УДК 338.23
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК УСАОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
Т.Н. Гладун,
ассистент кафедры экономических дисциплин, Балаковскии институт экономики и бизнеса, СГСЭУ (филиал )
ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)
Человеческое общество сложилось как совокупность национальных государственно -территориальных образований. На исторической сцене главными действующими лицами остаются и надолго еще останутся нации как общности людей, связанные языком, культурой и складом ума, использующие взаимные экономические связи, совместную территорию и национальное государство как средства выживания и развития. Именно сплоченность по национальному признаку приводит к формированию у общности национальных интересов и ценностей, целей и задач, реализация которых направлена на самоопределение и самоутверждение в современном мире.
В литературе вокруг понятия национальных (или национально-государственных) интересов идет оживленная дискуссия. Часто упор делается на том, что это понятие довольно расплывчато, имеет множество трактовок, а потому трудно идентифицируемо. Одни считают, что национальный интерес является либо архаизмом научной мысли вследствие ее неактуальности в условиях современного уровня развития человеческого общества, либо одним из многочисленных в науке псевдопонятий, за которыми никакой реальности не скрывается . Так, Б.Г Капустин, отмечая бессубъектность национального интереса, считает его крайне несовершенным инструментом познания, эвристически малопродуктивной и концептуально слабой категорией.
Возвращаясь к точке зрения Б. Г Капустина, следует отметить, что, по его мнению, в рамках данного термина присутствует, во-первых, недопустимая идентификация государства и общества - «если не тождество, то во всяком случае их "изоморфизм"»1. Во-вторых, Б.Г Капустин обращает внимание на невозможность «абстрагироваться» от плюрализма ценностей в условиях «мультикультурализма» для формирования национального интереса на условиях национального консенсуса.
Другим ученым, разделяющим подобную точку зрения, является Д.Е. Фурман , определяющий национальный интерес как «псевдопонятие, очень удобное в силу своей неопределенности и эмоциональной "заряженности", для политической полемики, но непригодное для научного обсуждения и анализа»2.
Однако, несмотря на активное неприятие данной категории со стороны некоторых исследователей, большинство ученых придерживаются иной точки зрения: не отрицая наличия целого комплекса сложнейших, недостаточно изученных и крайне острых вопросов, возникающих при изучении национальных интересов, наука не имеет ни морального, ни профессионального права уклоняться от их изучения. В.И. Ленин в своих трудах отмечал: «Наш опыт создал в нас непреклонное убеждение, что только громадная внимательность к интересам различных наций устраняет почву для конфликтов... создает то доверие... без которого ни мирные отношения между народами, ни сколько-нибудь успешное развитие всего того, что есть ценного в современной цивилизации, абсолютно невозможны»3.
Л. Абалкин отмечает, что существование единых национально-государственных интересов4 не исключает ни многообразия интересов, ни их внутренней противоречивости, а порой и антагонистичности. Ученый подчеркивает сложность осознания и выражения национально-государственных интересов, объясняя это «неопределенностью» и «размытостью» данного понятия. Кроме того, по его мнению, еще одна трудность в изучении национально- государственных интересов состоит в невозможности их сугубо рационалистического объяснения.
Решение обозначенных выше проблем Л. Абалкин видит, во-первых, в исследовании объективной заданности национально-государственных интересов, умении вычленить их корни и отделить сами интересы от их внешнего выражения в идеологических формах и политических доктринах, во-
♦
♦
вторых, в рассмотрении проблем современной России и ее национально-государственных интересов в един -стве со всей ее историей и самобытной культурой, ее геополитическим положением и цивилизационными особенностями, к которым относится прежде всего формирование России как многонационального образования, интегрировавшего самые разнообразные народы и куль -туры.
Анализируя внешний аспект национальных интересов, ориентированный на самоопределение в мировом сообществе, Л. Абалкин склонен полагать, что восстановление авторитета и влияния России как великой державы отвечает не только ее собственным национально-государственным интересам, но и интересам стабильности мирового сообщества, хотя и предполагает определенные обязательства.
Детерминировать понятие «национальные интересы», выработать общепринятое и всеми признанное определение крайне сложно по целому ряду причин, среди которых - многогранность и подвижность данного понятия, неразвитость структуры гражданского общества в России и т.д. На наш взгляд, одна из более целостных и конкретных формулировок данного понятия приводится в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, согласно положениям которой национальные интересы России есть совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
Таким образом, национальные экономические интересы являются центральным ориентиром развития страны и представляют собой сложный комплекс отношений между национальными, иностранными и международными экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления ВВП страны, направленный на долгосрочное развитие национального хозяйства как целостного и конкурентоспособного организма в условиях глобализации.
Говоря (с некоторым упрощением) о российских национальных интересах, В. Шейнис выделяет два основных подхода5.
Первый - сохранение и обеспечение Россией статуса великой державы. Это предполагает необходимость добиваться всеми возможными способами усиления вли -яния России на решение европейских и мировых дел; заставлять мировое сообщество принимать наши претензии на зоны мирового влияния, не считаясь при этом ни с материальными, ни с политическими затратами.
Второй подход основывается на том, что главный национальный интерес России - как можно более органично включиться в процессы глобализации, хотя бы не в качестве доминирующей силы, стать цивилизованной европейской страной по уровню и качеству жизни. Здесь национальные интересы реализуются через доход на душу населения (реальная величина потребления товаров и услуг + личные сбережения), степень доступности населению мировых информационных и компьютерных технологий, свободу миграции рабочей силы, уровень образования, формирование институтов гражданского общества и правового государства. Следовательно, чтобы России органично включиться в мировое хозяйство, необходимо решить в первую очередь свои внутриэко-номические проблемы, такие как низкая производитель -ность труда, непропорциональная структура производ -ства и экспорта, низкий уровень организации труда.
