Научная статья на тему 'О некоторых инструментах защиты национальных интересов России на внешних рынках'

О некоторых инструментах защиты национальных интересов России на внешних рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2167
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕЗАВИСИМАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / УГРОЗЫ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ECONOMIC SECURITY / PROMOTION OF PRODUCTS / REGULATION OF INTERNATIONAL ACTIVITIES / THREATS TO SAFETY / COMPETITIVENESS / SYSTEM OF MEASURES / NATIONAL INTEREST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стасев М. А.

Вопросы защиты национальных интересов России на внешних рынках определяют стратегический вектор развития государственной политики. Для реализации данного подхода необходимо выделить основные экономические интересы, оказывающие влияние на конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке. Эффективность системы мер государственного продвижения национальных производителей напрямую зависит от качества организации и своевременности применяемых мероприятий органами, обеспечивающими регулирование внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Techniques of Protecting Russian National Interest in External Markets

The issues of securing Russian national interest in external markets define the strategic frame for governmental policy perspective. Such an approach demands to determine the major economic interests affecting the competitiveness of national producers in world markets. The efficiency of governmental promotion for national producers is strictly depending on the quality and timeliness of the measures provided by organizations responsible for regulating international activities.

Текст научной работы на тему «О некоторых инструментах защиты национальных интересов России на внешних рынках»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

138 ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

О НЕКОТОРЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ

СТАСЕВ М.А.

кандидат экономических наук, старший преподаватель, заместитель директора по инновациям и компьютерным технологиям, Институт экономики и внешнеэкономических связей, г. Ростов-на-Дону, e-mail: mastasev@sfedu.ru

Вопросы защиты национальных интересов России на внешних рынках определяют стратегический вектор развития государственной политики. Для реализации данного подхода необходимо выделить основные экономические интересы, оказывающие влияние на конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке. Эффективность системы мер государственного продвижения национальных производителей напрямую зависит от качества организации и своевременности применяемых мероприятий органами, обеспечивающими регулирование внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: внешнеэкономическая безопасность; независимая экономическая политика; угрозы; макроэкономические показатели; национальные интересы.

The issues of securing Russian national interest in external markets define the strategic frame for governmental policy perspective. Such an approach demands to determine the major economic interests affecting the competitiveness of national producers in world markets.

The efficiency of governmental promotion for national producers is strictly depending on the quality and timeliness of the measures provided by organizations responsible for regulating international activities.

Keywords: economic security; promotion of products; regulation of international activities; threats to safety; competitiveness; system of measures; national interest.

Коды классификатора JEL: F52.

Соперничество в удовлетворении национальных интересов предполагает установление благоприятных условий для развития собственной хозяйственной деятельности и удовлетворения потребностей при участии в мирохозяйственных связях. Борьба за лидерство стимулирует различие международной специализации и координации, с одной стороны, и подавление или ограничение возможностей конкурентов любыми способами — с другой. Интеграция в мировое хозяйство определяет формы поведения людей, обязанных учитывать особенности политического и экономического положения партнеров. В этих условиях возрастает регулирующая роль государственных институтов в установлении мер и режимов отношений, которые способствовали бы сохранению экономической самостоятельности в сочетании с традициями устойчивого развития национальной экономики.

Современные международные экономические отношения развиваются под воздействием 4-х главных факторов:

• изменения геополитических векторов мировых взаимосвязей;

• влияния научно-технического прогресса;

• образования геоэкономического пространства с хозяйственной глобализацией;

• мобильности ресурсов труда и капитала.

Внешнеэкономическая деятельность все более предполагает установление деловых связей на партнерской основе, изучение конъюнктуры с учетом развития потребностей на основе достижений научнотехнического прогресса и цивилизации, соблюдения правового режима для участников международного обмена товарами, услугами, информацией, капиталом.

