Научная статья на тему 'Использование социального сервиса вики на занятиях по иностранному языку'

Использование социального сервиса вики на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СЕРВИС ВЕБ 2.0 / СОЦИАЛЬНЫЙ СЕРВИС ВИКИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / WEB 2.0 SOCIAL SERVICE / INFORMATIONAL COMPETENCE / WIKI SOCIAL SERVICE / TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошеляева Екатерина Дмитриевна

В статье рассматривается вопрос об эффективности применения социального сервиса вики в процессе обучения студентов языкового вуза иностранному языку. В работе уточняется определение социального сервиса вики и предлагается алгоритм использования социального сервиса вики в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of the wiki social service at the English language classes

This paper raises the question of effective use of the Wiki social service in the process of language teaching at a higher education institution. The author gives definition of the Wiki social service and discusses the algorithm of use of this service in the process of education.

Текст научной работы на тему «Использование социального сервиса вики на занятиях по иностранному языку»

and the levels of the development of business communica- Key words: business communication; problem and

tion skills are being defined. module approach; communicative competence; pedagogi-

cal basis.

УДК 371.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА ВИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© Е.Д. Кошеляева

В статье рассматривается вопрос об эффективности применения социального сервиса вики в процессе обучения студентов языкового вуза иностранному языку. В работе уточняется определение социального сервиса вики и предлагается алгоритм использования социального сервиса вики в учебном процессе.

Ключевые слова: информационная компетенция; социальный сервис Веб 2.0; социальный сервис вики; обучение иностранному языку.

В связи с быстрым ростом экономического развития России и осуществлением Федерального национального проекта «Образование», использование интернет-ресурсов в образовательных целях становится повседневной реальностью. Происходит повсеместная компьютеризация школ и вузов, где создаются необходимые технические условия для интенсивного использования информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) в учебном процессе. Не остался без компьютеризации и процесс обучения иностранным языкам. Информационно-коммуникационные технологии создают особую среду, в которой происходит обучение студентов, а также осуществляется их дальнейшая профессиональная деятельность [1]. Поэтому одной из целей высшего профессионального образования становится развитие не только иноязычной коммуникативной и социокультурной компетенций, но и информационной компетенции, позволяющей студентам не только являться пассивными пользователями сети Интернет, извлекающими информацию, предлагаемую другими людьми, но и активными создателями информационных ресурсов. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку дает возможность одновременно формировать не только иноязычную коммуникативную, социокультурную, но и информационную компетенцию.

Под информационной компетенцией Д.М. Грицков, П.В. Сысоев и М.Н. Евстиг-

неевым подразумевают «владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения в образовательном процессе, а также критическое отношение к распространяемой информации» [2]. Среди всех интернет-ресурсов особого внимания заслуживает социальный сервис Веб 2.0 - блок социальных сервисов, отличительной чертой которого является то, что он дает пользователям не только возможность получения, но и возможность создания информации. В блок социального сервиса Веб 2.0 входят следующие сервисы: блог, твиттер, подкаст, вики, закладки, фликр, ЮТьюб, которые могут быть использованы в образовательных целях.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что образовательные возможности социального сервиса вики не до конца исследованы, поэтому представляется целесообразным определить содержание понятия «социальный сервис вики» и предложить технологию использования данного сервиса в обучении иностранному языку.

Анализ различных определений социального сервиса вики позволяет утверждать, что имеется значительный разброс в толковании того, какие именно компоненты входят в данный сервис, что свидетельствует о незаконченности процесса оформления новой педагогической дефиниции: под социальным сервисом вики понимают «свободно пополняемый набор взаимосвязанных Вебстраниц, гипертекстовую систему для хране-

ния и изменения информации - базу данных, где каждая страница может быть легко дополнена любым пользователем, обладающим необходимыми умениями оперирования Вики-системой» [3], официальный сайт викисервисов Wiki.org определяет данный сервис как «самый простой банк данных» [4], а Д. Мэттисон утверждает, что «Вики может быть блогом, но блог не обязательно является Вики» [5], Уорд Каннингем, создатель первой вики-сети, дал следующее определение вики как «свободно расширяющегося собрания веб-страниц, связанных гиперссылками, которое представляет собой гипертекстовую систему хранения и редактирования информации, своеобразную базу данных» [3].

Из приведенных выше определений можно заключить, что различные исследователи ставят акцент на разные компоненты вики-сервиса: некоторые считают его банком (базой) данных, некоторые выделяют его ги-пертекстовость, иные же вообще практически отождествляют его с блогами.

