Научная статья на тему 'Особенности реализации национально-государственных интересов экономического развития России в условиях глобализации'

Особенности реализации национально-государственных интересов экономического развития России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
910
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВНУТРИСТРАНОВЫЕ КОРПОРАЦИИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / STATE AND NATIONAL INTERESTS / GLOBALIZATION / IN-COUNTRY CORPORATIONS / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / FOREIGN ECONOMY SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Очкин Роман Олегович

В статье рассматривается вопрос реализации и согласования национально-государственных экономических интересов страны как одного из ключевых элементов национальной экономической системы. Проведен ретроспективный анализ понятийного аппарата. Рассмотрены различные подходы к оценке категории национально-государственных экономических интересов. Особое внимание уделено факторам и угрозам, препятствующим реализации национально-государственных интересов. По мнению автора, основным условием для реализации национальногосударственных интересов России в глобализирующемся мире является создание соответствующих механизмов, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность. Особенно актуальным данный тезис становится в условиях усиливающейся открытости национальной экономики на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURING NATIONAL INTERESTS OF RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The paper examines the implementation and coordination of national and state economic interests as one of the key elements of the national economic system. The paper presents a retrospective analysis of the economic theory, gives an overview of various approaches to assessing the category of national-state economic interests. Particular attention is paid to the factors and challenges hindering the implementation of national interests. The author argues that the main condition for the implementation of the national interests of Russia in a globalizing world is the establishment of appropriate mechanisms for the security of foreign economic relations. The research is particularly relevant as the national economy is becoming increasingly open in the global market.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации национально-государственных интересов экономического развития России в условиях глобализации»

ной на «подвижном» сочетании частной и государственной собственности, обязательном привлечении к производству общественно значимых благ частного сектора, развитие социально-ориентированных сфер экономики, масштабная социализация как возрастание роли единых для всех членов общества (общенародных) интересов.

В развитии современного общества все большее значение приобретают цели и потребности, удовлетворение которых объективно не может быть обеспечено путем применения рыночных критериев, поэтому государство и некоммерческие организации начинают активно участвовать в этом процессе.

В настоящее время в странах со смешанной экономикой сложилась разветвленная система социального регулирования, в которой можно выделить несколько взаимосвязанных блоков:

- политика доходов (прогрессивное и пропорциональное налогообложение, соотношение минимальной ставки оплаты труда и величины прожиточного минимума, размеры трансфертных платежей, пенсий и социальных пособий);

- политика занятости (стимулирование создания рабочих мест, субсидирование подготовки кадров, развитие системы непрерывного образования взрослых, информационное обслуживание рынка труда);

- совершенствование трудового законодательства (развитие системы коллективных договоров, разрешение трудовых споров, активизация деятельности профессиональных союзов, создание общественных организаций, представляющих интересы наемных работников);

- развитие системы социальной защиты и социальных гарантий (государственное пенсионное обеспечение и социальное страхование, государственные социальные пособия социально уязвимым группам населения);

- адресная финансовая помощь социально значимым отраслям и сферам экономики (субсидирование образования и здравоохранения, инвестирование в сферу производства и предоставления общественных благ).

1. Жукова Е.Б. Институт государственно-частного партнерства в условиях инновационной экономики // Вестник СГСЭУ. 2013. № 5 (49).

2. Колганов А.И., Бузгалин А.В. Экономическая компаративистика. М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Митяева Н.В. Развитие неоднородных экономических систем. Саратов: СГСЭУ, 2006.

4. Митяева Н.В. Специфика методологии анализа развития экономических систем // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).

Роман Олегович Очкин,

аспирант кафедры общей экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассматривается вопрос реализации и согласования национально-государственных экономических интересов страны как одного из ключевых элементов национальной экономической системы. Проведен ретроспективный анализ понятийного аппарата. Рассмотрены различные подходы к оценке категории национально-государственных экономических интересов. Особое внимание уделено факторам и угрозам, препятствующим реализации национально-государственных интересов. По мнению автора, основным условием для реализации национально-государственных интересов России в глобализирующемся мире является создание соответствующих механизмов, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность. Особенно актуальным данный тезис становится в условиях усиливающейся открытости национальной экономики на мировом рынке.

