Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА КОМЕДИИ В ЯКУТСКОЙ ДРАМАТУРГИИ (ТИПОЛОГИЯ И ЖАНРОВАЯ ДИНАМИКА)'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА КОМЕДИИ В ЯКУТСКОЙ ДРАМАТУРГИИ (ТИПОЛОГИЯ И ЖАНРОВАЯ ДИНАМИКА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА КОМЕДИИ В ЯКУТСКОЙ ДРАМАТУРГИИ (ТИПОЛОГИЯ И ЖАНРОВАЯ ДИНАМИКА)»

2 Курилов Т.Н. Юкагирско-русский словарь. — Новосибирск: Наука, 2001. — С. 233.

3 Там же.

4 Там же. — С. 79.

5 Там же. — С. 24.

6 Там же. — С. 236.

7 Курилов H.H. Коории тадаатэ Пэлэм-Пэлэм... — С. 11.

8 Курилов H.H. Чуннул кинигэ. 3 класснинь. (Книга для чтения на юкагирском языке для детей и взрослый). — Якутск, 1994. — С. 40

9 Курилов H.H. Коории тадаатэ Пэлэм-Пэлэм. — С. 16.

10 Курилов H.H. Йахтэридьаапэ: стихи. — Якутск: Бичик, 2009. — 96 с. — С. 83.

11 Курилов H.H. Дом моей матери (Мэт эньиэ

нимэ): стихи для детей дошк. возраста. — Якутск: Дани Алмас, 2007. — С. 15.

12 Курилов H.H. Йахтэридьаапэ: стихи. — С. 23.

13 Фольклор юкагиров / Г.Н. Курилов. — М.; Новосибирск: Наука, 2005. — С. 280.

14 Курилов H.H. Чуннул кинигэ. — С. 25.

15 Фольклор юкагиров. — С. 214.

16 Курилов H.H. Йахтэридьаапэ: стихи. — С. 38.

17 Курилов Т.Н. Юкагирско-русский словарь. — С. 332.

18 Курилов H.H. Дом моей матери (Мэт эньиэ нимэ). — С. 9.

19 Курилов Т.Н. Юкагирско-русский словарь. — С. 183.

20 Там же. — С. 143.

S.N.Kurilova

The expression of the emotional concepts of "surprise" and "joy" by derived interjections of the Yukaghir language

The Yukaghir interjections include primary and secondary emotives. The secondary interjections as a result of transposition and desemantization obtain a function of expression of the speaker's emotional state and relation, connected with his inner experience and naturally corresponded to the validity fragment (concept) apprehended by a human. Some Yukaghir interjections that express surprise and pleasure are considered in the article.

Keywords: Yukaghir language, Tundra dialect, derived interjections, surprise, joy.

УДК 812.512.157-2

М.А.Кириллина

Особенности развития жанра комедии в якутской драматургии (Типология и жанровая динамика)

Анализируется специфика развития якутской комедии XX в. в типологическом аспекте. Выявляются жанровые особенности сатирической, юмористической и иронической комедий, исследуется своеобразие гибридных жанров — трагикомедии и драмокомедии, рассматриваются такие аспекты жанра, как сюжетостроение, своеобразие конфликта, система образов, авторская позиция. Подчеркивается, что в современной комедиографии наблюдается подвижность жанровых границ, усиливаются процессы трансформации и модификации жанровых форм.

Ключевые слова: комедийный жанр, якутская драматургия, сатирическая комедия, юмористическая комедия, ироническая комедия, трагикомедия, драмокомедия, жанровый синтез, жанровая динамика.

В отечественном литературоведении вопросы жанра комедии не раз становились объектом внимания исследователей (Н.Н.Киселев, В.В.Фролов, Н.М.Федь, А.Л.Штейн). Однако теоретический аспект жанра комедии, вопросы его классификации и поэтики долгое время оставались нерешенными. Серьезное теоретическое осмысление дан© М.А.Кириллина, 2011.

