная трудовая колония на 200 человек.

В краткой объяснительной записке «К положению о школе-коммуне с производственным началом им. Н.К. Крупской» в качестве основных положений, определяющих специфику функционирования колонии, были отмечены следующие позиции: конечная цель помещения несовершеннолетних беспризорников в колонию - обеспечение постоянное проживания и пребывания воспитанников в школе-коммуне;

осуществление обучения и воспитания детей-воспитанни-ков школьного возраста на твердой сельскохозяйственной основе в соответствии с возможностями школы и склонностями детей; осуществления обучения воспитанников до 14 лет по типу школ 1-ой ступени на основе сельскохозяйственных ремесел; осуществление обучения детей от 14 до 16 лет по типу специализации (аналогично школам крестьянской молодежи и фабза-вучам). При этом собственно производственная коммуна являлась отделением школы-коммуны [3].

В отношении правонарушений и преступлений несовершеннолетних проводилась активная государственная и окружная политика их профилактики и недопущения рецидивов. В этом контексте одной из основных задач окружных властей становится задача улучшения быта детей, для чего создавались различного рода организации и объединения (в том числе, и при учреждениях системы образования): Специальные Рабочие комиссии по улучшению быта детей, Общество «Друзья детей», Специальные школьные комитеты по оказанию помощи нуждающимся детям и пр.

Однако наряду с этим широкое распространение вынужденно получали также специальные комиссии и суды для несовершеннолетних. Как свидетельствует Отчет о деятельности комиссии несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных деяниях, и о деятельности Комиссии по делам опеки за период 01.10.1923 - 01.10.1924 гг., характерами дел и обвинений несовершеннолетних, рассмотренных специальными судами для несовершеннолетних, в отчетный период (равно как и в 20-е годы в целом) являлись следующие (таблица 1).

В то же время к 30-м гг. ХХ в. в системе школьного образования России наметились серьезные перемены как образовательного, так и социально-экономического плана, проявившиеся, в первую очередь, на уровне всей страны. Эти изменения происходили на фоне не менее серьезных изменений в социально-экономической области на уровне Северо-кавказского региона, в частности, Ставропольского края.

Так, 27 декабря 1929 года краевой организацией ВКП(б) Северо-Кавказского края было принято постановление о сплошной коллективизации сельского хозяйства, повлекшее за собой раскулачивание зажиточных крестьян, часть из которых подвергалась выселению в необжитые и неудобные земли внутри края. Для переселенцев создавались спецпоселения, из которых запрещалось выезжать. Всего на территории Ставропольского края было создано 11 таких поселков. Вынужденное постоянное проживание этой категории населения на обозначенной территории обусловило появление новых образовательных учреждений на территории края, предназначенных для обучения детей переселенцев.

Несмотря на подписание 28 сентября 1939 года «Договора о границе и дружбе с Германией», в 1941 году в Ставропольском крае начинаются работы по строительству оборонительных сооружений с целью защиты территории края от военного вторжения. В этом строительстве были задействованы 115 000 тысяч человек, преимущественно горожане, в числе которых были и учащиеся школ, в основном, старшеклассники [5].

В целом, в 20-30-х годах в системе школьного образования на Ставрополье сложилась ситуация в области защиты детей, для которой было характерно: распространение системы внешкольного образования; системное функционирование культурно-просветительских кружков; зарождение сельского народного университета;

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

5.

массовое создание детских площадок; организация показательных школьных мастерских (рабочих классов) для учащихся, а также для знакомства с трудовыми процессами приезжающих в уезд школьных работников; организация и проведение краевых делегатских съездов культурно—просветительских работников; проведение спектаклей; организация чтений и лекций различной тематики; создание сети бесплатных библиотек.

Государственный архив Ставропольского края. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 25. Л. 30.

Государственный архив Ставропольского края. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 25. Л. 40.

Государственный архив Ставропольского края. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 25. Л. 77.

Государственный архив Ставропольского края. Ф. 300. Оп. 1. Д. 20. Л. 138.