Ключевые слова: национально-государственные интересы, глобализация, внутристрановые корпорации, внешнеэкономические связи, внешнеэкономическая безопасность.

R.O. Ochkin

SECURING NATIONAL INTERESTS OF RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The paper examines the implementation and coordination of national and state economic interests as one of the key elements of the national economic system. The paper presents a retrospective analysis of the economic theory, gives an overview of various approaches to assessing the category of national-state economic interests. Particular attention is paid to the factors and challenges hindering the implementation of national interests. The author argues that the main condition

[email protected]

УДК 338(470)

for the implementation of the national interests of Russia in a globalizing world is the establishment of appropriate mechanisms for the security of foreign economic relations. The research is particularly relevant as the national economy is becoming increasingly open in the global market.

Keywords: state and national interests, globalization, in-country corporations, foreign economic relations, foreign economy security.

Известно, что национально-государственные интересы динамичны и подвержены влиянию научно-технического прогресса, социально-экономических процессов, чувствительны к изменениям на мировой политической арене. Трансформация интересов государства непрерывна на протяжении всей его истории, какой бы древней и противоречивой она ни была.

Вопрос реализации и согласования национально-государственных интересов находился в центре обсуждения ученых на разных этапах развития экономической науки. Актуальность рассмотрения данной проблемы возрастает в кризисные периоды, особенно если эти периоды сопровождаются существенными изменениями всей совокупности связей экономических агентов, трансформацией существующих моделей их поведения.

Национально-государственные интересы лежат в основе образования экономических отношений государства в целом [8]. Известно, что любому типу экономических отношений соответствует своя, отдельно взятая система экономических интересов. По мнению Ф. Энгельса, «экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы» [4, с. 271].

Анализ отечественной научно-исследовательской литературы по данной проблеме позволяет вычленить два основополагающих периода, а следовательно и два подхода к осмыслению сущности экономического интереса.

Сначала, в 70-е гг. XX в., экономический интерес соотносился с экономической потребностью по причине общности и взаимозависимости таких категорий, как производство и потребление. Кроме того, приверженцы данного подхода относят экономические интересы к числу субъективных категорий, так как отождествляют потребности с интересами. Ряд авторов, таких как А. Архипов, В. Белоусов, Б. Гершкович, рассматривают интересы как отношение между осознанностью и неосознанностью потребностей на различных уровнях общественной структуры.

В более поздний период, профессором И.Ф. Сусловым было выдвинуто определение экономического интереса как «экономической пользы, выгоды, которая предопределяет необходимость связей и соотношений и обеспечивает условия самоутверждения, самодвижения и саморазвития субъекта интереса» [цит. по: 1].

Также нельзя игнорировать мнение ряда современных исследователей (В.А. Канакина, С.В. Груздова), в соответствии с которым национальный интерес представляет собой либо архаизм научной мысли, обусловленной ее неактуальностью в рамках нынешнего уровня развития современного общества, либо «одно из многочисленных в науке псевдопонятий, за которым никакой реальности не скрывается» [цит. по: 2]. В работах Б. Г. Капустина отмечается бессубъектность понятия национального интереса. Исследователь считает его крайне фрагментарным инструментом познания, абстрактной и слабо подкрепленной практически категорией.

Аналогичную точку зрения на данное понятие высказывает Д.Е. Фурман, трактующий национальный интерес как «псевдопонятие, очень удобное в силу своей неопределенности и эмоциональной " заряженности" для политической полемики, но непригодное для научного обсуждения и анализа» [цит. по: 2].

Стоит отметить, что ряд ученых придерживаются альтернативной точки зрения. В своих исследованиях Л. Абалкин отмечает, что существование единых национально-государственных интересов не исключает ни многообразия интересов, ни их внутренней противоречивости, а порой и антагонизма [8]. Исследователь делает акцент на сложности понимания и выражения национально-государственного интереса, обосновывая это косвенной «превратностью» и «размытостью» понятия.

По нашему мнению, мировые глобализационные и интеграционные процессы диктуют необходимость корректировки и актуализации национально-государственных интересов. Без осмысления нового класса ценностей и мотиваций, образовавшихся в связи с глобальными мировыми процессами, постичь их будет невозможно. Мир, в современном понимании этого термина, стал восприниматься как огромная, внутренне взаимосвязанная и взаимозависимая система, отличающаяся наличием большого разнообразия составляющих ее блоков.

