Научная статья на тему 'Дидактические свойства и функции технологии вики'

Дидактические свойства и функции технологии вики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4452
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ 2.0. / ТЕХНОЛОГИЯ ВИКИ / МОДЕЛЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ГИПЕРТЕКСТА / АСИНХРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ / МЕТОД ВЕБ-ПРОЕКТОВ / НАВЫКИ ПИСЬМА / WEB 2.0. / WIKI / A PATTERN OF COLLECTIVE HYPERTEXT / ASYNCHRONOUS COMMUNICATION / WEB PROJECT TECHNOLOGY / WRITING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Светлана Владимировна

Статья посвящена изучению дидактических свойств и функций популярного сегодня среди преподавателей иностранных языков социального сервиса вики. Рассматриваются способы интеграции данной технологии в учебный процесс для развития навыков письменной речи, организации автономной работы студентов, создания творческих проектных работ и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic Properties and Functions of Wiki Technology

The aim of the article is to analyze didactic potentials of a very popular among ESL teachers nowadays social service wiki, to discuss the possibilities of wiki integration into language classroom for development writing skills, students' meaningful autonomy, etc.

Текст научной работы на тему «Дидактические свойства и функции технологии вики»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 2

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

С.В. Титова

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ

ТЕХНОЛОГИИ ВИКИ

Статья посвящена изучению дидактических свойств и функций популярного сегодня среди преподавателей иностранных языков социального сервиса вики. Рассматриваются способы интеграции данной технологии в учебный процесс для развития навыков письменной речи, организации автономной работы студентов, создания творческих проектных работ и т.д.

Ключевые слова: Веб 2.0., технология вики, модель коллективного гипертекста, асинхронной коммуникации, метод веб-проектов, навыки письма.

The aim of the article is to analyze didactic potentials of a very popular among ESL teachers nowadays social service wiki, to discuss the possibilities of wiki integration into language classroom for development writing skills, students' meaningful autonomy, etc.

Key words: Web 2.0., wiki, a pattern of collective hypertext, asynchronous communication, web project technology, writing skills.

Вики уже вносит свой вклад в высшее образование, она может применяться для решения абсолютно любой академической задачи.

Брайн Лэм1

Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий за последние несколько лет, а также их использование в учебном процессе привели к изменениям в системе образования. Эти изменения затронули не только структуру, методологию и технологии процесса обучения, но и его стратегическую ориентацию. Главная цель современной системы образования — научить человека учиться. Простого воспроизведения усвоенных знаний уже недостаточно для развития самостоятельного критического мышления обучающихся, необходима активная познавательная позиция, са-

Титова Светлана Владимировна — докт. пед. наук, проф. кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-915-053-98-34, e-mail: [email protected]

1 Lamb B. Wide Open Spaces: Wikis, Ready or Not // Educause Review. 2004. Vol. 39. P. 46. URL: http://weblogs.elearning.ubc.ca/maple/archives/Lamb(final).doc

мостоятельная деятельность. Поэтому акцент в развитии педагогических технологий делается на обучение умению самостоятельно находить необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике. Технология вики является одной из главных составляющих Веб 2.0. или социального Интернета и обладает уникальным потенциалом, позволяющим обогатить и расширить формы учебного взаимодействия за счет вовлечения обучающихся в процесс самостоятельного поиска информации и приобретения знаний.

Технология вики, написанная на языке PHP2, дает возможность любому пользователю редактировать текст сайта — писать, вносить изменения, удалять, создавать ссылки на новые статьи. Вики — это свободно распространяемое средство для коллективного создания и редактирования, хранения, структуризации гипертекста, который помогает легко связывать между собой страницы или фрагменты базы данных. По мнению Е.Д. Патаракина, в этой технологии "реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества"3.

