Научная статья на тему 'Новые формы подготовки рабочих кадров для стратегических отраслей экономики'

Новые формы подготовки рабочих кадров для стратегических отраслей экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕРСОНАЛ / TRAINING / HUMAN RESOURCES / CONTINUING EDUCATION / DUAL EDUCATION / HIGHLY QUALIFIED STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Энс К.В., Бешлиу И.В.

Раскрыта проблема подготовки кадров и её актуальность в настоящее время на примере ракетно-космической отрасли в сравнении с развитием рабочих кадров в железнодорожной отрасли; рассмотрены формы подготовки рабочих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMS OF TRAINING FOR STRATEGIC SECTORS OF THE ECONOMY

The article reveals the problem of training and its relevance at present time based on the example of rocket and space industry in comparison with the development of the workforce in the railway industry; and the article considers the training of personnel.

Текст научной работы на тему «Новые формы подготовки рабочих кадров для стратегических отраслей экономики»

Решетневские чтения. 2017

УДК 377.5

НОВЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ

ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

К. В. Энс, И. В. Бешлиу

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: enskristina4@gmail.com

Раскрыта проблема подготовки кадров и её актуальность в настоящее время на примере ракетно-космической отрасли в сравнении с развитием рабочих кадров в железнодорожной отрасли; рассмотрены формы подготовки рабочих кадров.

Ключевые слова: подготовка кадров, кадровый потенциал, непрерывное образование, дуальное образование, высококвалифицированный персонал.

NEW FORMS OF TRAINING FOR STRATEGIC SECTORS OF THE ECONOMY

K. V. Enns, I. V. Beshliu

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: enskristina4@gmail.com

The article reveals the problem of training and its relevance at present time based on the example of rocket and space industry in comparison with the development of the workforce in the railway industry; and the article considers the training of personnel.

Keywords: training, human resources, continuing education, dual education, highly qualified staff.

В современных условиях вопросы подготовки кадров приобретают все более возрастающее значение. Главным образом предприятиям необходимо сформировать собственную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, гарантирующую эффективность работы и конкурентоспособное положение предприятия на рынке [1]. АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» приняли участие в программе «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения». Организация получила огромный опыт в организации учебного процесса совместно с Сибирским федеральным университетом, Сибирским государственным университетом науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева и пятью профессиональными образовательными организациями Красноярска, Сосново-борска и Железногорска.

Особое внимание должно уделяться именно кадровому потенциалу, выступающему в роли основного ресурса предприятия, и его непосредственному формированию. К примеру, эффективность функционирования ОАО «РЖД», представляющего собой российское вертикально интегрированное предприятие и важнейшего оператора российской сети железных дорог, напрямую зависит не столько от производительности оборудования, сколько от производительности сотрудников. Основная задача предприятия

сводится к тому, чтобы сформировать уникальный кадровый состав, опережающий конкурирующие компании по профессиональному и творческому потенциалу, что в долгосрочной перспективе позволит не только преодолевать возникающие трудности, но и повышать доходность предприятия [2].

Численность работников ОАО «РЖД» составляет более 1 млн человек и немаловажным аспектом подготовки рабочих кадров ОАО «РЖД» выступает тот факт, что в 2009 году Советом директоров ОАО «РЖД» была утверждена Концепция системы дополнительного корпоративного образования -Корпоративный университет ОАО «РЖД». По итогам 2009 года по рабочим профессиям было обучено 60 тыс. человек, 157 тыс. рабочих повысили квалификацию, в том числе 25 тыс. человек повысили квалификационный разряд. Также в 2009 году начал свою работу Координационно-методический совет по вопросам подготовки рабочих кадров, произведено внедрение дистанционного обучения и тестового контроля знаний учащихся технических школ и учебных центров.

На базе дорожных технических школ и учебных центров созданы 15 учебных центров профессиональных квалификаций железных дорог, имеющих в своем составе 62 подразделения. С целью повышения престижности для молодежи железнодорожных профессий ОАО «РЖД» введена система грантов и стипендий. В частности, в 2013 году расходы по данному направлению составили порядка 245 млн руб. Благо-

Экономика труда и управление человеческими ресурсами на предприятиях ракетно-космической отрасли

даря внедрению системы непрерывного образования удалось выстроить единую образовательную вертикаль на всех сетях дорог, что позволило эффективно решить задачи по организации полного цикла обучения [3].

