Научная статья на тему 'Особенности реализации метода проектов с помощью технологии вики'

Особенности реализации метода проектов с помощью технологии вики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / ВИКИ / ВЕБ 2.0 / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕБ-ПРОЕКТ / WEB 2.0 / ICT / WIKI / PROJECT-BASED LEARNING / WIKI-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильяхов Максим Олегович

Статья посвящена дидактическим свойствам социальных сервисов, позволяющим оптимизировать учебную проектную деятельность. На основе инвариантных и вариантных компонентов модели проектной деятельности рассматриваются условия успешной интеграции социальных сервисов в учебный процесс, а также модель реализации веб-проектов на базе технологии вики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Implementation of the Project Method Using the Wiki Technology

The article focuses on didactic properties of online social services that let educators improve their project-based learning methods. The argument builds upon invariable components of the project-based learning model to discover specific features and strategies of building a wiki-powered project-based learning environment. Wiki-powered E-portfolios are considered in-depth as part of the PBL environment.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации метода проектов с помощью технологии вики»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2

М.О. Ильяхов

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ВИКИ

Статья посвящена дидактическим свойствам социальных сервисов, позволяющим оптимизировать учебную проектную деятельность. На основе инвариантных и вариантных компонентов модели проектной деятельности рассматриваются условия успешной интеграции социальных сервисов в учебный процесс, а также модель реализации веб-проектов на базе технологии вики.

Ключевые слова: ИКТ, вики, веб 2.0, проектная деятельность, веб-проект.

The article focuses on didactic properties of online social services that let educators improve their project-based learning methods. The argument builds upon invariable components of the project-based learning model to discover specific features and strategies of building a wiki-powered project-based learning environment. Wiki-powered E-portfolios are considered in-depth as part of the PBL environment.

Key words: ICT, wiki, web 2.0, project-based learning, wiki-based learning.

Социальные сервисы Интернета играют ключевую роль в модернизации образования. Благодаря широкому распространению и простоте использования они помогают преподавателям применять новые педагогические технологии, в том числе проектную деятельность.

Применение социальных сервисов Интернета в проектной деятельности изучается в России и за рубежом. Рассматриваются как общедидактические принципы использования сервисов1, так и развитие специфических компетенций с их помощью2. Немало вни-

Ильяхов Максим Олегович — преподаватель кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-903-677-20-55, e-mail: maxim.ilyahov@yandex.ru

1 Об этом см.: Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2002; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.

2 Об этом см.: Кудрявцева Л.В. Использование междисциплинарных телекоммуникационных проектов в обучении иностранному языку: на материале культу-роведения США, профильный уровень: Дисс. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007; Орлова И.А. Телекоммуникационное проектирование как средство формирования самообразовательной компетентности студентов технических вузов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2009.

мания уделяется использованию социальных сервисов в реализации метода проектов — блогам3 и вики4.

Инвариантные и вариантные составляющие модели

метода проектов

Сравнительный анализ современных работ о методе проектов позволяет выделить три инвариантных компонента этой модели проектной деятельности — цели, принципы и стратегию.

Цели проекта заключаются как в усвоении учебного материала в соответствии с программой курса, так и в развитии мотивации и учебной автономии учащихся. Как пишет Е.Д. Патаракин, "мы учимся учиться постоянно. Одна из главных компетенций XXI века — готовность к переменам и обучению"5.

Реализация метода проектов основывается на двух базовых принципах:

• на принципе целесообразной деятельности, личностной значимости и ощутимости результата. "Для этого, — пишет Е.С. Полат, — необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести"6;

• на принципе самостоятельности: "Роль преподавателя в том, чтобы помочь обучающимся наладить взаимодействие и работать в сотрудничестве", — пишут Дж. и М. Уэст7 (пер. мой. — М.И.).

Важным инвариантным компонентом модели является стратегия, которая сводится к трем главным этапам — подготовительному, основному и заключительному.