Термин вики (происходит от гавайского слова wikiwiki "быстро-быстро") был впервые использован У. Каннигемом для описания концепции wikiwiki веб — среды для быстрого гипертекстового взаимодействия. Первым вики-сайтом, появившимся в 1995 г., стало "Портлендское хранилище образцов", созданное У. Каннин-гемом. Примером использования этой технологии можно назвать онлайновую энциклопедию Wikipedia (http://www.wikipedia.org), которую Тим О'Рейли охарактеризовал как построенную "вокруг неправдоподобной идеи, что энциклопедическая статья может быть добавлена одним пользователем и отредактирована другим"4.

Гипертекстовые технологии помогают формулировать мысли, а презентационные помогают их представлять. При создании презентации оформитель заботится прежде всего о том, как существующее содержание будет выглядеть на экране. При этом оформи-

2 PHP — это скриптовый язык, разработанный для быстрого и удобного создания веб-страниц. PHP работает на стороне сервера и может использоваться как сам по себе, так и для "встраивания" кусков динамического кода в уже имеющиеся HTML-страницы.

3 Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0. в помощь учителю: Практ. руководство. М., 2007. С. 7.

4 O'Reilly T. What Is Web 2.0? Design patterns and business models for the next generation of software. 2005. Р. 5. URL: http://www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/ news/2005/09/30/what-is-web-20.html

тель действительно полностью контролирует вид документа на экране. Тип шрифта, размер и цвет шрифтов. При создании сетевого документа, по крайней мере для HTML-разметки, автор может особенно не придавать этому значения, поскольку читатель всегда имеет более высокий приоритет и может указать браузеру, каким он хочет видеть документ на экране. Цель презентации — сделать сообщение, донести информацию до слушателей и зрителей, воздействовать на них определенным образом, оказать влияние на зрителей и их выбор. Содержание презентации является ценностью, которую мы передаем, перекладываем в сознание слушателей. Целью гипертекста является установление и поддержание различных связей между различными элементами. В этом плане гипертекст — это всегда сеть, а не иерархия; хранилище текстов и мыслей, а не сообщение.

Вики позволяет почувствовать "вкус" гипертекста и освоить совершенно особую культуру написания нелинейных электронных документов. Культура эта на сегодняшний день развита очень слабо, и многочисленные учебные курсы никак не способствуют ее развитию. В стандартной ситуации с жесткой иерархией бумажного документа с оглавлением и последующим ветвлением на главы и подразделы сначала необходимо написать новый фрагмент текста и только после этого сделать на него ссылку. Хороший тон HTML-кодирования отрицает существование ссылок, ведущих к еще не существующим страницам. В вики ссылки на еще не созданные тексты являются не только нормальным явлением, но и единственным способом создания новых записей. Для того чтобы завести новую запись, сначала необходимо указать в тексте ссылку на эту пока еще не существующую запись.

В вики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. Это отличие делает вики наиболее перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной "электронной доской", на которой может писать целая группа.

Таким образом, с помощью данной технологии пользователь может:

• редактировать страницы сайта/текста непосредственно в веб-браузере;

• поддерживать актуальность гиперссылок между страницами сайта/текста;

• использовать упрощенную разметку для текста вместо HTML;

• хранить все изменения, произошедшие с вики-статьями с момента их создания.

Несмотря на то что технология вики была разработана более десятка лет назад, она все еще не заняла должного места в образовательной практике5 ни в качестве исследовательского метода, ни в качестве метода преподавания. Однако популярность вики привлекла внимание преподавателей-энтузиастов, которые видят в этой технологии возможность не только облегчить общение, но и способствовать процессу поиска, структурирования и совместного использования знаний6.

Вики позволяет освоить совершенно особую культуру написания нелинейных электронных документов, которая на сегодняшний день развита очень слабо. Данная концепция способствует развитию обучения в сотрудничестве (к этой категории принято относить также кооперативное обучение, проектное обучение, проблемное обучение), стимулирует общение и групповую работу, облегчает обмен знаниями и опытом, способствует установлению духа сотрудничества, а не соревнования, поскольку реализованная на основе данной технологии радикальная модель коллективного гипертекста предоставляет возможность создания и редактирования любой записи каждому из членов сетевого сообщества: "Вики создает особое пространство, которое обучает студентов, как работать в группе, как создавать виртуальные сообщества, как действовать в мире, где накопление знаний и информации все больше и больше становится коллективным делом"7.

