Научная статья на тему 'Принципы дуальной подготовки рабочих кадров на железнодорожном транспорте'

Принципы дуальной подготовки рабочих кадров на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕРСОНАЛ / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Энс К.В.

Раскрыта проблема подготовки кадров и её актуальность в настоящее время на примере стратегически значимого предприятия национального уровня «Роскосмос»; рассмотрены формы подготовки рабочих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF DUAL TRAINING OF PERSONNEL ON RAILWAY TRANSPORT

The article reveales the problem of training and its relevance to the present life based on the example of strategically significant national-level enterprises Roskosmos; it considers forms of training.

Текст научной работы на тему «Принципы дуальной подготовки рабочих кадров на железнодорожном транспорте»

Решетневские чтения. 2017

УДК 377.5

ПРИНЦИПЫ ДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

К. В. Энс

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: enskristina4@gmail.com

Раскрыта проблема подготовки кадров и её актуальность в настоящее время на примере стратегически значимого предприятия национального уровня «Роскосмос»; рассмотрены формы подготовки рабочих кадров.

Ключевые слова: обучение персонала, дуальное обучение, принципы дуальной подготовки, высококвалифицированный персонал, механизм взаимодействия государства и работодателей.

THE PRINCIPLES OF DUAL TRAINING OF PERSONNEL ON RAILWAY TRANSPORT

K. V. Ens

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: enskristina4@gmail.com

The article reveales the problem of training and its relevance to the present life based on the example of strategically significant national-level enterprises Roskosmos; it considers forms of training.

Keywords: tutoring ofpersonnel, dual tutoring, principles of dual preparation, highly skilled personnel, mechanism of interaction of the state and employers.

Рыночные условия предъявляют высокие требования к процессу обучения не только руководителей, но и непосредственно рабочих кадров. Одной из методик обучения персонала, применяемой на российских предприятиях, выступает дуальное обучение. Так, в 2016 году госкорпорация «Роскосмос» в рамках Пермского инженерно-промышленного форума открыла центр дуального образования на загородной площадке предприятия «Протон-ПМ «Протон-ПМ». Проект является якорным в инновационном территориальном кластере ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звездный», который за последние несколько лет стал интегратором практико-ориентированной модели подготовки кадров, позволяющей готовить специалистов, ориентированных на промышленность, а также обладающих необходимыми навыками и компетенциями для работы на предприятиях кластера. Этот центр является связующим звеном между техникумом и окончательным производством, здесь студенты приобретают реальные навыки и проводят 50 % учебного времени. В рамках реализации проекта «Развитие инновационного территориального кластера «Технополис «Новый Звездный» краевые власти привлекли свыше 20 млн рублей из федерального бюджета на приобретение самого современного оборудования для Центра дуального образования.

Дуальное обучение представляет собой профессиональное обучение, теоретическая часть которого проходит на базе профессиональной образовательной организации (порядка 30-40 % учебного времени),

практическая же часть подготовки происходит непосредственно на рабочем месте и составляет 60-70 % учебного времени. Суть концепции дуального обучения заключается в усилении практической направленности при подготовке кадров через синтезирование учебного и производственного процессов [1-2].

Дуальная подготовка рассматривается в качестве педагогической альтернативы и успешно адаптирована к условиям рыночной экономики различных стран, в частности, и России. Дуальность предполагает построение согласованного взаимодействия образовательной и производственной сфер в рамках различных форм обучения. Данное взаимодействие лежит на базе трех методологических оснований:

- онтологическом (компетентностный подход);

- аксиологическом (паритетность производственных и образовательных целей и ценностей);

- технологическом (организация производственной и образовательной деятельности) [3].

ОАО «РЖД» является большим холдингом, в котором присутствуют разнообразие профессий, по своим целям и ценностям относительно экономике страны и ее развития в целом, компания нисколько не уступает такой гокорпорации, как «Роскосмос».