ной проблемы в литературоведении начинается лишь с середины 90-х гг. в работах О.БЛебедевой, Н.А.Гуськова, С.Я.Гончаровой-Грабовской и др.

Проблемы комедии и комического активно рассматриваются и в национальном литературоведении. Исследованию специфики комического в литературе посвящены работы Т.Л.Кузнецовой (Коми), В.И.Демина (Мордовия), П.Н.Метина (Чувашия). Осо-

бенности развития национальной комедиографии изучены Н.Г.Ханзафаровым (Татарстан), Р.Б.Ахмадиевым (Башкирия) и др.

Специфика развития жанра комедии в якутской драматургии, проблемы его типологии и поэтики ранее не подвергались целостному, специальному изучению литературоведов. Комедийные произведения якутских драматургов рассматриваются в монографических трудах, исследующих персональную модель творчества (Г.П.Башарин, Г.К.Боескоров, Г.Р.Кардашевский), в контексте истории якутской драматургии в целом (А.А.Билюкина), в аспекте проблемы межлитературных связей (Г.С.Сыромятников, В.Т.Петров, З.К.Башарина, А.А.Бурцев), в очерках по истории литературы (1938, 1955, 1970, 1993, 2001, 2005 гг.). В указанных трудах комедии оцениваются как историко-литературный факт, анализ пьес в большинстве случаев носит идейно-тематический характер.

Руководствуясь принципами классификации С.Я.Гончаровой-Грабовской1, мы предлагаем следующие типологические ряды комедийных жанров. В якутской комедиографии традиционными жанровыми разновидностями стали сатирическая и юмористическая комедии. К сатирической комедии принято относить комедию-памфлет, к комедии юмористической направленности — лирическую и народную комедии. Народная (фольклорная, сказочная, комедия-лубок) комедия как отдельная разновидность выделяется многими исследователями (В.Фролов, Л.Малинина, С.Гончарова-Грабовская и др.). Под комедией, названной нами народной, подразумевается авторская комедия, созданная на основе фольклорных, народных произведений комического плана. Жанрообразующим признаком в ней является амбивалентный смех, близкий к юмористическому мироощущению, что позволяет отнести ее к юмористической, а не к сатирической комедии. Необходимо отдельно выделить и ироническую комедию, жанровой доминантой которой является вид комического — ирония. К комедии относятся и синтетические жанровые образования — трагикомедия и драмокомедия, основу которых составляет комическое смешанного типа. Следует также иметь в виду взаимодействие,

взаимопроникновение данных жанровых разновидностей.

Комедия — жанр с многовековой историей и «сложной, противоречивой судьбой»2, воспринимает многосложный мир через призму комического (юмора, сатиры, иронии). Жанрообразующим фактором выступает именно вид комического, обусловливая содержание конфликта, способ его художественной реализации, характеры персо-нажей3.

Развитие якутской комедии определяется как социально-политическими и духовными процессами общества, так и имманентными свойствами самого жанра. Оперативно реагируя на все процессы, происходящие как в литературной, так и в общественной жизни, комедия демонстрирует жанровую эволюцию от «чистого» жанра — к смешанному, от традиционных форм — к нетрадиционным.

Социокультурная ситуация 20-х гг. ХХ в. выдвинула на первый план сатирическую комедию с ее общественным, аналитическим началом. Социальные и духовно-нравственные противоречия переломной эпохи начала ХХ в. нашли художественное воплощение в комедиях основоположников якутской литературы А.И.Софронова, Н.Д.Неустроева, Д.К.Сивцева—Суоруна Омоллоона.

В данной разновидности комедии жанровой доминантой выступает сатира, обусловленная авторской оценкой (негативно-оценочной, «неприятием», «отчуждением»), выражающаяся в типе конфликта и его реализации, в характере смеха («злой», «негодующий»). Народный юмор, проявляясь в интонационно-речевой организации пьес, придает им особую тональность.