Популярность технологии вики как средства организации групповой работы объясняется простотой в использовании, гибкостью и открытым доступом, а также тем, что, в отличие от блогов, в вики можно просматривать и восстанавливать предыдущие версии совместных публикаций. В таблице дается сравнение дидактических свойств вики и блога:

5 Chao J. Student Project Collaboration Using Wikis // Proceedings of the 20th Conference on Software Engineering Education and Training. Dublin, 2007; Evans P. The Wiki Factor. 2006. URL: http://www.aacsb.edu/publications/Archives/JanFeb06/p28-33. pdf; Schaffert S., Bischof D., Buerger T., Gruber A., Hilzensauer W. Learning with Semantic Wikis // Proceedings of the First Workshop on Semantic Wikis — From Wiki to Semantics (SemWiki2006). Budva, 2006. URL: http://www.wastl.net/download/paper/Schaffert06_ SemWikiLearning.pdf

6 Reinhold S. WikiTrails: Augmenting Wiki Structure for Collaborative, Interdisciplinary Learning // Proceedings of the 2006 International Symposium on Wikis. Odense, 2006. URL: http://www.wikisym.org/ws2006/proceedings/p47.pdf

7 Richardson W. Blogs, Wikis, Podcasts and Other Powerful Webtools for Classroom. Corwin Company, California, 2010. P. 69.

Сравнение дидактических свойств вики и блога (по Doyle, 2006; Tonikin E., 2005; Richardson W., 2010)

Блог Вики

Индивидуальное ведение Коллективное ведение

Организация материалов в обратном хронологическом порядке Организация материалов по темам

Информация практически обновляется Постоянное обновление информации, ее расширение и эволюция вплоть до создания банка знаний (энциклопедия)

Трудности нахождения публикаций по определенной тематике, сообщения сохраняются по датам Структурирование по темам и по ссылкам обеспечивает легкость нахождения нужных публикаций

Легко установить время публикации Отсутствие информации о времени и последовательности публикации или обновления информации

Читатели могут оставлять комментарии, но содержимое блога принадлежит его владельцу-автору Читатели-авторы могут вносить изменения и редактировать оригинальную публикацию

Пользователи публикуют спонтанные мысли и комментарии Пользователи публикуют сообщения, объединенные конкретной тематикой

Инструмент для общения людей и распространения информации, возможность получения обратной связи на исходный текст (сообщение) Направлена на совместное создание и корректирование информации, улучшение ее подачи

Индивидуальные усилия Коллективные усилия

Как видно из таблицы, данная технология повышает качество асинхронной коммуникации, основными характеристиками которой являются виртуальное присутствие, отсутствие помех для участия, связь с более широкой предметной областью, групповое взаимодействие, участие на демократичной основе, эволюция с течением времени8.

По мнению М. Киркпатрика, основным достоинством вики являются также сведенные до минимума технические трудности, что позволяет пользователям максимально концентрироваться на обмене информацией и совместной работе. Обычно педагогу достаточно уделить 10—20 мин. от занятия, чтобы объяснить студентам

8 Schwartz L., Clark S., Cossarin, M., Rudolph J. Educational Wikis: Features and Selection Criteria // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2004. Vol. 5. N 1. URL: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/163/692

основные принципы работы с этой технологией и снять все технические сложности. Таким образом, эта "прозрачная технология позволяет пользователю больше внимания уделять учебному заданию, не замечая программную платформу, с помощью которой это становится возможным 9.