Внешнеэкономическая деятельность — мобильная форма экономических отношений. С открытостью экономики и либерализацией внешней торговли ее темпы на порядок выше, чем между отечественными хозяйствующими субъектами, хотя логика экономического развития диктует обратное. Внеш-

© М.А. Стасев, 2011

неэкономическая деятельность представляет собой составную часть реализационного звена (включая технический сервис) воспроизводственного цикла, а потому ее организационное преобразование, приведшее к смене приоритетов и приостановке на определенный период времени управляемости в первую очередь внешней торговлей, обусловило фактическое нарушение каналов сбыта на внешнем рынке товаров и услуг (особенно остро это сказалось на машинотехнической группе товаров и торговле патентами, лицензиями).

Пока в доходах от внешней торговли ведущее место занимают сырьевые ресурсы, перспективы наращивания темпов экономического роста страны ограничены. Это не только влияет на сокращение их потребления на внутреннем рынке и истощение естественных источников, но и искажает ориентацию усилий по развитию обрабатывающих производств и высоких технологий, имеющих большой экономический вес в мировом доходе. Ограничивается и число товарных позиций как показатель концентрации экспорта и преимуществ в конкуренции на мировом рынке.

Россия вывозит около 43% добываемой нефти, 37% природного газа, 32% производимых нефтепродуктов, 70% целлюлозы, 80% минеральных удобрений. К тому же мировые цены подвержены колебаниям. При доле товарной продукции промышленности 28,5% этот комплекс обеспечивает 46% экспорта в страны дальнего зарубежья и две трети налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Нарастание темпов торгового обмена в мире подчеркивает значимость внешнеэкономической деятельности для национальной экономики. За 40 лет до Второй мировой войны его объем возрос в 2 раза, а за 50 послевоенных лет — в 30 раз. При этом среднемировой показатель объема товарооборота возрос до 400 долл США на душу населения. Для России его оценивают в 1004, что в 7-10 раз ниже, чем для ведущих экономических стран.

Интересы экономического роста обуславливают поиск новых практических подходов к принятию долгосрочных решений по стратегическим направлениям развития государств, их национальных экономик. Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую экономику, необходимо завершить следующие процессы:

• формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающий значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;

• исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш на мировом рынке, концентрация основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга, лизинга;

• достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;

• обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынки с высокой степенью монополизации или защищенные протекционистскими мерами;

• долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками.

Основой обеспечения этих мер служит система правовых норм, определяющих направления, условия, формы и методы перемещения товаров, услуг, информации и капитала, а также результатов интеллектуального труда между странами, их физическими и юридическими лицами.

Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности включает в себя:

• экономические методы: таможенные пошлины, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, спецналоги и акциз;

• юридическо-административные методы: лицензирование, квотирование, сертификацию качества товаров, государственную монополию на экспорт и импорт отдельных специфических товаров, т.е. комплекс организационно-правовых и организационно-технических мер, связанных также с перемещением через таможенные границы товаров, капиталов и услуг.

Ведущая роль в реализации механизма внешнеэкономической деятельности и обеспечении экономической безопасности отводится таможенным органам. Новые подходы к организации их работы как самостоятельному и активному элементу хозяйственной деятельности включают проблемы экспортного и импортного контроля, взаимодействия и координации с бюджетно-налоговой, банковской и валютной сферами.

Россия уже сейчас официально превратилась в равноправного партнера западных стран в международной торговле. Однако это еще не свидетельствует о том, что проблема обеспечения действительно равноправного положения решена окончательно. Протекционизм и недобросовестная конкуренция могут перейти из открытой в скрытую форму, затрудняя решение традиционной проблемы передачи технологии. На пути российской наукоемкой продукции на мировые рынки существуют и традиционные тариф-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

ные барьеры. Высокий уровень импортных тарифов, применяемых к высокотехнологичной продукции, сдерживает ее экспорт. Следует признать, что предлагаемые зарубежными партнерами варианты взаимного снижения пошлин неприемлемы для российской экономики в ее нынешнем состоянии.

