тезисы;;;;;;:
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
V* ОНЛАЙН, ь ФОРМАТ ^
ЕССЕ 2020
— Особенности реализации человеко-машинного интерфейса для детей дошкольного возраста в курсе алгоритмики с использованием системы ПиктоМир
ЛЕОНОВ Александр Георгиевич
Организация: МГУ Регион: Россия, Москва
БЕСШАПОШНИКОВ НИКИТА ОЛЕГОВИЧ
Организация: ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН Регион: Россия, Москва
ДЬЯЧЕНКО МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
Организация: ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН Регион: Россия, Москва
МАЩЕНКО Кирилл Алексеевич
Организация: ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН Регион: Россия, Москва
ПРОКИН Кирилл Андреевич
Организация: ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН Регион: Россия, Москва
Ключевые слова: ПиктоМир, человеко-машинный интерфейс, цифровой бот, программирование.
Современные педагогические методики позволяют обучать детей дошкольного возраста основам алгоритмизации. В процессе обучения используются специализированные программные средства, например, система ПиктоМир [4, 5]. До начала работы с этой системой преподавателю необходимо познакомить ребенка с терминологией, объяснить назначение элементов интерфейса и базовые принципы работы [2]. При этом дети могут с разной скоростью осваивать новый материал, поэтому преподавателю приходится многократно отвечать на однотипные вопросы о работе с системой. В докладе рассматриваются особенности реализации человеко-машинного интерфейса в курсе обучения алгоритмизации детей дошкольного возраста и способы, позволяющие снять часть нагрузки с преподавателя и улучшить освоение материала за счет персонализации процесса обучения [3].
К особенностям человеко-машинного интерфейса для детей дошкольного возраста можно отнести следующие:
тезисы !!!!!!! -эг^с^ формат
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ ЕССЕ 2020
• ребенок не умеет уверенно читать, но в ряде случаев может узнавать простые слова и выбирать знакомые изображения;
• ребенок может общаться голосовыми командами, но особенности речи детей не всегда позволяют использовать решения по распознаванию речи, ориентированные на детей старшего возраста и взрослых.
В качестве решения, позволяющего учесть эти особенности, был выбран диалоговый интерфейс, реализующий общение ребенка со встроенным ботом — персонажем игры ПиктоМир. Бот — это сверстник ребенка, который вместе с ним шаг за шагом постигает основы алгоритмизации в ПиктоМире. В учебном процессе бот позволяет снять с преподавателя часть нагрузки, связанной с ответами на простые вопросы и помощью с интерфейсом.
Основным каналом общения с ботом является речь и звук. Если ребенку не удается наладить контакт с ботом (проблема с дикцией, неумение объяснить, в чем проблема, забывание терминов), используется вариант набора вопроса с использованием экрана игры.
В результате выполненного исследования реализован встроенный в ПиктоМир бот, обладающий следующими возможностями:
• Бот методически верно подает материал в ответ на задаваемые вопросы.
• Бот адаптивен и оценивает, когда ребенку требуется что-то повторить, напомнить, объяснить другим способом.
• Бот предоставляет ответы на вопросы по интерфейсу системы, демонстрирует возможности системы в наглядной форме.
По результатам анализа обратной связи от преподавателей отмечено, что наличие диалогового интерфейса помогает в образовательном процессе даже при обучении детей дошкольного возраста. В продолжении исследования будут изучены методы удержания внимания ребенка, оценки уровня восприятия и усталости ребенка.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-29-14057. Список литературы:
1. Бесшапошников Н. 0. , Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Прокин К. А. Технологические инновации меняют методику курса Алгоритмика для дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста: VIII Международная конференция (ECCE 2019) (Москва, МГИМО МИД России 29 мая — 1 июня 2019 г.). ISBN 978-5-19-011404-1. — Издательство Московского университета, Москва, 2019. — С. 128-129.
2. Бесшапошников Н. 0., Леонов А. Г. Пиктограммный язык программирования «Пикто» // Вестник кибернетики. Т. 28. № 4.
3. Бесшапошников Н. 0., Леонов А. Г., Прилипко А. А. Цифровизация образования — Новые возможности управления образовательными треками // Вестник кибернетики. 2018. Т. 30, № 3. С. 154-161.
4. Кушниренко А. Г., Леонов А. Г. Роль программирования в непрерывном курсе информатики // Международная конференция Математика и информационные технологии в нефтегазовом комплексе, посвященная дню рождения великого русского математика академика П.Л. Чебышёва: Труды конференции. / (Обнинск,14-19 мая; Сургут, Под ред. акад. В.Б. Бетелина). Изд: ООО Порто-принт Самара, 2019. С. 62-63.
5. Rogozhkina I. B., Kushnirenko A. G. PiktoMir: Teaching Programming Concepts to Preschoolers with a New Tutorial Environment [Text] / I. B. Rogozhkina, A. G. Kushnirenko // World Conference of Educational Technology and Researches. — 2011. — P. 216-220 Apple ARKit., URL: https://developer.apple.com/augmented-reality/.