Определимся с понятием «национально-государственные интересы». «Национально-государственные интересы - понятие динамическое, изменяющееся как во времени, так и в пространстве. Оно не имеет абсолютной величины и несопоставимо по отношению к разным временам и странам. С течением времени меняются акценты и приоритеты в оценке того, что отвечает национально-государственным интересам, а что нет» [7, с. 66].

Следует также отметить подверженность трансформации форм и методов претворения в жизнь вышеозначенных интересов. Вследствие этого возникает острая необходимость в разграничении сущности национально-государственных интересов, а также форм и методов их реализации.

Исходя из вышеизложенного , мы можем рассматри -вать национально-государственные интересы как интересы общества в целом, задачей которых является максимально полное удовлетворение потребностей его членов, воплощающихся в жизнь через систему государственных органов власти. Несмотря на все различия в подходах, методах и принципах анализа государственно-национальных интересов, четко выделяется их двойственная природа, направленная, с одной стороны, на обеспечение стабильности внутреннего развития страны, с другой - на укрепление мировых позиций, но одновременно подверженная влиянию негативных факторов внешней среды, что наглядно отражено на рисунке.

К внутренним национально-государственным интересам относятся:

• обеспечение социально-экономического роста;

• обеспечение полной занятости;

УГРОЗЫ

возможности

Воздействие факторов внешней среды на систему национальных интересов государства

• поддержание достойного уровня жизни населения;

• модернизация государственного устройства;

• технологическая модернизация народного хозяйства, генерация новых отраслей в экономике.

К внешним национально-государственным интересам следует отнести:

• активное участие в экономической деятельности на мировой арене;

• обеспечение экономической безопасности;

• активное участие в мировых интеграционных процессах и др.

Изучая изменение национально-государственного интереса России, необходимо отметить следующее: вся сложность современной ситуации заключается в том, что Россия столкнулась с рядом существенных причин, затрагивающих содержание данных интересов и препятствующих их реализации. Это следствие радикальных экономических реформ, в результате которых страна была отброшена в уровне социально-экономического развития на десятилетие назад.

Непродуманные экономические реформы конца 1990-х - начала 2000-х гг. оказали негативное влияние на положение страны в различных сферах хозяйства и фактически способствовали закреплению статуса «развивающейся». Наиболее ярким примером таких преобразований можно считать понижение основных макроэкономических показателей. Если рассматривать период с 1992 г. по 2002 г., то показатель ВВП за это время сократился более чем на 40%, показатели промышленной продукции - на 32%, а уровень инвестиций в основной капитал - почти на 65%. Однако в последнее время прослеживалась положительная динамика данных показателей. В период 2009 - 2013 гг. расчетный уровень ВВП занимал 8-е место по классификации Всемирного

банка (2 014 775 млрд долл. в денежном выражении). Уровень инвестиций в основной капитал в РФ во второй половине 2013 г. составил 1,385 трлн руб., что на 1,9% меньше показателя 2012 г. [9].

Если рассматривать рейтинг глобализации, т.е. вовлеченность государства в мировое информационное пространство, международные и правовые организации, мировую экономику, то на конец 2012 г. Россия занимала 48-е место среди 185 стран мира. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что с начала проведения рыночных реформ наблюдается ускорение процесса физического и морального износа основных производственных фондов в промышленной сфере, аграрной и транспортно-логистической сферах. В результате недофинансирования резко возросли показатели выбытия основных производственных фондов, продолжился отток специалистов из науки и производства в торговлю, сферу услуг и за рубеж, массовый катагенез промышленно-производственных ресурсов во многих отраслях экономики. Как следствие, в наиболее слабой позиции оказались те отрасли промышленности, жизнедеятельность которых является обусловливающим фактором для народного хозяйства и государства в целом. Следовательно, можно сделать вывод, что угрозы национальным интересам государства в экономике порождаются в основном дисбалансом всех ключевых сегментов воспроизводства, процессов, отраслей, производств. В то же время из-за отсутствия системного подхода не исключается вероятность дестабилизации социально-экономических процессов развития экономики и общества.

Поскольку реализация национально-государственных интересов России происходит в условиях глобализации, то ее экономическое развитие в национальных рамках и внешнеэкономические связи неотделимы

друг от друга, являются звеньями одного и того же процесса.