В якутской сатирической комедии 20-х гг. соблюдаются жанровые каноны классической комедии: построение конфликта между сатирическими персонажами, отсутствие положительных героев («КуИа§ан тыын» — «Злой дух» Н.Неустроева), эпизодичность их участия («Кукаакы Кулуба» — «Голова Сойка», «Тар» — «Простокваша», «Тиэтэйбит» — «Поспешивший» Н.Неустроева) или их резонерство («Нууччатымсыйбыт» — «Обрусевший» А.Софронова, «Голова Сойка» Н.Неустроева, «Куех Кеппе» — «Лентяй» Суоруна Омоллоона). Следуя традициям классики, драматурги создают яркие сатирические характеры: руководителя-карьериста и его окружения, афери-

ста, скупого, лентяя. Несмотря на разоблачение, сатирический герой рассматриваемого периода сохраняет статичность. Разрешение, снятие конфликта выходит за рамки сюжета, обусловливая открытый финал пьес. В изображении героя авторы допускают художественное преувеличение, гротеск, карикатуру, раскрывая его комедийную сущность. При этом персонаж остается предельно «жизнеподобным».

В якутской драматургии начала 50-х гг. наблюдается активизация собственно драмы, юмористической (лирической) комедии. Но современное прочтение пьес, написанных во второй половине ХХ в., позволяет выделить среди них и произведения с элементами сатиры, например: «Чуумпу кытыл» («Тихий берег») С.Ефремова, «Ыаллыылар» («Соседи») Л.Габышева и Н.Якутского, «КиИини туох киэргэтэрэ» («Что украшает человека») Суорун Омоллоона. Отмечая несомненный талант драматургов, необходимо признать, что традиции якутской комедиографии начала века не нашли должного продолжения в их творчестве. Это обусловлено воздействием так называемой «теории бесконфликтности», наложившей негласный запрет на сатирическое изображение действительности. В период расцвета «теории бесконфликтности» само понятие сатиры, предполагающее остроту, резкость обличения и осуждения негативных жизненных явлений, теряло свое истинное значение.

Появление положительного героя привело к серьезной трансформации жанровой структуры сатирической комедии. Известно, что в сатирической комедии организует сюжет и динамизирует действие не положительный, а отрицательный (сатирический) персонаж. Способ построения конфликтной ситуации в пьесах как прямого противостояния двух основных персонажей — новатора и консерватора — не мог в полной мере передать комизм жизненных противоречий. Изначальная заданность подавляющего превосходства положительных героев над отрицательными, односторонность, декларативность персонажей не только снижали художественно-эстетический уровень пьес, но и способствовали утрате главных жанровых признаков: пафоса обличения, осмеяния. Кроме того, в пьесах не хватает самого главного — комедийности конфликта, раскры-

вающей характеры осмеиваемых персонажей. Комизм выражается в искусственно построенных ситуациях, в отдельных репликах героев. А ведь назначение комедии — изображать конфликты жизни в комической, смеховой форме.

Модифицируется и тип сатирического персонажа: в финале его статичность сменяется эволюцией, происходит нравственное перерождение героя. Изменение соотношения исходной ситуации и развязки конфликта, благополучный финал приводят к трансформации жанровой структуры сатирической комедии, и как следствие — к появлению пьес с жанровой неопределенностью, пьес с явно выраженным критическим, но не сатирическим началом («Что украшает человека» С.Омоллоона).

Современная сатирическая комедия творчески использует структуру классической комедии, наполняя ее новым содержанием. Принципиально важным в комедиях «Иннэ уутунэн» («Сквозь игольное ушко») И.М.Гоголева, «влеруу» («Убийство») П.Н.Тобурокова явилось создание подлинно комедийных конфликтов и ситуаций. В пьесах конфликт основан на столкновении сатирических персонажей (руководитель и его окружение), сохраняется статичность осмеиваемых героев, эпизодичность положительного героя, наблюдается «варьирование» исходной ситуации: острота проблемы не снимается, оставляя открытым финал. В качестве средства сатирической типизации драматургами умело используются гротеск, гипербола.

