Научная статья на тему 'Роль обеспечения безопасности в системе внешнеэкономической деятельности для повышения национальной экономической безопасности'

Роль обеспечения безопасности в системе внешнеэкономической деятельности для повышения национальной экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5819
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОДХОД / КЛАССОВЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / COMMON HUMAN APPROACH / CLASS APPROACH / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / THE ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стасев М. А.

В статье рассмотрено соотношение общечеловеческого, формационного и классового подходов в методологии современной экономической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of providing the security in the International economic activity system for enhancing the national economic security

The paper considers the universal relation, the formation and class-based approach to the methodology of modern economic theory.

Текст научной работы на тему «Роль обеспечения безопасности в системе внешнеэкономической деятельности для повышения национальной экономической безопасности»

РОДЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ Б СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕДЬНОСТИ ДДЯ ПОБЫШЕНИЯ НАЦИОНАДЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СТАСЕВ М.А.,

заместитель директора по безопасности и информационным технологиям,

кандидат экономических наук, доцент, Институт экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ,

e-mail: mastasev@sfedu.ru

В статье рассмотрено соотношение общечеловеческого, формационного и классового подходов в методологии современной экономической теории.

Ключевые слова: общечеловеческий подход; классовый подход; общественно-экономическая формация; экономическая система.

The paper considers the universal relation, the formation and class-based approach to the methodology of modern economic theory.

Keywords: common human approach; class approach, socio-economic system, the economic system.

Коды классификатора JEL: B24, Z13.

Многолетний мировой опыт показывает, что мощь и национальная безопасность государства характеризуются, прежде всего, состоянием экономики страны, ее конкурентоспособностью на мировых рынках. Чем устойчивее, конкурентоспособнее экономика, тем выше уровень ее экономической безопасности. Очевидно, что важнейшим элементом экономической безопасности является внешнеэкономическая безопасность государства, т. е. независимость и стабильность всех его систем по отношению к другим державам. Внешнеэкономический компонент должен также иметь определенный «запас прочности», на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, с тем, чтобы государственные органы могли оперативно и своевременно отреагировать на возникновение каких-либо угроз, по возможности предотвратить, нейтрализовать или хотя бы свести к минимуму потенциальные экономические, социальные, военные потери.

Внешнеэкономическая безопасность — это обеспечение такого развития экономических процессов в стране, при котором создавались бы необходимые (приемлемые) условия и ресурсы для экономической стабильности и развития общества, сохранения целостности и единства всех подсистем (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную системы), успешного противостояния внутренним и внешним угрозам России.

Внешнеэкономическая безопасность, как и экономическая безопасность в целом, является комплексной системой и включает в себя ряд функционально взаимосвязанных блоков: концепция обеспечения внешнеэкономической безопасности; национальные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности и положение страны в системе международного разделения труда; угрозы во внешнеэкономической сфере деятельности; индикаторы и пороговые показатели внешнеэкономической деятельности; организация обеспечения внешнеэкономической безопасности; правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности.

Среди российских и зарубежных ученых ведутся дискуссии на предмет первостепенности и доминирования внутренних и внешних угроз для национальной экономики. Не останавливаясь подробно на этом вопросе в силу предмета исследования, необходимо все же отметить следующее. Господствовавшая долгое время позиция государственно-центристского подхода к анализу мирохозяйственных связей, когда мировое хозяйство рассматривалось как алгебраическая сумма ее частей — национальных хозяйств, отдавала первенство внутренним угрозам экономической безопасности.

Но на современном этапе мировая экономика представляет собой не просто взаимосвязанную совокупность национальных экономик, а систему, для которой характерны только ей свойственные явления и тенденции — углу-

© М.А. Стасев, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

бление и дифференциация МРТ, единая валютно-финансовая система, которая одновременно выполняет функцию обслуживания всех международных экономических отношений, имея тем самым привязку к национальным государствам, и играет самостоятельную роль, аккумулируя и перемещая большое количество финансовых ресурсов, транснационализация, глобализация и др.

Развитие этих процессов привело и продолжает углублять становление целостной мирохозяйственной системы, но системы не единообразной, которая, безусловно, сохранит неограниченное национальное разнообразие, даже несмотря на процессы конвергенции. Если «раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, то теперь она превращается в самостоятельный субъект, действующий на поле национальных государств», при этом границы между национальной и глобальной, «внутренней» и «внешней» экономикой стали относительными. Поэтому государству нужно учитывать растущее значение внешних факторов для благосостояния нации и придерживаться такой политики, которая обеспечила бы благоприятное международное положение национальной экономики [1].

Учитывая все выше изложенное, можно сделать вывод, что необходимо не отмечать значение одного вида угроз по отношению к другим, а исследовать их взаимосвязанность, взаимозависимость и взаимовлияние. Так, «длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз» и усиление внутренних угроз может рассматриваться как предпосылка к усложнению обеспечения внешнеэкономической безопасности государства, поскольку, не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции, завоевывать новые рынки сбыта и т. д. При этом воздействие внутренних и внешних угроз при амплитудном совпадении эффекта их влияния может агрегированно усилить нарастание общей угрозы, а может и ослабить путем их взаимной нейтрализации.