С одной стороны, развитие внешнеэкономических связей должно соответствовать современному этапу развития международной экономики, а с другой - содействовать решению основной экономической задачи - перестройке существующей структуры экономики России, ее решительной модернизации. Достичь данную цель возможно только при условии максимальной реализации как внутренних, так и внешних национально-государственных интересов.

Основным условием для реализации национально-государственных интересов России в глобализирующемся мире является создание соответствующих механизмов, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность. Это связано прежде всего с нарастающим влиянием отдельных хозяйствующих субъектов или государств. В условиях усиливающейся открытости национальных экономик на первый план выходит острая необходимость защиты национально-государственных интересов страны на мировом рынке. Приоритетной данная задача является потому, что Россия в сравнительно короткие сроки стала страной с достаточно открытой экономикой: торговый и валютный режимы заметно либерализированы, введена внутренняя и внешняя обратимость национальной валюты, иностранные инвесторы допущены на финансовый и фондовый рынки страны.

Таким образом, Россия в условиях возросшей открытости отечественной экономики вынуждена решать проблему обеспечения своей внешнеэкономической безопасности.

Поставленные стратегические цели и национально-государственные интересы выдвигают на передний план вопрос о разработке новой внешнеэкономической доктрины России и стратегического плана ее реализации. При разработке внешнеэкономической доктрины необходимо ясно представлять, на каких глобальных тенденциях развития необходимо сосредоточить внимание исходя из современной российской специфики. Несомненно, что России жизненно необходим переход от торгово-посреднической к воспроизводственной модели внешнеэкономических связей. Государство должно добиваться доступа к мировому доходу: интернационализированные воспроизводственные ядра должны составлять сердцевину (основу) национальной внешнеэкономической системы, а постоянное их наращивание суть развития внешнеэкономических связей России.

В результате, по нашему мнению, национально-государственные интересы России заключаются в вовлеченности экономики страны в транснационализирован-ную воспроизводственную систему. Именно интегрирование в мировую геоэкономическую систему позволит России полноправно участвовать в формировании и распределении мирового дохода.

Отметим, что, поскольку мировой воспроизводственный процесс воспроизводит принципиально новый комплекс ценностей, стимулируется воспроизводство качества жизни населения. И это, в свою очередь, открывает перспективные границы цивилизационного развития, осуществляемого в рамках неоэкономической модели для России.

Ближайшим пространством реализации геоэкономических интересов России является Евразийский мета-континент с его богатыми энергетическими, сырьевыми, интеллектуальными и иными ресурсами в сочетании с огромным историческим, культурным, духовно-нравственным «запасом» и специфической направленностью развития.

В настоящее время мировое сообщество начинает беспрецедентный геоэкономический передел мира. Данное начинание выражается в переделе зон экономического влияния на постсоветском пространстве, в рамках которого развернулась серьезная конкурентная борьба за энергетические, сырьевые, человеческие, интеллектуальные и иные ресурсы. На данном географическом отрезке формируются геоэкономические полюсы мирового влияния, сталкиваются различные хозяйственные интересы, идет передел экономических границ политической карты мира. Для России в этой ситуации открываются огромные возможности: важно заявить миру о своих стратегических интересах, устремлениях и притязаниях. По нашему мнению, объединение усилий России и Центрально-Азиатских государств необходимо для противодействия внешним вызовам, таким как сглаживание неравномерности экономического и социального развития, нестабильности цен на мировые энергетические ресурсы и т.д.

Следует уделить особое внимание тому факту, что к интеграции во всемирном масштабе Россия должна идти через членство в региональных экономических союзах, которое является для нее более приоритетным с практической точки зрения по сравнению с общемировыми объективными процессами.

Но существует ряд объективных причин, тормозящих преобразования в российской экономике и мешающих России занять нишу в мировом экономическом пространстве:

• недостаточный уровень мотивации и стимулирования, что не способствует созданию здоровой конкуренции. Существующее положение дел усугубляется жестким лоббированием интересов финансово-промышленных групп. Высокий уровень монополизации основных отраслей экономики страны и недостаточная действенность антимонопольного регулирования, основная причина образования данной ситуации;

• национальной экономике присуща торговая модель взаимодействия с внешним миром путем экспорта сырья за рубеж. Доля экспорта машин и оборудования незначительна. Данный дисбаланс приводит к структурной деформации российской экономики и придает ей сугубо сырьевой характер. Не соответствуют национальным интересам России энергетическая и сырьевая внешнеэкономические стратегии. Реализуя на внешние рынки по экспортным операциям свои природные ресурсы, Россия тем самым обеспечивает бесперебойную работу мировых воспроизводственных циклов.