С. Шаферт, Д. Бишоп10 предлагают использовать вики в проектной методике, коллективном написании историй, для установления междисциплинарных и межкультурных связей. В этом случае вики служат платформой знаний для сообщества практикующих, где члены сообщества могут делиться своими знаниями со всей группой, публиковать интересную информацию, совместно работать, обсуждать спорные вопросы. Благодаря тому что все идеи и комментарии собраны на одной странице, вики дает лучшее представление о развитии и ходе проекта, чем индивидуальная переписка участников проекта по электронной почте. Такой же принцип использования данной технологии для развития социокультурной компетенции обучающихся предлагает Е.Д. Кошеляева11.

Наиболее частое педагогическое применение вики сегодня — это использование технологии для развития навыков письменной речи. Вики идеально выполняет функции инструмента для совершенствования письменной речи в силу того, что обучающимся предоставляются дополнительные возможности для размышления, проверки, публикации и анализа творческого процесса на всех его этапах. Привлекательность данной технологии состоит также в том, что она наилучшим образом способствует в силу ряда дидактических свойств организации автономной работы обучающихся: "Используя вики, педагог может задавать направление или инициировать дискуссию, но технология работает более эффективно, когда студенты имеют осознанную автономию над процессом. Это абсолютно не значит, что авторитетное мнение не может присутствовать в вики, но оно может подорвать эффективность данного средства"12. Б. Лэм также отмечает пять основных преимуществ использования технологии вики для развития навыков письменной речи:

• стимулирует письменное выражение мыслей;

9 Wheeler S., Kelly P., Gale K. The Influence of Online Problem-based Learning on Teachers' Professional Practice and Identity // ALT-J 2005. Vol. 13. N 2. P. 125—137.

10 Schaffert S., Bischof D., Buerger T. et al. Op. cit. URL: http://www.wastl.net/down-load/paper/Schaffert06_SemWikiLearning.pdf

11 См.: Кошеляева Е.Д. Методика развития социокультурных умений студентов посредством социального сервиса вики: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2010.

12 Lamb B. Op. cit. P. 38. URL: http://weblogs.elearning.ubc.ca/maple/archives/ Lamb(final).doc

• предоставляет малобюджетный и эффективный инструмент для коллективной работы;

• способствует более внимательному отношению к тексту — дополнительной проверке, редактированию и отсылке к ранее выполненной работе;

• делает акцент на письме как процессе, а не на создании конечного продукта;

13

• позволяет студентам найти читательскую аудиторию13.

Данный социальный сервис также может быть использован в

педагогической практике для представления, расширения и аннотирования учебных материалов; совместного создания виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами; группового создания творческих работ — сказок, стихотворений, эссе, проектов; совместного создания учительских, студенческих и школьных энциклопедий; профессионального общения преподавателей и учителей и повышения их профессиональной компетенции.

E. Тоникин выделяет четыре типа образовательных вики:

• индивидуальные вики, на которых пользователь сохраняет и редактирует свои мысли;

• лабораторные вики, позволяющие хранить текущие записи, а также предоставляющие дополнительные возможности рецензирования и редактирования со стороны одногруппников;

• вики для группового сочинительства;

• групповые репозитарии знаний14.

Опыт западных исследователей в наиболее полной мере был суммирован П. Даффи и А. Брунсом. По их мнению, вики могут быть использованы в учебном процессе:

• при работе над научными проектами для документации проделанной работы;

• для конспектирования своих мыслей по поводу прочитанных книг и статей, а также для создания совместно аннотированного библиографического списка;

преподавателями:

• для публикации информации о курсе (расписание, задания, раздаточный материал), что оставляет пространство для комментариев и вопросов студентов;

• как платформа для профессионального общения с возможностью внесения корректив и дополнений со стороны коллег;

13 Ibid. P. 36—48.

14 Tonikin E. Making the Case for a Wiki // Ariadne. 2005. N 42. January. URL: http://www.ariadne.ac.uk/issue42/tonkin/

• как платформа для разработки концепций в режиме "мозгового штурма" с возможностью внесения гиперссылок на другие ресурсы;

• как инструмент для презентаций вместо традиционного программного обеспечения, при этом студенты могут вставлять в презентацию свои комментарии и обновлять контент;

• как инструмент коллективного создания текстов15.