Для эффективного обеспечения внешнеэкономической безопасности страны необходимо выявить существующие и потенциальные угрозы, определить их количественные и качественные показатели, сформулировать основные направления деятельности и конкретные мероприятия по их нейтрализации, сформировать механизм, реализующий принятие решений, учитывая, что обеспечение безопасности есть прерогатива государства [3].

К основным можно отнести следующие сферы угроз внешнеэкономической безопасности страны: структура внешней торговли (преобладание сырьевых товаров в структуре экспорта, потеря традиционных рынков сбыта); международная инвестиционная позиция государства (ухудшение международного кредитного/инвестиционного рейтинга); валютно-финансовые отношения, включая положение с внешним долгом (высокий уровень внешнего долга, его рост и увеличение в связи с этим расходов бюджета на его обслуживание); влияние международных экономических организаций и ТНК (завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка по многим товарам и как следствие этого рост зависимости страны от импорта); воздействие мировых кризисов; увеличение динамики легального и нелегального перемещения факторов производства (бегство капитала, «утечка умов»).

Для построения эффективной системы внешнеэкономической безопасности необходимо выявление наиболее опасных внешних угроз, их ранжирование, определение направлений, нуждающихся в оперативном регулировании или последовательной стратегической нейтрализации. При оценке этих угроз необходимо использовать как всю комплексную систему индикаторов, поскольку мы уже выявили тесную взаимосвязь отдельных видов угроз, так и специфические показатели. Наиболее часто используемые экономистами, исследующими вопросы внешнеэкономической безопасности, пороговые значения показателей, очерчивающие границы безопасного развития национальной экономики, приведены в табл. 1 [2].

Таблица 1

Пороговые значения некоторых показателей внешнеэкономической безопасности государства

Название показателя Пороговое значение в мировой практике Вероятные социально-экономические последствия

1 Уровень падения ВВП более 30-40% Деиндустриализация экономики

2 Доля импортных продуктов питания более 30% Стратегическая зависимость жизнедеятельности страны от импорта

3 Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности менее 40% Колониально-сырьевая структура экономики

4 Доля в экспорте высокотехнологичной продукции менее 10-15% Технологическое отставание экономики

Отсутствие системной концепции обеспечения национального суверенитета и безопасности внешнеэкономической деятельности (ВЭД) государства в условиях перехода к рыночной экономике открытого типа отягощено рядом факторов, приведших к ухудшению позиций России в мировой экономике, усилению зависимости страны от конъюнктуры мирового рынка сырьевых, продовольственных товаров и товаров народного потребления, снижению конкурентоспособности отечественной продукции, к технологической блокаде страны, углублению структурных диспропорций, потере ряда рынков сбыта и т. д.

РОЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ.

165

Организационно-управленческое и правовое обеспечение безопасности внешнеэкономической деятельности характеризуется сегодня такими чертами, как неустойчивость и противоречивость. Обоснование концепции обеспечения безопасности ВЭД не использует конструктивное взаимодействие фундаментальных и прикладных наук, остаются невостребованными социально-экономические и политические задачи [4].

Необходимо отметить, что общая теория безопасности продолжает находиться в стадии разработки. Многие концепции и программы обеспечения экономической безопасности также носят противоречивый, фрагментарный характер, что проявляется в их содержании и прослеживается по целому ряду моментов.

Во-первых, определение «безопасности» исследуется по-разному, в зависимости от целей анализа, предмета, субъекта и объекта исследования.

Во-вторых исследователи данной проблемы расходятся во мнениях: считать ли безопасность состоянием или свойством системы.

В-третьих, авторы предлагаемых концепций при определении путей обеспечения отдельных аспектов российской безопасности — экономической, продовольственной, военной, информационной и т. д. — противоречат друг другу.

В-четвертых не устранены разногласия по поводу того, что ныне составляет главную угрозу национальной безопасности. Угрозы лишь констатированы, но не оценены, по существу не объяснены.

В этой связи достаточно острой и злободневной представляется проблема интеграции России в мировое глобализирующееся пространство. Теоретически и практически значимость решения этой проблемы обусловлена как минимум двумя блоками задач: первый — изменение характера внешнеэкономических отношений страны в виде отказа от реализации политических и идеологических целей и превалированием рыночных мотивов и стимулов во внешнеэкономической деятельности; второй — трансформация мирохозяйственных связей в виде формирования наднациональных воспроизводственных цепочек, влекущих за собой преобразование моделей внешнеэкономических связей. Кроме этого, на уровень обеспечения безопасности России во внешнеэкономической деятельности также оказывают влияние следующие системные ограничения:

• преобладание в российским экспорте сырьевых товаров, наряду с потерей многих традиционных рынков сбыта машинно-технической продукции. При этом следует учесть, что на большинстве зарубежных рынков, где Россия имеет ярко выраженные конкурентные преимущества, существуют сильные протекционистские барьеры для проникновения;