ОАО «РЖД» со всем вниманием подходит к укомплектованности штата высококвалифицированными кадрами, ведет активную молодежную политику, которая дает уверенности персоналу в завтрашнем дне. Но необходимо понимать, что, вкладывая в молодой персонал, должны получать отдачу, выраженную в высококлассных знаниях, умениях и навыках.

Экономика труда и управление человеческими ресурсами на предприятиях ракетно-космической отрасли

Опыт госкорпорации «Роскосмос» показывает, что дуальное образование рабочих кадров это один из самых эффективных вложений в молодых специалистов, которые будут являться движением к развитию. К целям внедрения дуальной подготовки для рабочих кадров железнодорожного транспорта относится:

- совершенствование подготовки рабочего персонала с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах;

- разработка профессиональных стандартов по актуальным профессиям;

- разработка и последующая модернизация образовательных программ согласно требованиям профессиональных стандартов;

- разработка механизма независимой оценки квалификации рабочих кадров [4].

Принципами дуальной подготовки рабочих кадров на железнодорожном транспорте на примере ОАО «РЖД» выступают:

- практикоориентированность (обеспечение профессионального опыта обучающихся при погружении в их профессиональную среду в процессе обучения, профессионально-ориентированные технологии обучения, направленные на формирование необходимых в профессиональной деятельности умений, знаний, навыков, качеств);

- комплексность (обеспечение единой образовательно-производственной среды);

- интегративность (межпредметные связи, основанные на модульных образовательных программа с целью формирования необходимой квалификации);

- универсальность (единство теоретического и практического аспектов подготовки);

- гибкость и вариативность содержания и технологий образовательного процесса;

- партнерство (реализация обучения кадров для предприятия на базе равноправного партнерства [5].

Таким образом, в статье раскрыта тема специфики дуальной подготовки рабочих кадров железнодорожного транспорта на примере ОАО «РЖД» в сравнении с опытом внедрения дуальной подготовки кадров госкорпорации «Роскосмос» и, главным образом, принципы и цели данного вида профессионального обучения персонала. Доказана актуальность проблемы образования молодых специалистов не только на предприятиях железнодорожного транспорта, но также

ракетно-космических и машиностроительных предприятий.

Библиографические ссылки

1. Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт.

2014. № 4. С. 1-6.

2. Землянский В. В. Дуальная система подготовки как форм интеграции профессионального образования и производства // Интеграция образования. 2010. № 3. С. 9-14.

3. Наумов А. И., Мраморнова О. В. Проблемы профессионального обучения на железнодорожном транспорте // Известия Саратовского университета.

2015. № 3. С. 270-276.

4. Дуальная модель обучения как основа механизма взаимодействия образовательных учреждений и предприятий // Заочные электронные конференции. URL: http://econf.rae.ru/pdf/2014/09/3687.pdf (дата обращения: 07.10.2017).

5. Анисимов П. Ф. О состоянии и перспективах среднего технического образования // СПО. 2016. С. 2-7.

References

1. Tereshhenkova E. V. Dual'naja sistema obra-zovanija kak osnova podgotovki specialistov // Koncept. 2014. № 4. P. 1-6.

2. Zemljanskij V. V. Dual'naja sistema podgotovki kak form integracii professional'nogo obrazovanija i proizvodstva // Integracija obrazovanija. 2010. № 3. P. 9-14.

3. Naumov A. I., Mramornova O. V. Problemy professional'nogo obuchenija na zheleznodorozhnom transporte // Izvestija Saratovskogo universiteta. 2015. № 3. P. 270-276.

4. The Dual training model as the basis of the mechanism of interaction between educational institutions and enterprises // Part-time e-conferences. Available at: http://econf.rae.ru/pdf/2014/09/3687.pdf.

5. Anisimov P. F. On the status and prospects of technical secondary education // SPO. 2016. P. 2-7.

© Энс К. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.