тезисы;;;;;;:
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
V* ОНЛАЙН, ь ФОРМАТ ^
ЕССЕ 2020
Как мы проводим вводное занятие по алгоритмике в разновозрастной группе дошкольников и младших школьников
КУШНИРЕНКО Анатолий Георгиевич
Организация: ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН Регион: Россия, Москва
ГРИБАНОВА Ирина Николаевна
Организация: ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН Регион: Россия, Москва
РАЙКО Миля Вячеславовна
Организация: ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН Регион: Россия, Москва
ЗАЙДЕЛЬМАН Яков Наумович
Организация: ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН Регион: Россия, Москва
Ключевые слова: информатика, ПиктоМир, программа, робот, принцип программного управления.
Потребность в проведении подобного занятия возникает на различных популяризационных мероприятиях типа фестивалей науки и дней открытых дверей в различных образовательных организациях [1]. Нам удалось придумать и опробовать на практике схему получасового занятия, на котором дети возраста от 5 до 12 лет осваивают на практике «большую идею» XX века — принцип программного управления.
Принцип программного управления состоит в том, что любую работу, которую человек выполняет, командуя механическим помощником-роботом, можно перепоручить компьютеру, если человеку удастся составить программу выполнения той деятельности, которую надлежит выполнить роботу [3, 5].
Мы начинаем занятие, показывая наглядно, как выполняют команды мягкие игрушки, изображающие роботов. Мы показываем, как эти команды обозначаются картинками-пиктограммами и коллективно составляем пару программ управления одним из роботов, выкладывая картинки-пиктограммы на столе [2]. Далее мы раздаем планшеты с системой ПиктоМир [4] и дети составляют программы на экране планшета и наблюдают, как эти программы управляют экранными роботами.
На коротком занятии детям удается самостоятельно, или с небольшой помощью со стороны, составить одну-две программы управления каждым из четырех экранных роботов — Вертун, Двигун, Тягун и Ползун. Наконец, мы показываем детям реаль-
тезисы !!!!!!! -эг^с^ формат
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ ЕССЕ 2020
ного робота-Ползуна, показываем, как этот робот устроен, как вращаются его колеса при получении от компьютера звуковых команд на движение вперед и повороты. Дети слышат, как Ползун получает команды от компьютера и видят, как Ползун перемещается по полю из разноцветных сочленяемых ковриков, выполняя команды программы. В заключение снабжаем детей (родителей) адресом сайта с системой ПиктоМир, зайдя на который ребенок может через веб-интерфейс продолжить играть с роботами, которые демонстрировались на занятии.
Для каждого из экранных роботов Вертун, Двигун, Тягун и Ползун дети получают два задания, одно из них с графической подсказкой. Дети постарше справляются со всеми заданиями самостоятельно, детям помладше помогают старшие дети или преподаватель. С последним заданием - составлением программы управления реальным роботом - все дети, как правило, справляются самостоятельно.
Работа выполнена по теме 0065-2019-0010 «Разработка, реализация и внедрение семейства интегрированных многоязыковых сред программирования с автоматизированной проверкой заданий для учащихся образовательных организаций, ДОО, младшей, основной и старшей школы и студентов педагогических университетов» госзадания в отделе учебной информатики ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН.
Список литературы:
1. Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Грибанова И. Н., Райко М. В. Проведение цикла занятий «Алгоритмика» в летнем лагере для дошкольников и младшеклассников \ Труды НИИСИ РАН. 2018. T. 8. № 4. С. 181-185.
2. Бесшапошников Н. О, Леонов А. Г., Пиктограммный язык программирования «Пикто» \ Вестник кибернетики. Т. 28. № 4.
3. Кисловская А.Д., Кушниренко А.Г. Методика обучения алгоритмической грамоте дошкольников и младших школьников /А. Д. Кисловская, А. Г. Кушниренко // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: Материалы Международной научно-практической конференции. 16-17 июня 2014 года. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. Т. 2. С. 3-7.
4. Куширенко А. Г., Леонов А. Г., Ройтберг М. А. Знакомим дошкольников и младших школьников с азами алгоритмики с помощью систем ПиктоМир и Кумир [Текст] // Труды НИИСИ РАН. 2017. Т. 5. № 1. - С. 134-137.
5. Rogozhkina I. B., Kushnirenko A. G. PiktoMir: Teaching Programming Concepts to Preschoolers with a New Tutorial Environment [Text] / I. B. Rogozhkina, A. G. Kushnirenko // World Conference of Educational Technology and Researches. — 2011. — P. 216-220 Apple ARKit., URL: https://developer.apple.com/augmented-reality/.