Новым в современной сатирической комедии явилось создание комедии-памфлета И.М.Гоголева «Сындыр-мындыр» («Хитрый-ловкий»). Обличая политическую ситуацию тоталитарного и застойного времен, автор активно использует приемы алогизма, абсурда, шаржа и карикатуры. В пьесе И.Гоголева наблюдается жанровый синтез — в данном случае проникновение в сатирическую комедию элементов юмористического жанра (доминанта комического, авторская позиция, тип персонажа, благополучный финал). К концу ХХ в. сатира в чистом виде почти не встречается, она начинает проникать в другие жанры: в юмористическую комедию, трагикомедию, дра-мокомедию.

Итак, характер развития сатирической комедии может расцениваться как движение от чистоты жанра к его синтезу, к трансформации. Все это продиктовано, главным образом, особенностями жанровой доминанты — сатиры, которая в отличие от юмора в большей степени связана с социокультурной обстановкой.

Одним из основных жанров якутской комедии является юмористическая комедия, к которой относятся собственно юмористическая, народная, лирическая комедии. Юмор, в основе которого лежит пафос приятия мира, продиктованный авторской позицией (дружелюбный тон), обусловливает тип конфликта и персонажа, характер смеха (веселый, добрый), благополучный финал.

В отличие от критически направленной сатиры, юмор (так же, как и амбивалентный, празднично-свободный смех) ориентирован на общечеловеческие ценности, выражает приятие мира и способствует его единению4. А это значит, что юмор раскрывает несовершенство жизни, забавляя и развлекая, принимая мир таким, какой он есть — в вечной антитезе. Этим и определяется позиция автора, которая не осуждает своих героев, а смеется вместе с ними над их недостатками, над несовершенством жизни.

Доминирующим в юмористической комедии является бытовой конфликт, который основан на противоречиях, возникающих в повседневной жизни: во взаимоотношениях в семье («Ырыкыныап ыыспатыгар» — «В избе Рыкунова» Суоруна Омоллоона, «Лэкиэс» С.П.Ефремова, «Кунуу» — «Ревность» С.П.Ефремова, «Поликарп Патефонов» Н.Е.Мординова, «Суллуукун баайа» — «Клад черта» И.А.Дмитриева), с соседями («Иччилээх туул» — «Сон в руку», «АбааИылаах кылаат» — «Клад с привидениями» И.М.Гоголева). Объектом юмористической комедии могут выступать и социальные проблемы, в ее структуре могут фигурировать сатирические персонажи. Но жанрообразующим принципом в ней остается юмор, а не сатира («Ы1раахтаа§ы ыйаа§а» — «Указ царя» П.А.Ойунского).

Комедийный сюжет зачастую организуется на приемах qui pro quo: недоразумения, переодевания, разыгрывания. Объектом авторского осмеяния выступают: герой-

чудак, сельские жители, «активный» герой, исходящие от архаического героя народной комедии.

Как отдельный жанровый тип нами выделяется народная комедия, в которой юмор сохраняет архаическую функцию созидания и единения, свою двойственность (сочетание восхваления и поношения) и синкретич-ность, заключая в себе все виды комического (обличительный смех в сочетании с возрождающим смехом радостного приятия мира).

Являясь своеобразной творческой обработкой древних языческих обрядов, посвященных духу деторождения АйыыИыт и духу охоты Байанаю, комедия П.Ойунского «0§о§о ба§арбыт» («Захотевший ребенка») представляет ценный материал в исследовании обрядового, ритуального смеха у якутов. Юмор в комедии связан с архаичным, магическим смехом, способным вызвать жизнь, рождение. Игровое начало пьесы (песни, танцы-осуохай), приемы переодевания и разыгрывания обусловлены народной смехо-вой культурой.