Мы считаем логичным придерживаться определения П.В. Сысоева и М.Н. Евстигнеева, т. к. оно наиболее полно отражает суть рассматриваемого явления. Социальный сервис вики - это «вид социального сервиса Веб 2.0, позволяющий одному человеку или группе людей создавать и размещать свой материал в сети Интернет» [6, 7]. Контенты (содержание сайтов, включающее текстовый материал, фотографии, картинки, аудио- и видео-файлы, ссылки на другие ресурсы сети Интернет) данного сервиса составляют в основном научно-популярные или популярные статьи на разных языках. Тематика статей определяется создателями данных контентов. В отличие от блогов, которые имеют линейную структуру, т. е. все сообщения располагаются в хронологическом порядке, викистраницы могут быть полностью переработаны, однако это не значит, что первоначальное содержание нельзя вернуть. Авторы текста могут вернуться к первоначальной версии, если переработанный вариант их не устраивает.

Привлекательность вики, как отмечает Л.К. Раицкая, связана с тем, что они создают среду, способствующую развитию творческих способностей учащихся и студентов, благодаря стимулированию любознательности, нерегламентированности и многовари-

антности обучения, формированию и развитию дивергентного (нестереотипного) мышления, которое характеризуется при способности выдвигать одновременно множество правильных идей быстротой, гибкостью, оригинальностью, точностью [8].

Преимущества вики для учебного процесса:

1) возможность привлекать к работе большое количество студентов разных групп и курсов;

2) возможность контролировать, кто и какой вклад вносит в создание вики-страниц;

3) неограниченная возможность обновления информации;

4) возможность восстановления предыдущих вариантов вики-страниц, если была внесена некорректная информация.

Преподаватели могут создавать викистраницы с разными целями: для того чтобы следить за ходом дискуссии и выявлять сферы, представляющие трудность для студентов, для аккумуляции и хранения знаний и для создания т. н. «обществ практикующих» (communities of practice). Как отмечает Годвин-Джоунс [9], вики предоставляют идеальные условия для создания «обществ практикующих», которые будут фиксировать информацию, относящуюся к определенной области знаний. Данная информация будет изменяться, обогащаться и дополняться с течением времени посредством решения проблемных вопросов в ходе дискуссии заинтересованных индивидов.

Необходимо отметить, что эффективность использования социального сервиса вики на занятиях по иностранному языку зависит от ряда педагогических условий, а именно:

1) определение целесообразности использования социального сервиса вики в рамках той или иной учебной темы;

2) наличие технологии (пошагового алгоритма) организации обучения с помощью социального сервиса вики;

3) наличие заданий на анализ, обсуждение, интерпретацию получаемой информации;

4) наличие заданий, в которых обучающиеся выступают в качестве представителей родной культуры;

5) наличие заданий, отражающих важные социально значимые темы;

l2Q

6) наличие заданий, представляющих интерес для обсуждения в конкретной группе обучающихся;

7) аутентичность материалов для обсуждения;

8) относительная автономность студентов при выполнении заданий;

9) учет специфики работы с социальным сервисом вики.

Принимая во внимание недостаточную разработанность проблемы использования социального сервиса вики в учебных целях на занятиях по иностранному языку, представляется целесообразным предложить алгоритм обучения иностранному языку с помощью данного сервиса.

Этап I. Подготовительный.

Шаг 1. Установочный. На наш взгляд, в первую очередь преподаватель должен объяснить учащимся сущность и основные этапы учебной проектной деятельности на основе социального сервиса вики:

- преподаватель разбивает студентов на группы;

- преподаватель объясняет каждой группе в чем будет заключаться их работа;

- преподаватель объясняет, какой конечный результат ожидается;

- преподаватель инструктирует студентов, какому алгоритму действий они должны следовать.

Шаг 2. Ознакомительно-технический. Студенты знакомятся со списком тем, предлагаемых для совместной работы. Преподаватель дает студентам инструкции, касающиеся правил работы с вики-страницами:

- преподаватель знакомит группы студентов со списком разрабатываемых тем;

- преподаватель знакомит студентов с критериями оценки работы;

- студенты получают адрес в сети Интернет вики-страниц своего проекта;

- преподаватель объясняет студентам, как размещать материалы на вики-страницах;

- преподаватель инструктирует студентов, как вносить изменения в ранее размещенный материал;

- преподаватель объясняет студентам, как вернуться к прежней версии вики-страницы.

Этап II. Процессуальный.

Шаг 3. Изучающий. Студенты подбирают материал для вики-страниц, перерабатывают, анализируют его:

- студенты обсуждают возникшие у них идеи по содержанию вики-страниц;

- студенты занимаются поиском подходящего материала в разных поисковых системах (Google, Yahoo!, Alta Vista);

- студенты занимаются обработкой, систематизацией, анализом, синтезом материала;

- студенты корректируют возможные орфографические, грамматические, лексические и стилистические ошибки.