Социальный сервис в веб-проекте может исполнять вспомогательную или формообразующую роль в зависимости от его технологических особенностей.

Сервисы, исполняющие вспомогательную роль, используются на одном из этапов проекта, например на этапе публикации и хранения мультимедийного материала (YouTube, Flickr, Picasa), орга-

3 Об этом см.: Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством б лог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2009.

4 Об этом см.: Кошеляева Е.Д. Методика развития социокультурных умений студентов посредством социального сервиса "Вики": Дисс. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2010; Титова С.В., Филатова А.В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. М., 2010.

5 Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М., 2009. С. 172.

6 Полат Е.С. Метод проектов // Метод проектов: Сб. ст. № 2. Минск, 2003. С. 39 (Современные технологии университетского образования).

7 West J. & M. Using Wikis for Online Collaboration. Linworth, 2009. P. 12.

низации материалов (социальные закладки Digg, Delicious) или общения внутри команды (Skype, ICQ, iMessage). Вспомогательные сервисы не влияют на общую стратегию реализации проекта.

Блоги и вики-сайты — сервисы, играющие формообразующую роль и использующиеся на нескольких этапах проектной деятельности.

Блоги в организации проектной деятельности

Использование блогов в обучении рассматривается в работах А.В. Филатовой8, Т.Ю. Павельевой9, Е.Д. Патаракина10. В работах предлагается применять блог как инструмент общения учащихся и преподавателя, сбора материалов проекта, а также создания е-портфолио.

Среди условий успешной реализации учебной деятельности с помощью блогов выделяют:

1) внедрение системы оценивания работы в блоге и привязку ее к академическим требованиям курса;

2) рассмотрение блога как "пространства для обмена знаниями, а не односторонней их передачи"11 (пер. мой. — М.И.);

3) использование заданий, предусматривающих критическое мышление, активную позицию и рефлексию обучающихся, что является, по словам О. Алмабековой, "одной из важнейших компетенций, которой должен обладать обучающийся для того, чтобы быть готовым справляться с новыми деловыми и личными задачами в постоянно изменяющейся среде12" (пер. мой. — М.И.);

4) регулярность и наличие "строго регламентированных правил работы с блогом, охватывающих частоту публикации, характер материалов и правила их оформления"13 (пер. мой. — М.И.).

В эксперименте А.В. Филатовой учащимся было предложено вести электронное блог-портфолио, помогающее им в решении проектной задачи. В работе показано, что использование блогов увеличило объем (на 52,7%) и качество студенческих проектов14.

8 См.: Филатова А.В. Указ. соч.

9 См.: Павельева Т.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов средствами учебного интернет-блога: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2010.

10 См.: Патаракин Е.Д. Указ. соч.

11 Teehan K. Wikis: The Educator's Power Tool. Linworth, 2010. P. 103.

12 Almabekova O. Reflective Teaching in ESP // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2010. N 3. P. 463.

13 Glogoff S. Instructional Blogging: Promoting Interactivity, Student Centered Learning, and Peer Input // Innovate. 2005. N 5. URL: http://www.elearn.arizona.edu/stuartg/ resume/article.pdf (дата обращения: 22.10.2012).

14 См.: Филатова А.В. Указ. соч. С. 106.

Блоги подходят для ведения дневника проекта или выполнения заданий, связанных с линейным изложением. В эксперименте А.В. Филатовой формообразующим инструментом стал не блог, а конструктор сайтов, в котором обучающиеся создавали итоговую работу.

Вики в организации проектной деятельности

Использование вики в проектной деятельности исследуется многими методистами, в их числе — Е.Д. Патаракин, Джей и М. Уэст (J. & M. West), С. Мэдер (S. Mader), К. Тиэном (К. Teehan) и др. Дидактические свойства вики, подробно рассмотренные автором в ранее опубликованной работе15, делают этот сервис привлекательным для использования в проекте.