Широко и эффективно используемые сегодня в образовательной практике так называемые системы управления содержанием (System Management Content) разработаны на основе данной технологии: Joomla! http://joomla.org; MediaWiki http://www.mediawiki. org; TWiki http://twiki.org; Wikispaces http://wikispaces.com.

Joomla! — одна из самых популярных в мире систем управления содержанием, включающих форум, блоги, опросы, возможность коллективного создания страниц. Но главное ее достоинство — огромное количество расширений, с помощью которых можно создать сообщество (сайт) с любым набором функций. Название Joomla! является фонетической транскрипцией слова "Jumla" (означает "все вместе") из языка суахили. Особенность системы — минимальный набор инструментов при начальной установке, который обогащается по мере необходимости. Это снижает загромождение административной панели ненужными элементами и позволяет пользователю быстро познакомиться с разнообразными функциями, предоставляемыми данной системой, а также быстро ее установить.

MediaWiki — программный механизм для веб-сайтов, работающих по технологии вики. Это одна из самых мощных вики-платформ, написанных специально для Википедии и использующихся во многих других проектах фонда Викимедиа. MediaWiki — свободная программа, написанная на PHP. Она предоставляет интерфейс работы с базой страниц, разграничение прав доступа к администрированию системы, возможность обработки текста как в собственном формате, так и в форматах HTML, возможность загрузки изображений и других файлов, а также другие возможности. Образовательные проекты Томаса Джефферсона Вики http://wiki. monticello.org и Placeography http://placeography.org сделаны на основе данного вики-движка. Пользователем предлагается стать соавторами энциклопедии, посвященной жизни и деятельности Томаса Джефферсона и истории зданий, домов, улиц, памятников в США.

15 Duffy P., Bruns A. The Use of Blogs, Wikis and RSS in Education: a Conversation of Possibilities // Proceedings Online Learning and Teaching Conference. Brisbane, 2006. URL: https://olt.qut.edu.au/udf/OLT2OO6/gen/static/papers/Dufiy_OLT2OO6_paper.pdf

Wikispaces, а если быть точнее, Wikispaces Private Label стала одной из первых вики-платформ, успешно применяемых в учебной и административной работе такими престижными американскими университетами, как Колумбийский и Стэнфордский. Wikispaces Private Label сегодня — это неотъемлемая часть общей системы управления учебным содержанием в американских вузах, дающая возможность студентам и профессорам стать соавторами учебных курсов и программ, способствующая продуктивной профессиональной и учебной коммуникации, рождающая дух сотрудничества и взаимопомощи.

TWiki http://twiki.org и Wikka Wiki http://wikkawiki.org послужили основой для создания так называемых вики-сообществ музеев США для образовательных целей The Museum Virtual Worlds Wiki http:// apps.exploratorium.edu/worlds/wiki/16, где пользователи-посетители виртуальных моделей широко известных музеев США17 могут обмениваться информацией, общаться, получать помощь специалистов, совместно создавать виртуальные проекты, посвященные важным событиям в истории, культуре, политической жизни страны. Это своего рода виртуальный поход учащихся в музей с последующим подробным обсуждением увиденного. Именно данная технология позволяет без особых усилий создавать особые виртуальные сообщества, где пользователи могут не только общаться и создавать совместный редактируемый материал, но и обмениваться видео-, фото-, звуковыми файлами (подкастами).

Таким образом, данный социальный сервис обладает уникальным спектром дидактических свойств, которые позволяют создавать и хранить учебные базы данных и материалов (учебные сайты, энциклопедии, учебные программы, аннотированные библиографии и т.д.); организовывать совместную работу над коллективными веб-проектами; проводить дискуссии с участием специалистов из отечественных и зарубежных вузов; организовывать сетевые семинары или вебинары; администрировать учебный процесс и т.д.