Шаг 4. Дискуссионный. Студенты всех групп предоставляют черновой вариант материала, который они считают ценным, происходит обсуждение отобранного материала членами групп:

- студенты каждой группы готовят первую версию материала для вики-страниц на бумажном носителе;

- материал по каждой теме обсуждается на общей дискуссии всеми группами;

- производится необходимая корректировка материала участниками других групп.

Шаг 5. Оформление. Студенты размещают в сети найденный и скорректированный в ходе дискуссии материал:

- студенты размещают скорректированный в ходе совместной дискуссии материал;

- студенты информируют о выполненном проекте студентов других групп, не принимавших участие в оформлении викистраниц, а также преподавателей курса;

- студенты следят за изменениями, вносимыми студентами других групп и преподавателями, обсуждают их, решают, какой финальный вариант оставить;

- студенты информируют об окончательной завершенности проекта.

Этап III. Заключительный (оценочный).

Шаг 6. Самооценка. Студенты оценивают, насколько им удалось раскрыть суть обсуждаемой проблемы, пытаются понять, какие трудности они испытывали во время реализации проекта, что нового они узнали во время работы над проектом.

Шаг 7. Оценка преподавателя. Преподаватель оценивает работу студентов, согласно критериям, заранее сообщенным студентам на подготовительном этапе.

Как показывает практика преподавания иностранного языка в ГОУ ВПО ЛГПУ, следование данному алгоритму, четкость установок, даваемых студентам, а также постоянный мониторинг со стороны преподавателя обеспечивают владение студентами языком на достаточно высоком уровне.

1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательной среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 26-31.

2. Грицков Д.М., Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Подготовка педагогических кадров к разработке авторских Интернет-ресурсов по иностранному языку // Материалы 12 Международной научно-практической конференции-выставки. Тамбов, 2008. С. 33.

3. Leuf B., Cunningham W. The Wiki Way: Quick collaboration on the web. Boston, 2001. P. 14.

4. URL: http://www.informationweek.com/news/

global-cio/showArticle.jhtml? articlelD =

167600331 (дата обращения: 18.02.2010).

5. Mattison D. Quickiwiki, Swiki, Twiki, Zwiki and the Plone wars: Wiki as a PIM and collaborative content tool, 2003. Searcher, 11 (4), 32-48.

URL: http://www.infotoday.com/searcher/apr03/ mattison.shtml (дата обращения: 18.02.2010).

6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.

7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий. М., 2010. C. 147.

8. Раицкая Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификации, критерии оценки, методика использования. М., 2007. С. 45-49.

9. Godwin-Jones R. Blogs and wikis: Environments for on-line collaboration // Language, Learning and Technology. 2003. V. 7 (2). P. 12-16.

Поступила в редакцию 24.02.2010 г.

Koshelayeva E.D. Use of the wiki social service at the English language classes.

This paper raises the question of effective use of the Wiki social service in the process of language teaching at a higher education institution. The author gives definition of the Wiki social service and discusses the algorithm of use of this service in the process of education.

Key words: informational competence; Web 2.0 social service; Wiki social service; teaching foreign languages.

УДК 79б/799

ДИНАМИКА СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКЕ ЛЕТНИХ ПОЛИАТЛОНИСТОВ

© А.Ф. Садилкин, А.Ю. Кейно

Анализ динамики результатов в отдельных видах летнего полиатлона позволит увидеть рациональные варианты тренировочных нагрузок, направления подготовки высококвалифицированных по-лиатлонистов.

Ключевые слова: летний полиатлон; комплекс видов спорта; динамика результатов; варианты тренировочных нагрузок.

Цель данной статьи - проанализировать динамику спортивных результатов, показанных спортсменами на всероссийских и международных соревнованиях по летнему по-лиатлону. Учитывались выступления участников чемпионатов России и мира за последние двенадцать лет.

Летний полиатлон представляет собой комплексный вид спорта, включающий бег на 100 м, метание гранаты, пулевую стрельбу, плавание на 100 м и бег на выносливость

(2000 м у женщин, 3000 м у мужчин). Таким образом, в отличие от других видов много-борий (легкоатлетических, гимнастических и т. п.), летний полиатлон представляет собой комплекс совершенно различных по своему характеру видов спорта. Наиболее близко по содержанию к летнему полиатлону стоят современное пятиборье, морское и парашютное многоборья. Во всех этих видах присутствуют бег на выносливость, плавание и пулевая стрельба, тем самым проявляется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.