В этих условиях становится еще более актуальным создание новой эффективной и гибкой системы экспортного контроля, которая, как составная часть технологической политики обеспечила бы охрану технологий с точки зрения экономической безопасности и неукоснительное соблюдение международных обязательств. Такая система позволит защитить национально-государственные интересы и как экспортера, так и импортера (в качестве средства противодействия в ответ на дискриминационные меры).

За рубежом решение аналогичной задачи основывается на развитой законодательной базе экспортного контроля. В США действует закон о регулировании экспорта, дополняемый по некоторым вопросам комплексным законом о торговле и конкурентоспособности. В Великобритании, Франции, Германии, Японии вопросы экспортного контроля рассматриваются в общих законах, регулирующих внешнеэкономическую деятельность. При этом данные законы не становятся сводом отсылок к другим законодательным и подзаконным актам, а содержат подробное описание экспортно-импортных процедур, в том числе процедуры регулирования экспорта в интересах национальной безопасности.

Задачи и процедура контроля при пересечении границы основаны на общих принципах свободы экспорта и ответственности за возникновение угрозы международному миру и национальной безопасности. Товары и технологии, подлежащие контролю, включают наукоемкую продукцию, товары и технологии «двойного назначения».

В настоящее время в России функционирует система экспортного контроля, которая охватывает вывоз продукции, технологии и научно-технической информации «двойного назначения»; вывоз товаров и технологий, применимых в производстве оружия массового уничтожения. Кроме того, действует система управления военно-техническим сотрудничеством (включающая поставки вооружений, военных технологий, соответствующей информации и т.д.), которое в ряде случаев регулируется на основе компромиссных соглашений с западными странами-поставщиками технологий в Россию. Это способствует выгодному международному сотрудничеству на основе коммерциализации национальных достижений.

Поскольку проблемы экспортного контроля нуждаются в весьма подробной регламентации, целесообразно законодательно закрепить следующие важные положения:

♦ нарушения общего принципа свободы экспорта допускаются в тех случаях, когда осуществление сделки противоречит международным обязательствам, создает или может создать угрозу международному миру, наносит существенный ущерб экономической безопасности;

♦ экспорт товаров и технологий, имеющих жизненно важное значение для военной и экономической безопасности страны, подлежит лицензированию. Международный обмен наукоемкой продукцией (независимо от того, осуществляется он в соответствии с торговыми или инвестиционными контрактами) должен носить равноправный и взаимовыгодный характер и соответствовать интересам экономического и технологического развития национальной экономики.

Конкретное регулирование технологического обмена может основываться на принципах взаимности (без ограничения прав российской стороны) и сохранения российской стороной прав на технологии отечественной разработки. Если технология внесена в список стратегически важных для экономической безопасности страны, то цель экспортного контроля должна заключаться в первую очередь не в том, чтобы воспрепятствовать ее использованию страной, а в том, чтобы обеспечить применение на выгодных условиях.

Важное место в процедуре экспортного контроля как составной части единой технологической политики в стране отводится сертификационным характеристикам товарной продукции и ряду факторов, определяющих квалификационные требования:

♦ экономические — прогнозирование потребности и платежеспособного спроса на продукцию с интересующими рынок характеристиками;

♦ технологические — соответствие технического уровня продукции при использовании основным показателям безопасности жизнедеятельности, ;

♦ организационные — выполнение условий протекционистской политики на определенные товары и услуги.

Соответственно дополняется сфера ответственности таможенной службы по защите экономических интересов государства от прямого материального ущерба, внешних и внутренних угроз его нанесения.

Если кратко охарактеризовать национальные интересы России в важнейших сферах общественной жизнедеятельности, то первоочередного внимания требуют национальные экономические интересы. Они призваны обеспечить устойчивый экономический рост с увеличением ВВП страны до уровня передовых стран (по его совокупному размеру мы уступаем США в 10 и более раз, Китаю — в 5 раз; в пересчете же ВВП на душу населения показатель России, составляющий примерно 3500 долларов, в 5 раз ниже среднего показателя стран «большой семерки»).