Кроме того, вышеприведенная ситуация позволяет оперативно переориентировать сырьевые, энергетические, интеллектуальные и иные ресурсы с внутреннего рынка на внешние. Данные изменения подорвут национальное производство и приведут к сокращению продукции машиностроения, а в конечном итоге - к возможной деиндустриализации страны. Поэтому в условиях глобализации и реформирования реализация нацио-

нально-государственных интересов предполагает наличие двух основных моментов. Первый состоит в достижении устойчивого и высокоэффективного функционирования всего производственного комплекса, что обусловлено развитием приоритетных и быстро окупаемых сфер производства. К данным сферам можно отнести: энергетическую отрасль, нефте- и газодобычу, последующую переработку продукции ТЭК, аэрокосмический и авиационный комплексы, строительство, металлургию и металлообработку, информационные технологии, системы и средства связи. По нашему мнению, именно в этих областях возможны прорывы в весьма сжатые сроки. Второй сводится к осуществлению глубоких институциональных преобразований в национальной экономике с учетом последних мировых изменений в данной сфере [5, с. 19 - 21].

Особое внимание должно быть сосредоточено на информационно-насыщенных производствах. Только на их основе возможно будет мгновенно реагировать на запросы рынка. В структуре ВВП высокотехнологичная и инновационная продукция должна составлять подавляющую часть.

В заключение необходимо подчеркнуть тот факт, что в условиях мировой глобализации российское государство исходя из концепции целостности национально-государственных интересов должно решить двойную задачу. С одной стороны, необходимо организовать для всех хозяйствующих субъектов равные условия, с другой - ориентировать их деятельность не только в частных и корпоративных, но и в национальных интересах. Второй

задачей для государства выступает необходимость делегирования части полномочий по реализации своих национальных интересов российским транснациональным корпорациям. При этом национально-государственные интересы России должны закрепляться на экономических границах не только с помощью внутристрановых корпораций, но и через развитие региональной интеграции на основе мощных инвестиционных и инновационных потоков. Поэтому в процессе данной интеграции чрезвычайно важно соблюсти баланс внутренних и внешних национальных интересов России.

1. Гладун Т.Н. Реализация национальных экономических интересов России в условиях глобализации. Саратов, 2007.

2. Днепровская И.В. Национальные экономические интересы России в условиях глобализации. Волгоград, 2005.

3. Железняк А.Д. Закономерности воздействия глобализации на функционирование экономических систем. Саратов, 2006.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 18.

5. Терехов М.М. Преодоление противоречий взаимодействия между ТНК и национальной экономической системы принимающей стороны // Вестник СГСЭУ. 2013. № 1 (45).

6. Феоктистов А.Г. Экономический интерес. URL: http:// www.russika.ru/ sa.php?s-32.

7. Фурман Д.Е. Идеологема псевдорациональности // Мировая экономика и международные экономические отношения. 1996. № 7.

8. Чернецова Н.С. Теория и методология исследования экономических интересов. М., 2007.

9. URL: http://http://www.cbr.ru.

Виктор Александрович Русановский,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой общей экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Ирина Константиновна Бабайцева,

доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ И СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ НА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ1

В статье рассматриваются теоретические подходы к анализу диверсификации экономики. С позиции теории структурных изменений проведен анализ качественных особенностей и динамики структуры экономики. Обоснована связь и влияние структуры экономики на процесс формирования долгосрочного экономического роста. Большое внимание уделяется возможностям регулирования структуры экономики, особенно финансово-экономическим инструментам. Обоснованы основные направления деятельности государства для осуществления прогрессивных структурных изменений в экономике.

Ключевые слова: диверсификация экономики, структура национальной экономики, структурные сдвиги, государственное регулирование структурных изменений, экономический рост.

[email protected]

babaizeva@ rambler.ru

УДК 330.11

1 Статья подготовлена по материалам государственного задания Минобрнауки РФ в рамках проекта № 409-2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.