Вики-платформы, используемые в преподавании иностранных языков:

1. Wikispaces http://wikispaces.com

2. MediaWiki http://www.mediawiki.org

3. TWiki http://twiki.org

4. Tikiwiki http://info.tikiwiki.org/tiki-index.php

16 Bowen J. Wiki Software and Facilities for Museums. 2008. URL: http://www.archi-muse.com/mw2008/bios/au_3817.html

17 См., например, вики музеев: The Newark Museum Wiki http://www.newarkmu-seumpr.org/mwiki/; The Brooklyn Museum http://www.brooklynmuseum.org/eascfa/ dinner_party/about_wiki.php; the United States Holocaust Memorial Museum http:// www.aboutus.org/Ushmm.org

5. Posterous http://posterous.com/

6. PBWorks http://pbworks.com/

7. ProjectForum http://www.projectforum.com/pf/wiki.html

8. Mixedink http://www.mixedink.com/main.php

9. Wetpaint http://www.wetpaint.com/

10. Wikka Wiki http://wikkawiki.org

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кошеляева Е.Д. Методика развития социокультурных умений студентов посредством социального сервиса вики: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2010. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0. в помощь учителю:

Практ. руководство. М., 2007. Bowen J. Wiki Software and Facilities for Museums. 2008. URL: http://

www.archimuse.com/mw2008/bios/au_3817.html Chao J. Student Project Collaboration Using Wikis // Proceedings of the 20th Conference on Software Engineering Education and Training. Dublin, 2007.

Doyle B. When to Wiki, When to Blog. 2006. URL: http://www.econtent-

mag.com/Articles/ArticlePrint.aspx?ArticleID=16900 Duffy P., Bruns A. The Use of Blogs, Wikis and RSS in Education: a Conversation of Possibilities // Proceedings Online Learning and Teaching Conference. Brisbane. 2006. URL: https://olt.qut.edu.au/udf/0LT2006/ gen/static/papers/Duffy_OLT2006_paper.pdf Evans P. The Wiki Factor. 2006. URL: http://www.aacsb.edu/publications/

Archives/JanFeb06/p28-33.pdf Kirkpatrick M. The Flu Wiki: A Serious Application of New Web Tools. 2006. URL: http://marshallk.blogspot.com/2005/07/flu-wiki-serious-applica-tionof-new.html

Lamb B. Wide Open Spaces: Wikis, Ready or Not // Educause Review. 2004. Vol. 39. URL: http://weblogs.elearning.ubc.ca/maple/archives/Lamb(final). doc

O'Reilly T. What Is Web 2.0? Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. 2005. URL: http://www.oreillynet.com/ pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html Reinhold S. WikiTrails: Augmenting wiki structure for collaborative, interdisciplinary learning // Proceedings of the 2006 International Symposium on Wikis. Odense, 2006. URL: http://www.wikisym.org/ws2006/ proceedings/p47.pdf Richardson W. Blogs, Wikis, Podcasts and Other Powerful Webtools for

Classroom. Corwin Company, California, 2010. Schaffert S., Bischof D., Buerger T. et al. Learning with Semantic Wikis // Proceedings of the First Workshop on Semantic Wikis — From Wiki to

Semantics. Budva, 2006. URL: http://www.wastl.net/download/paper/ Schaffert06_SemWikiLearning.pdf Schwartz L., Clark S., Cossarin M., Rudolph J. Educational Wikis: Features and Selection Criteria // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2004. Vol. 5. N 1. URL: http://www.irrodl.org/index. php/irrodl/article/view/163/692 Tonikin E. Making the Case for a Wiki // Ariadne. 2005. N 42. January.

URL: http://www.ariadne.ac.uk/issue42/tonkin/ Wheeler S., Kelly P., Gale K. The Influence of Online Problem-based Learning on Teachers' Professional Practice and Identity // ALT-J 2005. Vol. 13. N 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.