Поэтика народной комедии ярко выражена в комедии-трилогии И.Гоголева «Наара Суох» (1965, 1987, 1988). Используя возможности народного смеха одновременно обличать и развлекать, драматург затрагивает общественно значимые, серьезные проблемы: выборы, гласность, демократию, кризис духовности, сохранение национальной культуры, языковую политику. Для комедии-трилогии И.М.Гоголева «Наара Суох» характерны занимательность сюжетных перипетий, аллегоричность, ироничность диалогов, умелое использование знаковых фокусов, что определяется как свойствами самого жанра, так и творческой индивидуальностью драматурга.

Социокультурный контекст 50-х гг. предопределил появление синтетического жанра — лирической комедии, жанровая структура которой соединяет в себе лирическое и комическое. В якутской комедиографии встречаются два типа лирической комедии. В первом типе корреляция комического и лирического сводится к доминанте комического («Ус хатын» — «Три березы» АИ.Федорова, «Хотугу сибэкки» — «Цветок Севера» И.М.Гоголева, «Долгунча» П.Н.Тобурокова). Во втором — комическое уступает место

лирическому, что приближает ее к лирической драме («АбааИылаах етех» — «Балаган с привидениями» И.М.Гоголева). В лирической комедии происходит соединение лирического и юмористического, лирического и сатирического («Три березы» А.И.Федорова), лирического и иронического («Балаган с привидениями» И.М.Гоголева), что позволяет говорить о подвижности жанровых границ.

Современная комедия, сохраняя жанровую чистоту, в то же время начинает утрачивать жанровую определенность, приобретая новые качества. В якутской современной комедиографии, наряду с комедией традиционного типа (И.М.Гоголев, Айсен Дойду), развивается комедия нетрадиционного типа, к которым можно отнести постмодернистские пьесы (С.Н.Ермолаев).

Наблюдается активизация жанра трагикомедии, в котором драматурги вскрывают экзистенциальные конфликты эпохи, исследуя нравственный распад, бездуховность, одиночество человека в современном мире. В якутской комедиографии следует выделить три структурных типа трагикомедии. В первом доминирует комическое («Эр дьону эмиэ харыстаан» — «Мужчин тоже берегите» И.Гоголева, «Куба — любовь моя!» С.Ермолаева), во втором — трагическое («Киргил маИы то^суйар» — «Дятел долбит дерево»), в третьем — драматическое («Эйиэхэ сибэкки биэрээри» — «Чтобы подарить тебе цветы» С.Ермолаева, «Бэйэ дьоно» — «Свои люди» Айсена Дойду), в четвертом — комическое и трагическое уравновешены («Абырах» — «Опохмелка» С.Ермолаева).

Как показывает анализ пьес, происходит нарушение стереотипов жанрового героя, комический герой приобретает черты драматического, трагического. Внимание к внутреннему миру неудовлетворенного человека с рефлексирующим сознанием — асоциального героя («Опохмелка»), маленького человека («Куба — любовь моя!») — сближает современную комедию с психологической драмой. Драматурги в качестве трагикомического героя все чаще выбирают интеллигента («Мужчин тоже берегите»), состоявшегося человека («Дятел долбит дерево»), руководителя («Свои люди»).

Неразрешимые противоречия действительности предопределили открытый и тра-

гичный финал пьес. Присутствие в них знаковых фокусов, жаргонизмов, ненормативной лексики, просторечия — неотъемлемое свойство современной комедиографии. Новым в современной комедии явилось изменение роли ремарок. Использование в них восклицательных и вопросительных предложений, образных слов, междометий и частиц свидетельствует об эпизации драматического текста. Кроме того, непереводимые образные и звукоподражательные слова придают пьесам своеобразный национальный колорит (С.Н.Ермолаев, Айсен Дойду).

В комедиографии наблюдается усиление иронического начала с его неоднозначностью и противоречивостью. При этом современная реальность подается в гротескном, абсурдном виде. Так, художественная структура иронической комедии С.Н.Ермолаева «Освободите Луиса Корвалана!», в комической форме изображающей советское общество, основана на абсурдной ситуации и демонстрирует органичный синтез реального и ирреального. Ирония автора направлена не столько на героев, сколько на саму действительность.

