Научная статья на тему 'Экономическая безопасность как условие реализации национальных экономических интересов России'

Экономическая безопасность как условие реализации национальных экономических интересов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладун Т. Н.

В предложенной статье рассматривается экономическая безопасность как условие реализации национальных интересов. Проанализирована экономическая международная и внешнеэкономическая безопасность. Высказаны предположения относительно реализации экономических интересов России в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SAFETY AS THE CONDITION OF REALIZATION OF NATIONAL ECONOMIC INTERESTS OF RUSSIA

In offered clause economic safety as a condition of realization of national interests is considered. Economic international and external economic safety is analyzed. Are come out with assumptions concerning realization of economic interests of Russia in conditions of globalization.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность как условие реализации национальных экономических интересов России»

УДК 338.23

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК УСАОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ИНТЕРЕСОВ РОССИИ

Т.Н. Гладун,

ассистент кафедры экономических дисциплин, Балаковскии институт экономики и бизнеса, СГСЭУ (филиал )

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

Человеческое общество сложилось как совокупность национальных государственно -территориальных образований. На исторической сцене главными действующими лицами остаются и надолго еще останутся нации как общности людей, связанные языком, культурой и складом ума, использующие взаимные экономические связи, совместную территорию и национальное государство как средства выживания и развития. Именно сплоченность по национальному признаку приводит к формированию у общности национальных интересов и ценностей, целей и задач, реализация которых направлена на самоопределение и самоутверждение в современном мире.

В литературе вокруг понятия национальных (или национально-государственных) интересов идет оживленная дискуссия. Часто упор делается на том, что это понятие довольно расплывчато, имеет множество трактовок, а потому трудно идентифицируемо. Одни считают, что национальный интерес является либо архаизмом научной мысли вследствие ее неактуальности в условиях современного уровня развития человеческого общества, либо одним из многочисленных в науке псевдопонятий, за которыми никакой реальности не скрывается . Так, Б.Г Капустин, отмечая бессубъектность национального интереса, считает его крайне несовершенным инструментом познания, эвристически малопродуктивной и концептуально слабой категорией.

Возвращаясь к точке зрения Б. Г Капустина, следует отметить, что, по его мнению, в рамках данного термина присутствует, во-первых, недопустимая идентификация государства и общества - «если не тождество, то во всяком случае их "изоморфизм"»1. Во-вторых, Б.Г Капустин обращает внимание на невозможность «абстрагироваться» от плюрализма ценностей в условиях «мультикультурализма» для формирования национального интереса на условиях национального консенсуса.

Другим ученым, разделяющим подобную точку зрения, является Д.Е. Фурман , определяющий национальный интерес как «псевдопонятие, очень удобное в силу своей неопределенности и эмоциональной "заряженности", для политической полемики, но непригодное для научного обсуждения и анализа»2.

Однако, несмотря на активное неприятие данной категории со стороны некоторых исследователей, большинство ученых придерживаются иной точки зрения: не отрицая наличия целого комплекса сложнейших, недостаточно изученных и крайне острых вопросов, возникающих при изучении национальных интересов, наука не имеет ни морального, ни профессионального права уклоняться от их изучения. В.И. Ленин в своих трудах отмечал: «Наш опыт создал в нас непреклонное убеждение, что только громадная внимательность к интересам различных наций устраняет почву для конфликтов... создает то доверие... без которого ни мирные отношения между народами, ни сколько-нибудь успешное развитие всего того, что есть ценного в современной цивилизации, абсолютно невозможны»3.

Л. Абалкин отмечает, что существование единых национально-государственных интересов4 не исключает ни многообразия интересов, ни их внутренней противоречивости, а порой и антагонистичности. Ученый подчеркивает сложность осознания и выражения национально-государственных интересов, объясняя это «неопределенностью» и «размытостью» данного понятия. Кроме того, по его мнению, еще одна трудность в изучении национально- государственных интересов состоит в невозможности их сугубо рационалистического объяснения.