Ивановский, В.А. Ставропольский календарь. Факты, события, люди: избранное. - Ставрополь, 2006.

Bibliography

1. Gosudarstvennihyj arkhiv Stavropoljskogo kraya. F. R-300. Op. 1. D. 25. L. 30.

2. Gosudarstvennihyj arkhiv Stavropoljskogo kraya. F. R-300. Op. 1. D. 25. L. 40.

3. Gosudarstvennihyj arkhiv Stavropoljskogo kraya. F. R-300. Op. 1. D. 25. L. 77.

4. Gosudarstvennihyj arkhiv Stavropoljskogo kraya. F. 300. Op. 1. D. 20. L. 138.

5. Ivanovskiyj, V.A. Stavropoljskiyj kalendarj. Faktih, sobihtiya, lyudi: izbrannoe. - Stavropolj, 2006.

Статья поступила в редакцию 31.10.13

УДК 376.1

Klochko I.V. THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PROBLEMS OF FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF YOUNG STUDENTS. The article describes the condition and regularities of student's legal consciousness development. The author analyzes the theory about influence between many different factors and formation the student's legal consciousness and argues the purposefulness, systematic and sequence in it's foundation within the confines of different social institute's activity. The problem of legal consciousness, learning features, essence, content, and it's impotance in individual's life and in the life of the whole society, is in the centre of the famous scientist's, lawyer's, philosopher's, sociologist's, phychologist's and teacher's attention. And it's not by accident, because the legal consciousness, as a form of social consciousness, plays an extremely important functions and tasks, it is an essential element for achieving socially significant goals both in legal and in public relations. The teenager's legal consciousness forms a distinct picture of the people and reflects the character of the people of each country.

Key words: legal consciousness, social consciousness, professional legal consciousness, people‘s needs, socialization, behavioral motive, education.

И.В. Клочко, психолог отдела психологического обеспечения Московского университета МВД России,

г. Москва, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В статье раскрываются состояние и закономерности формирования правосознания учащейся молодежи. Автор анализирует теорию о влиянии на формирование правосознание личности множества различных факторов и аргументирует целенаправленность, системность и последовательность его становления в рамках деятельности различных социальных институтов. Проблема правового сознания, исследование особенностей, сущности, содержания и значения в жизни отдельного индивида и общества в целом неизменно находится в центре внимания видных ученых, не только юристов, но и философов, социологов, психологов и педагогов. И это неслучайно, так как правосознание как одна из форм общественного сознания, выполняет чрезвычайно важные функции и задачи, является необходимым элементом достижения социально значимых целей, как в правоотношениях, так и во всей совокупности общественных отношений. Правосознание подростков формирует самобытную картину народа, который отражает характер каждого государства.

Ключевые слова: правосознание, общественное сознание, профессиональное правосознание, общечеловеческие потребности, социализация, поведенческий мотив, воспитание.

В научной литературе неоднократно отмечалось, что проводимые в последние десятилетия реформы в области государственного и правового строительства нередко осуществлялись без учета состояния правосознания населения и потому не достигали поставленных целей, несмотря на их необходимость и очевидную социальную полезность.

Перспективы преодоления негативных явлений социальноправовой жизни во многом детерминированы состоянием правосознания современной молодежи и динамикой его развития, поскольку без понимания и осознания этой категорией лиц сущности и социального значения права трудно ожидать становления нового поколения россиян, впитавших ценности демократии, желающих и способных пользоваться правами и исполнять обязанности граждан социального правового государства.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования общественных отношений в свете реализации концепции правового государства и формирования гражданского общества в России.

Изучение состояния и закономерностей формирования правосознания у учащейся молодежи представляет научный интерес по ряду причин:

1. Социально-правовые исследования состояния правосознания взрослого населения в известной степени позволяют лишь констатировать его относительно устойчивые взгляды на право. Их изменение в силу консервативности сознания сопряжено со значительными трудностями и чаще всего связано с сильными эмоциональными переживаниями. В то же время система первоначальных правовых представлений закладывается в период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.