Научная статья на тему 'КООПЕРАТИВНО-ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОШКОЛЬНЫХ И ШКОЛЬНЫХ КОМАНДНЫХ ОЛИМПИАД ПО АЛГОРИТМИКЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ'

КООПЕРАТИВНО-ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОШКОЛЬНЫХ И ШКОЛЬНЫХ КОМАНДНЫХ ОЛИМПИАД ПО АЛГОРИТМИКЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бесшапошников Никита Олегович, Кушниренко Анатолий Георгиевич, Леонов Александр Георгиевич, Райко Миля Вячеславовна, Грибанова Ирина Николаевна

Коллективные занятия детей часто более продуктивны, чем индивидуальные. Коллективные активности дошкольников легко организовать в форме соревнования, олимпиады по составлению программ, но в таком подходе есть «подводные камни»: дети шестилетнего возраста могут иметь большой разброс в накопленном багаже умений и навыков. Это разброс в среднесрочной перспективе не значим, исчезает в процессе взросления, но при попытке проведения индивидуальных соревнований с ранжированием результатов может создавать у ряда детей необоснованно заниженную или завышенную самооценку. Вместе с тем соревнования повышают мотивацию и вовлеченность детей и полностью отказываться от соревнований нежелательно. Выходом может послужить организация соревнований не индивидуумов, а команд, выполняющих кооперативные задания, то есть задания, выполнимые только в процессе совместной деятельности членов команды. Меняя составы команд от тренировки к тренировке, можно сгладить проблемы формирования у детей неверных самооценок. В ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН идет работа по созданию программного обеспечения и методики для проведения командных олимпиад по программированию для дошкольников и школьников разных возрастов ( тема 0065-2018-0017 госзадания Академии Наук РФ 2018 года). Командные олимпиады предлагается проводить путем составления членамии команды параллельно выполняемых программ в системе ПиктоМир. Кооперативное задание неформально имеют следующую структуру. Задание рассчитано на выполнение командой с заранее фиксированным числом членов (как правило - два). Задание предоставляет в распоряжение каждого члена команды виртуального робота. Задана одна общая обстановка, в которой эти роботы синхронно выполняют индивидуально составленные членами команды ПиктоМир-программы. Каждый член команды составляет программу управления собственным роботом. Примерами роботов могут служить Тягун и Двигун, перемещающие в нужные места кубические ящики по полю космодрома, покрытому квадратными плитами. Цель команды - составить и согласовать индивидуальные программы так, чтобы при их параллельном выполнении роботы, помогая друг другу, выполнили некоторую общую работу. Баллы, заработанные командой за выполнение задания, увеличиваются при уменьшении времени (числа тактов), затраченных компьютером на выполнение задания. Метафора параллельной работы нескольких роботов в общей остановке позволяет создавать задания различной степени сложности, от элементарных заданий, до заданий повышенной сложности. Поэтому командные олимпиады по программированию в системе ПиктоМир могут использоваться как в ДОУ, так и в основной школе для рекрутирования новичков на программистские направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бесшапошников Никита Олегович, Кушниренко Анатолий Георгиевич, Леонов Александр Георгиевич, Райко Миля Вячеславовна, Грибанова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КООПЕРАТИВНО-ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОШКОЛЬНЫХ И ШКОЛЬНЫХ КОМАНДНЫХ ОЛИМПИАД ПО АЛГОРИТМИКЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ»

Кооперативно-параллельное выполнение заданий при проведении дошкольных и школьных командных олимпиад по алгоритмике и

программированию

Бесшапошников Никита Олегович ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН г. Москва (Россия) Кушниренко Анатолий Георгиевич ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН г. Москва (Россия) Леонов Александр Георгиевич МГУ, ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН, МПГУ г. Москва (Россия) Райко Миля Вячеславовна ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН г. Москва (Россия) Грибанова Ирина Николаевна ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН г. Москва (Россия)

Коллективные занятия детей часто более продуктивны, чем индивидуальные. Коллективные активности дошкольников легко организовать в форме соревнования, олимпиады по составлению программ, но в таком подходе есть «подводные камни»: дети шестилетнего возраста могут иметь большой разброс в накопленном багаже умений и навыков. Это разброс в среднесрочной перспективе не значим, исчезает в процессе взросления, но при попытке проведения индивидуальных соревнований с ранжированием результатов может создавать у ряда детей необоснованно заниженную или завышенную самооценку. Вместе с тем соревнования повышают мотивацию и вовлеченность детей и полностью отказываться от соревнований нежелательно. Выходом может послужить организация соревнований не индивидуумов, а команд, выполняющих кооперативные задания, то есть задания, выполнимые только в процессе совместной деятельности членов команды. Меняя составы команд от тренировки к тренировке, можно сгладить проблемы формирования у детей

неверных самооценок.

В ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН идет работа по созданию программного обеспечения и методики для проведения командных олимпиад по программированию для дошкольников и школьников разных возрастов ( тема 0065-2018-0017 госзадания Академии Наук РФ 2018 года).

Командные олимпиады предлагается проводить путем составления членамии команды параллельно выполняемых программ в системе ПиктоМир.

Кооперативное задание неформально имеют следующую структуру. Задание рассчитано на выполнение командой с заранее фиксированным числом членов (как правило - два). Задание предоставляет в распоряжение каждого члена команды виртуального робота. Задана одна общая обстановка, в которой эти роботы синхронно выполняют индивидуально составленные членами команды ПиктоМир-программы. Каждый член команды составляет программу управления собственным роботом. Примерами роботов могут служить Тягун и Двигун, перемещающие в нужные места кубические ящики по полю космодрома, покрытому квадратными плитами.

Цель команды - составить и согласовать индивидуальные программы так, чтобы при их параллельном выполнении роботы, помогая друг другу, выполнили некоторую общую работу. Баллы, заработанные командой за выполнение задания, увеличиваются при уменьшении времени (числа тактов), затраченных компьютером на выполнение задания.

Метафора параллельной работы нескольких роботов в общей остановке позволяет создавать задания различной степени сложности, от элементарных заданий, до заданий повышенной сложности. Поэтому командные олимпиады по программированию в системе ПиктоМир могут использоваться как в ДОУ, так и в основной школе для рекрутирования новичков на программистские направления.

Список литературы:

1. Бесшапошников Н. О. Реализация параллельно-кооперативного выполнения заданий в учебной системе программирования для дошкольников и младших школьников // Вестник кибернетики, том 28, № 4

2. Кушниренко А. Г., Леонов А. Г. Архитектура смешанной пиктограммно-текстовой системы программирования для дошкольников и младших школьников // Вестник кибернетики, том 28, № 4

3. Бесшапошников Н. О. Дедков А. Н., Еремин Д. Б., Леонов А. Г. ПиктоМир как кооперативная среда для обучения основам программирования дошкольников и младших школьников // Тр. НИИСИ РАН. 2015. Т. 5. N0 1. С. 138-141.

4. Бесшапошников Н. О., Леонов А. Г., Мащенко , Прилипко А. А. МетаМир -система для проведения индивидуальных и командных олимпиад по алгоритмике и программированию для дошкольников и младших школьников //

Наука нового времени: сохраняя прошлое - создаем будущее. — Санкт-Петербургский Центр системного анализа СПб, 2017. — С. 49-55. 5. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Ройтберг М.А. Знакомим дошкольников младших школьников азами алгоритмики помощью систем ПиктоМир и Кумир // Труды НИИСИ РАН, том 5, № 1, с. 134-137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.