СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ ВЕБ 2.0 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
О.И. Михеева
В статье проанализированы основные характеристики Веб 2.0. Рассматриваются особенности социальных сервисов Веб 2.0 и возможности их использования в современном вузе.
Ключевые слова: Веб 2.0, социальные сервисы, образование, блоги.
The article presents an overview of the basic principles of Web 2.0. The paper gives an analysis of the social services and deals with an application of Web 2.0: the necessity and perspectives of its use in the system of higher professional education.
Key words: Web 2.0, social services, education, blogs.
XXI век называют веком информационной революции, основу которой составляет беспрецедентное по скорости и объему передачи информации развитие новых технологий. Формирование и развитие информационной инфраструктуры и интеграция в глобальное информационное общество являются сегодня необходимым условием устойчивого развития государства.
Многие исследователи называют современный этап развития Интернета эпохой Веб 2.0 (термин Т. О'Рейли). Веб 2.0 представляет собой концепцию, обозначающую определенную архитектуру взаимодействия, строящегося на принципах демократии. Второе поколение сетевых сервисов называют новым витком сетевой эволюции, на котором происходит смена принципов взаимодействия пользователей с ресурсами. На смену статичному контенту и пассивному использованию сетевых ресурсов приходит динамическое содержимое, генерируемое самими пользователями. Эти сервисы получили название социальных сервисов и составили основу современной концепции развития сети интернет. Они позво-
ляют пользователям не только найти и скачать необходимую информацию, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиаинформацию значительных объемов.
Специалисты выделяют несколько основных характеристик (B. Alexander, P. Anderson, M. Kerres, A. Nattland, T. O'Reily, А. Гольдин, Е. Патаракин) [1, 2, 3]: интерактивность и персонали-зацию. Интерактивность предполагает прямое участие пользователей в накоплении и структурировании контента. Пользователи сами могут добавлять к сетевому контенту статьи, фотографии, аудио- и видеоданные, свои комментарии, дневники, определять дизайн своих страниц. Персонализация предполагает использование технологий, позволяющих создавать сообщество. В основе этих технологий лежит концепция, которая дает пользователям возможность для саморегуляции и дополнительные стимулы для посещения сетевого ресурса. В эту характеристику входит также возможность индивидуальных настроек сайта и создание личной пользовательской зоны. Боль-
шое значение при формировании сообщества из посетителей сайта придается соревновательности, поддержке и доверию «коллективному разуму».
С точки зрения технологий Веб 2.0 характеризуется:
1. AJAX (от Asynchronous JavaScript и XML): использование AJAX приводит к возможности динамического изменения контента веб-страницы: страница сама будет догружать нужные пользователю данные, при этом полностью не перегружаясь, а загружая лишь изменившиеся данные. Это дает возможность динамического изменения любой части веб-страницы без необходимости перезагрузки всей страницы.
2. Веб-синдикация (RSS, Atom) позволяет отслеживать изменения на сайтах, отображать всю новую информацию в удобном виде на специальном сайте или с помощью программы-аг-регатора объединять информационные потоки и получать информацию с сайта без необходимости его посещения, что существенно ускоряет процесс обмена информацией и ее распространения в Интернете. Использование RSS позволяет подписываться на веб-страницу, получая оповещение о любом ее изменении.
3. Открытые общественные API-серверы (Application Programming Interfaces) позволяет любому желающему создавать смешанные гибридные сервисы (от англ. mashup), объединяющие в себе контент из других веб-сайтов или приложений. Лидером гибридных сервисов является Google.
Применительно к образованию Веб 2.0 представляет собой качественно новый подход к построению образовательного процесса. Преимущество Веб 2.0 заключается в возможности привлечения всех обучающихся для участия в образовательном процессе 142
не только в качестве потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей.
К социальным сервисам Веб 2.0 относятся социальные сети и системы социальных презентаций, сетевые дневники, вики, системы онлайнового хранения закладок, мультимедийные системы, социальные геосервисы, когнитивные карты, сервисы совместного создания и редактирования документов, сервисы социального присутствия (общение в ЭЭ-интернете), подкастинг и др.
