Законченный комплект методических материалов и программного обеспечения для организации цикла занятий по алгоритмике и робототехнике в подготовительных
группах ДОУ.
Кушниренко Анатолий Георгиевич, ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН, г. Москва (Россия)
Бесшапошников Никита Олегович, ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН, г. Москва (Россия)
Ключевые слова: дошкольник, ДОУ, подготовительная группа, начальная школа, грамотность 21 века, деятельностно-игровая методика, алгоритмы управления роботами, бестекстовое программирование, повторитель, вспомогательный алгоритм, компьютерная игра, ПиктоМир, КуМир
Современные дети, еще не умея читать и писать, успешно осваивают «умные» телевизоры, родительские смартфоны и планшеты, получают в подарок радиоуправляемые игрушки-роботы, играют в компьютерные игры. Эти изменения в образе жизни человечества меняют и традиционное понятие грамотности. Статья 2014 года газеты Нью Йорк Таймс «Чтение, письмо, счет, а теперь и программирование» метко описывает суть изменений: азы программирования сегодня начинают осваиваться детьми одновременно с азами чтения, письма и счета. И система дошкольного образования РФ реагирует на эти изменения. В Федеральном центре НИИСИ РАН была разработана деятельностно-игровая методика ознакомления старших дошкольников и первоклассников с программированием и робототехникой. В рамках государственного заказа был разработан законченный комплект свободно распространяемых методических материалов и программного обеспечения для организации цикла занятий «Азы алгоритмики и робототехники» в подготовительных группах ДОУ. В комплект входят - учебная система бестекстового программирования ПиктоМир [1-5], предназначенная для дошкольников или первоклассников, еще не умеющих или не очень любящих читать и писать. ПиктоМир позволяет в игровом режиме составлять из пиктограмм программы управления виртуальными роботами, изображаемыми на экране, или реальными роботами, «ползающими» по полу игровой комнаты; - комплект компьютерных ПиктоМир-игр - дети осваивают программирование «играючи», составляя программы для преодоления очередного уровня игры; - многостраничная методичка для педагога-новичка с «поминутным планированием», в деталях описывающая и бескомпьютерную, и компьютерную компоненты каждого занятия. Результаты экспериментов, проведенных в ДОУ г. Москвы и Сургута, показали, что - дети старшего дошкольного возраста без труда осваивают метафору программного управления роботами с помощью системы ПиктоМир, успешно составляют программы управления виртуальными и реальными роботами, используя конструкции «повторитель» и «подпрограмма»; -администрации пятнадцати муниципальных ДОУ г. Сургута, используя подготовленный Академией Наук образовательный ресурс, смогли организовать проведение цикла занятий «Азы алгоритмики и робототехники» силами педагогов-воспитателей, прошедших минимальную (12-24 часа) переподготовку. Освоение «Азов алгоритмики и робототехники» в подготовительных группах ДОУ может быть продолжено в начальной школе с использованием
связки программных систем ПиктоМир и Кумир [6]. Список литературы:
1. Кушниренко А. Г., Леонов А. Г. Программирование для дошкольников и младших школьников. - // Информатика. - М.: Первое сент., 2011, N15. - С.20-23.
2. Rogozhkina I.B., Kushnirenko A.G. PiktoMir: Teaching programming concepts to preschoolers with a new tutorial environment // Procedia - Social and Behavioral Sciences - 2011, Volume 28, Pages 601-605 (World Conference on Educational Technology Researches - 2011)
3. Рогожкина И. Б. Пиктомир: дошкольное программирование как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности //Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 2 - Т. 2. (Психолого-педагогические науки) -С. 27-31.
4. Кисловская А.Д., Кушниренко А.Г. Методика обучения алгоритмической грамоте дошкольников и младших школьников // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: Материалы Международной научно-практической конференции. 16-17 июня 2014 года. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. -Т. 2. - С. 3-7.
5. Бесшапошников Н.О., Дедков А.Н, Еремин Д.Б., Леонов А.Г. ПиктоМир как кооперативная среда для обучения основам программирования дошкольников и младщих школьников // Труды НИИСИ РАН. - 2015. - Т. 5, № 1. - С. 138-141.
6. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Ройтберг М.А. Знакомим дошкольников и младших школьников с азами алгоритмики с помощью систем ПиктоМир и Кумир // Труды НИИСИ РАН. - 2015. - Т. 5, № 1. - С. 134-137.