Решение обозначенных выше проблем Л. Абалкин видит, во-первых, в исследовании объективной заданности национально-государственных интересов, умении вычленить их корни и отделить сами интересы от их внешнего выражения в идеологических формах и политических доктринах, во-

вторых, в рассмотрении проблем современной России и ее национально-государственных интересов в един -стве со всей ее историей и самобытной культурой, ее геополитическим положением и цивилизационными особенностями, к которым относится прежде всего формирование России как многонационального образования, интегрировавшего самые разнообразные народы и куль -туры.

Анализируя внешний аспект национальных интересов, ориентированный на самоопределение в мировом сообществе, Л. Абалкин склонен полагать, что восстановление авторитета и влияния России как великой державы отвечает не только ее собственным национально-государственным интересам, но и интересам стабильности мирового сообщества, хотя и предполагает определенные обязательства.

Детерминировать понятие «национальные интересы», выработать общепринятое и всеми признанное определение крайне сложно по целому ряду причин, среди которых - многогранность и подвижность данного понятия, неразвитость структуры гражданского общества в России и т.д. На наш взгляд, одна из более целостных и конкретных формулировок данного понятия приводится в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, согласно положениям которой национальные интересы России есть совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Таким образом, национальные экономические интересы являются центральным ориентиром развития страны и представляют собой сложный комплекс отношений между национальными, иностранными и международными экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления ВВП страны, направленный на долгосрочное развитие национального хозяйства как целостного и конкурентоспособного организма в условиях глобализации.

Говоря (с некоторым упрощением) о российских национальных интересах, В. Шейнис выделяет два основных подхода5.

Первый - сохранение и обеспечение Россией статуса великой державы. Это предполагает необходимость добиваться всеми возможными способами усиления вли -яния России на решение европейских и мировых дел; заставлять мировое сообщество принимать наши претензии на зоны мирового влияния, не считаясь при этом ни с материальными, ни с политическими затратами.

Второй подход основывается на том, что главный национальный интерес России - как можно более органично включиться в процессы глобализации, хотя бы не в качестве доминирующей силы, стать цивилизованной европейской страной по уровню и качеству жизни. Здесь национальные интересы реализуются через доход на душу населения (реальная величина потребления товаров и услуг + личные сбережения), степень доступности населению мировых информационных и компьютерных технологий, свободу миграции рабочей силы, уровень образования, формирование институтов гражданского общества и правового государства. Следовательно, чтобы России органично включиться в мировое хозяйство, необходимо решить в первую очередь свои внутриэко-номические проблемы, такие как низкая производитель -ность труда, непропорциональная структура производ -ства и экспорта, низкий уровень организации труда.

В последние годы в нашей стране разработана стратегия национальной безопасности. В российской концепции национальная безопасность трактуется как защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз, различных по своей природе, - политических, военных, экономических, информационных, экологических и др. Главная роль в обеспечении национальной безопасности также отводится экономике.

В России понятие национальной безопасности вош -ло в теорию и практику лишь в 1991 г. Концепция национальной безопасности получила силу закона в начале 1992 г, когда Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 1992 г. был утвержден Закон «О безопасности».

Концепция национальной безопасности России -официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз. Исходя из положений безопасности, разрабатывают концепции (доктрины) во внешнеполитической, экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной и других видов безопасности, включая охрану здоровья населения.

В рамках нашего исследования подробнее остановимся на Концепции экономической безопасности. Понятие «экономическая безопасность» является новым в лексиконе российских органов управления экономикой. В практике деятельности управленческих структур западных стран понятие «экономическая безопасность» интерпретируется как состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития.

Так же как и в безопасности, принято различать следующие уровни экономической безопасности - международную (глобальную и региональную), национальную, локальную (региональную или отраслевую внутри страны) и частную (фирм и личности).

В Законе РФ «О безопасности» подчеркивается, что понятие безопасности предполагает обеспечение жизненно важных интересов личности, общества, государства, а совокупность национальных интересов России определяется как совокупность интересов личности, общества, государства6. Международная экономическая безопасность представляет собой такой комплекс международных условий осуществления договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству-члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему и политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое сотрудничество со стороны остальных государств.