Сетевые дневники или блоги (от англ. web log - сетевой журнал, дневник событий) являются одними из самых распространенных социальных сервисов. Блог представляет собой веб-пространство, ориентированное на организацию персонального информационного пространства пользователя в виде журнала, позволяющего публиковать, хранить, обрабатывать, передавать различную по виду и содержанию информацию (текстовые сообщения, изображения или мультимедиа) и осуществлять ее поиск во всем массиве данных. Блог может вестись одним или несколькими пользователями. Журнал регулярно расширяется добавлением новых записей, которые по желанию автора (блоггера) могут иметь различный уровень приватности: публичные, открытые для определенного круга пользователей или закрытые. Большинство сетевых дневников обладают несколькими общими чертами: обратный хронологический порядок - последние сообщения размещены в начале веб-страницы; наличие архива для доступа к прошлым сообщениям; раздел для читателей, предназначенный для комментариев; ссылки на другие сайты, называемые «blogroll»; синдикация
информации, позволяющая пользователям подписаться на блог.
Блоги обладают значительным образовательным потенциалом. Благодаря использованию блогов в работе со студентами активизируется познавательная деятельность, повышается мотивация к изучению иностранных языков, уровень творческой самореализации. Совершенствуется навык поиска и анализа информации, формируются навыки критического мышления, автономной работы. С точки зрения использования блога как инструмента преподавателя можно выделить следующие возможности его использования:
• размещение материалов и ссылок на веб-ресурсы (сетевой блокнот);
• размещение электронных публикаций (веб-газета);
• ведение дискуссий на различные темы и организация обратной связи;
• презентация проектной работы;
• ведение е-портфолио (тексты, фотографии, видео);
• инструмент управления учебным процессом (электронная доска объявлений);
• инструмент управления студенческими блогами.
Блог может быть использован как среда для сетевого сообщества, поскольку блоги имеют дополнительные преимущества перед форумами: возможность публикации мультимедийных сообщений и ИТМЬ-фрагментов, а также возможность перекрестных связей между несколькими ветвями дискуссий.
А. В. Филатова отмечает, что использование блогов в обучении иностранным языкам способствует мотивации познавательной деятельности, формированию творческого мышления,
развитию учебной автономии, креативности и эмпатии, совершенствованию навыков письменной речи и рецептивных видов речевой деятельности [4].
Системы совместного хранения закладок (Delicious, Memory.ru, Bo-brDobr.ru) - сервисы хранения ссылок на веб-страницы, ориентированные на коллективное создание, обмен и систематизацию ссылок на тематические интернет-ресурсы. Это аналог инструмента «Избранное» многих браузеров, однако информация хранится в Интернете, и пользователь может в любое время пользоваться своими закладками независимо от того, на каком компьютере их добавляли. Как правило, существуют удобные расширения для браузеров, позволяющие закладки делать быстро, отмечать их тегами и указывать к ним комментарии. При этом закладки доступны с любого компьютера с доступом в Интернет. Закладки можно систематизировать с помощью меток-категорий (тегов). Теги - это ключевые слова, использующиеся для категоризации, описания и поиска данных. Способ классификации с использованием тегов называется фолксономией (термин T. Wal) в отличие от таксономии - иерархичных, структурированных и управляемых метаданных. Теги обычно отображаются в виде списка или облака тегов. Частная коллекция ссылок на веб-страницы может стать частью коллективной коллекции, которую собирают все участники системы.
Социальные мультимедийные сервисы (Youtube, Teachertube, Flickr) - сетевые сервисы, позволяющие бесплатно размещать, просматривать, обмениваться и обсуждать фото-, аудио- и видеоресурсы. Фотохостинги позволяют организовать индивидуальную и коллективную деятельность с цифровыми фотографиями. Видеохостинги пред-
назначены для хранения, просмотра, обсуждения цифровых видеозаписей; позволяют закачивать видео, помечать его метками, обмениваться видеоклипами, просматривать видеозаписи других пользователей, объединять пользователей в тематические группы, интегрировать видеозаписи на своих веб-страницах
Вики-проекты - технологии быстрого создания гипертекстовых страниц в Интернете или на сервере локальной сети, предназначенные для формирования электронных и медиабиблиотек, в состав которых включены каталогизированные тематические базы энциклопедических, справочных, словарных, иллюстративных и других документов и данных для обеспечения адресного поиска и свободного сетевого доступа. Технологии вики очень удобны для учащихся и преподавателей. Изучив несложный язык разметки вики-страниц, можно размещать в открытом доступе учебные материалы, организовывать семинары, конференции для обсуждения различных вопросов, привлекать студентов к самостоятельной работе по разработке интернет-ресурсов.