Для выявления влияния вики на информационную и социокультурную компетенцию студентов на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ в 2011/12 учебном году был проведен эксперимент, в рамках которого вики использовалась в организации проектной деятельности. Цель проекта — развитие информационной и социокультурной компетенций в процессе работы по курсу "Введение в регионоведение США" студентами II курса отделения региональных исследований и международных отношений. Вики-сервис использовался для обеспечения:

1) публикации учебных материалов в Интернете:

• промежуточных проектных материалов (учебное портфолио

и дневник проекта);

• информации и объявлений о курсе и проекте, требований к

проектам, таблиц прогресса и успеваемости (динамическая программа и электронный журнал успеваемости);

• итоговых проектных материалов;

2) каталогизации проектных материалов;

3) общения в асинхронном режиме (режим обсуждения);

4) мониторинга процесса вовлечения учащихся в проект.

Компетенция предполагает наличие определенных теоретических знаний и практических умений и навыков. Информационно-коммуникационная (ИК) компетенция обучающегося представлена в табл. 1.

15 См.: Ильяхов М.О. Дидактические основы применения технологии вики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 4.

146

Таблица 1

Структура ИК-компетенции обучающихся, участвующих в вики-проекте

Знания Практические умения

о средствах и способах поиска информации в Интернете нахождения информации в Интернете с указанием временного и географического диапазона

о критериях достоверности источников критической оценки найденного материала, выявления надежных источников

об авторском праве в Интернете; этикете интернет-общения корректного цитирования

о способах реорганизации, обработки и категоризации материала творчески преобразовать исходный материал в соответствии с жанровыми, стилистическими и техническими требованиями

об инструментах публикации мультимедийной информации создать систему страниц, связанных гиперссылками; опубликовать текст и изображения на вики-сайте; встроить объекты мультимедиа

Преподаватель должен также обладать профессиональной ИК-компетенцией. Кроме названных выше компонентов в профессиональную ИК-компетенцию преподавателя должны входить компоненты, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Структура ИК-компетенции педагога, осуществляющего вики-проект

Знания Практические умения

о технических средствах для организации учебного вики-пространства создания учебного вики-сайта, добавления пользователей

об инструментах моделирования и общения в вики запуска и остановки обсуждений; редактирования и удаления комментариев

об инструментах контроля версий восстановления версий вики-страниц

о защите документов вики-сайта изменения прав доступа к вики-страни-цам

о способах отслеживания изменений материала активации и отключения уведомлений

Особенности стратегии реализации проекта с помощью сервиса вики целесообразно описывать в привязке к этапам проекта.

Особенность подготовительного этапа состоит в создании условий, в которых развитие ИК-компетенции для полноценной работы

с вики происходит по принципу "от простого к сложному". Для этого преподаватель:

• создает шаблоны вики-страниц (для снятия "боязни чистого листа"16, у Мэдера — Blank Page Syndrome);

• дает задания с поэтапным усложнением, чтобы помочь обучающимся развить ИК-компетенцию, необходимую для работы с вики;

• на личном примере показывает, как правильно выполнять задания.

Инструмент вики служит информационной основой проекта. Обучающиеся концентрируются на сборе, обработке и обсуждении исходного материала, после чего приступают к созданию готового продукта. Именно благодаря разделению проекта на этапы реализуется принцип информативности. Использование вики-сайта значительно увеличивает объем и качество продукта, созданного обучающимися, о чем свидетельствуют результаты эксперимента (см. табл. 3).

При выборе формы представления результатов проекта преподаватель должен показать примеры — ранее сделанные проекты других обучающихся.

Во время основного этапа обучающиеся проводят исследование, собирают материал и публикуют на вики-сайте результаты работы. Особенности основного этапа проекта в вики заключаются в сохранении коллективного авторства, обсуждения материалов и их структуры. Для этого преподаватель:

• производит мониторинг вовлеченности обучающихся с помощью инструментов вики — уведомлений, версий и RSS;

• уделяет внимание группам, испытывающим затруднения при общении через вики-сайт.