Особенно болезненно для перспектив цивилизованного развития общества воспринимаются угрозы экономическим интересам в результате несанкционированной утечки за пределы страны капитала, национальных и культурных ценностей, интеллектуального продукта, а также противозаконные валютные операции, контрабанда оружия, наркотических средств и стратегических материалов. Предупреждение, пресечение этих процессов и явлений становятся важной функцией государственных органов таможенного контроля в осуществлении стратегии экономической безопасности. Реализация этой функции зависит от активного использования известных в мировой практике способов, среди которых можно назвать:

• влияние на структуру ввозимых товаров путем регулирования размера таможенных сборов в зависимости от значимости этих товаров для жизнедеятельности страны. На товары, импорт которых обусловлен необходимостью приоритетного удовлетворения потребностей, таможенные пошлины снижаются или отменяются полностью. На иные товары они могут сохраняться высокими или повышаться при должной аргументации;

• регулирование тарифного положения с учетом состояния расчетного и платежного баланса страны. При этом оценивается возможное косвенное осложняющее проблемы платежного баланса влияние величины тарифов на импортную продукцию;

• защиту национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции из-за отличий по техническим параметрам и затратам на производство продукции и существования ножниц цен на мировом и внутреннем рынке. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные инструменты, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок.

В национальных интересах России следует закрыть каналы незаконного вывоза капиталов за рубеж, объем которых достиг примерно 20 млрд долл. США в год, направив их, как и другие скрываемые от государства источники доходов, на нужды общества и большинства его граждан; максимально способствовать защите отечественных товаропроизводителей, обеспечить конкурентоспособность российских товаров, повысить долю высокотехнологического производства, как наиболее отвечающего требованиям развития. На долю новых и усовершенствованных технологий в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Объем мирового рынка наукоемкой продукции оценивается 2 трлн 300 млрд долларов США, причем 39% этого объема приходится на США, 30% — на Японию и 16% — на Германию. Доля России составляет в этом объеме лишь 0,3% [2].

Не удалось осуществить переход на инновационный путь развития. Сырьевая направленность экономики не только не уменьшилась, но, напротив, усилилась: если в 1995 г. минеральные продукты, основу которых составляют энергоносители — нефть и газ, — в общем объеме российского экспорта составляли 40,4%, в 2000 г. — 54,5%, в 2004 г. — 60,4%, 2007 г. — 68,6%, то в 2008 г. уже 73,4% [4]. В ходе кризиса этот показатель даже уменьшился, составив в 2009 г. 67,4% [5]. Сырьевая составляющая увеличивается в торговле России со многими странами, в том числе с теми, с которыми традиционно из нашей страны экспортировались технологии, машины, оборудование. Так, если в торговле с Китаем еще в 2001 г. экспорт из России машин и оборудования составлял 20,1% в общем объеме экспорта, то уже в 2007 г. только 1,2%, т.е. практически свелся к нулю, в то время как экспорт нефти и нефтепродуктов увеличился за этот период с 10,2% до 53,9%; в то же время импорт из Китая в нашу страну машин и оборудования за это же время вырос с 8,2% до 30,6% в общем объеме импорта [1].

В целях организации эффективной системы инновационного развития необходимо обеспечить развитие инфраструктурных элементов, нормативно-правовой базы, способствующей коммерциализации научно-технических разработок. В настоящее время целый ряд правовых документов, регулирующих хозяйственную деятельность организаций научно-технической сферы, не соответствует решаемым ими инновационным задачам.

Важный элемент национальной инновационной системы — институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью, — в России не развита.

Элемент, обеспечивающий взаимодействие производителей интеллектуального продукта с внутренним и внешним рынком (технологические брокеры), вообще отсутствует в национальной инновационной системе.

Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в расширении выгодного ей товарооборота со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности состоят в следующем [3]:

• содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

• создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

♦ защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

♦ создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

С принятием закона «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности (1995), цели которого включают и обеспечение экономической безопасности, формируется комплект инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Определяются необходимые правовые инструменты для повышения эффективности и совершенствования деятельности таможенных органов страны.