В последние годы в нашей стране разработана стратегия национальной безопасности. В российской концепции национальная безопасность трактуется как защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз, различных по своей природе, - политических, военных, экономических, информационных, экологических и др. Главная роль в обеспечении национальной безопасности также отводится экономике.
В России понятие национальной безопасности вош -ло в теорию и практику лишь в 1991 г. Концепция национальной безопасности получила силу закона в начале 1992 г, когда Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 1992 г. был утвержден Закон «О безопасности».
Концепция национальной безопасности России -официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз. Исходя из положений безопасности, разрабатывают концепции (доктрины) во внешнеполитической, экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной и других видов безопасности, включая охрану здоровья населения.
В рамках нашего исследования подробнее остановимся на Концепции экономической безопасности. Понятие «экономическая безопасность» является новым в лексиконе российских органов управления экономикой. В практике деятельности управленческих структур западных стран понятие «экономическая безопасность» интерпретируется как состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития.
Так же как и в безопасности, принято различать следующие уровни экономической безопасности - международную (глобальную и региональную), национальную, локальную (региональную или отраслевую внутри страны) и частную (фирм и личности).
В Законе РФ «О безопасности» подчеркивается, что понятие безопасности предполагает обеспечение жизненно важных интересов личности, общества, государства, а совокупность национальных интересов России определяется как совокупность интересов личности, общества, государства6. Международная экономическая безопасность представляет собой такой комплекс международных условий осуществления договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству-члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему и политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое сотрудничество со стороны остальных государств.
Путь к осуществлению международной экономической безопасности лежит через отказ от навязывания моделей развития, экономического и политического принуждения, признание права любого народа на выбор собственного пути, уважение законности существования различных форм собственности и интересов, осознание того, что «мирный дивиденд» возможен не только в военно -стратегических, но и в экономических отношениях по мере освобождения их от конфронтации и ориентации на сиюминутную прибыль.
♦
♦
По мере осуществления международной экономической безопасности она обеспечит сотрудничество государств в решении не только их национальных проблем, но и глобальных проблем человечества и станет материальной основой мирного сосуществования в безъядерном и ненасильственном мире, гарантией прогресса в деле ликвидации экономической отсталости и слабо-развитости.
Национальная экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов.
Национальная экономическая безопасность имеет внутреннюю материально-вещественную основу, достаточно высокий уровень развития производительных сил, способный обеспечить важную долю натуральных и стоимостных элементов расширенного воспроизводства национального продукта; внутреннюю социально-политическую основу экономической безопасности; достаточно высокий уровень общественного согласия в отношении долгосрочных национальных целей, делающий возможными выработку и принятие стратегии социального и экономического развития, претворяемый в жизнь через государственную политику, устойчиво поддерживаемую большинством народа.
По мере интернационализации производства национальная экономическая безопасность все более тесно связывается с понятием международной экономической безопасности.
Суть экономической безопасности состоит в обеспечении экономического развития России с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан Российской Федерации при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды. Российская Федерация в силу исторических причин и по нынешнему фактическому положению в политическом и военном отношении представляет собой великую державу Вместе с тем сегодня политические и военные составляющие статуса великой державы опираются на недостаточно надежный экономический базис.
На современном этапе в переходный период государственная стратегия экономической безопасности России должна быть ориентирована в первую очередь на обеспечение социально-политической безопасности общества, поддержание достаточного уровня жизни населения, сохранение основ конституционного строя РФ и формирование устойчивой системы общегосударственных ценностей и интересов.
Мы разделяем точку зрения С.Ю. Глазьева, который считает, что «подлинные национальные интересы каждой страны определяются, прежде всего, требованиями обеспечения государственной независимости, благосо -стояния и высокого качества жизни народа, сохранения его культуры и духовных ценностей»7. Приоритетными на данном этапе развития являются:
• повышение потенциала экономики и эффективности его использования;
• обеспечение устойчивого экономического роста;
• формирование конкурентоспособности национальной экономики;
• повышение качества жизни населения.
Реализация национальных интересов по указанным
направлениям обеспечивает достижение необходимого и достаточного уровня экономической безопасности страны и адекватное реагирование экономики на внутренние и внешние угрозы.
1 Капустин Б.Г. Малопродуктивная категория (круглый стол «Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика») // Мировая экономика и международные экономические отношения. 1996. № 7. С. 66.
2 Фурман Д.Е. Идеологема псевдорациональности // Там же.
3 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 349.
4 См.: Абалкин А. О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики. 1994. № 4. С. 4.
5 См.: Шейнис В. Национальные интересы и внешняя политика России // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 3. С. 34.
6 См.: Закон РФ «О безопасности» // Собр. законодательства РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
7 Глазьев С.Ю. Российская реформа и новый мировой порядок // Внешняя политика и безопасность современной России. М., 1999. С. 243.
УДК 331.5
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТОВ НА РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
РЫНКА ТРУДА
A.A. Зацаринина,
аспирантка кафедры общей экономической теории, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)
Рынок труда и рыночные механизмы направлены на эффективное использование экономических и социальных резервов, заложенных в трудовом потенциале страны. Рынок труда, отражая систему отношений по поводу спроса и предложения на рабочую силу и рабочих мест, выступает одним из важных экономических институтов. В отличие от рынка товаров и капитала рынок труда имеет свои особенности, важнейшей из которых яв -ляется неотделимость права собственности на рабочую силу от его владельца. Работодатель на рынке труда приобретает право пользования и частичного распоряжения способностью к труду в течение определенного