Отличительной особенностью российской системы подготовки рабочих кадров выступает согласованность действий федеральных органов исполнительной власти и институтов развития. Так, в сфере подготовки рабочих кадров возрастает роль деятельности Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), действующая в 11 августа 2011 года. Данная организация представляет собой некоммерческую организацию, созданную Правительством Российской Федерации для реализации мер в экономической и социальной сферах, в частности, для развития профессиональных кадров, продвижению приоритетных проектов, улучшению предпринимательской среды России.

В сфере подготовки кадров непосредственно поддерживает проекты в области кадрового обеспечения, взаимодействия работодателей и образовательных учреждений. С 2014 года АСИ реализует инициативу «Кадровое обеспечение промышленного роста», представляющую собой комплекс мер для обеспечения промышленности России рабочими и инженерами нового поколения в горизонте до 2020 года и включающей в себя как международный уровень (интеграция России в движения WorldSkills, движение Global Education Futures, диалог и обмен опытов на международных площадках), так и реализацию на федеральном и региональном уровне (движение WorldSkills Russia, дуальное образование, лидерские проекты) [4].

В рамках реализации проекта «Дуальное образование», осуществляемого АСИ с 2017 года, по данной модели обучение студентов началось по образовательным программам, разработанным с учетом требований работодателей. Одними из первых данный проект был внедрен в практику ОАО «РЖД».

В 2013-2014 гг. было разработано 34 профессиональных стандарта по профессии, специфичным для железнодорожного транспорта. Среди ключевых аспектов стратегии ОАО «РЖД» в части обучение и подготовки кадров выделяются:

- все структуры предприятия работают в едином технологическом поле, имеют единую базу;

- создание системы единых корпоративных требований (ЕКТ), предусматривающей четко структурированные и формализованные требования к сотрудникам холдинга;

- формирование среды и условий для развития кадрового потенциала [5].

Все перечисленные подходы поддерживаются ОАО «РЖД», активно взаимодействующим с ведущими российскими бизнес-школами, академическими университетами и консалтинговыми агентствами.

Таким образом, в статье раскрыта проблема подготовки рабочих кадров на примере ОАО «РЖД» и формы подготовки кадров, реализуемые на предприятии. Была отмечена значимость взаимодействия

крупных корпораций с образовательными учреждениями, которые готовят кадровые ресурсы под определенное предприятие и под конкретные требования работодателей. А для достижения безупречного результата и при подготовке высококлассных специалистов, дуальная система образования показала себя наиболее эффективной, этот факт доказывает опыт предприятий, специализирующихся в разных сферах деятельности.

Библиографические ссылки

1. Жигунова А. В. Проблемы формирования кадрового потенциала ОАО «РЖД // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. С. 45-51.

2. Санкова Л. В., Горнастаева Н. В. Исследование проблем конкурентноспособности работников в экономике знаний: инновации и традиции // Инновационная деятельность. 2014. № 3. C. 46-55.

3. ОАО «Российские железные дороги»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd.ru (дата обращения: 24.08.2017).

4. Адольф В. А., Лукьяненко М. В., Чурляева Н. П. Количественная оценка компетентности выпускников интегрированной системы обучения и возможности ее повышения // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 22-30.

5. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Проектирование образовательного процесса профессионального становления специалиста на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 158-161.

References

1. Sankova L. V., Gornastaeva N. V. Issledovanie problem konkurentnosposobnosti rabotnikov v eko-nomike znanii: innovatsii i traditsii [Study of the problems of competitiveness of workers in the knowledge economy: innovation and tradition] // Innovatsionnaia deiatel'nost' [Innovation activity]. 2014. P. 46-55.

2. JSC "Russian Railways" (JSC "Russian Railways". Site). Available at: http://www.rzd.ru (accessed: 24.08.2017).

3. Zhigunova A. V. Problemy formirovaniia kadrovogo potentsiala JSC "RZhD" [Problems of human resource capacity of JSC "Russian Railways"]. Prob-lemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proekti-rovanie [Problem analysis and public management design]. 2011. № 3. P. 45-51.

4. Adolf V. A., Lukyanenko M. V., Churlyaeva N. P. Quantitative assessment of the competence of graduates of an integrated training system and possibilities of its improvement // Pedagogical education and science in 2011. № 11. Р. 22-30.

5. Adolf V. A., Stepanov I. Yu. Designing of educational process of professional formation of a specialist on the basis of competence approach // Higher education in Russia. 2008. № 3. P. 158-161.

© Энс К. В., Бешлиу И. В.,2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.