• целенаправленные попытки зарубежных государств взять под контроль российский рынок стратегически важного сырья, технологий, финансов, информации, транспорта;

• значительно возросшая в начале 70-х гг. и усугубившаяся с распадом СССР и СЭВ зависимость России от импорта многих видов потребительских товаров, а также промежуточной продукции, машин и оборудования, сырья, подрывающая макроэкономическую сбалансированность и усиливающая уязвимость российской экономики перед попытками внешнего экономического и политического давления;

• резко обострившаяся проблема транспортировки экспортно-импортных грузов, связанная с распадом СССР и переходом в собственность бывших союзных республик основных портовых сооружений, транспортных артерий и узлов;

• значительный внешний долг, обслуживание которого отвлекает валютные ресурсы от технологической и организационной модернизации производства;

• обусловленность предоставления России иностранных кредитов, которая существенно ограничивает возможности для маневра при осуществлении программ структурной перестройки экономики;

• неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта;

• недостаточный экспортный и валютный контроль и известная прозрачность таможенной границы, что снижает действенность внешнеэкономического законодательства и облегчает нелегальный вывоз капитала и товаров;

• неразработанность в государственной программе системы приоритетов в вопросах привлечения и использования иностранных инвестиций;

• расширяющееся использование внешнеэкономических каналов России преступным бизнесом (наркотики, опасные вещества, нелегальная торговля оружием со стороны как отечественных, так и международных образований);

• значительные потери рынков сбыта продукции обрабатывающей промышленности.

Как это ни парадоксально, успешный внешнеторговый баланс в условиях сегодняшнего устройства российской финансовой системы не идет национальной экономике на пользу: разгоняется инфляция, а рост отечественной промышленности тормозится. Торговый баланс сегодня сводится с большим положительным сальдо, но спрос на деньги растет медленно. Если такая ситуация продлится достаточно долго, то проявятся риски возникновения монетарной инфляции [5].

Ревальвация рубля подрывает потенциал импортозамещения основного двигателя посткризисного роста российской экономики. Начинает расти доля импорта, в потреблении (35-38%), в «корзине» инвестиционных ресурсов — около 50%.

Постсоциалистический капитал уходит за рубеж как легальными, так и нелегальными путями. Нелегальное бегство капитала осуществляется, прежде всего, через непоступление в срок и вообще невозвращение экспортной вы-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

ручки, непогашение импортных авансов, неэквивалентный бартер, контрабанду и так называемые чистые ошибки и пропуски.

Данные платежного баланса России показывают, что, хотя сальдо текущих операций и внешней торговли страны в течение всего периода перестройки является положительным, общее сальдо платежного баланса все годы отрицательное из-за отрицательного баланса счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, а также баланса услуг текущих трансфертов и допущенных ошибок.

Чрезмерный теневой вывоз капитала, несмотря на стабильный положительный баланс по внешнеторговым операциям, тормозит также и формирование золотовалютных резервов России. При этом доходность вывозимого капитала, даже с учетом сокрытия части получаемых доходов, очень невелика — около 1%.

Основными формами бегства капитала за последнее время являются портфельные инвестиции, вложения на счета и депозиты за рубежом, приобретение недвижимости, а также покупка иностранной валюты. Именно на эти формы приходится 4/5 российских частных зарубежных активов, и именно из этих сфер практически не поступает никаких легальных доходов в Россию.

Утечка российского капитала составляет около 25% экспортной выручки России и примерно в 4 раза превышает ежегодные платежи страны по внешнему долгу. Отмечается также, что бегство российского капитала носит долговременный характер, и основным источником получения капитала, который всеми способами стремится покинуть нашу страну, служили «доходы резидентов, полученные путем теневого перераспределения средств государства или населения, а также путем извлечения спекулятивных прибылей». Из-за пробелов в федеральном законодательстве теневой вывоз капитала осуществлялся не столько в нарушение, сколько в обход.

В настоящее время в государственном регулировании отсутствует системность в подходе к данному вопросу, не выработана соответствующая государственная и концептуальная политика. Ни в одном из официальных государственных органов управления всерьез не исследуется проблема бегства российского капитала, вопрос о его владельцах, местах вложения и хранения, путях возврата. Не ставится даже вопрос о взимании налогов с переведенных за рубеж огромных сумм российских капиталов, а почти вся информация об этом черпается из сообщений исследовательских ассоциаций зарубежных банков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипов А.Ю., Мартишин Е.М., Фомичева Е.В. Развитие России в условиях глобализации мировой экономики // Тегга Есопоткиэ. 2008. Т. 6. № 3. С. 150-168.

2. БогдановИ.Л. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.: ИСПИ РАН, 2007. С. 46.

3. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.: Фин-статинформ, 2004. С. 167.

4. Стасев М.А. О некоторых инструментах защиты национальных интересов России на внешних рынках // Тегга Есопоткиэ. 2011. Т. 9. № 1.

5. Стасев М.А. Современные тенденции и анализ изменений уровня внешнеэкономической безопасности России // Вопросы регулирования экономики. 2011. Т. 2. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.