В Интернете существует множество известных вики-проектов. Наиболее известны Википедия - всемирно известная интернет-энциклопедия, содержащая миллионы статей, создаваемых обычными пользователями Интернета, и общенациональный образовательный проект «Летописи.ру».
Сервисы совместного создания и редактирования различных типов документов (текстовые документы, электронные таблицы, презентации) предоставляют услуги сетевого программного обеспечения, с которым можно работать непосредственно из браузера. Такая работа в сети почти не 144
отличается от работы с локальными программами, можно выполнять все основные операции, сохранять документы на своем компьютере в нужных форматах, а также открывать существующие документы для редактирования и просмотра. Плюсы такой работы заключаются в том, что не надо заботиться о существующих программах на рабочем компьютере, документы и программы для работы с ними всегда под рукой (при наличии Интернета), даже если приходится менять свое рабочее место. Данные сервисы позволяют организовать совместную работу студентов в проектной деятельности с возможностью одновременной правки.
Когнитивные карты (интеллект-карты, диаграммы связей) - способ изображения процесса системного мышления с помощью диаграмм, схем. Когнитивные карты реализуются в виде схемы, на которой изображены слова, тезисы, задачи, понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи; могут быть использованы в работе со студентами для создания и визуализации связей, структуризации и классификации знаний.
Социальные геоинформационные системы (ГИС) обеспечивают совместное описание, редактирование, актуализацию, сопоставление и использование для решения прикладных задач знания, привязанные к тому участку местности, информацию о котором они несут (Ореи81хее1Мар, '^кгМарга). Предметом исследования студентов в ГИС могут являться как объекты и явления окружающего нас мира, так и данные, полученные в результате наблюдений и измерений в разных научных областях.
Применение Веб 2.0-технологий в учебном процессе ведёт к изменению
роли и функции преподавателя, требует пересмотра традиционных форм и методов обучения. Современные технологии позволяют выстраивать организационные формы общения не вертикально, а горизонтально. Преподаватель и студент становятся равноправными субъектами обучения.
Современные тенденции развития информационных технологий характеризуются снижением зависимости эффективности их использования от уровня специальной подготовки пользователя. Если раньше для активной образовательной деятельности в интернете преподаватель должен был владеть основами HTML, то социальные сервисы Веб 2.0 оптимизированы для пользователей с минимальной квалификацией.
Использование в учебном процессе новых социальных сервисов и технологий Веб 2.0. обеспечивает творческое саморазвитие, критическое мышление, развитие рефлексивной и коммуникативной культуры. Благодаря таким характеристикам, как открытость, постоянная доступность, полимедийность, встраиваемость объектов, персонифи-цируемость материала, социальные
сервисы Веб 2.0 отлично подходят для создания электронного портфолио. Многие студенты активно пользуются социальными сервисами, поэтому Веб 2.0-технологии становятся инструментом мотивации студентов.
Литература:
1. Гольдин, А. Образование 2.0.: взгляд педагога [Электронный ресурс] / А.Гольдин // «Компьютерра-Online». -2009. - 6 января. - Режим доступа: http:// www.computerra.ra:80/readitorial/393364/, свободный. - Загл. с экрана: Компьютера-Online
2. О'Рейли, Т. Что такое Веб 2.0 [Электронный ресурс] / Т. О'Рейли // «Компьютерра». - 2005. - № 37 (609), № 38 (610). -Режим доступа: http://www.computerra.ru/ think/234100/, свободный. - Загл. с экрана: Компьютера-Online
3. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: практ. руководство / Е.Д.Патаракин. - М.: Интуит. ру, 2007. - 64 с.
4. Филатова, А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (для студентов языковых специальностей вузов): Ав-тореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.02 / А.В.Филатова. - М., 2009. - 197 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СРЕДЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Ш. Ш. Адинаев, М.Р. Закирова
В статье обосновывается методика организации самостоятельной работы студентов в условиях функционирования среды современных информационно-коммуникационных технологий, раскрываются этапы её организации и даются конкретные рекомендации.