Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ ГОДОВОГО ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ "АЛГОРИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ДОУ'

ПРОВЕДЕНИЕ ГОДОВОГО ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ "АЛГОРИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонов Александр Георгиевич, Кушниренко Анатолий Георгиевич, Райко Миля Вячеславовна

В последние 50 лет изучение алгоритмики, одного из важнейших разделов компьютерных наук, «спустилось» из университетских аудиторий в классные комнаты начальной школы и игровые комнаты детских садов. Это понижение возраста знакомства новых поколений землян с программированием наглядно описано в названии одной из статей газеты Нью Йорк Таймс последних лет: «Чтение, письмо, счет, а теперь и кодирование». Не обошел стороной этот процесс и Россию. Разработанная в Академии Наук РФ свободно распространяемая бестекстовая программная система ПиктоМир, сегодня используется в России в системе дошкольного и школьного образования и в педагогических университетах. В процессе многолетней практики преподавания программирования обучаемым самого разного возраста и уровня, от дошкольных учреждениях, начальной и средней школе до университетов авторы доклада пришли к неожиданным выводам: - существует компактный кластер основных понятий и практик программирования, освоения которого нельзя избежать при изучении программирования в любом возрасте, - освоение этого кластера доступно детям возраста 6+ (в терминологии Ж. Пиаже, это возраст перехода от дооперационного мышления к конкретному операционному), - время освоения этого кластера обучаемыми возраста 6-35 лет от возраста практически не зависит и при правильной методике обучения занимает примерно 8-15 астрономических часов, то есть годовой курс из 30 получасовых занятий в дошкольном учреждении, 12 - 20 уроков в начальной или средней школе, 6-8 получасовых занятий в университете. Но такой темп освоения материала достижим только при правильной, деятельностно-игровой методике знакомства с материалом и чередовании индивидуальной интеллектуальной деятельности по решению задач (прохождению уровней компьютерной игры) и коллективных игр и обсуждений условий задач и приемов их решения. В годовом курсе «Алгоритмика для дошкольников» дети знакомятся с метафорой программного управления, с ролями «робот», «компьютер», «программист», с понятием «программа» и форма ее представления, с процессами составления программы «программистом» и исполнения программы «компьютером», с основными способами структуризации и компактификации программ: подпрограмма, повторитель, условие, цикл «пока», с использованием процессов последовательного счета при исполнении программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонов Александр Георгиевич, Кушниренко Анатолий Георгиевич, Райко Миля Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ ГОДОВОГО ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ "АЛГОРИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ДОУ»

Проведение годового цикла занятий «Алгоритмика для дошкольников» в

подготовительных группах ДОУ

Леонов Александр Георгиевич

МГУ, ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН, МПГУ

г. Москва (Россия)

Кушниренко Анатолий Георгиевич

ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН г. Москва (Россия)

Райко Миля Вячеславовна ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН г. Москва (Россия)

Ключевые слова: Алгоритмика, ПиктоМир, Программа, Робот, Компьютер

В последние 50 лет изучение алгоритмики, одного из важнейших разделов компьютерных наук, «спустилось» из университетских аудиторий в классные комнаты начальной школы и игровые комнаты детских садов. Это понижение возраста знакомства новых поколений землян с программированием наглядно описано в названии одной из статей газеты Нью Йорк Таймс последних лет: «Чтение, письмо, счет, а теперь и кодирование». Не обошел стороной этот процесс и Россию. Разработанная в Академии Наук РФ свободно распространяемая бестекстовая программная система ПиктоМир, сегодня используется в России в системе дошкольного и школьного образования и в педагогических университетах.

В процессе многолетней практики преподавания программирования обучаемым самого разного возраста и уровня, от дошкольных учреждениях, начальной и средней школе до университетов авторы доклада пришли к неожиданным выводам:

- существует компактный кластер основных понятий и практик программирования, освоения которого нельзя избежать при изучении программирования в любом возрасте,

- освоение этого кластера доступно детям возраста 6+ (в терминологии Ж. Пиаже, это возраст перехода от дооперационного мышления к конкретному операционному),

- время освоения этого кластера обучаемыми возраста 6-35 лет от возраста практически не зависит и при правильной методике обучения занимает

примерно 8-15 астрономических часов, то есть годовой курс из 30 получасовых занятий в дошкольном учреждении, 12 - 20 уроков в начальной или средней школе, 6-8 получасовых занятий в университете.

Но такой темп освоения материала достижим только при правильной, деятельностно-игровой методике знакомства с материалом и чередовании индивидуальной интеллектуальной деятельности по решению задач (прохождению уровней компьютерной игры) и коллективных игр и обсуждений условий задач и приемов их решения.

В годовом курсе «Алгоритмика для дошкольников» дети знакомятся с метафорой программного управления, с ролями «робот», «компьютер», «программист», с понятием «программа» и форма ее представления, с процессами составления программы «программистом» и исполнения программы «компьютером», с основными способами структуризации и компактификации программ: подпрограмма, повторитель, условие, цикл «пока», с использованием процессов последовательного счета при исполнении программы.

Список литературы:

1. MATT RICHTEL: Reading, Writing, Arithmetic, and Lately, Coding // The New York Times, May 10, 2014

2. Rogozhkina I.B., Kushnirenko A.G. PiktoMir: Teaching programming concepts to preschoolers with a new tutorial environment // Procedia — Social and Behavioral Sciences 28 (2011), 601-605.

3. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г. Архитектура смешанной пиктограммно-текстовой системы программирования для дошкольников и младших школьников // Вестник кибернетики, издательство СурГУ (Сургут), том 28, № 4, 2017

4. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Ройтберг М.А. Знакомим дошкольников младших школьников азами алгоритмики помощью систем ПиктоМир и Кумир // Труды НИИСИ РАН, том 5, № 1, с. 134-137, 2015.

5. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г. Элективный курс для младшеклассников "Управляем настоящим Роботом" // НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ: ГИПОТЕЗЫ И АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ, с. 105-109, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.