В современной ситуации характерным является процесс драматизации комедии, что привело к образованию нового жанра, условно названного драмокомедией. В ней происходит корреляция составляющих жанровых основ — комедии и драмы. Драмокомедия «Эргиллии» («Возвращение») А.Д.Сивцева—Айсена Дойду представляет тот структурный тип, в котором комическое и драматическое уравновешены (комический герой, драматическая ситуация, благополучный финал). Художественная структура пьесы отличается многоплановостью сюжета (ретроспективные выходы в прошлое), поликонфликтностью, что является спецификой смешанного жанра, его драматической составляющей и индивидуальной особенностью драматурга-режиссера.

Таким образом, якутская комедия, выступая одним из значимых и активных жанров драматургии, демонстрирует мобильность и гибкость жанровых форм в соответствии с динамикой литературного процесса в целом и потребностями самой действительности. Все это обусловлено исторической изменчи-

востью комического мировосприятия. В современных комедиях, в отличие от предыдущих десятилетий, смех авторов направлен на изображение внутреннего мира героев, который находится в дисгармонии с окружающей действительностью. Все это приводит к расширению сферы комического, к изменению его природных качеств. В итоге появляется комическое смешанного типа, сочетающее в себе юмор, сатиру и иронию.

ЛИТЕРАТУРА

1 Гончарова-Грабовская С.Я. Комедия в русской драматургии 1980—1990-х годов (жанровая динамика и типология). — Минск, 1999.

2 Фролов В.В. Муза пламенной сатиры: очерки советской комедиографии (1918— 1986). — М., 1988. — С. 8.

3 Гончарова-Грабовская С.Я. Указ. соч.— С. 13.

4 Выгон Н.С. Юмористическое мироощущение в русской прозе: проблемы генезиса и поэтики. — М., 2000. — С. 21.

M.A. Kirillina

The peculiarities of genre comedy of Yakut drama (typology,

genre dynamic).

This article analyzes the peculiarities of development of Yakut comedy, satirical, humorous, ironic comedies and, synthetic genres — tragicomedy and drama-comedy. The author considers such aspects of genre as construction of plot, distinctiveness of conflict, system of types, author's position. It is noted that the mobility of genre borders, the violation of genre forms make up a peculiarity of modern comedy description.

Keywords: comedy genre, Yakut drama, satire, humor, irony, tragicomedy, drama-comedy, genre synthesis, genre dynamic.

УДК 812.512.157-3

Т.П.Самсонова

Особенности воплощения военной темы в современной якутской прозе (в рассказах К.Эверстова)

В статье представлено художественное осмысление темы Великой Отечественной войны в современной якутской прозе. В ходе анализа выявлены некоторые особенности её воплощения в рассказах молодого автора К.С. Эверстова. Материалы исследования свидетельствуют о нравственных проблемах современности, неразрывной связи поколений, памяти павших воинов-якутян.

Ключевые слова: военная тема, современная якутская проза, рассказ, композиционный прием, принцип антитезы, мотив сострадания, память, плен, подвиг, преемственность поколений.

Чем дальше фронтовой опыт грозных лет, тем больший интерес вызывает летопись его событий. В настоящее время в отечественном литературоведении, благодаря открытию доступа к засекреченным архивным материалам и их публикации, наметилась тенденция современного освещения темы Второй мировой войны, переосмысления ее начала, хода и завершения, а также отдельных ее проблем (Я.С.Духан, Л.И.Щелокова, Н.Н.Золототрубова и др.). Казалось бы, о

© Т.П.Самсонова, 2011.

ней рассказано и написано все, но каждый раз находятся неизвестные детали, которые и становятся основой сюжетов художественных произведений. Возникает вопрос: будет ли дальше развиваться проза о войне? Уходят очевидцы войны — уйдет ли и «поэтика участника»?

Обращение к современной прозе о Великой Отечественной войне позволяет судить о развитии новых тенденций в освоении данной темы, в частности, осмыслении событий тех лет писателями-фронтовиками и писателями, на долю которых пришлось

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.