Научная статья на тему 'Особенности реализации национального проекта дуального обучения рабочих кадров на примере различных регионов'

Особенности реализации национального проекта дуального обучения рабочих кадров на примере различных регионов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОТРУДНИКИ / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕФИЦИТ РАБОЧИХ КАДРОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / QUALIFIED STAFF / DUAL EDUCATION / THE SHORTAGE OF SKILLED WORKERS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Энс К.В.

Анализ выявленных особенностей реализации национального проекта дуального обучения рабочих кадров на примере различных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL DUAL TRAINING PROJECT PERSONNEL ON THE EXAMPLE OF DIFFERENT REGIONS

The analysis of the revealed peculiarities of the implementation of national dual training project personnel on the example of different regions.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации национального проекта дуального обучения рабочих кадров на примере различных регионов»

УДК 377.5

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ

К. В. Энс

Научный руководитель - О. Е. Подвербных

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail:enskristina4@gmail.com

Анализ выявленных особенностей реализации национального проекта дуального обучения рабочих кадров на примере различных регионов.

Ключевые слова: квалифицированные сотрудники, дуальное образование, дефицит рабочих кадров, образовательные учреждения.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL DUAL TRAINING PROJECT PERSONNEL ON THE EXAMPLE OF DIFFERENT REGIONS

K. V. Enns Scientific supervisor - O. E. Podverbnyj

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail:enskristina4@gmail.com

The analysis of the revealed peculiarities of the implementation of national dual training project personnel on the example of different regions.

Keywords: qualified staff, dual education, the shortage of skilled workers, educational institutions.

В современном обществе, когда технологические процессы на производстве берут верх в своем развитии, обозначается проблема дефицита квалифицированных рабочих кадров. В то время, как на любом производстве, независимо от его масштабов - кадры являются одним из самых основных элементов производственного процесса, они должны обеспечивать максимальную отдачу знаний и опыта в работе. Если углубляться в масштабы проблемы связанной с дефицитом квалифицированных рабочих кадров, то стоит отметить, что именно от них зависит развитие промышленности в стране, которая дает толчок конкурентоспособности на рынке. Предприятие, уверенно стоящее «на ногах», которыми являются квалифицированные рабочие кадры, всегда будет проявлять к себе интерес, в первую очередь со стороны повышения инвестирования в регион, а значит будут способствовать развитию и региона.

Таким образом, проблемой образовательных учреждений становится подготовка высококвалифицированных кадров, отвечающих запросам регионального и отраслевого рынка труда. Тем временем, многие ученые задумывались над эффективностью традиционной модели образования. Наиболее известными популяризаторами идей немецкой профессиональной подготовки рабочих кадров являются Н. Е. Воробьев, Б. Л. Вульфсон, А. И. Пискунов, Д. А. Торопов, Г. А. Федотова. В своем исследовании, посвященном истории развития немецкой системы профессионального образования, Д. А. Торопов указывает на то, что возрастающие темпы технологической революции, и в связи с этим появление новых требований на рынке труда к его участникам, оказывают сильное влияние на систему профессионального образования в любой промышленно развитой стране [1].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

Традиционное образование теряет свою ценность в тот момент, когда выпускник с огромным багажом знаний приходит на производство и сталкивается с проблемой отсутствия практических навыков. В этом случае не только увеличивается адаптационный период на предприятии, но и возникают проблемы у работодателя в плане полноценного обучения, назначении наставника для молодого специалиста, что влечет за собой затормаживание рабочего процесса, а в некоторых случаях и увеличения расхода финансовых средств.

Одним из вариантов, с помощью которого работодатель сможет получить полноценного высококвалифицированного специалиста, является внедрение дуального образования. Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом взаимодействия образовательных организаций и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучающийся уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия. В знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) Адам Смит подчеркивал, что системы ученичества и наставничества в дуальном обучении необходимо считать традиционными методами профессионального обучения на рабочем месте, так как, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали азы профессии [2]. Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс подготовки кадров, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации [3].

В России первыми опыт дуального обучения осваивают десять регионов—победителей конкурса Агентства стратегических инициатив. В их число вошли: Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области, Пермский и Красноярский края, а также Республика Татарстан. Интеграция с реальным сектором экономики идет не только в подготовке будущих специалистов, но и в образовательных программах для тех, кто уже работает по специальности. Минобрнауки планирует организовать переподготовку и повышение квалификации работающих россиян в возрасте от 25 до 65 лет. К 2018 году процент тех, кто прошел профессиональные тренинги, должен достичь 37%.

Дмитрий Песков отметил, что проект по внедрению элементов дуальной системы образования был поддержан на Наблюдательном совете АСИ Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным:

«В послании Федеральному собранию Президент сделал акцент на необходимости внедрения моделей образования, эффективных для подготовки высококвалифицированных производственных кадров. Мы надеемся, что курс на практическое образование станет системным. И это будет уже не пилотный проект, а нормальная повседневная практика» — подчеркнул Дмитрий Песков.

В январе 2014 года Красноярский край стал одним из победителей по итогам конкурсного отбора пилотных регионов, внедряющих элементы дуальной системы образования в практику профессионального обучения специалистов технических специальностей.

Данный проект был внедрен в Красноярском техникуме промышленного сервиса, который осуществляет подготовку специалистов в рамках проекта «Дуальное образование» по профессиям: станочник (широкого профиля), слесарь. Предприятием по реализации дуального обучения являлся АО «Красмаш».

Целевая контрактная подготовка, в свою очередь, реализуется на основе заключения трёхсторонних договоров «техникум - студент - завод», которые конкретизируют вопросы обучения студента и на основе заключения студентами контракта с обязательной отработкой в АО «Крас-маш» не менее трех лет после окончания обучения в техникуме. Работа, предлагаемая студенту в соответствии с контрактом, должна соответствовать профессии и разряду, полученному выпускником после окончания техникума.

В результате такого эксперимента выяснились проблемы, с которыми столкнулись участники: во-первых не было подходящих педагогов, которые бы могли разработать программы обучения для студентов. Стало необходимым организовать переподготовку преподавательского

состава. Во-вторых сами студенты не были морально готовы к тому, чтобы применять свои знания на производстве. Также недостаточный уровень знаний внес свои коррективы при работе студентов на предприятии.

Несмотря на те проблемы с которыми сталкиваются организации при внедрении дуального обучения нельзя не отметить, что дуальное образование является очень эффективным в образовательной системе и имеет достаточно плюсов, как для самого студента, так и для предприятия, которое заинтересованно в квалифицированном персонале. Единственной проблемой, которая является актуальной для всех образовательных организаций при внедрении дуального образование - это финансирование, а точнее его недостаточность, которое затягивает процесс развития образовательных учреждений в данном направлении.

Библиографические ссылки

1. Торопов Д. А. Учебное пособие «История развития немецкой системы профессионального образования». ИСПО РАО. Москва 2002. Российская Академия образования. Институт среднего профессионального образования. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-244177.html (дата обращения 21.01.2016).

2. Смит А. «Исследование о природе и причинах богатства народов». — М.: Эксмо, 2007. — Серия: Антология экономической мысли — 960 с.

3. Дуальная модель обучения как основа механизма взаимодействия образовательных учреждений и предприятий // Заочные электронные конференции. Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2014/09/3687^ (дата обращения 21.01.2016).

© Энс К. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.