Важное место принадлежит деятельности таможенных органов в части поступления в бюджет денежных средств от платежей при перемещении ценностей через таможенную границу Российской Федерации и сохранения экономических выгод. Задача этих органов преграждать незаконный вывоз стратегически важных сырьевых товаров, валютных ценностей или невозврат валютной выручки от экспортных и бартерных операций и пресечение контрабанды. Среди перечисленных видов товаров наряду со стратегически важным сырьем рассматриваются алкогольная и табачная продукция, в определенных обстоятельствах — морепродукты и ряд других.

Решение проблем, связанных с задачами таможенного регулирования и контроля, неотделимо от общей ситуации в экономике. Функционирующая система учета, сбора, обработки и анализа информации касается контроля всех хозяйствующих субъектов по установленному кругу товаров. Результаты анализа информации используются при государственном регулировании экспорта и импорта (тарифными и нетарифными методами) и применении соответствующих санкций в случае нарушения установленного порядка внешнеэкономической деятельности и финансовой дисциплины.

Каналы внешнеэкономической деятельности находятся в сфере пристального внимания организованной преступности и просто нецивилизованных предпринимателей, а попытки незаконно переместить через границу товары под видом контрактного груза — наиболее распространенные способы экономической контрабанды.

С правовой стороны борьба с контрабандой — это направление деятельности по выявлению, предотвращению и ликвидации каналов перемещения ценностей, представляющих экономический интерес. Сложившиеся контрабандные каналы используют современные достижения науки и техники, знание конъюнктуры, политической обстановки и возможные выходы на криминальные структуры. Широкая сеть осведомителей и используемые методы экономического или силового воздействия при возможности проникновения в правоохранительные органы делают задачи борьбы исключительно сложными и важными.

Цель контрабандистов — сбыть товар и получить прибыль в короткие сроки. Поэтому основными путями борьбы с контрабандой могут быть:

♦ выявление и пресечение попыток перемещения через таможенную границу товаров, ценностей и иных предметов с сокрытием от таможенного контроля на авиационном, железнодорожном, речном и морском транспорте;

♦ разработка технологических схем, предусматривающих своевременное обнаружение и изъятие предметов контрабанды и привлечение к ответственности лиц, нарушающих таможенные правила;

♦ профилактическая работа со всеми участниками внешнеэкономической деятельности;

♦ организация взаимодействия, разработка документов, регламентирующих совместные мероприятия по борьбе с контрабандой.

Чтобы составить представление об условиях ответственности за эти правонарушения, необходимо иметь в виду следующее:

♦ контрабанда есть факт нелегального перемещения через таможенную границу предметов и ценностей, а также подготовительные к нему действия;

♦ перемещение предметов через границу является контрабандой лишь тогда, когда соответствующие операции совершаются в обход таможенного контроля: вне мест расположения таможенного органа, вне времени производства таможенного оформления, с сокрытием от таможенного контроля;

♦ незаконное перемещение предметов через границу группой лиц, организовавшихся для этой цели; незаконное перемещение наркотических средств, сильнодействующих ядовитых, отравляющих, радиоактивных, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.

Совершенствование информационных технологий и процедур таможенного оформления нуждается в развитии правовых основ государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью и повышении грамотности пересекающих границу лиц по основным аспектам обеспечения экономической безопасности. А комплексная реализация рассмотренных мер государственными органами управления будет способствовать стимулированию экономического развития страны и укреплению внешнеэкономической безопасности в условиях глобализации мирового хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипов А.Ю. Модернизация российской экономики после кризиса: императивы, институты, инновации // ТЕИИА ЕССШМКШ. 2010. Т. 8. № 4.

2. Дынкин А.А. Место России в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система / Материалы конференции четвертого международного Форума «Высокие технологии 21 века. М.: ВК ЗАО «Экспоцентр». 2003. С. 12-15.

3. КамаевВ.Д. Экономическая теория: Учебник. 10-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2003.

4. Российский статистический ежегодник. 2009. М.: Росстат, 2009.

5. Федеральная таможенная служба России // Интернет ресурс: www.customs.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.