Путь к осуществлению международной экономической безопасности лежит через отказ от навязывания моделей развития, экономического и политического принуждения, признание права любого народа на выбор собственного пути, уважение законности существования различных форм собственности и интересов, осознание того, что «мирный дивиденд» возможен не только в военно -стратегических, но и в экономических отношениях по мере освобождения их от конфронтации и ориентации на сиюминутную прибыль.

По мере осуществления международной экономической безопасности она обеспечит сотрудничество государств в решении не только их национальных проблем, но и глобальных проблем человечества и станет материальной основой мирного сосуществования в безъядерном и ненасильственном мире, гарантией прогресса в деле ликвидации экономической отсталости и слабо-развитости.

Национальная экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов.

Национальная экономическая безопасность имеет внутреннюю материально-вещественную основу, достаточно высокий уровень развития производительных сил, способный обеспечить важную долю натуральных и стоимостных элементов расширенного воспроизводства национального продукта; внутреннюю социально-политическую основу экономической безопасности; достаточно высокий уровень общественного согласия в отношении долгосрочных национальных целей, делающий возможными выработку и принятие стратегии социального и экономического развития, претворяемый в жизнь через государственную политику, устойчиво поддерживаемую большинством народа.

По мере интернационализации производства национальная экономическая безопасность все более тесно связывается с понятием международной экономической безопасности.

Суть экономической безопасности состоит в обеспечении экономического развития России с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан Российской Федерации при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды. Российская Федерация в силу исторических причин и по нынешнему фактическому положению в политическом и военном отношении представляет собой великую державу Вместе с тем сегодня политические и военные составляющие статуса великой державы опираются на недостаточно надежный экономический базис.

На современном этапе в переходный период государственная стратегия экономической безопасности России должна быть ориентирована в первую очередь на обеспечение социально-политической безопасности общества, поддержание достаточного уровня жизни населения, сохранение основ конституционного строя РФ и формирование устойчивой системы общегосударственных ценностей и интересов.

Мы разделяем точку зрения С.Ю. Глазьева, который считает, что «подлинные национальные интересы каждой страны определяются, прежде всего, требованиями обеспечения государственной независимости, благосо -стояния и высокого качества жизни народа, сохранения его культуры и духовных ценностей»7. Приоритетными на данном этапе развития являются:

• повышение потенциала экономики и эффективности его использования;

• обеспечение устойчивого экономического роста;

• формирование конкурентоспособности национальной экономики;

• повышение качества жизни населения.

Реализация национальных интересов по указанным

направлениям обеспечивает достижение необходимого и достаточного уровня экономической безопасности страны и адекватное реагирование экономики на внутренние и внешние угрозы.

1 Капустин Б.Г. Малопродуктивная категория (круглый стол «Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика») // Мировая экономика и международные экономические отношения. 1996. № 7. С. 66.

2 Фурман Д.Е. Идеологема псевдорациональности // Там же.

3 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 349.

4 См.: Абалкин А. О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики. 1994. № 4. С. 4.

5 См.: Шейнис В. Национальные интересы и внешняя политика России // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 3. С. 34.

6 См.: Закон РФ «О безопасности» // Собр. законодательства РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

7 Глазьев С.Ю. Российская реформа и новый мировой порядок // Внешняя политика и безопасность современной России. М., 1999. С. 243.

УДК 331.5

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТОВ НА РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

РЫНКА ТРУДА

A.A. Зацаринина,

аспирантка кафедры общей экономической теории, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

Рынок труда и рыночные механизмы направлены на эффективное использование экономических и социальных резервов, заложенных в трудовом потенциале страны. Рынок труда, отражая систему отношений по поводу спроса и предложения на рабочую силу и рабочих мест, выступает одним из важных экономических институтов. В отличие от рынка товаров и капитала рынок труда имеет свои особенности, важнейшей из которых яв -ляется неотделимость права собственности на рабочую силу от его владельца. Работодатель на рынке труда приобретает право пользования и частичного распоряжения способностью к труду в течение определенного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.