На заключительном этапе обучающиеся проводят презентации результатов в выбранном формате.

Особенность проведения заключительного этапа состоит в управлении правами доступа к материалам вики-сайта. Для этого преподаватель:

• закрывает страницы для редактирования обучающимися после истечения срока публикации;

• изменяет настройки приватности, разрешая другим преподавателям, обучающимся или родителям увидеть результаты проекта.

Результаты эксперимента показали, что использование вики-сайта как платформы для организации проектной деятельности в значительной степени влияет на качество работы обучающихся. Контрольная группа создавала проект без опоры на вики, а экспериментальной группе было предложено создать вики-версию про-

16 Mader S. Using Wikis in Education. Linworth, 2006. P. 91.

екта, после чего создавать конечный продукт. Количественные характеристики результатов приведены в табл. 3.

Таблица 3

Количественные характеристики результатов эксперимента

Проектная группа Без вики-сайта С вики-сайтом

I II III IV V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формат презентации Фильм Power Point Power Point Фильм Фильм

Количество слайдов/экранов 60 42 58 140 165

Объем текстовой информации в сценарии/презентации, знаков 9800 14 100 15 000 27 800 31 500

Количество источников 7 12 10 22 20

Продолжительность презентации проекта, мин. 19 12 20 25 30

Лексика, баллы 60 65 60 70 65

Грамматика, баллы 70 60 75 70 70

Структура, баллы 60 70 75 100 100

Полнота раскрытия темы, баллы 70 60 70 90 80

Экспериментальная группа показала более высокие результаты по сравнению с контрольной группой по сложности выбранного формата, объему материала, количеству задействованных источников, а также по структуре и полноте раскрытия темы.

Итак, при использовании технологии вики как формообразующей технологии для организации проектной деятельности можно выделить ключевые рекомендации по ее внедрению:

• комплексное внедрение сервиса для организации, проведения и публикации промежуточных и итоговых результатов проекта, динамической программы и электронного портфолио;

• поэтапное введение в работу на платформе, подробное описание требований к работе;

• соблюдение высокой степени организации материала с помощью шаблонов, требований к материалам и разделению процессов создания и обсуждения материала.

В дальнейшем необходимо сосредоточиться на выработке новых практических руководств, примеров, шаблонов и готовых решений по вики для преподавателей, чтобы упростить процесс внедрения технологии вики в проектную деятельность.

Список литературы

Ильяхов М.О. Дидактические основы применения технологии вики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 4.

Кошеляева Е.Д. Методика развития социокультурных умений студентов посредством социального сервиса "Вики": Дисс. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2010.

Кудрявцева Л.В. Использование междисциплинарных телекоммуникационных проектов в обучении иностранному языку: на материале культуроведения США, профильный уровень: Дисс. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007.

Орлова И.А. Телекоммуникационное проектирование как средство формирования самообразовательной компетентности студентов технических вузов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2009.

Павельева Т.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов средствами учебного интернет-блога: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Тамбов, 2010.

Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М., 2009.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2002.

Полат Е.С. Метод проектов // Метод проектов: Сб. ст. № 2. Минск, 2003. (Современные технологии университетского образования).

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.

Титова С.В., Филатова А.В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. М., 2010.

Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2009.

Almabekova O. Reflective Teaching in ESP // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2010. N 3.

Glogoff S. Instructional Blogging: Promoting Interactivity, Student Centered Learning, and Peer Input // Innovate. 2005. N 5. URL: http://www.elearn. arizona.edu/stuartg/resume/article.pdf (дата обращения: 22.10.2012).

Mader S. Using Wikis in Education. Linworth, 2006.

Teehan K. Wikis: The Educator's Power Tool. Linworth, 2010.

West J. & M. Using Wikis for Online Collaboration. Linworth, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.